Наталья Батаговская
Пластилинография, как средство творческого развития детей
▼ Скачать + Заказать документы
Проблема развития творческих способностей дошкольников является одной
из актуальных проблем в дошкольной педагогике. Известно, что творческие
способности человека являются существенной частью интеллекта и задача их
развития - одна из важнейших в воспитании современного человека. Все
культурные ценности, накопленные человечеством, - результат творческой
деятельности людей.
В последнее время отечественная и зарубежная педагогика все больше
Публикация «Пластилинография, как средство творческого развития детей» размещена в разделах
- Лепка с использованием бросового материала
- Лепка. Методические разработки
- Лепка. Техники работы с пластилином
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
внимания уделяет изобразительной деятельности, как средству развития
талантливой, творческой личности.
Потребность общества в личности нового типа - творчески активной и
свободно мыслящей - постоянно возрастает. Формирование творческой
личности - одна из наиболее важных задач педагогической теории и
практики на современном этапе. Об этом говорится и в документе о
федеральных государственных образовательных стандартах дошкольного
образования:"Основными задачами дошкольного обучения являются
сохранение и поддержка индивидуальности ребенка, развитие
индивидуальных способностей и творческого потенциала каждого ребенка".
Наиболее эффективное средство для этого - изобразительная деятельность
ребенка. Дошкольное детство-это период интенсивного формирования
художественно-творческих способностей, что является важным компонентом
поддержки развития дошкольника.
Именно изобразительная деятельность с использованием нетрадиционных
техник является наиболее благоприятной для творческого развития
способностей детей. Одной из таких нетрадиционных методик является
пластилинография.
Пластилинография - это нетрадиционный вид изобразительной
деятельности. Представляет собой создание лепных картин с изображением
более или менее выпуклых, полуобъемных объектов на горизонтальной
поверхности. Основной материал - пластилин. Пластилин используется в
виде краски, а инструментом для работы служат пальчики ребенка.
В пластилинографии заложены колосальные воспитательные резервы,
огромные педагогические возможности, которые влияют на формирование и
развитие творческой личности.
Целью пластилинографии является развитие творческих и художественных способностей детей.
Задачи:
пробудить интерес у детей к творческому труду;
научить правильным навыкам работы с пластилином;
закрепить освоенные приемы (скатывания, надавливания, размазывания);
формировать навыки ориентироваться на листе картона;
воспитать волевые качества, такие как: усидчивость, упорство, стремление доводить начатое дело до конца;
формировать умение работать в коллективе.
развивать самостоятельность, аккуратность;
развивать моторику и глазомер.
Нетрадиционную технику "пластилинография" в свои занятия со старшими
дошкольниками я ввела несколько лет назад. Если раньше на занятиях по лепке дети боялись лепить, были не уверены в своих способностях, то сейчас пластилинография вызывает у детей желание творить, развивает воображение, раскрепощает, вызывает положительные эмоции. А это залог психического здоровья и эмоционального благополучия детей.
В данное время работаю с детьми старшего дошкольного возраста. Старший
дошкольный возраст характеризуется возрастающей познавательной
активностью, интересом к окружающему миру, стремлением к наблюдению,
сравнению, способностью детей осознавать поставленные перед ними цели.
Занятия по пластилинографии организую с учетом возрастных,
физиологических и психологических особенностей своих воспитанников. На
каждом занятии решаю не только практические задачи, но и воспитательно-
образовательные, что в целом позволяет всесторонне развивать личность
ребёнка, его творческие способности, умение общаться с другими людьми.
Дети получают знания, умения, навыки, идёт знакомство с миром разных
предметов; расширяются возможности изобразительной деятельности детей
по принципу «от простого к сложному».
Занятия провожу в спокойной атмосфере, часто под приятную музыку, что
способствует релаксации: снятию усталости и напряжения. Использую
художественное слово, игровые методы и приемы, что позволяет достичь
успехов в развитии у детей творческих способностей. И самое главное -
всегда учитываю желание детей, настроение, возможности, интересы!
Первые успехи в работе вызывают у детей желание создавать тематические
картинки сначала под руководством взрослого, а затем подтолкнут к
самостоятельному творчеству.
Есть несколько видов нетрадиционной техники работы с пластилином -
пластилинографии :
Прямая пластилинография- изображение лепной картины на
горизонтальной поверхности.
Контурная пластилинография - изображение объекта по контуру, с
использованием «жгутиков».
Модульная пластилинография - изображение лепной картины на
горизонтальной поверхности с использованием валиков, шариков, косичек,
многослойных дисков.
Многослойная пластилинография - объемное изображение лепной картины
с на горизонтальной поверхности, с последовательным нанесением слоев.
Мозаичная пластилинография - изображение лепной картины на
горизонтальной поверхности с помощью шариков из пластилина или
шарикового пластилина.
