Татьяна Михайловна Бойкова
Планирование экологического воспитания детей во второй младшей группе (часть 2)
▼ Скачать + Заказать документы
ДЕЛИМСЯ ОПЫТОМ
Воспитатель МБДОУ №310 Бойкова Т. М.
СОВМЕСТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ВОСПИТАТЕЛЯ И ДЕТЕЙ.
- познакомимся с ней поближе (аквариум, огород на окне, уголок леса на участке) – совместное наблюдение.
Темочки:
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Планирование. Планы работ
- Природа, планета Земля, экология
- Темочки
- давайте научимся любить, и заботится о ней ( условия жизни: свет, вода, почва, тепло. Забота и уход: поливать, рыхлить, кормить, чистить, заготавливать корма, выращивать зеленую рассаду, привлекать птиц на участок – кормушки, скворечники).
- как мы все узнаем? (трудимся, наблюдаем, читаем книги).
Животные наши соседи по планете.
- мы их лучшие друзья
- хочу всё знать (животные питаются, двигаются, дышат, защищаются, имеют повадки, дают потомство).
- кто где живёт? (в лесу, реке, болоте, озере, море, на деревьях, в комнате).
Организация НОД решает две группы задач :
- последовательно, в определенной системе формировать у детей знания о природе, трудовые навыки, разнообразные умения;
-использовать природоведческое содержание для усвоения речевых умений.
Работая над закреплением и уточнением знаний, необходимо неоднократно повторять одну и ту же тему, усложняя ее содержание.
В ГОСТЯХ У ЧИППОЛИНО.
Задача: уточнить представление о луковицах (круглые, оранжевые, белые или желтые чешуйки. Есть верхушки и донце с корешками, формировать навыки посадки луковиц (поместить ее в лунку. Крепко прижать, и присыпать землей); вызвать интерес к выращиванию растений; активизировать употребление слов обозначающих особенности луковиц, их части, а так-же действия связанные с посадкой.
Ход ЗАНЯТИЯ.
Дети сидят полукругом вокруг стола, на столе лежат луковицы, стоит ящик с землёй, лейка, лопатка. Раздаётся стук в дверь.
Воспитатель : Посидите тихонечко, а я сейчас посмотрю, кто к нам пришел. (открывает дверь и вносит Чипполино – игрушку).
Чипполино: Здравствуйте ребятишки, девчонки и мальчишки. Интересно, кто из вас знает как меня зовут?
Дети…
Чипполино: Правильно, меня зовут Чипполино, или мальчик-луковка. Я вижу, у вас на столе мои братишки лежат. (Показывает на проросшую луковицу) Это что?
Дети…
Чипполино: А я думал, вы не знаете. Какого цвета листья у лука?
Дети…
Воспитатель : (раздает каждому ребенку по луковице) Что это? Какого цвета чешуйки у лука? (предлагает пальчиком обвести луковицу) Как вы думаете. Какой формы луковица? (предлагает покатать её по столу) Посмотрите, как хорошо она катается. Это потому, что она круглая.
Чипполино: Давайте посадим луковичку, тем более, что у вас и ящик с землей есть. Сейчас я вам покажу, как это нужно делать. Сначала лопаткой делаем лунку т. е. ямку. Берем луковицу и находим, где у нее верхушка – это то мест, откуда прорастут листики. Кстати, листики у лука называют луковыми перышками. Нашли? Тогда с другой стороны низ – донце, из него вырастут маленькие белые корешки. Я ложу луковичку донцем в лунку, нажимаю на неё, а затем засыпаю землёй. Осталось только полить.
Воспитатель : (предлагает детям сделать тоже самое и следит за правильностью выполнения) Как сделать лунку? Где у луковицы донце? Как правильно сажать луковицу? (После воспитатель предлагает Чипполино нарисовать луковичку, которую «сажает» в баночку с водой. Такую же луковицу предлагаем посадить в землю и не поливать, и ещё одну в землю, полить и поставить в темный шкаф)
Чипполино прощается и уходит.
Вместе с детьми проводим наблюдения и сравниваем луковички через каждые три дня, проводим зарисовки (сейчас я думаю проще фотографировать). Дети должны самостоятельно сделать вывод, что для роста растению нужны вода и свет.
