Алина Коршунова
Конспект занятия по плоскостному моделированию в старшей группе «Самолет для пилота Яши»
▼ Скачать + Заказать документы
Группа:старшая
Задачи:
Воспитательные:
• воспитывать у детей желание взаимодействовать со взрослым и сверстниками в процессе совместной образовательной деятельности;
• воспитывать аккуратность и самостоятельность в процессе выполнения задания;
• воспитывать культуру слушателей.
Развивающие:
• расширять кругозор детей в части представлений об окружающем мире, познакомить с историей головоломки «Танграм»;
• развивать у детей мелкую моторику кистей рук, умение действовать по инструкции, «читать» схему;
Публикация «Конспект занятия по плоскостному моделированию в старшей группе „Самолет для пилота Яши“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Летчики, пилоты
- Самолеты, вертолеты. Воздушный транспорт
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2023
• развивать у детей речевые навыки, умение рассказывать о своих действиях по составлению образа предмета.
Обучающие:
• знакомить детей с особенностями головоломки «Танграм», её частями;
• упражнять в умении сравнивать предметы, анализировать их, группировать по заданному признаку, формулировать выводы;
• учить составлять новые геометрические фигуры из имеющихся;
• учить составлять образ самолёта из частей головоломки «Танграм», включать часть в целое.
Ход заняти:
Воспитатель стучит в дверь, берёт письмо и предлагает детям пройти на ковёр и встать в круг.
-Ребята, посмотрите, к нам в группу принесли письмо. Я предлагаю открыть его и прочитать, вы согласны?
Воспитатель читает письмо: «Здравствуйте, ребята. Я – пилот Яша. Недавно я отправился в путешествие на своём самолёте и залетел в необычный лес, где мой самолёт превратился в геометрические фигуры. Вдруг ниоткуда я услышал слова, что самолёт появится вновь, если его соберут из этих фигур. Я много раз пытался, но у меня не получилось, поэтому прошу вас о помощи.
-Ребята, вы согласны помочь пилоту Яше?
-А чем мы ему можем помочь?
-Конечно, мы можем помочь пилоту собрать его самолёт из геометрических фигур.
беседа, демонстрация Воспитатель предлагает детям сесть за столы, достаёт головоломку «Танграм» и помещает её изображение на мольберт.
-Ребята, я посмотрела на геометрические фигуры и узнала эту головоломку. Вам интересно, как она называется?
-Эта головоломка называется «Танграм».
-Ребята, у этой головоломки необычная история появления, вы хотите услышать её?
-У одного человека выпала из рук и разбилась фарфоровая плитка квадратной формы. Получилось 7 частей, и расстроенный человек попытался поскорее сложить их снова в единое целое, но в результате он получал новые интересные фигуры. Так и появилась эта замечательная головоломка, из которой можно собрать множество силуэтов.
-Интересная история головоломки «Танграм»?
беседа, показ, демонстрация, объяснение, моделирование Воспитатель раздаёт детям наборы «Танграм».
-А вы хотите, научится собирать из этой головоломки силуэты и фигуры? Если мы научимся, то сможем собрать самолёт, хотите?
-Сначала сосчитайте, сколько деталей в головоломке «Танграм»? (7).
-Посмотрите, какие тут есть геометрические фигуры? (треугольники и четырёхугольники).
-А теперь я вам предлагаю сгруппировать все треугольные и четырёхугольные фигуры.
-Сколько получилось треугольных фигур? (5).
-А что есть у треугольника? Сколько углов? А сторон? (Углов и сторон у треугольника поровну, по три).
-Сколько больших, одинаковых по величине треугольников? (2).
Сколько маленьких? (2)
-Сравните этот треугольник (средний) с большим и маленьким. Какой можно сделать вывод? (Треугольник средней величины меньше, чем большой, но больше, чем маленький).
-Какого цвета большой треугольник? А какого цвета маленький?
-А сейчас посмотрите на четырёхугольные фигуры, как они называются? (Квадрат и параллелограмм).
-Сколько углов у этих фигур? А сторон? Они похожи?
-Ребята, а какие новые фигуры мы можем составить из треугольников?
-Сейчас пододвиньте к себе маленькие треугольники и сделайте из них большой треугольник.
Воспитатель наблюдает за выполнением задания детей, в случае необходимости помогает, корректирует.
-Молодцы, а как вы думаете теперь величина красного треугольника такая же как и у двух маленьких?
-Я предлагаю вам проверить, положите перед собой большой треугольник и наложите на него маленькие, так чтобы края и углы совпадали.
-Да, теперь эти треугольники равны, они одинаковые по величине.
-А теперь составьте треугольник из двух больших треугольников. Посмотрите, теперь треугольники равны по величине красному, коричневому или фиолетовому? (Нет, они разные по величине).
-Теперь сделайте из маленьких треугольников квадрат, а в наборе есть такого же размера фигура?
Воспитатель наблюдает за выполнением задания детей, в случае необходимости помогает, корректирует
-Какого цвета эта фигура?
-Молодцы, правильно.
-А теперь составьте четырёхугольник из треугольников.
Воспитатель наблюдает за выполнением задания детей, в случае необходимости помогает, корректирует.
-Маша, подойди, пожалуйста, к мольберту, и расположи фигуры так, чтобы получился четырёхугольник.
Воспитатель наблюдает за выполнением задания, в случае необходимости помогает, корректирует.