Каждая из этих техник – это маленькая игра. Их использование позволяет
детям чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее, развивает
воображение, дает полную свободу для самовыражения.
В воспитании ребёнка нет и, не может быть мелочей, и такая забавная и
несерьёзная на первый взгляд вещь, как пластилин, может при грамотном
подходе сыграть немалую роль, так как способствует сохранению
психическое равновесие, дают возможность безопасному выходу эмоций.
При этом ребенок имеет возможность реализовать свой творческий
потенциал, творить так, как хочется именно ему, быть свободным от любого
давления, навязывания чужого мнения. Так же укрепляется вера ребенка в
собственные силы, развивается индивидуальность, автономность.
Пластилиновая живопись в рамках продуктивной деятельности в ДО может
стать необычным решением задачи творческого развития детей.
Приёмы и способы пластилинографии
Рисование мазками
Техника заключается в размазывании пальцем небольших кусочков пластилина. Удобнее всего использовать указательный палец, мазки можно делать разной длины, смотря что необходимо изобразить — длинные детали (ствол дерева, волна, травинка) или короткие (лепесток цветка, лучи солнца, листья). Можно использовать такую технику — размазывать попеременно разными пальцами обеих рук, это полезно и для пальчиков, и для мозговой деятельности.
Рисование шариками из пластилина
Скатать на доске небольшие пластилиновые шарики, придавить к основе. С помощью этого приёма можно выполнить объёмные детали или заполнить ими контуры рисунка.
Размазывание на большой поверхности
Техника та же, что и на небольших кусочках, только пластилином покрываются большие площади. Можно сочетать различные цвета, смешивать их, варьировать толщину слоя.
Процарапывание узоров на слое или деталях из пластилина
На поверхность, заполненную слоем пластилина, или отдельные детали нанесите различные узоры методом процарапывания. Сделать это можно с помощью разных инструментов — палочек, зубочисток, колпачком ручки и т. п. Оригинально смотрятся и придают объём узоры из спиралей.
Скатывание пластилиновых колбасок
Дети очень любят этот приём. Нужно скатать небольшой кусок пластилина в колбаску и придавить к основе. Из таких колбасок можно сделать: орнаменты, снежинки, закрутить их в спираль, перекрутить вместе две или три колбаски разных цветов. Вариаций использования этого приёма — множество.
Работа по формированию навыков по пластилинографии проводится в
несколько этапов, на каждом из которых ставились определенные задачи.
Подготовительный. Освоить приемы размазывания пластилина подушечкой
пальца; выработать правильную постановку пальца; научиться не выходить
за контур рисунка; использовать несколько цветов пластилина.
Основной. Доводить дело до конца, работать аккуратно, действовать по
образцу и по словесному указанию педагога; научиться самостоятельно
решать такие творческие задачи как выбор рисунка для работы и цвет фона;
научиться получать разные оттенки путем смешивания разных цветов
пластилина.
Итоговый. Сформировать личностное отношение к результатам своей
деятельности.
Расскажу об этапах подробнее. Для успешного освоения детьми техники
пластилинография очень важен подготовительный этап, когда дети учатся
простым приемам пластилинографии. На первых занятиях все дети учатся
приему размазывания пластилина подушечкой большого пальца. Дети
приступают к рисованию, т. е. размазывают пластилин по всему рисунку, как
будто закрашивают его. Параллельно они учатся работать на ограниченном
пространстве и с пластилином нескольких цветов.
На основном этапе обучения дети совершенствуют технику рисования
пластилином. Дети учатся создавать композиции. Учитывая разные
возможности детей одной возрастной группы, в конспектах занятий
предусмотрены усложнения. Усложнения могут быть использованы как
индивидуально, так и для всего коллектива детей.
На итоговом этапе дети самостоятельно выполняют задания, опираясь на
имеющийся опыт и свое отношение к изображаемому объекту. Создание
образа в воображении - наиболее трудный путь, требующий большого объема знаний, кругозора, умения удивляться, наблюдать. Поэтому важно пополнять внутренний потенциал детской фантазии, обогащая ее новыми
впечатлениями до тех пор, пока детям не захочется поделиться ими.
Для того, чтобы создать на занятиях хорошее эмоциональное настроения я
использую художественное слово (стихи, загадки, песни, потешки,
сюрпризные моменты (появление сказочного героя, пальчиковую
гимнастику. Пальчиковые упражнения помогают снять напряжение с пальцев
и заодно поиграть, расслабиться.
Работа в технике пластилинография очень интересна. Она развивает
моторику пальцев рук, точность движений, фантазию, абстрактное
мышление, внимание, художественные навыки работы с пластическими
материалами.
Из опыта работы, можно с уверенностью сказать, что главный итог -
ощущение радости детей и взрослых и желание вновь встретиться для
работы с этим материалом.