Юлия Смирнова
Мастер-класс по использованию многофункционального дидактического пособия «Математический куб»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Познакомить педагогов с опытом работы по использованию дидактических игр по формированию элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста.
Задачи:
- передача опыта путем прямого и комментированного показа последовательности действий, приёмов и форм использования дидактических игр на липучках, как средство формирования элементарных математических представлений у дошкольников.
Ход мастер-класса
Вводная часть
Публикация «Мастер-класс по использованию многофункционального дидактического пособия „Математический куб“» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Математика. Игры и дидактические пособия по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший мастер-класс» февраль 2019
Добрый день, уважаемые коллеги!
Одной из моих методических разработок является дидактическое пособие, которое я назвала «Математический куб. Данное пособие используется в организованной образовательной деятельности при решении задач индивидуального развития по формированию математических способностей и в самостоятельной деятельности детей.
Пособие представляет собой куб с 6-ю гранями, выполненный из картона, обклеенный ковролином и плоскостные изображения предметов, цифр, геометрических фигур, математических знаков. Изображения съемные, они прикрепляются к кубу с помощью липучек. Задача ребенка – прикрепить картинки к граням куба в соответствии с заданием.
Варианты игр
I. Геометрические фигуры
Цель: - учить зрительно обследовать, узнавать и правильно называть плоскостные геометрические фигуры: круг, квадрат, прямоугольник, треугольник, овал, ромб;
- учить видеть геометрические фигуры в окружающих предметах.
Ход игры: на 4 гранях куба прикреплены геометрические фигуры, на 5 грани куба – картинки. Воспитатель предлагает детям соотнести геометрические фигуры с предметами окружающего мира (в игре могут участвовать сразу 4 ребёнка).
II. Цвета
Цель: - формировать умение детей различать и называть основные цвета (красный, зеленый, желтый, синий);
- умение выделять цвет предметов,сравнивать предметы по цвету,выбирать из группы предметы заданного цвета и распределять их по группам;
Ход игры: на 4 гранях куба прикреплены прямоугольники разного цвета, на 5 грани куба – картинки разных цветов. Воспитатель предлагает детям из предложенных картинок выбрать изображение того предмета, который соответствует его цвету (в игре участвуют 4 ребёнка).
III. Ориентировка во времени
Цель: - закрепить и углубить временные представления о частях суток, временах года и месяцах.
III.1 Времена года
Ход игры: Воспитатель предлагает детям подобрать подходящие по ассоциативному ряду картинки.
Ход игры: Воспитатель предлагает детям подобрать месяцы к временам года.
IV. Ориентировка в пространстве
Цель: - закрепить умение ориентироваться в пространстве;
- научить детей определять словом положение предмета в
пространстве.
Ход игры: Воспитатель предлагает детям расположить в центре куба девочку, солнце в левом верхнем углу, облако в правом верхнем углу, собаку слева от девочки, снеговика справа от девочки, ель в левом нижнем углу, дом в правом нижнем углу. Далее воспитатель предлагает повернуть куб и проверить, правильно ли выполнил это задание выполняющий ребёнок.
V. Математические знаки
Цель: - Формировать у детей представления о знаках: +, -, =, «больше», «меньше»;
- учить детей пользоваться ими.
Ход игры:на 6 гранях куба прикреплены математические знаки (+, -, =, «больше», «меньше»). Воспитатель предлагает детям рассмотреть эти знаки, назвать их и рассказать для чего мы их используем.
Ход игры: на одной грани куба прикреплены карточки с разным количеством предметов. Воспитатель предлагает детям поставить нужный знак между карточками. Повернуть куб и проверить друг друга.
VI. Количество и счёт
Цель: -Закрепить представления о цифрах от 0 до 9 и числе 10 и составе числа на основе сравнения двух множеств;
- сравнивать количество предметов и устанавливать соответствие между количеством предметов, числом и цифрой;
- продолжать учить детей решать арифметические примеры на сложение и вычитание.
Ход игры: На гранях куба выставлены карточки с предметами. Воспитатель предлагает детям посчитать сколько предметов на картинке и подобрать нужную цифру.
Ход игры: На гранях куба выставлены карточки примеры. Воспитатель предлагает детям решить арифметические примеры на сложение и вычитание. Далее повернуть куб и проверь друг друга.
VII. Мелкая моторика (работа со счётными палочками)
Цель: - учить детей выкладывать из счетных палочек силуэтов предметов по образцу.
Ход игры: Воспитатель предлагает детям выложить из счетных палочек силуэт предмета по образцу. Образец прикреплён к кубу.
Посчитать сколько палочек использовал. Воспитатель предлагает повернуть куб и угадать другу, что получилось.
VIII. Математические загадки
Цель: - Продолжать учить детей решать и отгадывать математические загадки.
Ход игры: Воспитатель предлагает детям отгадать загадку и выбрать цифру с правильным ответом, прикрепив её к кубу.
Примеры загадок:
Раз к зайчонку на обед
Прискакал дружок-сосед.
На пенёк зайчата сели
И по пять морковок съели.
Кто считать, ребята, ловок?
Сколько съедено морковок?
А теперь, уважаемые коллеги, предлагаю и Вам отгадать математические загадки. Выходите, пожалуйста, и занимайте места на стульчиках (4 человека). Решите задачу и прикрепите правильный ответ на куб.
В комнате 4 угла.
В каждом углу сидела кошка,
напротив каждой кошки – 3 кошки.
Сколько кошек находилось в комнате? (4 кошки)
Росло 3 берёзы.
На каждой берёзе по 7 веток.
На каждой ветке — по 3 яблока.
Сколько всего яблок?
Молодцы! Отлично справились с заданием.
А теперь я предлагаю Вам составить примеры. Поверните куб и решите пример, который составил Ваш коллега. Давайте ещё раз повернём куб и проверим, правильно ли решены примеры. Молодцы! Отлично справились!
Итог: В заключение моего мастер-класса хочется сказать, что мой куб - многофункциональное пособие, преимущество его, заключается в том, что это пособие можно использовать для любого вида деятельности, оно мобильно - его можно использовать за столом, на коврике, в музыкальном зале, как мы сейчас. А главное, что после выполнения задания, куб можно перевернуть и проверить друг друга.
Так же куб интересный, приятный на ощупь, вызывает положительные эмоции у детей, настраивает на игру, у детей появляется желание заниматься, потому что есть возможность выполнять разные виды заданий в игровой форме.
Рефлексия. Уважаемые, коллеги! Если мой мастер-класс был вам интересен и полезен - прикрепите на куб весёлый смайлик, а если ничего нового вы не узнали – грустный смайлик.
Благодарю за сотрудничество! Творческих всем успехов!