Екатерина Ныркова
Пластилинография как метод развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста (технология)
▼ Скачать + Заказать документы
1. Пояснительная записка
В настоящее время педагоги, специалисты в области раннего развития, настаивают на том, что развитие интеллектуальных и мыслительных процессов необходимо начинать с развития движения рук, а в частности с развития движений в пальцах кисти. Это связано с тем, что развитию кисти руки принадлежит важная роль в формировании головного мозга, его познавательных способностей, становлению речи. Значит, чтобы развивался ребенок и его мозг, необходимо тренировать руки. Именно это в дальнейшем даст ему возможность легко обучаться новому, будь то иностранный язык, письмо или математика. Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений руки и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий.
Публикация «Пластилинография как метод развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста (технология)» размещена в разделах
- Мелкая моторика
- Пластилин. Поделки из пластилина по темам
- Пластилинография, пластилин
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Пластилинография – это нетрадиционная техника работы с пластилином.
Понятие «Пластилинография» имеет два смысловых корня: «графия»- создавать, изображать. А первая половина слова «пластилин» подразумевает материал, при помощи которого осуществляется исполнение замысла. Принцип данной техники заключается в создании лепной картины с изображением более или менее выпуклых, полуобъёмных объектов на горизонтальной поверхности. Дополнение пластилинографии природными материалами помогает создать интересную, выразительную композицию.
Занимаясь пластилинографией, дети получают знания умения и навыки; происходит закрепление информации, полученной в непосредственно образовательной деятельности по развитию речи, экологии, рисованию, осуществляется знакомство с миром разных предметов в процессе частичного использования бросового материала, расширяются возможности изобразительной деятельности. На занятиях решаются не только практические, но и воспитательно-образовательные задачи: ребенок учится познавать мир и осознавать себя, свое место в нем, единство человека и природы; расширяются возможности изобразительной деятельности детей.
1.1. Актуальность опыта работы
Изучив теоретический материал по данному вопросу, я сделала вывод о том, что развитие интеллектуальных и мыслительных процессов необходимо начинать с развития движения рук, а в частности с развития движений в пальцах кисти. Изобразительная деятельность способствует развитию сенсомоторики – согласованности в работе глаза и руки, совершенствованию координации движений, гибкости, силе, точности в выполнении действий, коррекции мелкой моторики пальцев рук.
Занятия пластилинографией способствуют интеллектуальному развитию детей. Полученные результаты и сам процесс работы раскрывают творческие способности ребенка, делают детский мир красочнее и духовно богаче.
Занятия способствуют развитию таких психических процессов, как: внимание, память, мышление. Пластилинография способствует развитию восприятия, пространственной ориентации, сенсомоторной координации детей. Дети учатся планировать свою работу и доводить её до конца. Занимаясь пластилинографией, у ребенка развивается умелость рук, укрепляется сила рук, движения обеих рук становятся более согласованными, а движения пальцев дифференцируются, ребенок подготавливает руку к освоению такого сложного навыка, как письмо. Этому всему способствует хорошая мышечная нагрузка пальчиков.
Одним из несомненных достоинств занятий по пластилинографии с детьми младшего дошкольного возраста является интеграция предметных областей знаний. Деятельность пластилинографией позволяет интегрировать различные образовательные области: «Познание», «Коммуникация», «Художественно эстетическая», «Художественная литература».
Весь подбираемый материал для занятий с детьми, имеет практическую направленность, максимально опирается на имеющийся у них жизненный опыт, помогает выделить сущность признаков изучаемых объектов и явлений, активизирует образы и представления, хранящиеся в долговременной памяти. Они позволяют уточнить уже усвоенные им знания, расширить их, применять первые варианты обобщения.
В интересной игровой форме обогащают свой словарь. В процессе обыгрывания сюжета и выполнения практических действий с пластилином ведётся непрерывный разговор с детьми. Такая игровая организация деятельности детей стимулирует их речевую активность, вызывает речевое подражание, формирование и активизацию словаря. Дети знакомятся с художественными произведениями, стихами, загадками, потешками, пальчиковыми играми.
У детей появляются первые элементарные математические представления о счете, размере, величине.
Развивают сенсорные эталоны. Сенсорное развитие занимает одно из центральных мест в работе с детьми по пластилинографии, происходит развитие общих сенсорных способностей: цвет, форма, величина. У детей воспитывается тактильные и термические чувства пальцев. Дети наилучшим образом знакомятся с материалами через тактильные ощущения.
На занятиях происходит реализация впечатлений, знаний, эмоционального состояния детей в изобразительном творчестве.
Но главное значение занятий по пластилинографии состоит в том, что в конце обучения, у ребенка развивается умелость рук, укрепляется сила рук, движения обеих рук становятся более согласованными, а движения пальцев дифференцируются. Этому способствует хорошая мышечная нагрузка на пальчики. У детей развивается пинцетное хватание, т. е. захват мелкого предмета двумя пальцами или щепотью они так – же умеют самостоятельно осуществлять движения во всех его качествах: силе, длительности, направленности.
Данная технология обеспечивает своевременное, всестороннее развитие личности ребенка с учетом его индивидуальных и психофизических особенностей; активно помогает каждому ребенку в освоении соответствующих возрасту умений и знаний, и обучает систематически и грамотно анализировать полученные результаты.
Техника доступна детям уже с младшего дошкольного возраста, вне зависимости от их способностей, позволяет быстро достичь желаемого результата и вносит определенную новизну в творчество детей, делает его более увлекательным и интересным.
1.2. Основные методы и формы работы с детьми, используемые в проведении и описании педагогического опыта
Методы и приемы, помогающие активизировать детей в процессе изобразительного творчества:
- Эмоциональный настрой. Музыкальное произведение активизирует внимание. Характер музыки побуждает детей искать возможности самостоятельно передавать своё эмоциональное состояние, затем отображать в художественно-практической деятельности.
- Словесные: наводящие вопросы, советы, беседы, объяснения, познавательные рассказы.
- Художественное слово. Дети эмоционально откликаются на красоту поэтических строк. Художественное слово помогает формировать умение сравнивать, сопоставлять различное эмоционально-образное содержание произведения и настроение живой природы.
- Педагогическая драматургия. По ходу деятельности дети путешествуют. Они могут быть реальными, сказочными или воображаемыми. Например, «Путешествие в мир природы» «Путешествие по сказкам», «Страна рисования».
- Воспитание сказкой. Занимательный сюжет сказки, сказочные образы, помогают развитию у детей эмоций и воображения.
- Наглядные: картины, схемы, образцы, рисунки. Демонстрация индивидуальной натуры в нужном ракурсе, индивидуальный показ сложного технического способа или приема (обязательное условие – не на работе ребенка).
- Игровые: дидактические, развивающие игры.
- Метод наблюдений: экскурсии, прогулки.
- Метод проблемного обучения: самостоятельный поиск решений.
- Совместный поиск изобразительно-выразительных средств.
Формы работы:
- Индивидуальная. Индивидуальный показ сложного способа и приема. Важно тонко и тактично осуществлять руководство творческой деятельностью с учетом индивидуальных особенностей, научить ребенка самостоятельно находить средства художественной выразительности для передачи образа.
- Коллективная. Эта модель продуктивна при тематике деятельности по мотивам любимых сказок, времен года и т. д. Участие в конкурсах, выставках. Чтобы пробудить у ребенка желание узнавать и открывать самого себя в творческом художественном процессе, необходимо использовать организационные формы работы: это организация выставки рисунков, создание картинной галереи, участие детей в различных конкурсах детского творчества. Ребенок – зритель, посетивший выставку, с одной стороны, видит и узнает в работах других детей много интересного, близкого, знакомого. А с другой стороны - он вдруг открывает для себя возможность личной интерпретации событий и сюжетов. Персональную выставку может представлять ребенок – автор. Это дает чувство уверенности ребенку, учит его выражать свои мысли, доносить их до других людей.
Фронтальный показ способов деятельности (ограничено) важно сохранить творческие замыслы детей.
При планировании я опиралась, на соблюдение следующих принципов:
1. Принцип обогащения обогащение активного и пассивного словаря детей сенсорно-чувственного опыта при экспериментировании с формой, цветом, при решении задач по созданию выразительных образов, знаний детей о мире вещей и природы.
2. Принцип развивающего обучения.
Придерживаясь данного принципа, я стараюсь дать детям знания повышенного уровня, опережающие их развитие.
3. Принцип воспитывающего обучения.
Обучая технике «Пластилинография» воспитываю у детей – усидчивость, терпение, самостоятельность.
Закрепляем у детей знания по цветовосприятию, развиваю эстетический вкус.
4. Принцип свободы выбора.
Я предоставляю детям возможность самим решить, как будет оформлена их картина, предоставляю им возможность выбрать подходящий на их взгляд материал. Может быть, поэтому все поделки получаются разными, красивыми, интересными.
5. Принцип личностно – ориентированного обучения заключается в признании ценности личности каждого ребенка и нацеленности обучения на раскрытие и развитие его индивидуальности, позволяет строить индивидуализированный подход к особо одаренным детям.
В соответствии с этим, научила детей с различным уровнем творческого развития, следующим важным умениям:
- самостоятельно приобретать новые и творчески использовать имеющиеся знания;
- принимать самостоятельные и ответственные решения;
- планировать свою деятельность, прогнозировать и оценивать ее результаты, т. е. рефлексировать свою деятельность;
- строить с детьми отношения сотрудничества.
6. Принцип интеграции.
Художественная деятельность взаимосвязана:
- с различными видами изобразительного искусства (жанрами живописи, декоративно-прикладным искусством, скульптурой, архитектурой);
- с разными видами деятельности детей (рисование, аппликация, конструирование из природного и бросового материала).
1.3. Новизна
Пластилинография - один из наиболее редко практикующихся, но приобретающий все большую популярность видов изобразительной деятельности. В связи с этим отсутствуют развернутые методические рекомендации по проведению совместной деятельности с детьми дошкольного возраста. В пластилинографии заложены колоссальные воспитательные резервы, огромные педагогические возможности, которые влияют на формирование и развитие художественно-эстетического и образно-пространственного восприятия окружающего мира детьми дошкольного возраста. Эта техника доступна детям разного дошкольного возраста, позволяет быстро достичь желаемого результата и вносит определенную новизну в творчество детей, делает его более увлекательным и интересным, что очень важно для работы с детьми.
Новизна моей работы заключается в том, что целенаправленная и систематическая работа по развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста нетрадиционным методом пластилинографии, оказывает положительное воздействие на весь организм в целом, развивает навыки ручной умелости, формирует механизмы, необходимые для будущего овладения письмом. Считаю, что работа в данном направлении будет продолжена, ведь она является частью моего педагогического мастерства.
1.4. Технологичность
Заключается в большой практической значимости представленного опыта, который используется в практике, педагогами, родителями. Опыт моей работы способствует развитию у дошкольников мелкой моторики, развитию тактильных ощущений. Дети овладевают умением передавать форму и характерные детали внешнего вида предмета, умение использовать разнообразные приемы: выполнение декоративных налепов разной формы, прищипывание, сплющивание, оттягивание деталей от общей формы, развивается творческое воображение и целостное восприятие, значительно улучшается состояние здоровья в целом, повышается двигательная активность, звукопроизношение. Возрастают показатели, грамотности, выразительности речи. Нетрадиционная техника «пластилинография» играет чрезвычайно важную роль в полноценном творческом развитии ребёнка.
В работе с родителями использую различные формы работы:
- мастер-классы;
- консультации, беседы, папки – передвижки:
«Пластилинография – как средство развития речи детей дошкольного возраста»
«Подарок ребенку – пластилин: развиваем творчество»
«Как развивать мелкую моторику через пластилинографию»
«Лепим с удовольствием»
Живой интерес у родителей вызывают выставки детских работ по «пластилинографии». Постоянно оказываю консультативную помощь родителям, как индивидуальную, так и общую.
1.5. Описание основных элементов представляемого педагогического опыта
Цель: создание необходимых условий для развития творческих способностей детей посредством приобщения их к пластилинографии – одному из видов декоративно-прикладного искусства.
Задачи обучения:
Младшая группа, 3-4 года
• Освоение передачи простейших образов предметов, явлений окружающего мира посредством пластилинографии.
• Освоение основных приемов пластилинографии (надавливание, размазывание, отщипывание, вдавливание).
• Формировать устойчивый интерес к художественной лепке.
• Развивать изобразительные умения посредством пластиллинографии.
• Способствовать развитию познавательной активности, развитию творческого мышления, воображения, фантазии.
• Развивать мелкую моторику пальцев рук.
• Содействовать воспитанию интереса к художественно-творческой деятельности, стремлению к овладению знаниями и навыками в работе с пластилином.
• Воспитывать трудолюбие, аккуратность.
Средняя группа, 4-5 лет
• Освоение передачи простейших образов предметов, явлений окружающего мира посредством пластилинографии.
• Освоение основных приемов пластилинографии (надавливание, размазывание, отщипывание, вдавливание).
• Дать теоретические знания и формировать у воспитанников, практические приемы и навыки с пластилином.
• Развивать координацию и согласованность руки и глаза.
• Воспитывать усидчивость, аккуратность, желанию доводить начатое дело до конца.
Старшая группа, 5-6 лет
• Учить приемам работы с пластилином: раскатывание, скатывание, вытягивание, размазывание, примазывание, надавливание, сглаживание поверхности.
• Учить детей самостоятельно осуществлять движения, контролируя их силу, длительность, направленность.
• Учить создавать яркие, выразительные образы и изображения окружающего мира, действительности посредством соединения двух цветов пластилина в один; формировать целостную картину мира.
• Развитие изобразительных умений посредством пластилинографии.
• Развитие тонких и дифференцированных движений кистей и пальцев рук.
• Поддержание проявления фантазии и смелости в применении собственных замыслов.
Подготовительная к школе группа, 6-7 лет
• Совершенствование практических умений и навыков детей при изготовлении изделий из разных материалов.
• Формирование умения работать в коллективе.
• Создание условий для самостоятельного творчества.
• Овладение элементарными трудовыми навыками и способами художественной деятельности.
• Обучать специальным технологиям работы с пластилином, закреплять приобретенные умения и навыки, показать широту их возможного применения.
• Развивать мелкую моторику рук, глазомер.
• Развитие чувства цвета, пропорции, ритма.
• Развивать художественный вкус, фантазию, изобретательность.
• Осуществлять постепенную подготовку руки к освоению навыка письма.
• Воспитание усидчивости аккуратности, трудолюбия.
• Воспитывать эстетический вкус, любовь к прекрасному.
• Поддерживание проявления фантазии и смелости в применении
собственных замыслов.
Ожидаемые результаты
• Дети овладеют теоретическими знаниями и навыками по пластилинографии.
• Будут свободно пользоваться инструментами и материалами необходимыми для работы с пластилином.
• Будут владеть различными техническими приемами и способами лепки.
• Научатся самостоятельно изготавливать из пластилина игрушки и картины.
• Научатся украшать изделия из пластилина различными природными и декоративными материалами.
• Разовьют познавательные, творческие и художественные способности, творческую активность, самостоятельность.
• Выработают усидчивость, терпение, трудолюбие, научатся ценить ручной труд.
• Получат навыки совместной работы.
2. Теоретические и практические основы пластилинографии
Техника пластилиновой живописи уникальна. Дети с удовольствием открывают и самостоятельно придумывают новые цвета и оттенки, используя пластилиновую палитру. Поиск цветов и оттенков сближает лепку с рисованием красками. Принцип данной нетрадиционной техники заключается в создании лепной картины с изображением выпуклых объемных, полуобъёмных объектов на горизонтальной поверхности. Рисование пластилином – это искусство на стыке двух классических изобразительных жанров: «плоской» живописи и объемного изображения, то есть скульптуры. Пластилинография – это не только рисование пластилином, но еще и аппликация пластилином, так как к некоторым видам пластилина можно применять ножницы и клей.
Предметный материал художественно-творческой деятельности представляет собой последовательность тщательно подобранных, постепенно усложняющихся изделий. Каждое новое изображение базируется на уже изученном, содержит знакомые формы и выполняется уже известными ребенку приемами, но при этом дополнено новыми, более сложными, еще не знакомыми ему элементами.
2.1. Этапы формирования навыков работы в технике пластилинография
Работу по формированию навыков по пластилинографии проводила в несколько этапов, на каждом из которых перед ребенком ставила определённые задачи:
Этап № 1. Подготовительный
Задачи перед ребёнком:
- Освоить прием надавливания.
- Освоить прием вдавливания.
- Освоить прием размазывания пластилина подушечкой пальца.
- Освоить правильную постановку пальца.
- Освоить прием отщипывания маленького кусочка пластилина и скатывания шарика между двумя пальчиками.
- Научиться работать на ограниченном пространстве
Этап № 2. Основной
Задачи перед ребёнком:
- Научиться не выходить за контур рисунка
- Научиться пальчиком, размазывать пластилин по всему рисунку, как будто закрашивая его.
- Использовать несколько цветов пластилина
- Для выразительности работ, уметь использовать вспомогательные предметы (косточки, перышки и т. д.)
- Научиться пользоваться специальной стекой-печаткой.
- Научиться доводить дело до конца
- Научиться аккуратно, выполнять свои работы
- Научиться выполнять коллективные композиции вместе с другими детьми
- Научиться восстановлению последовательности выполняемых действий
- Научиться действовать по образцу воспитателя
- Научиться действовать по словесному указанию воспитателя
Этап № 3. Итоговый
Задачи перед ребёнком:
- Самостоятельно решать творческие задачи.
- Самостоятельно выбирать рисунок для работы.
- Формировать личностное отношение к результатам своей деятельности
2.2. Основные приемы пластилинографии
Развитие детского творчества в любом виде художественной деятельности, в том числе и изобразительной, связано с овладением способами и приемами этой деятельности. Их выделяет и показывает детям педагог. Для того чтобы свободно передавать любые заинтересовавшие предметы и явления в рисунке, аппликации, необходимо учить детей разнообразным приемам рисования.
Нужно уделить внимание обучению дошкольников катать тонкие колбаски. После колбасок нужно научить формировать маленькие шарики - сначала вращательными движениями ладошек, а затем вращательными движениями ладошек по столу. Для этого раскатанную колбаску разрезают стеком на равные части, из полученных частей получают одинаковые шарики. Пластилиновая картина может состоять из шарообразных, сферических или цилиндрических кусочков либо мазков, и при визуальном восприятии выглядит, как мозаика.
Раскатывание. Кусочек, положенный между ладонями или на доску и прижатый ладонью, раскатывается прямолинейными движениями кистей рук, удлиняется и приобретает цилиндрическую форму.
Скатывание. Кусочек кругообразными движениями ладоней, либо между поверхностью стола и ладонью, скатывается в шарик.
Оттягивание. Слегка потянув щепоткой часть пластилина - оттягиванием - можно из оттянутого материала сформировать часть изображения.
Сплющивание. Наиболее применяемый приём для этого шарик сдавливают до формы лепёшки.
Заглаживание. Применяется для создания плавного перехода от одной детали к другой при соединении и для закругления. Выполняется пальцами или стеком. Одновременно можно удалить излишек пластилина.
Вдавливание. Небольшие углубления и изгибы поверхности передают вдавливанием - нажимом пальцев, стека или формирующих структуру вспомогательных инструментов - трубочек, зубчатых колесиков и т. п.
Прищипывание. Осуществляется сжатием пальцев, собранных в щепотку, в той части формы, где создаётся новая деталь.
Разрезание. Разделение бруска стеком или резачком на отдельные куски.
Соединение. Прикладывание и несильное прижимание деталей друг к другу. При этом нужно соизмерять силу и не допускать деформации деталей.
Следующие же приемы являются характерными именно для пластилинографии. Это заглаживание, надавливание и размазывание, которые необходимы для создания плоской и гладкой поверхности. Они выполняется усилиями кончиков пальцев. Что касается размазывания, то оно может выполняться сверху вниз либо слева направо.
2.3. Рекомендации по организации работы в технике пластилинография
Освещение. В связи с тем, что данная работа связана с цветоразличением, рабочее место ученика должно быть хорошо освещено. Свет должен быть естественным, падать равномерно и не давать бликов на рабочую плоскость.
Одежда. Обязательным атрибутом в данном виде деятельности является фартук или халат и давно забытые нарукавники. Нарукавники легко изготавливаются из ткани. Для этой же цели можно использовать рукава от старого свитера или гольфы с отрезанной носочной частью, они одеваются резинкой в сторону запястья.
Посадка. Во время работы необходимо следить за правильной посадкой учащихся. Ребёнок не должен низко наклоняться над столом. Поскольку при близком рассматривании теряется восприятие цельности работы. Обучающиеся начинают дробить, мельчить детали сюжетной картины. А так же, идет нагрузка на позвоночник, ребенок быстро устает, испытывает боль и напряжение в области шейных позвонков. Обязательно нужно проводить физкультминутки.
Поддержание чистоты и порядка. При любой творческой деятельности поверхность стола накрывают, для того чтобы она оставалась чистой. Учитывая специфические особенности пластилина, лучше использовать прямоугольник из светлого линолеума, или полиэтилен. Коробка с пластилином должна оставаться чистой, красивой и аккуратной на протяжении всего процесса выполнения сюжетной картины.
Для этого пластилин отрезают ножом или стеком, маленькими порциями. Если образовались неиспользованные кусочки пластилина, их нужно присоединить к куску соответствующего цвета. Особенно следует следить, чтобы пластилин не падал на пол. В конце деятельности необходимо уделить достаточно времени для наведения порядка. Поверхность стола, покрытая линолеумом, легко очищается стеком для пластилина. Для достижения идеальной чистоты рабочего места, всё можно протереть тряпочкой смоченной в растительном масле. После чего протирается бумажной салфеткой. Руки протираются тряпкой в растительном масле. Излишки масла смываются мылом и теплой водой.
Литература
1. Анищенкова. Е. С. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольника. -М. АСТ. АСтрель2006.
2. Бардышева Т. Ю. Развитие мелкой моторики рук: М. :ТЦ Сфера,2016.
3. Давыдова Г. Н. Детский дизайн. Пластилинография. – М., «Скрипторий»2003, 2006г.
4. Давыдова Г. Н «Цветочные мотивы» пластилинография М. : «Скрипторий» 2003г.
5. Давыдова Г. Н. Пластилинография. Анималистическая живопись. – М., 2003
6. Куцакова Л. В. Конструирование и художественный труд в детском саду. Пластинография. 2014. С-272.
7. Лыкова И. А. «Цветные ладошки» Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет. ; - М. : «КАРАПУЗДИДАКТИКА», 2016.
8. Лыкова И. А. Лепим, фантазируем, играем. – М., 2004
9. Лыкова И. А. Мы лепили, мы играли: книга для занятий с детьми 3-7 лет. – М., 2000
10. Комарова Т. С. Изобразительная деятельность в детском саду. Программа и методические рекомендации. – М. : Мозаика-Синтез, 2006. – 192с.
11. Коссаковская Е. А. Лепка в детском саду. – М., 1961
12. Румянцева Е. А. Необычная лепка. – М., 2006
13. Тихомирова, О. Ю. Пластилиновая картина [Текст]: для работы с детьми дошкольного и младшего школьного возраста / О. Ю. Тихомирова, Г. А. Лебедева; М., изд. «Мозаика-синтез», 2011.
14. Чернова, Е. В. Пластилиновые картины [Текст]: Е. В. Чернова - Ростов н/Д. : Феникс, 2006.
15. Фролова. Г. А. Физкультминутка. Дмитров. Издательский дом «Карапуз».1998.