МААМ-картинки

Система экологического воспитания детей дошкольного возраста

Галина Щедрова
Система экологического воспитания детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

Система экологического воспитания детей дошкольного возраста

“Любить природу – значит любить Родину”

М. Пришвин

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольногообразования предполагает формирование общей культуры личности дошкольников, в том числе ценностей здорового образа жизни, развитие их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребёнка, формирование предпосылок к учебной деятельности.

Публикация «Система экологического воспитания детей дошкольного возраста» размещена в разделах

Экологическое образование и воспитание детей является чрезвычайно актуальной проблемой настоящего времени. На сегодняшний день экологическая грамотность, бережное отношение к природе стали залогом выживания человека на нашей планете. Кроме этого, экологическое образование дошкольников – огромный потенциал их всестороннего развития. Продуманное, системное знакомство ребё нка с миром природы позволяет развивать у него важнейшие операции мышления: анализ (наблюдая за объектами природы, дети рассматривают и изучают строение живых объектов, сравнение (дети находят сходство и различие разных природных объектов, умение устанавливать взаимосвязи (дети выделяют способы приспособления растений и животных к сезонам и среде обитания, обобщение (дошкольники учатся объединять животных и растения в группы на основе выделения существенных признаков).

Инновационное направление, выбранное педагогами нашего ДОО с 2016 учебного года – экологическое воспитание дошкольников.

Основной целью экологического воспитания детей дошкольного возрастаявляется формирование у них основ экологического сознания и экологической культуры, формирование бережного отношения к окружающему миру, воспитаниечувства ответственности за сохранность природы.

Одни из главных задач – развитие у детей систематизированных знаний о природе ближайшего окружения, умения наблюдать её характерные особенности и сезонные изменения, потребности любоваться природой, воспитание стремления охранять и оберегать природу, видеть ее красоту, следовать доступным экологическим правилам в деятельности и поведении.

Немалое значение в воспитании детей имеет пример взрослых, родителей, воспитателей. Зачастую, вырастая, дети ведут себя и поступают так же, как когда-то вели себя и поступали их родители. Если родители будут заниматься вопросами экологического воспитания, то и у детей будет воспитываться интерес, любовь к природе и бережное отношение к ней, появится желание оберегать и сохранять ее красоту. Поэтому экологическое воспитание детей должно проходить в тесном взаимодействии с семьёй ребёнка.

Система работы по экологическому воспитанию дошкольников нашего ДОУ разработана с учё том парциальных программ: Воронкевич О. А., «Добро пожаловать в экологию - Парциальная программа работы по формированию экологической культуры у детей дошкольного возраста, детские экологические проекты (библиотека программы «Детство», а также программы дополнительного образования «Наш дом – природа», разработанной Приморским краевым институтом развития образования, как факультативный курс дошкольного образования. Программа дополнительного образования была реализована в этом году впервые с детьми средней группы. На следующий учебный год работа по программе продолжится. Программа «Добро пожаловать в экологию» проводится с детьми с трёх до семи лет, уже 3 года. Методический комплект представлен методической литературой (Приложение 1).

При построении системы экологической работы мы обратили особое внимание на следующие основные направления:

Познавательное направление работы включает цикл познавательных мероприятий ( используются следующие формы: дидактические игры, беседы, путешествия, спектакли, викторины, которые способствуют более глубокому расширению экологических знаний воспитанников.

Познавательно-развлекательное направление работы ставит целью знакомство детей с компонентами живой и неживой природы, влияние деятельности человека на эти компоненты в игровой занимательной форме: это - театрализованные представления на экологическую тему, праздники, утренники, экологические игры, игры-путешествия.

Изучение растительного и животного мира, ландшафтов родного края, связанное с практическими делами (практическое направление работы) - совместные с родителями акции по озеленению территории детских участков ДОУ, посадкой деревьев и кустарников, оформлению цветников, подкормке птиц, изготовлению кормушек и скворечников, что способствовало привитию бережного отношения воспитанников к родной природе.