ЧТО РАСТЕТ НА ГРЯДКЕ?
Материалы: игрушка – зайчик, карточки с изображением овощей, настоящие овощи, накрытые салфетками.
Предварительная работа: рассматривание овощей по отдельности, отгадывание загадок про разные овощи, обследование на ощупь и вкус.
Ход ЗАНЯТИЯ:
Воспитатель с зайчиком :
Прискакал к нам зайка,
Зайка – попрыгайка,
Пригласил ребяток в огород.
Что растет на грядке?
Маленький зайчонок
Ни как не разберет.
Давайте, ребята, поможем зайчонку и расскажем, что растет в нашем огороде. Посмотри. Зайка на наши грядки, какие они ровные и ухоженные.
Зайчик: а что у вас растет на этой грядке?
Воспитатель : зайчик. Отгадай нашу загадку. Тогда и узнаешь, что растет на этой грядке, а если не сможешь – дети тебе помогут.
Что за скрип, что за хруст?
Это что еще за куст?
Как же быть без хруста,
Если я (Капуста).
Зайчик отвечает не правильно, дети его поправляют. Показываем первую карточку с изображением капусты, убираем салфетку, которой накрыт вилок. Проводим обследование, уточняем цвет и форму вилка.
Зайчик: Я очень люблю капустку, можно я ее попробую?
Воспитатель : Если ты сейчас будешь кушать капусту. То не узнаешь, что растет на соседней грядке.
Зайчик: Неужели там тоже что-то растет? Но я ничего не вижу, кроме зеленой травы.
Воспитатель : Чтобы узнать, что там растет, нужно отгадать следующую загадку:
Круглая, да не мяч,
Желтая, да не масло,
Сладкая, да не сахар,
С хвостиком, да не мышь (Репка).
Зайчик и дети отгадывают загадку, помогаю друг другу. Открываем карточку с изображением репки и убираем салфетку, под которой лежит репка.
Проводим обследование, цвет. Форма.
Зайчик: Репка желтая, сладкая, вкусная. Можно я её съем?
Воспитатель : мы тебе с удовольствием отдадим и капусту и репку, и все другие овощи, которые растут в нашем огороде. Но немного позже.
Зайчик: Я уже устал отгадывать ваши загадки. Давайте лучше поиграем, побегам, порезвимся.
Воспитатель : Хорошо, дети знают интересную игру. Она называется «Собери урожай». Мы с тобой в нее поиграем.
Игра «Собери урожай».
Правила: играющим выдают корзинки, на ковре рассыпаны игрушечные овощи, по команде дети начинают собирать, побеждает тот. Кто соберет больше.
Зайчик хвалит детей и предлагает посмотреть, что еще растет в огороде. Воспитатель загадывает следующую загадку.
Кругла. Крепка
В земле растет,
Борщу цвет дает….(Свекла).
Дети и заяц отгадывают. Предлагаем одному ребенку открыть салфетку и показать карточку. Проводим обследование.
Воспитатель : Вот и осталась последняя грядка, и про то что на ней растет то-же есть загадка.
Кругла, рассыпчата, бела
На стол она с полей пришла.
Ты посоли её немножко,
Ведь. Правда, вкусная….(Картошка).
Дети и зайчик отгадывают. Обследуют, уточняют цвет и форму.
Воспитатель : Как можно назвать одним словом капусту, репку, свеклу, картошку?
Если дети затрудняются. Зайчик им помогает. Это оващи. Просим детей повторить хором и некоторых индивидуально.
Зайчик: ну вот, мне уже в лес пора к маме. А то она волноваться будет.
Дарим зайчику корзинку с овощами и приглашаем придти ещё, мы расскажем про другие овощи, растущие на огороде.
Говорит картошка свекле:
- вместе мы на грядках мокли,
Но слыхала я от лука –
Ожидает нас разлука…
Лук беду нам всем пророчит:
Борщ варить хозяйка хочет,
А из свеклы без сомненья,
Борщ – ну просто объеденье!
-нечего, сестрица, охать:
Нам в борще совсем не плохо!
