Галина Щедрова
Система экологического воспитания детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Система экологического воспитания детей дошкольного возраста
“Любить природу – значит любить Родину”
М. Пришвин
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольногообразования предполагает формирование общей культуры личности дошкольников, в том числе ценностей здорового образа жизни, развитие их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребёнка, формирование предпосылок к учебной деятельности.
Публикация «Система экологического воспитания детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2018
Экологическое образование и воспитание детей является чрезвычайно актуальной проблемой настоящего времени. На сегодняшний день экологическая грамотность, бережное отношение к природе стали залогом выживания человека на нашей планете. Кроме этого, экологическое образование дошкольников – огромный потенциал их всестороннего развития. Продуманное, системное знакомство ребё нка с миром природы позволяет развивать у него важнейшие операции мышления: анализ (наблюдая за объектами природы, дети рассматривают и изучают строение живых объектов, сравнение (дети находят сходство и различие разных природных объектов, умение устанавливать взаимосвязи (дети выделяют способы приспособления растений и животных к сезонам и среде обитания, обобщение (дошкольники учатся объединять животных и растения в группы на основе выделения существенных признаков).
Инновационное направление, выбранное педагогами нашего ДОО с 2016 учебного года – экологическое воспитание дошкольников.
Основной целью экологического воспитания детей дошкольного возрастаявляется формирование у них основ экологического сознания и экологической культуры, формирование бережного отношения к окружающему миру, воспитаниечувства ответственности за сохранность природы.
Одни из главных задач – развитие у детей систематизированных знаний о природе ближайшего окружения, умения наблюдать её характерные особенности и сезонные изменения, потребности любоваться природой, воспитание стремления охранять и оберегать природу, видеть ее красоту, следовать доступным экологическим правилам в деятельности и поведении.
Немалое значение в воспитании детей имеет пример взрослых, родителей, воспитателей. Зачастую, вырастая, дети ведут себя и поступают так же, как когда-то вели себя и поступали их родители. Если родители будут заниматься вопросами экологического воспитания, то и у детей будет воспитываться интерес, любовь к природе и бережное отношение к ней, появится желание оберегать и сохранять ее красоту. Поэтому экологическое воспитание детей должно проходить в тесном взаимодействии с семьёй ребёнка.
Система работы по экологическому воспитанию дошкольников нашего ДОУ разработана с учё том парциальных программ: Воронкевич О. А., «Добро пожаловать в экологию!» - Парциальная программа работы по формированию экологической культуры у детей дошкольного возраста, детские экологические проекты (библиотека программы «Детство», а также программы дополнительного образования «Наш дом – природа», разработанной Приморским краевым институтом развития образования, как факультативный курс дошкольного образования. Программа дополнительного образования была реализована в этом году впервые с детьми средней группы. На следующий учебный год работа по программе продолжится. Программа «Добро пожаловать в экологию» проводится с детьми с трёх до семи лет, уже 3 года. Методический комплект представлен методической литературой (Приложение 1).
При построении системы экологической работы мы обратили особое внимание на следующие основные направления:
Познавательное направление работы включает цикл познавательных мероприятий ( используются следующие формы: дидактические игры, беседы, путешествия, спектакли, викторины, которые способствуют более глубокому расширению экологических знаний воспитанников.
Познавательно-развлекательное направление работы ставит целью знакомство детей с компонентами живой и неживой природы, влияние деятельности человека на эти компоненты в игровой занимательной форме: это - театрализованные представления на экологическую тему, праздники, утренники, экологические игры, игры-путешествия.
Изучение растительного и животного мира, ландшафтов родного края, связанное с практическими делами (практическое направление работы) - совместные с родителями акции по озеленению территории детских участков ДОУ, посадкой деревьев и кустарников, оформлению цветников, подкормке птиц, изготовлению кормушек и скворечников, что способствовало привитию бережного отношения воспитанников к родной природе.
Исследовательское направление работы осуществляется в рамках следующих мероприятий: проектной деятельности, экскурсий в природу, опыты, которые способствуют развитию мышления, анализу полученных результатов.
Содержание работы по экологическому развитию дошкольниковпредусматривает использование педагогами разнообразных методов:
- наглядных (наблюдения, экскурсии, походы, рассматривание картин и иллюстраций, просмотр видеофильмов о природе);
- словесных (беседы, чтение художественной литературы о природе, развлечения и досуги);
- практических (экологические дидактические игры, опыты и эксперименты, труд на природе).
На занятиях и в обобщающих беседах педагоги используют мнемотаблицы и коллажи, особое место занимает игровое проблемное обучение, которое стимулирует познавательную активность детей и приучает их к самостоятельному поиску решений проблемы. Метод игрового проблемного обучения позволяет превратить непрерывную непосредственно образовательную деятельность в увлекательную игру.
