Наталья Тарасенко
Пластилинография «Золотая хохлома»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект
непосредственно образовательной деятельности
Подготовила воспитатель подготовительной логопедической группы
БДОУ г. Омска «ЦРР – детский сад№37»
Тарасенко Наталья Александровна
Тема: «Золотая хохлома» пластилинография.
Образовательная область: «Художественно-эстетическое
развитие»
Цель: изображение элементов росписи при помощи пластилина.
Развивать чувство композиции, умение красиво располагать узор на заданном силуэте.
Публикация «Пластилинография „Золотая хохлома“» размещена в разделах
- Народные промыслы. Лепка, занятия с пластилином
- Пластилин. Поделки из пластилина по темам
- Пластилинография, пластилин
- Хохлома. Знакомимся с хохломской росписью
- Хохлома. Лепка, занятия с пластилином
- Темочки
Развивать сенсорную моторику - согласованность в работе глаза и руки. Совершенствовать координацию движений, умение управляться с инструментом - стекой.
Задачи:
Образовательные: продолжать знакомить детей с хохломской росписью, учить изображать элементы росписи при помощи пластилина, используя шаблоны, правильно пользоваться инструментом – стекой, закрепить приемы раскатывания и скатывания;
Развивающие: развивать чувство композиции, умение красиво располагать узор на заданном силуэте, сенсомоторику - согласованность в работе глаз и рук, творческое мышление, фантазию, внимание;
Воспитательные: воспитывать интерес к народным промыслам и традициям, взаимоуважение, желание работать сообща;
Материал: пластилин красного и оранжевого цветов, заготовка панно из черного картона (сахарница, стеки, доски для лепки, аудиозапись русских народных песен «Ой, рябина кудрявая», «Рябина», мелодии с частушками о Хохломе, экспонаты ярмарки народных умельцев из Гжели, Жостово, Хохломы.
Предварительная работа: чтение стихотворений о народных промыслах, рассматривание альбомов с элементами народных росписей/жостовской, гжельской, хохломской/, разучивание пословиц о труде, народных частушек, выполнение налепов и ветки рябины – криуля из красного и оранжевого пластилина;
Словарная работа: пластилинография, панно, Хохлома, Гжель, Жостово.
Непосредственно образовательная деятельность.
Дети входят в группу и становятся полукругом, приветствуя гостей: «Добро пожаловать, гости, дорогие!»
1. Вхождение в игровую ситуацию.
Воспитатель обращает внимание детей на красиво украшенную группу в народном стиле.
-Ребята, посмотрите, какая необычная обстановка в нашей группе. Сегодня здесь у нас - ярмарка изделий народных промыслов.
-А кто знает, что такое народные промыслы?/ответы детей/
-Верно, издавна доброй славой в народе пользовались хорошие умельцы, которые изготавливали, а затем расписывали красивую посуду, предметы быта. Как про таких мастеров говорили?
-«Мастер на все руки!»
-Правильно, сейчас я прочитаю вам загадки, а вы попробуйте отгадать, о каких видах народных росписей идет речь.
Дети присаживаются на ковер. Воспитатель загадывает загадки о видах народных росписей.
*Белоснежные ромашки
на подносы нанесли
розы, маки, незабудки
в черном поле расцвели. /Жостовская роспись/
Воспитатель выставляет на мольберт картинку с изображением изделия в стиле жостовской росписи.
-Молодцы, ребята, а чем же жостовская роспись отличается от других росписей?/Ответы детей/
-Да, действительно цветы, которые располагаются на черном фоне, отличают эту роспись от других. Следующая загадка.
*Эта посуда просто чудо,
Синий цвет бежит повсюду,
И рождается узор-
Оторвать не в силах взор. /Гжельская роспись/
Выставляется картинка с изображением гжельской росписи.
-Ребята, вспомните, почему народные умельцы из города Гжель выбрали именно синий цвет для своей росписи?/ответы детей/
Последняя загадка, слушайте внимательно.
*Все листочки как листочки
Здесь же каждый – золотой,
Красоту такую люди называют…/Хохломой/
-Ребята, а какие элементы хохломской народной росписи вам известны?/ответы детей/
- Есть виды росписей, о которых можно сказать одним словом. Например, Гжель называют голубой потому, что в ней много голубого цвета, а как бы вы одним словом сказали о Хохломе? Какая она?/Золотая/
-Ребята, а давайте сделаем с вами осенние подарки для ваших родителей с мотивами этой росписи, ведь в Хохломе так много золотых осенних красок. Это замечательные панно - картины, которые можно повесить на стену. Давайте повторим это слово. Алина повтори, пожалуйста, это слово. Выполним мы нашу роспись не красками, а при помощи воскового пластилина. Эта техника называется «пластилинография». Давайте повторим это слово. Индивидуальные ответы.
-А вы знаете, что народные умельцы работали не только по одному, но и по двое, по трое, чтобы помогать и дополнять друг друга. Давайте и мы попробуем сделать панно в парах. У меня шкатулка с фишками, берем фишку и садимся за стол с таким же цветом. Проводится интерактивная игра «Найди пару». Дети занимают свои места. Воспитатель рассказывает и показывает пошаговое выполнения работы.
-Сначала я буду делать веточку. Для этого, возьму пластилин оранжевого цвета, разомну и раскатаю «колбаску» прикреплю на середину панно. Затем, вырежу листочки, прикреплю на ветку рябины. Дальше возьму шарик из красного пластилина и раскатаю тонкий валик прямыми движениями руки, стекой нарежу одинаковые брусочки, скатаю ягоды рябины, приемом прижимания прикреплю на панно. Затем, используя шаблон, вырежу цветы из оранжевого пластины и тоже прикреплю на панно. И в завершении работы, листья и ягоды рябины при помощи стеки. Вот какое красивое панно получилось.
-А теперь, прежде чем приступить к работе, давайте поупражняем наши пальцы.
2. Проводится пальчиковая гимнастика «Листья рябины»
Листья рябины тихо кружатся /сжимать и разжимать кулаки рук/
Листья под ноги тихо ложатся /круговые вращения кистями рук/
И под ногами шуршат, шелестят/растирание ладоней прямыми движениями/
Будто опять закружиться хотят/поочередное соединение пальцев/
-Ребята, сначала вы должны будете договориться, кто какие элементы будет вырезать, а если одинаковых элементов несколько, например цветы, листья и ягоды рябины, их вырезать и лепить можно вместе.
-С чего вы начнете работу?
-Затем что нужно сделать?
Дети приступают к работе. Звучат русские народные песни. После окончания работы, дети выходят со своими панно, вешают на мольберт, чтобы показать гостям.
Заключительная часть.
-Посмотрите, какие красивые панно у вас получились.
-А какие панно вам понравились больше всего? Почему?
-Мы с вами знаем, что на ярмарке поют частушки. Порадуем наших гостей?
Дети выстраиваются полукругом и поют частушки.
*Осень, осень все сама
прячет злато в закрома
Ну, какое это злато?
Все сплошная Хохлома!
*Хохлома, так Хохлома
разукрашу все дома
А потом на улицу,
петуха и курицу!
*Бабка деда до обеда
Заставляла рисовать
ведь в красивую посуду
щи приятно наливать!
Мы вам гости на прощанье
Скажем дружно: «До, свиданья!