Исследовательское направление работы осуществляется в рамках следующих мероприятий: проектной деятельности, экскурсий в природу, опыты, которые способствуют развитию мышления, анализу полученных результатов.

Содержание работы по экологическому развитию дошкольниковпредусматривает использование педагогами разнообразных методов:

- наглядных (наблюдения, экскурсии, походы, рассматривание картин и иллюстраций, просмотр видеофильмов о природе);

- словесных (беседы, чтение художественной литературы о природе, развлечения и досуги);

- практических (экологические дидактические игры, опыты и эксперименты, труд на природе).

На занятиях и в обобщающих беседах педагоги используют мнемотаблицы и коллажи, особое место занимает игровое проблемное обучение, которое стимулирует познавательную активность детей и приучает их к самостоятельному поиску решений проблемы. Метод игрового проблемного обучения позволяет превратить непрерывную непосредственно образовательную деятельность в увлекательную игру.

В своей работе педагоги используют разные формы совместной деятельности: экологические наблюдения, опытно-экспериментальную деятельность, беседы, чтение художественной литературы экологического содержания, экологические и дидактические игры и труд в повседневной жизни детей. Непрерывная непосредственно образовательная деятельность построена на совместном творчестве педагога и ребёнка, и выстраивается в форме игровых проблемных ситуаций, экологических путешествий, викторин, клубов знатоков природы и т. д. Самостоятельная деятельность детей предусматривает созданную педагогом предметно пространственную развивающую среду, которая благоприятно влияет на познавательную активность ребёнка, то есть мини экологические центры в группах, место для проведения опытно-экспериментальной деятельности, картотеки дидактических игр, для разного уровня развития детей, разнообразная наглядная информация, пособия, картины, модели, коллажи, мнемотаблицы. Всё это активно используют педагоги нашего дошкольного учреждения.

В октябре 2016 года, став участниками краевого семинара для педагогов и руководителей филиалов КОЗЕШ, я решила попробовать заинтересовать педагогов экологическим направлением работы ДОО. Вместе мы решили принять активное участие в III краевом экологическом марафоне “Экодетство» и поэтому 2016-2017 учебный год прошё л под девизом: Дети России - за сохранение природы!

Дошкольники очень любознательны, они с интересом присматриваются к окружающей действительности, стремятся проникнуть в её тайны, поэтому используем активные формы и методы обучения – экспериментирование, опытническую работу, прогулки, экскурсии и т. д.

Система работы с детьми включает:

- посезонное комплексно-тематическое планирование непрерывной непосредственно образовательной деятельности;

- создание эколого - развивающей среды (уголки и центры природы, в планах лаборатория природы и экологическая тропа;

- организация совместной деятельности (развлечения, праздники, наблюдения, огород овощных культур, труд в природе);

- чтение художественной литературы;

- совместная творческая деятельность воспитателей, детей и родителей (проекты «Ёлочка-красавица», «Весёлый Снеговик», кружок «Юнные исследователи», акции по очистке и озеленению территории ДОУ, изготовлению скворечников и кормушек для птиц и др.);

- выращивание зелени в зимне-весенний период («огород на окне»);

- игровая деятельность, как основная форма деятельности детей;

- экология здоровья (дыхательная гимнастика, музыкотерапия, двигательная активность, закаливание);

- создание системы экологической работы (авторские разработки занятий, работа с родителями, с общественными организациями, методическое и информационное обеспечение и т. п.).

К имеющемуся плану работы мы добавили участие в краевых акциях, в работу клуба «Весёлый гномик», который проводит библиотекарь нашей школы № 20 (1 раз в месяц по плану преемственности, добавили 1 заседание на экологическую тему : «Земля – наш общий дом» и «Красная книга Хабаровского края». В детском саду в течение года воспитателями были организованы выставки детских рисунков на экологическую тематику.

Друзья и защитники Природы – Эколята : Тихоня, Умница, Шалун, Ёлочка, за год стали поистине нашими друзьями. Все досуговые мероприятия мы проводили с их участием. Быть в роли одного из Эколят, было очень почётно.