В своей работе педагоги используют разные формы совместной деятельности: экологические наблюдения, опытно-экспериментальную деятельность, беседы, чтение художественной литературы экологического содержания, экологические и дидактические игры и труд в повседневной жизни детей. Непрерывная непосредственно образовательная деятельность построена на совместном творчестве педагога и ребёнка, и выстраивается в форме игровых проблемных ситуаций, экологических путешествий, викторин, клубов знатоков природы и т. д. Самостоятельная деятельность детей предусматривает созданную педагогом предметно пространственную развивающую среду, которая благоприятно влияет на познавательную активность ребёнка, то есть мини экологические центры в группах, место для проведения опытно-экспериментальной деятельности, картотеки дидактических игр, для разного уровня развития детей, разнообразная наглядная информация, пособия, картины, модели, коллажи, мнемотаблицы. Всё это активно используют педагоги нашего дошкольного учреждения.
В октябре 2016 года, став участниками краевого семинара для педагогов и руководителей филиалов КОЗЕШ, я решила попробовать заинтересовать педагогов экологическим направлением работы ДОО. Вместе мы решили принять активное участие в III краевом экологическом марафоне “Экодетство» и поэтому 2016-2017 учебный год прошё л под девизом: Дети России - за сохранение природы!
Дошкольники очень любознательны, они с интересом присматриваются к окружающей действительности, стремятся проникнуть в её тайны, поэтому используем активные формы и методы обучения – экспериментирование, опытническую работу, прогулки, экскурсии и т. д.
Система работы с детьми включает:
- посезонное комплексно-тематическое планирование непрерывной непосредственно образовательной деятельности;
- создание эколого - развивающей среды (уголки и центры природы, в планах лаборатория природы и экологическая тропа;
- организация совместной деятельности (развлечения, праздники, наблюдения, огород овощных культур, труд в природе);
- чтение художественной литературы;
- совместная творческая деятельность воспитателей, детей и родителей (проекты «Ёлочка-красавица», «Весёлый Снеговик», кружок «Юнные исследователи», акции по очистке и озеленению территории ДОУ, изготовлению скворечников и кормушек для птиц и др.);
- выращивание зелени в зимне-весенний период («огород на окне»);
- игровая деятельность, как основная форма деятельности детей;
- экология здоровья (дыхательная гимнастика, музыкотерапия, двигательная активность, закаливание);
- создание системы экологической работы (авторские разработки занятий, работа с родителями, с общественными организациями, методическое и информационное обеспечение и т. п.).
К имеющемуся плану работы мы добавили участие в краевых акциях, в работу клуба «Весёлый гномик», который проводит библиотекарь нашей школы № 20 (1 раз в месяц по плану преемственности, добавили 1 заседание на экологическую тему : «Земля – наш общий дом» и «Красная книга Хабаровского края». В детском саду в течение года воспитателями были организованы выставки детских рисунков на экологическую тематику.
Друзья и защитники Природы – Эколята : Тихоня, Умница, Шалун, Ёлочка, за год стали поистине нашими друзьями. Все досуговые мероприятия мы проводили с их участием. Быть в роли одного из Эколят, было очень почётно.
Планомерная работа с педагогами, понимание значимости экологических проблем - все это позволило нам провести большую и целенаправленную деятельность с детьми в данном направлении. Проблемы экологического воспитания регулярно обсуждались на консультациях, семинарах, пятиминутках. Чтобы определить пробелы в знаниях педагогов, я использовала анкетирование по вопросам экологического воспитания детей. На основании анализа анкет планируется дальнейшая методическая деятельность в детском саду.
Экологическое образование дошкольников можно рассматривать как процесс непрерывного воспитания и просвещения родителей, направленный на формирование экологической культуры всех членов семьи. Работа с родителями не менее важна и более трудна, чем с детьми. Особо обращаем внимание на совместную деятельность детей и родителей, так как именно через деятельность человек воздействует на окружающий мир. Кроме того, она способствует сотрудничеству, эмоциональному, психологическому сближению ребенка и взрослого, дает возможность ребенку почувствовать себя «взрослым» (во время подготовки творческой работы или природоохранной акции, а взрослому лучше понять ребенка. Проводили выставки совместных рисунков, поделок из бросового материала, фотографий на темы «Я и природа», «Бережём планету вместе», «Нарисуем волшебство», «Зимняя фантазия» и др., привлекаем родителей к участию в оформлении уголка природы, библиотечки, в природоохранных акциях (уборка территории детского участка и детского сада, посадка деревьев и цветов в цветниках, изготовление скворечников и кормушек и т. д.).
Здоровье следует рассматривать как состояние гармонии между ребенком и окружающей его средой, поэтому задачу работников детского сада и родителей определяем в поиске и разработке соответствующего подхода к здоровью детей и деятельности, направленной на его укрепление. С этой целью разработана системаоздоровительной работы для каждой возрастной группы. Она включает закаливающие процедуры, элементы дыхательной гимнастики и точечного массажа, ходьбу босиком по массажным коврикам, фитотерапию, музыкотерапию и др. Систематически проводятся физкультурные досуги, спортивные праздники, дни здоровья. Для расширения возможностей двигательной активности воспитанников в детском саду руками сотрудников создан мини-стадион, включающий: беговую дорожку, футбольную площадку и «дорожку здоровья», в планах ещё очень многое. Очень хочется приобрести для наблюдений на улице «Метеостанцию», и другое лицензионное оборудование, соответствующее современным требованиям и стандартам, но финансировать такие серьёзные и дорогостоящие проекты пока не кому, к сожалению.
Результатом системной и целенаправленной работы в 2016 – 2017 учебном году стали следующие достижения:
1. Участие в краевом конкурсе воспитательных проектов по теме : «Труд и терпение превращаются в умения». Данная работа была высоко оценена и детский сад получил Диплом I степени. (Приложение 2)
2. Участие в краевом экологическом марафоне, а именно:
- Краевая акция «Эколята» - друзья и защитники Природы помогают зимующим птицам». 1 кормушка была отправлена на конкурс, остальные были сделаны родителями, но так и не отправлены (Приложение 3);
- Краевая акция «Ёлка «Эколят» - друзей и защитников Природы». В рамках акции провели флешмоб «Ёлочка, живи!», который был оценен Дипломом I степени. А также из 22 ёлочек, отправленных на конкурс - 3 были оценены Дипломом I степени, Дипломом II степени и Дипломом III степени (Приложение 4);
- Краевая акция «Эколята и молодые защитники Природы организуют День Земли» (Приложение 5);
- Краевой экологический субботник «Зелёная Весна 2017» (Приложение 6).
3. Организованы экологические выставки - «Что нам осень принесла» - поделки из природного и подручного материалов, «Ёлочка-красавица», «Весёлый Снеговик» - поделки из бросового материла, организация опытно-экспериментальной деятельности. (Приложение 7)
4. Выставки рисунков детей старшего дошкольного возраста : «Зимние забавы», «Нарисуем волшебство», «Бережём планету вместе» и др. (Приложение 8)
5. В рамках работы клуба «Весёлый гномик» на заседании «Земля – наш общий дом» дети просмотрели интересный материал по теме: «Красная книга Хабаровского края», сделали альбом в группу, и была оформлена выставка рисунков «Бережём планету вместе». (Приложение 9)
6. Социально-значимые комплексные мероприятия экологического содержания, приуроченные к датам и событиям, имеющим общественное значение, большое воспитательное воздействие на дошкольников, эффективный способ пропаганды экологических идей среди родителей – «Ёлочка, живи!», «Птичья столовая», «Наш участок самый лучший», «Жить без мусора».
Перспективы экологического образования в ДОУ на последующие годы:
1. Продолжать повышать уровень экологической культуры и считать экологическое воспитание детей дошкольного возраста приоритетным направлением в системе непрерывного экологического просвещения.
2. Совершенствовать работу по экологизации воспитательно-образовательного пространства в рамках преемственности начальной школы и дошкольногообразовательного учреждения, в этой связи необходимо:
- совместно рассмотреть вопросы реализации проекта «Детский сад - эталон экологической культуры»;
- содействие в работе по укреплению материально-технической базы, привлечение специалистов начальной школы по вопросам экологии, экологической подготовки родителей;
- активнее привлекать методы музейной педагогики, краеведения в экологическом воспитании дошкольников и младших школьников;
3. Развивать и совершенствовать обеспечение преемственности между всеми сферами социального становления личности ребенка (семья, детский сад, школа, центры дополнительного образования);
4. Выявлять, обобщать и распространять лучший опыт педагогической работы с детьми дошкольного возраста, используя средства массовой информации, семинары, конференции и другие массовые экологические мероприятия.
«Пусть ребенок чувствует красоту и восторгается ею, пусть в его сердце и памяти навсегда сохраняются образы, в которых воплощается Родина», писал В. А. Сухомлинский. Хочется верить, что любовь к родной природе останется в сердцах наших воспитанников на долгие годы и поможет им жить в гармонии с окружающим миром.