ВТОРОЕ ЗАНЯТИЕ.
Зайчик: Ребята. Я принес вашу корзинку. Правда, она уже пустая, мы с братишками и сестренками скушали капусту, репку, свеклу и картошку. Все было очень вкусно. Просто замечательные овощи растут в вашем огороде. Мне хочется узнать, что еще растет на ваших грядках.
Воспитатель : Проходи, зайченок, мы с ребятами с удовольствием тебе покажем, что еще у нас растет. Давайте вместе подойдем к первой грядке и отгадаем, что на ней посажено.
Сидит, красна девица в темнице,
А коса на улице (Морковь).
Дети и зайчик отгадывают. Если дети затрудняются с ответом, отвечает зайчик. Просим ребенка открыть карточку и салфетку. Какого цвета морковка, какой формы? Обследуем на ощупь.
Зайчик: можно, я положу морковку в мешочек, который я принес с собой?
Воспитатель : Конечно можно, а мы подойдем к другой грядке. Про овощ, который здесь растет, есть такая загадка:
Сидит дед, во сто шуб одет,
Кто его раздевает, слезы проливает (Лук).
Что за овощ такой, всех норовит плакать заставить?
Дети отгадывают, один ребенок открывает карточку и салфетку. Цвет, форма, обследование. Кладем зайчонку в мешочек. В это время зайчик подсматривает что под следующей салфеткой.
Воспитатель : Ой, не хитри, зайчишка! Так не честно, ты теперь знаешь. Что растет на этой грядке.
Зайчик: Знаю, но дети то не знают, а я загадку им загадаю, пусть они отгадывают.
Летом в огороде – свежие, зеленые,
А зимою в бочке – желтые, соленые.
Отгадайте, молодцы,
Как зовут нас (Огурцы).
Дети отгадывают, открывают карточку и салфетку, уточняют цвет и форму, обследуют, кладут в мешочек. Зайчик предлагает поиграть.
Игра «Огуречик, огуречик»
Правила: мышка – ловишка, дети – огуречики
Огуречик, огуречик,
Не ходи на тот конечик,
Там мышка живет,
Тебе хвостик отгрызет.
. Дети убегают, мышка догоняет.
Зайчик: а что растет на последней грядке? Я не подсматривал, честное слово. Загадывайте свою загадку, мы с ребятами отгадаем.
Воспитатель : Хорошо, слушайте:
Он круглый и красный
Как глаз светофора,
Среди овощей
Нет сочней (Помидора).
Дети и зайчик отгадывают, открывают карточку и салфетку. Цвет. Форма. Положили в мешочек. Добавляем в него овощи с предыдущего занятия, предлагаем поиграть в игру «Чудесный мешочек».
Игра «Чудесный мешочек»
Правила: дети на ощупь находят в мешочке овощи и называют, что они нашли.
После игры зайчик торопится в лес, забирает мешочек, прощается с детьми, уходит.
В огороде много гряд,
Есть и репа и салат,
Тут свекла и горох,
А картофель разве плох?
Наш зеленый огород,
Он нас кормит
Круглый год.
РЕКОМЕНДАЦИИ: данные занятия можно разбить на три части, в зависимости от заинтересованности детей.
РАЗВЛЕЧЕНИЕ В МЛАДШЕЙ ГРУППЕ.
ВЕСНА В ДЕРЕВНЕ.
Ведущий:
Как хорошо. Что пришла к нам весна,
Солнышко светит теперь допоздна.
Сразу набухли у всех на виду
Почки зеленые в нашем саду.
Давайте споем песенку «Зима прошла».
ПЕСНЯ «ЗИМА ПРОШЛА».
Ведущая: А раз зима прошла, и снег растаял, давайте поедем к бабушке в деревню, посмотрим, что они делают весной; может им помощь нужна?.
Заодно поправедуем! Садитесь в машину, поехали!
(Предлагаем детям повернуть стульчики спинкой вперед, садимся верхом и едем. Притопывая ногами). Из-за кулис появляются дед и бабка.
Бабка: Дед. А дед, весна пришла! Посмотри как хорошо кругом, тепло, птички поют. Пора огород сажать.
Дед: ну что ж, пора так пора, я буду грядки копать, да делать, а ты семена сажать (Сажают огород).
Бабку выпрямляясь: Ой, устала я, сяду, отдохну! Ох-ох-ох, спина болит и помочь то нам некому. Внучата далеко в городе живут, а мы с тобой здесь в деревне.
(Ведущая предлагает детям побибикать).
Бабка: Ой. Кто это там? Погляди-ка дед, не к нам ли гости пожаловали?
Дед: К нам, к нам бабуля! Это внучата наши из города приехали! Здравствуйте, дорогие внучатки!
Бабка: Здравствуйте, мои внучата! Целый год мы с вами не видались. А как соскучились!
Ведущая: И мы с ребятами скучали вот и решили вас навестить, помочь огород сажать. А пока мы вас веселой песенкой порадуем, хотите послушать?
Дед с бабкой: Хотим, хотим!
МАЙСКАЯ ПЕСЕНКА.
Ведущая: А теперь за работу, будем бабушке с дедушкой помогать, картошку в землю сажать. Кто быстрее посадит. Тот молодец!
ИГРА: «КТО БЫСТРЕЕ».
Атрибуты: ведерки с картошкой по числу играющих; кружки из бумаги – лунки по количеству картошки. По команде дети начинают раскладывать картошку по лункам. Побеждает тот, кто это сделает быстрее.
Дед: за то, что вы так хорошо и быстро помогли нам картошку посадить, я козлика нашего позаву, и он с вами поиграет! Козлик, острые рожки, иди к нам!
Козлик: Ме-е-е-е, ты звал меня дедушка?
Дед: Звал. Посмотри. Ки нам внучата приехали, иди, попрыгай, поиграй с ними на лужайке. А я в это время на речку схожу, рыбеи наловлю.
ИГРА «КОЗЛИК».
Дети становятся вокруг козлика и говорят:
Топ,.топ, топоток,
Козлик шел через лесок,
Он ребяток увидал
И за ними побежал.
Дети убегают. Козлик догоняет.
Дед появляется с удочкой, на которой пойман башмачок.
Бабка, смотри, я вместо рыбки туфельку поймал.
Бабка: Так это наши дети танцевать хотят, оттого у тебя и улов такой. Выходите, дети, танцевать, свою удаль показать!
ТАНЕЦ «ПОКРУЖИСЬ И ПОКЛАНИСЬ»
Ведущая: Как хорошо мы отдохнули у бабушки с дедушкой в деревне. Помогли им огород посадить и поиграть успели, но пришла пора в детский сад возвращаться, давайте прощаться.
Дед и бабка: До свидания, внучата! Приезжайте кт нам летом в речке покупаться, на песочке погреться. Ягоды собирать да нас, стариков, радовать.
ВОТ Я КАКОЙ!
1. ОРГАНЫ ЗРЕНИЯ.
Ход занятия.
Дети сидят на стульчиках, полукругом. Раздается стук в дверь. Вносим куклу.
Кукла: здравствуйте ребята! Давайте знакомится, я – кукла Иришка, большая шалунишка, зато очень красивая. Посмлтрите какое у меня нарядное платьице, веселый бантик. Голубые глазки…
Воспитатель : Иришка, подожди; ты же собралась с детьми знакомится, они у нас тоже очень красивые.
(кукла знакомится с каждым ребенком, спрашивает, как зовут, отмечает какого цвета глазки у детей)
Кукла: Всё, со всеми познакомилась, давайте теперь будем играть, шалить, бегать!
Воспитатель : Иришка, мы конечно с удовольствием с тобой поиграем, но сейчас нам некогда. Если хочешь, оставайся с нами и послушай, о чем мы будем говорить.
Кукла: Хорошо, останусь, но только потом обязательно поиграем!
Воспитатель : Когда кукла с вами знакомилась, она заметила какие красивые у вас глаза. У Сони глазки черные, как смородинки; у Вовы – голубые, как цветочки – васильки, у Саши и Васи – карие, у Карины – зеленые. Как вы думаете, зачем людям глазки?
Дети….
Воспитатель : Конечно, чтобы видеть различные предметы, друг друга, куклу Иришку, меня, свои ручки….Что еще дети видят?
Дети: (перечисляют…
Воспитатель : Если дети закроют глазки крепко-крепко, они что-нибудь видят?
Дети: Нет, темно…
.Воспитатель : Есть люди, которые плохо видят, еще говорят, что у них испорчено зрение и им приходится носить очки. Встречаются люди, которые не видят совсем, их называют слепыми. Чтобы вы сохранили своё зрение и хорошо видели, запомните несколько правил. Нельзя смотреть на яркие предметы, такие как солнышко или горящая лампочка. Рассматривая книжку с картинками, не наклоняйтесь низко над страничкой. Нужно беречь глазки от острых предметов, поэтому я и не разрешаю вам играть с палками. Не надо тереть глаза грязными руками и кидать песок в лицо это может ухудшить ваше зрение.
Кукла: Как много можно запомнить, а если мои глазки заболят и не захотят утром открываться. Что мне делать?
Воспитатель : Необходимо сказать об этом маме и она сводит тебя к врачу – окулисту. Этот врач назначит лекарство для лечения. Я вижу вы уже устали, давайте с вами поиграем.
ИГРА «ЧТО ИЗМЕНИЛОСЬ».
На столе игрушки- животные, которых дети хорошо знают (5-6 шт).
Просим детей их запомнить, а после крепко закрыть глаза, одну из игрушек убираем. Дети открывают глаза и называют игрушку, которую мы убрали. Играем 4-5 раз, последний раз игрушку не убираем, а подставляем новую.
2 ОСЯЗАНИЕ.
Кукла: Вы меня узнали? Я кукла Иришка, Иришка – шалунишка! Я к вам так сильно торопилась, потому что узнала большой прибольшой секрет!.
Воспитатель : Иришка, подожди, сначала поздоровайся с детьми, а потом спокойно все нам расскажешь.
Кукла: Здравствуйте, ребята! (Здоровается с каждым ребенком, называя его по имени, каждому говорит комплимент).
Воспитатель : Теперь, спокойно, расскажи нам, что у тебя случилось?
Кукла: Вы знаете, у меня под кроватью коробка с игрушками стоит, и я могу достать какую захочу, даже с закрытыми глазами. Мои пальчики сами все видят! Зачем мне тогда глазки?
Воспитатель : Иришка, пальчики не видят, как глазки. Но они могут определить многое на ощупь. Это называется – осязание. (просим детей повторить это слово хором и индивидуально). Слово трудное, но хочется чтобы вы его запомнили. У наших деток ручки тоже могут многое определить на ощупь. Я приготовила мешочки с различными предметами, дети потрогают их руками и расскажут, что они чувствуют.
( Сначала два мешочка обследует кукла и называет свойства предметов: теплое, холодное, мягкое, твердое, гладкое, шершавое, мокрое, сухое…Затем эти же мешочки обследуют дети и соглашаются с ней, остальные мешочки обследуют самостоятельно)
Кукла: Вот видите, нам совсем не нужны глазки. Ручки хорошо видят.
Воспитатель : Иришка, а как ты думаешь, могут ли твои ручки определить цвет предмета. Когда его обследуют?
Кукла: Сейчас, попробую! (Обследует предмет в мешочке) Нет, ручки не могут определить цвет.
Воспитатель : Теперь ты поняла, нам нужны и глазки, и ручки, способные так много рассказать о свойствах предметов. Заметьте, когда мы видим, что-нибудь интересное, всегда стараемся это потрогать, то есть объединить зрение и осязание. Только в этом случае сведения о предмете будут более точны. Чувствуем, осязаем мы не только руками, но и всем кожным покровом, наши ножки безошибочно подскажут, идем мы по песку или асфальту, по траве или камням. У слепых людей органы осязания развиты очень хорошо, пальцами они умеют даже читать специальные книжки. Поэтому к нашей кожицы нужно относится бережно, чтобы она не потеряла чувствительность. Предлагаю поиграть еще раз в игру «Чудесный мешочек», в котором находятся ваши любимые игрушки.
ИГРА «ЧУДЕСНЫЙ МЕШОЧЕК».
Саша, найди пирамидку.
Оля, достань куколку.
Кубик, мячик, дудочку, тарелочку, машинку….
Иришка хвалит детей, вынувших заданную игрушку, и предлагает поиграть с ними в игровом уголке. Говорит, что пойдет к детям в другую группу и научит их находить предметы по осязанию. Прощается и уходит.
2. ОРГАНЫ СЛУХА.
Заходит кукла: Здравствуйте, здравствуйте, здравствуйте! Я мимо шла, услыхала, как тут у вас весело и решила к вам в гости зайти.
Воспитатель : Хорошо, что зашла! Мы сегодня продолжим разговор о замечательных способностях людей. Раньше мы говорили о зрении и осязании, Иришка, ты помнишь, что это такое?
Кукла просит детей помочь, они вспоминают о глазках и как их нужно беречь, о ручках и кожном покрове.
Кукла: А сегодня о чем мы будем говорить?
Воспитатель : Ты же сама слышала, как у нас весело, так что сегодня мы поговорим о слухе. Как вы думаете, что нам помогает хорошо слышать?
Дети…
Воспитатель : Конечно, ушки. Они помогают нам слышать множество звуков: шум воды, пение птиц, гудение машин, жужжание пчел, а главное – человеческую речь. Если ребенок не слышит с рождения, он не может и говорить. Плотно закройте ладошками ушки, а я включу музыку. Хорошо ли вам слышно?
Дети…
Воспитатель : Чтобы слышать хорошо слуховые проходы должны быть чистыми, значит, ушки надо обязательно мыть, и не заталкивать в них посторонние предметы. Слух может ослабнуть, если человек находится в постоянном шуме, поэтому я постоянно прошу вас не шуметь. Ушки зимой нужно прятать под шапочку, чтобы не застудить, а если они все-таки заболели, их лечат у врача. Иришка, давай проверим, хорошо ли слышат наши дети!
ИГРА «В ЛЕСУ».
Дети становятся в круг, в центре – ребенок с завязанными глазами. Дети идут по кругу:
Саша, ты теперь в лесу.
Мы зовем тебя: «Ау»!
Раз, два, три, четыре, пять:
Постарайся угадать.
Дети останавливаются, воспитатель дотрагивается до ребенка рукой, и тот зовет Сашу по имени. Саша должен угадать, кто его позвал.
После игры кукла прощается и уходит.
Органы обоняния и вкуса проводим по аналогии.
СООБЩЕНИЕ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ.
Природа оказывает огромное влияние на формирование эстетических чувств детей. Ребенок тянется ко всему яркому, необычному, что его окружает.
Однако способность воспринимать и чувствовать красоту родной природы не приходит к нему сама собой, ее необходимо развивать. Дети часто не замечают прекрасное в окружающем. Это происходит тогда, когда взрослые не умеют передать свое эмоциональное отношение к природе, не пробуждают у ребенка наблюдательность, столь необходимую для восприятия прекрасного.
Понимать и любить природу родного края ребенок начинает под воздействием взрослого.
Вместе с ним он восхищается и любуется поэтическими образами природы, многообразием её форм, красок, звуков, вкладывая частицу своего сердца.
Надо учить детей всматриваться, вслушиваться, смотреть и видеть.
Насколько полнее становятся детские впечатление, если, например, вовремя прочитать стихотворение, исполнить песню, стараясь дополнить зрительное восприятие ребенка.
С умения чувствовать красоту родной природы начинается чувство Родины.
«Зовите меня варваром в педагогике, но я вынес из впечатлений моей жизни глубокое убеждение, что прекрасный ландшафт имеет такое огромное воспитательное влияние на развитие молодой души, с которым трудно соперничать влиянию педагога, что день, проведенный ребенком посреди рощи и полей, когда его головой овладевает какой-то упоительный туман, в теплой влаге которого раскрывается все его молодое сердце для того, чтобы беззаботно и бессознательно впитывать в себя мысли и зародыши мыслей, потоком льющиеся из природы, что такой день стоит многих недель проведенных на учебной скамье».
Ушинский К.