Планомерная работа с педагогами, понимание значимости экологических проблем - все это позволило нам провести большую и целенаправленную деятельность с детьми в данном направлении. Проблемы экологического воспитания регулярно обсуждались на консультациях, семинарах, пятиминутках. Чтобы определить пробелы в знаниях педагогов, я использовала анкетирование по вопросам экологического воспитания детей. На основании анализа анкет планируется дальнейшая методическая деятельность в детском саду.

Экологическое образование дошкольников можно рассматривать как процесс непрерывного воспитания и просвещения родителей, направленный на формирование экологической культуры всех членов семьи. Работа с родителями не менее важна и более трудна, чем с детьми. Особо обращаем внимание на совместную деятельность детей и родителей, так как именно через деятельность человек воздействует на окружающий мир. Кроме того, она способствует сотрудничеству, эмоциональному, психологическому сближению ребенка и взрослого, дает возможность ребенку почувствовать себя «взрослым» (во время подготовки творческой работы или природоохранной акции, а взрослому лучше понять ребенка. Проводили выставки совместных рисунков, поделок из бросового материала, фотографий на темы «Я и природа», «Бережём планету вместе», «Нарисуем волшебство», «Зимняя фантазия» и др., привлекаем родителей к участию в оформлении уголка природы, библиотечки, в природоохранных акциях (уборка территории детского участка и детского сада, посадка деревьев и цветов в цветниках, изготовление скворечников и кормушек и т. д.).

Здоровье следует рассматривать как состояние гармонии между ребенком и окружающей его средой, поэтому задачу работников детского сада и родителей определяем в поиске и разработке соответствующего подхода к здоровью детей и деятельности, направленной на его укрепление. С этой целью разработана системаоздоровительной работы для каждой возрастной группы. Она включает закаливающие процедуры, элементы дыхательной гимнастики и точечного массажа, ходьбу босиком по массажным коврикам, фитотерапию, музыкотерапию и др. Систематически проводятся физкультурные досуги, спортивные праздники, дни здоровья. Для расширения возможностей двигательной активности воспитанников в детском саду руками сотрудников создан мини-стадион, включающий: беговую дорожку, футбольную площадку и «дорожку здоровья», в планах ещё очень многое. Очень хочется приобрести для наблюдений на улице «Метеостанцию», и другое лицензионное оборудование, соответствующее современным требованиям и стандартам, но финансировать такие серьёзные и дорогостоящие проекты пока не кому, к сожалению.

Результатом системной и целенаправленной работы в 2016 – 2017 учебном году стали следующие достижения:

1. Участие в краевом конкурсе воспитательных проектов по теме : «Труд и терпение превращаются в умения». Данная работа была высоко оценена и детский сад получил Диплом I степени. (Приложение 2)

2. Участие в краевом экологическом марафоне, а именно:

- Краевая акция «Эколята» - друзья и защитники Природы помогают зимующим птицам». 1 кормушка была отправлена на конкурс, остальные были сделаны родителями, но так и не отправлены (Приложение 3);

- Краевая акция «Ёлка «Эколят» - друзей и защитников Природы». В рамках акции провели флешмоб «Ёлочка, живи!», который был оценен Дипломом I степени. А также из 22 ёлочек, отправленных на конкурс - 3 были оценены Дипломом I степени, Дипломом II степени и Дипломом III степени (Приложение 4);

- Краевая акция «Эколята и молодые защитники Природы организуют День Земли» (Приложение 5);

- Краевой экологический субботник «Зелёная Весна 2017» (Приложение 6).