-Молодец, присаживайся, ребята у всех так?
-Ребята, а в наборе есть уже такая фигура?
-Посмотрите, и сравните, величина у них одинаковая?
- А теперь из больших треугольников соберите те же самые фигуры. Напомните, какие фигуры мы собирали из маленьких треугольников?
-Молодцы, а одинаковые по величине фигуры есть в данном наборе? (Нет, их нет).
-А сейчас составьте четырёхугольник из большого и маленького треугольника.
Воспитатель наблюдает за выполнением задания детей, в случае необходимости помогает, корректирует
-Гоша, подойди, пожалуйста, к мольберту, и покажи, как ты расположил треугольники, чтобы у тебя получился четырехугольник, а ребята посмотрят и сравнят со своими результатами.
Воспитатель наблюдает за выполнением задания, в случае необходимости помогает, корректирует.
-Молодец, присаживайся!
-Составьте новую фигуру из квадрата и двух маленьких треугольников.
Воспитатель наблюдает за выполнением задания, в случае необходимости помогает, корректирует
-Кто уже выполнил, может выйти и показать нам.
Воспитатель наблюдает за выполнением задания, в случае необходимости помогает, корректирует.
-Молодец, присаживайся! Посмотрите, ребята, у всех также?
Воспитатель помещает на мольберт элементарную схему.
-Посмотрите, у меня есть схема. Попробуйте сложить такой же прямоугольник, как и на схеме.
-Как вы думаете, из каких 3 деталей мы можем составить данную геометрическую фигуру?
Воспитатель наблюдает за выполнением задания, в случае необходимости помогает, корректирует.
-Молодцы! Мне кажется, мы с вами уже готовы начать собирать самолёт пилота Яши, а как вы думаете, мы готовы?
Воспитатель предлагает детям встать в круг.
-Ребята, но чтобы у нас точно получилось собрать самолёт правильно, я предлагаю почувствовать себя пилотами, хотите? Тогда повторяйте за мной!
Вот мотор затарахтел.
Вращают руками, согнутыми в локтях,
У-у, как быстро полетел.
Кисти, сжаты в кулак.
Полетел над лугом,
Двигаются по кругу друг за другом.
По большому кругу.
А потом поднялся в горы, Поднимают руки вверх.
А с горы в ущелье.
Приседают.
Вот лес, и мы тут
Изображают ели, опустив руки вниз
Достаём парашют.
Под углом кружатся.
Парашюты все раскрылись,
Дети мягко приземлились.
Садятся на места.
-Молодцы, вот мы и побывали в роли пилота. Теперь мы безошибочно соберём самолёт, вы согласны?
Воспитатель предлагает детям сесть за стол, раздаёт каждому ребёнку схему.
-Ребята, вот мы с вами наконец-то сможем помочь пилоту Яше! А сейчас рассмотрите схему самолёта.
-Посмотрите внимательно на самолёт и скажите, из каких геометрических фигур сделаны крылья, хвост, кабина? Назовите фигуру и её величину.
Воспитатель выслушивает ответы детей, в случае необходимости корректирует, подсказывает.
-Теперь посмотрите, какую геометрическую фигуру образуют два больших треугольника. Покажите стороны и углы этого треугольника.
-А какую фигуру образуют вместе маленький треугольник и квадрат?
-А какую фигуру образуют вместе маленький треугольник и четырёхугольник?
-Вот мы и рассмотрели, как составлен самолёт, из каких геометрических фигур сделан хвост, крылья, кабина. А теперь возьмите свои наборы и составьте самолёт. Кто выполнит задание, проверьте, правильно ли сделали.
- Кто затрудняется, можете детали накладывать на схему, и тогда у вас точно всё получится!
Воспитатель наблюдает за выполнением задания детей, в случае необходимости помогает, корректирует. Воспитатель напоминает о том, чтобы дети были самостоятельными и аккуратными в процессе выполнения задания.
-Ребята, я вижу у всех уже готово, я предлагаю выйти двум детям, например, Еве и Максиму, и рассказать, как вы составляли самолёт. Ева расскажет, как составляла заднюю часть, а Максим – переднюю. Я предлагаю вам назвать расположение, цвет и величину фигур.
-А мы, ребята, будем внимательными слушателями. Вы согласны?
Воспитатель с детьми слушают выступающих, в случае необходимости дополняют их ответы.
-Молодцы! Вот нам Максим и Ева рассказали, как они составляли самолёт. А вы так же составили?
Спасибо, присаживайтесь.
Воспитатель предлагает детям сесть на стулья
-Ребята, как вы думаете, мы помогли пилоту Яше?
-А что мы сделали?
-А с какой головоломкой мы познакомились?
-А кто-нибудь запомнил, как она появилась?
А у вас возникли трудности при составлении самолёта?
-А как мы с вами готовились к сбору самолёта?
Воспитатель помещает на мольберт иллюстрацию с изображением самолёта и пилота.
-А вот и фотография нашего пилота!
-Молодцы, ребята, мы и правда помогли Яше собрать самолёт, и теперь он наконец-то сможет улететь из леса и вернуться домой.
Ребята, у вас в группе тоже есть набор «Танграм» и замечательные схемы. Я предлагаю вам составить с помощью этих схем образы разных предметов. И сделать это вы сможете, когда захотите. Договорились?