Светлана Заболотняя
Культурная практика «Мастерская сказок» в форме маршрутной игры «Сказочные чудовища — выдумка или явь?»
▼ Скачать + Заказать документы
Автор: Заболотняя Светлана Михайловна воспитатель МАОУ д/с №79 "Гусельки"
Культурная практика «Мастерская сказок» проводится в форме маршрутной игры.
Тема : «Сказочные чудовища – выдумка или явь».
Цель: формирование устойчивого интереса у дошкольников к устному народному творчеству, к чтению сказок и познанию их глубинного смысла.
Задачи:
закрепить знания детей о сказочных персонажах Баба Яга, Змей Горыныч;
Публикация «Культурная практика „Мастерская сказок“ в форме маршрутной игры „Сказочные чудовища — выдумка или явь?“» размещена в разделах
- Игры для детей
- Опыт работы, практика
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший сценарий праздника» ноябрь 2017
формировать умение узнавать героев сказки в загадках и музыкальных произведениях;
развивать мышление, воображение, словарный запас слов, речь;
показать детям удивительный мир сказок, их мудрость; закрепить любовь и уважение к сказкам;
развивать умение ориентироваться в пространстве выполняя дидактические задания.
Материалы и оборудования: игрушки Баба Яга, Змей Горыныч; иллюстрации сказочных и мифических животных; аудиозапись П. И. Чайковского «Баба Яга»; конверт с заданиями; игрушка сова; ящик с наклеенными на дне силуэтами динозавров и засыпанные песком, кисточки; микрофон; план группы.
Предварительная работа: чтение русских народных сказок, рассматривание иллюстраций к сказкам, рисование иллюстраций по сказкам, беседы по содержанию сказок : «Про Добрыню Никитича и Змея Горыныча», «Баба Яга», «Гуси – лебеди», знакомство с профессией археолог, игра «Чудесный мешочек» с геометрическими телами, знакомство со сказочными персонажами Баба Яга, Змей Горыныч.
Участники: дети средней группы №32
Логика игры :
Воспитатель: Сядем рядком, да послушаем ладком.
Было оно или не было,
Правда ли то или нет…
Только говорят, в стародавнюю пору…
Из-за моря, из-за океана приплыло в Тихий Дон Чудо-чудище, страшное, сильное, с семью головами. Рыбий хвост длиной с версту, а глаза, как костры: горят, дымят и искры из них летят.
Сегодня мы с вами встретимся с одним из чудищ. Отгадайте русскую народную загадку:
Я сказочный, летучий,
Огнедышащий, могучий
Трехголовый грозный змей.
Назови меня скорей!
А каком сказочном существе говорится в этой загадке? (Змей Горыныч)
Ответы детей.
Воспитатель: Во многих сказках разных народов говорится об удивительных существах: летучих драконах, птицах-великанах, Змеях Горынычах. Посмотрите на картинки, каких только мифических существ не встретишь в сказках. Как вы думаете можно ли верить сказкам?
Показ иллюстраций.
Дети высказывают свои мнения.
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, существовали ли на земле животные похожие на Змея Горыныча? А хотите это узнать? Тогда я приглашаю вас в волшебную сказку, а отправимся мы туда на ковре – самолете.
Физминутка
Сели мы на ковер-самолет
Полетим мы в волшебные страны,
Быстро нас он по ветру несет
Через горы, моря, океаны.
И в загадочный сказочный лес,
Где так много волшебных чудес.
Мы легко на ковре приземлимся,
В сказке мигом мы все очутимся. (дети стоят, руки в стороны, раскачиваются вправо-влево, в конце приседают).
Ребята, вы слышите? (воспитатель включает музыку П. И. Чайковского «Баба Яга»).
Дети слушают музыку П. И. Чайковского «Баба Яга»
Воспитатель: Кто догадался, чей это музыкальный образ?
Дети высказывают свои мнения.
Воспитатель: П. И. Чайковский подарил нам музыкальную историю о сказочной героине, имеющий не простой характер и переменчивое настроение. Да это Баба Яга – самый известный сказочный персонаж.
Воспитатель вносит куклу Бабы Яги.
Воспитатель: Баба Яга, мы хотим узнать жили ли когда-нибудь на Земле животные похожие на Змея Горыныча? Ты можешь дать нам ответ на этот вопрос? ( Баба Яга дает конверт: Я дам вам карту, которая покажет вам путь, если вы отгадаете всех моих сказочных друзей.
В ступе я летаю и детишек похищаю,
В избе на куриных ногах проживаю,
Красавица я длиннокудрая,
А зовут меня…
(нет, не Василиса Премудрая – Баба-Яга)
В дремучем лесу, на болоте
Вы её непременно найдёте.
Не рыбка она, не лягушка,
А моя дорогая подружка.
Стройная фигурка, зовут её…
(нет, не Снегурка – Кикимора)
Есть ещё в лесу один
Очень важный господин.
Он весь шишками оброс,
На лице лишь виден нос.
Может быть пуглив, как зайка,
А зовут его…
(нет, не Незнайка – Леший)
Внутри него водица,
С ним не хотят водиться,
А все его подружки —
Пиявки да лягушки!
Водорослями весь зарос
Добрый дедушка…
(нет, не Мороз – Водяной)
Он живёт в глуши лесной,
Сердца моего герой.
Он костями громыхает
И в округе всех пугает.
Это что за старичок?
Ну конечно…
(нет, не Пятачок — Кощей Бессмертный)
Дети отгадывают загадки, Баба Яга дает карту (план группы) ,показывает, где дети могут найти мудрую сову, которая сможет им помочь.
Дети, следуя плану, находят мудрую сову.
Воспитатель: Мудрая сова, мы хотим узнать жили ли когда-нибудь на Земле животные похожие на Змея Горыныча? Ты можешь дать нам ответ на этот вопрос?
(сова просит детей с ней поиграть, а за это покажет место, где спрятан ответ на этот вопрос.)
Проводится игра «Какому сказочному персонажу принадлежит данный предмет».
После игры сова показывает на карте место, где дети найдут ответ на свой вопрос.
Дети находят, открывают, а там стоит ящик с песком и лежат кисточки. Воспитатель достает, ставит на стол.
Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами будем работать как археологи.
Археологи - это учёные, которые тесно связанны с историей древнего мира. Археологи занимаются исследованиями, и раскопками древних людей, доисторических животных, украшений, монет. Сейчас мы с вами будем заниматься раскопками.
Дети расчищают кисточками песок и находят изображения динозавров.
Воспитатель: Ребята, как теперь вы думаете, существовали на земле животные похожие на Змея - Горыныча?
Высказывания детей.
Воспитатель: Как теперь вы думаете можно ли верить сказкам?
Высказывания детей.
Воспитатель подводит итог:
В русских сказках зашифрована мудрость наших предков и сакральные (священные) знания. Так что при внимательном чтении, можно узнать много самого разного и интересного. А сейчас я дам вам микрофон, чтобы вы могли поделиться своими впечатлениями и рассказать, что для вас было самым интересным, что нового узнали.
Высказывания детей.