3. Организованы экологические выставки - «Что нам осень принесла» - поделки из природного и подручного материалов, «Ёлочка-красавица», «Весёлый Снеговик» - поделки из бросового материла, организация опытно-экспериментальной деятельности. (Приложение 7)

4. Выставки рисунков детей старшего дошкольного возраста : «Зимние забавы», «Нарисуем волшебство», «Бережём планету вместе» и др. (Приложение 8)

5. В рамках работы клуба «Весёлый гномик» на заседании «Земля – наш общий дом» дети просмотрели интересный материал по теме: «Красная книга Хабаровского края», сделали альбом в группу, и была оформлена выставка рисунков «Бережём планету вместе». (Приложение 9)

6. Социально-значимые комплексные мероприятия экологического содержания, приуроченные к датам и событиям, имеющим общественное значение, большое воспитательное воздействие на дошкольников, эффективный способ пропаганды экологических идей среди родителей – «Ёлочка, живи!», «Птичья столовая», «Наш участок самый лучший», «Жить без мусора».

Перспективы экологического образования в ДОУ на последующие годы:

1. Продолжать повышать уровень экологической культуры и считать экологическое воспитание детей дошкольного возраста приоритетным направлением в системе непрерывного экологического просвещения.

2. Совершенствовать работу по экологизации воспитательно-образовательного пространства в рамках преемственности начальной школы и дошкольногообразовательного учреждения, в этой связи необходимо:

- совместно рассмотреть вопросы реализации проекта «Детский сад - эталон экологической культуры»;

- содействие в работе по укреплению материально-технической базы, привлечение специалистов начальной школы по вопросам экологии, экологической подготовки родителей;

- активнее привлекать методы музейной педагогики, краеведения в экологическом воспитании дошкольников и младших школьников;

3. Развивать и совершенствовать обеспечение преемственности между всеми сферами социального становления личности ребенка (семья, детский сад, школа, центры дополнительного образования);

4. Выявлять, обобщать и распространять лучший опыт педагогической работы с детьми дошкольного возраста, используя средства массовой информации, семинары, конференции и другие массовые экологические мероприятия.

«Пусть ребенок чувствует красоту и восторгается ею, пусть в его сердце и памяти навсегда сохраняются образы, в которых воплощается Родина», писал В. А. Сухомлинский. Хочется верить, что любовь к родной природе останется в сердцах наших воспитанников на долгие годы и поможет им жить в гармонии с окружающим миром.

Публикации по теме:

Формы и методы экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста «Формы и методы экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста» Говоря о методах и формах работы по экологическому образованию.

Игра как метод экологического воспитания детей дошкольного возраста Игра – это способ осмысления окружающего мира и своего места в нём, освоения, соответствующих различным ситуациям, моделей поведения. С.

«Система экологического развития детей дошкольного возраста». Главной целью экологического образования является формирование экологической культуры, под которой понимается совокупность экологического.

Интеграция физического и экологического воспитания детей дошкольного возраста Семья и детский сад играют решающую роль в становлении личности ребенка, при этом важно обеспечить преемственность формирования основ физической.

Консультация для педагогов «Беседа как средство экологического воспитания детей дошкольного возраста» «Беседа как средство экологического воспитания детей дошкольного возраста» Консультация для педагогов Разработала: Кудашева Виктория Владимировна,.

Система экологического воспитания детей дошкольного возраста “Любить природу – значит любить Родину” М. Пришвин Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования предполагает.

Современные технологии экологического воспитания детей дошкольного возраста в городе Анапе «В экологии есть два раздела: экология биологическая и экология культурная или нравственная. Убить человека биологически может несоблюдение.

Создание условий ознакомления детей дошкольного возраста с природой и экологического воспитания в УДО 1. Требования к подбору животных уголка природы в младшей группе; 2. Требования к подбору животных уголка природы в средней группе; 3. Требования.

Творческий отчет воспитателя «Организация экологического воспитания детей дошкольного возраста» Слово «экология» и его производные прочно вошли в наш каждодневный словарь, а нарастающие в мире экологические проблемы побуждают специалистов.

Экспериментирование как метод экологического воспитания детей дошкольного возраста В последнее время резко возрос интерес к экологии и экологическому воспитанию. Человек - часть природы: он не может жить вне ее, не может.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Система экологического воспитания детей дошкольного возраста
Опубликовано: 24 января 2018 в 01:40
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Система экологического воспитания детей дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Галина Щедрова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев


Приложение МААМ

РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД