Наталья Петровна Осадченко
Почему игры В. В. Воскобовича? Использование многофункционального пособия «Коврограф миниларчик» в коррекционной работе
▼ Скачать + Заказать документы
Всем известна педагогическая истина - развивающий эффект будет выше, если материал использовать в системе. В 1998 году была реализована идея создания технологий интеллектуально-творческого развития детей 3-7 лет с помощью игр В. В. Воскобовича. В настоящее время границы расширились и охватывают диапазон с 1 до 12 лет. Технологию назвали "Сказочные лабиринты игры", и выделили следующие задачи: развитие познавательного интереса, желаний и потребности узнавать нового.
Публикация «Почему игры В, В, Воскобовича? Использование многофункционального пособия „Коврограф миниларчик“ в коррекционной работе» размещена в разделах
(Сейчас это страдает у современных детей за готовыми играми в гаджетах, а также подачи материала с закрытым кодом, т. е нет необходимости додумывать. И игры, как правило, не содержат никакой проблемной ситуации).
Развитие наблюдательности и исследовательского подхода тоже страдает, так как именно по причине большого обилия готового материала. Развитие воображения и креативности мышления, умение гибко мыслить, видеть предмет под другим углом. Сейчас очень много у детей механического заучивания, без вариативности, без проблемных задач. Тоже очень сильно страдает этот аспект. Гармоничное сбалансированное развитие эмоционально-образного, логического начал. Почему это важно? Потому что к нам сейчас приходят правополушарные дети. Как правило, все речевые дети - они имею недостаток развития левого полушария, и как соответствие смещение функций в правое полушарие. А соответственно мыслят образами. Идет перекос - Много развиваем левое, недоразвиваем правое, которое чаще всего и является опорным и сохранным.
Технология Сказочного лабиринта игры имеет ряд особенностей.
• Первое - это широкий возрастной диапазон участников игр от года до средней школы с одной игрой.
Почему? К простому физическому манипулированию присоединяется система постоянно усложняющихся вопросов и познавательных заданий.
• Второе - многофункциональность- с помощью одной игры можно решить множество задач и одну задачу с помощью нескольких игр.
• Третье - вариативность - в рамках одной игры можно усложнить задачу, ориентируясь на зону ближайшего развития. В каждой игре уже разработано множество игровых заданий и упражнений.
Сказочность. Почему сказка? Построение процессов взаимодействия взрослого и ребенка, самостоятельной деятельности обучающихся на основе сказочного сюжета является одним из эффективных путей активизации познавательных процессов детей раннего, дошкольного и младшего школьного возраста.
Вся технология выстроена на создании и использовании с детьми длительных и быстрых сказок.
Длительные сказки - это несколько занятий, завязанных на одной игре.
А быстрая сказка проигрывается в одном занятии и имеет следующий алгоритм:
1. Взрослая задача.
2. Создание и использование моделей.
3. Мультипликация, оживление.
4. Проблемная ситуация.
5. Разрешение проблемной ситуации.
6. Проверка выполнения взрослой задачи.
Обязательное условие для создания сказки внесение проблемных элементов. Дети с удовольствием играют не с треугольниками, квадратами и трапециями, а с летающими льдинками озера Айс. Не изучают дроби, а разгадывают тайны Чудоцветика с Долькой и малышом Гео. Важно, что ребенок слушая сказку становится действующим лицом события и проживает таинственные сказочные приключения. Преодолевает с персонажем и добивается успеха. Но, одновременно он знакомится с игрой, отвечает на поисковые вопросы, решает интеллектуальные задачи, выполняет творческие задания.
Широта использования- от дома до школы. Творческий потенциал каждой игры - игры дают возможность придумывать, воплощать задуманное в реальность и детям и взрослым. Это превращает игровой процесс в долгоиграющий восторг.
Комфортность. А именно, качество, удобство работы, методическое сопровождение, мобильность и едина система. Так же в каждой игре очень большое количество вариантов в использовании и каждый педагог может вносить в это множество что-то свое. Таким образом, игры способствуют социально-коммуникативному развитию, познавательному, речевому, художественно-эстетическому и физическому развитию детей, что является отображением новых ФГОС.
В работе с кофографом миниларчиком, как и в реализации технологии в целом, выстроено построение и использование в работе с детьми длительных и быстрых сказок. Длительные сказки проходят в несколько занятий и завязаны на одной игре, как мы уже говорили об этом. Например, сказка-путешествие гусеницы Фифы. Начинатсяоан может так: на одной удивительной поляне жила гусеница Фифа. Она очень любила свою поляну, исползала ее вдоль и поперек, пересчитала все клеточки от одного края до другого, сверху вниз, снизу вверх, справа налево, слева направо. И вот однажды ей стало скучно на своей полянке. Захотелось чего-то яркого, необычного и интересного. Алгоритм построения быстрой сказки мы с вами уже рассматривали и напомним, что обязательное условие для создания сказки - внесение в неё проблемного элемента. К примеру, в ходе сказки, воплощаемой с помощью комплекта коврографа миниларчик выясняется, что на опушке поляны росли два дерева: низкое и высокое. Моделируются веревочками две вертикальные линии: слева короткая, справа в два раза длинней. Высокое дерево касалось кроной облаков и очень гордилось своим ростом, оно хвастливо говорило: "Я саамоооеее… " - дети предлагают свои варианты ответов. Низкое дерево было скромное. Однажды забрел на поляну гуляка-Ветер. Он сразу заметил высокое дерево, он стал раскачивать его из стороны в сторону. Это мультипликация. Высокое дерево наклонилось к корням низкого дерева. "Помогиии!" - прокричало высокое дерево. "Ииииии" - подхватило лесное эхо. Конструируется буква И из веревочек. Дети предлагают решения, как сгладить сложившуюся ситуацию и помирить низкое и высокое дерево. Таким образом, слушая сказку, ребенок становится действующим лицом событий, проживает таинственные веселые сказочные приключения. Преодолевает вместе с героем совсем не сказочные препятствия и добивается успеха. Одновременно он знакомится с игрой, отвечает на поисковые вопросы, решает интеллектуальные задачи, выполняет творческие задания.
Мною успешно используются коврограф миниларчика в работе с детьми с нарушениями речи. С его помощью провожу работу при автоматизации, дифференциации звуков. Разные приложения к нему заменяют мел, магниты, скотч. Наборы букв на картонных квадратах, веревочки разных цветов, кармашки, разноцветные кружки помогают обучать детей с нарушениями звуко-буквенному, слоговому анализу и синтезу, развитию мелкой моторики. Причудливые сказочные персонажи кофографа миниларчика – мои помощники в развитии ориентировки в пространстве, развитие внимания, мышления, памяти, творческих способностей, тактильной чувствительности.
Игровой комплект миниларчика дает возможность для развития самоконтроля ребенка, индивидуального освоения материала. Важно, что ребенок может исправить неточности на своем игровом поле при выполнении заданий, что создает дополнительную «ситуацию успеха».