Светлана Белоконова
Семинар-практикум «Интеграция экологического воспитания и театрализованных способностей детей»
▼ Скачать + Заказать документы
Семинар – практикум
«Интеграция экологического
воспитания и театрализованных способностей детей»
Автор: воспитатель Белоконова Светлана Валентиновна,
Цель: развивать творческий потенциал педагогов, их компетентность в сфере экологии, интеграции экологического воспитания в педагогическом процессе; повысить профессиональное мастерство педагогов и эффективность их процессуальной деятельности, установить тесное сотрудничество между педагогами садов.
Публикация «Семинар-практикум „Интеграция экологического воспитания и театрализованных способностей детей“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Семинар, практикум
- Театр. Театрализованная деятельность
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2018
Подготовка к семинару – практикуму :
1. Подобрать вопросы тренинга для педагогов, составить конспект.
2. Подготовить пособия к организации и проведению семинара.
3. Педагогам:
- подготовить непосредственно образовательную деятельность с интеграцией экологического воспитания и театрализованной деятельности
План семинара-практикума
1. Экологический тренинг для педагогов.
1.1 Разминка
1.2. Назвать элементы предметно развивающей среды для экологического воспитания дошкольника.
1.3 Расставить (пронумировать) по значимости принципы создания экологического уголка
1.4 Блиц-конкурс «Как растения и животные предсказывают погоду».
1.5 Выложить схему «Мир природы»
1.6 Решение экологического кроссворда
2. Теоретическая часть.
2.1. Доклад «Интеграция экологического воспитания и
театрализованных способностей детей» -воспитатель Балоконова С. В.
3. Практическая часть.
3.1. Организованная образовательная деятельность в младшей
группе – открытый показ.
3.2. Организованная образовательная деятельность в старшей группе
– открытый показ
Итоги.
Ход мероприятия
Добрый день, уважаемые коллеги! Сегодня мы с Вами проводим семинар – практикум для педагогов на тему: «Экологический мост, интеграция экологического воспитания и театрализованных способностей детей»»
Сегодняшний семинар позволит проверить каждому педагогу свою компетентность в вопросах экологического воспитания и, возможно, немного повысить её; поделиться опытом использования разнообразных форм деятельности в целях повышения эффективности педагогического процесса по данной теме. Наконец, установить более тесный контакт между педагогами наших детских садов.
***
Природа – важнейшее средство воспитания и развития детей дошкольного возраста. Сколько открытий делает ребенок, общаясь с ней! Неповторимо каждое живое существо, увиденное малышом. Разнообразны и природные материалы (песок, глина, вода, снег и т. д., с которыми дети любят играть. Дошкольники общаются с природой в разное время года – и когда вокруг лежит пушистый белый снег и когда зацветают сады. Ни один дидактический материал не сравнится с природой по разнообразию и силе развивающего воздействия на ребенка.
Влияние природы на развитие личности ребенка связано с формированием у него определенных знаний о ее объектах и явлениях. Поэтому, если говорить о задачах, стоящих перед воспитателем, знакомящим детей с природой, то первой среди них будет формирование у детей элементарной системы знаний о природе.
Вторая задача – формирование у детей трудовых навыков и умений.
Третья задача – формирование у детей любви к природе.
Все перечисленные задачи, стоящие перед воспитателем, тесно взаимосвязаны – необходимо рассматривать и решать их в комплексе.
1В. И так что же такое ЭКОЛОГИЯ? (ответы педагогов)
***
Экология – это наука об отношениях растительных и животных организмов и образуемых ими сообществах между собой и окружающей средой.
Чтобы сформировать у детей потребность общения с представителями животного и растительного мира, познавательный интерес к ним, умение видеть и понимать прекрасное, потребность самовыражения в творческой деятельности, в детском саду создаются такие условия, где бы дети могли в условиях ежедневного свободного доступа пополнять свои знания, реализовывать потребность в общении с естественной природой.
2В. Назовите элементы предметно – развивающей среды детского сада, используемые для экологического воспитания дошкольников.
( Участники поочередно называют: уголок природы: модели и схемы; наглядный материал; календарь природы; картотеки труда, наблюдений и экспериментов; лаборатория; учебные панно; методическая, энциклопедическая и художественная литература; экологическая тропа; мини-огороды в групповых помещениях и сад-огород на территории; экологические коллекции и мини-музеи; зимний сад; паспорта растений и. т. п.).
3В. У вас есть карточки с заданием № 1 попробуйте расставить (пронумировать) по значимости приведенные ниже принципы создания экологического уголка (комнаты) в детском саду (на первое место поставьте самое актуальное, на Ваш взгляд положение) :
• Наличие как можно большего числа видов растений и животных;
• Наличие объектов неживой природы (почвы, камни, ракушки и т. д.);
• Обеспечение комфортных условий для всех представителей живой природы, необходимой им среды обитания и ухода;
• Безопасность (отсутствие опасных видов животных, насекомых);
• Обеспечение для детей возможности ухаживать за растениями и животными;
• Обеспечение для детей возможности наблюдать за объектами живой природы;
• Обеспечение для детей возможности экспериментировать с объектами неживой природы;
***
Погода всегда интересовала людей. Чем ближе был человек к природе, тем в большей мере его жизнь зависела от дождей и засух, от морозов и оттепелей.
И хотя эти многолетние наблюдения, нашедшие отражение в приметах и загадках, пословицах и поговорках не все точны, но в полной мере могут использоваться для ознакомления детей с природой, народными традициями, для развития их творческих способностей; наблюдения дают возможность испытать радость открытия, почувствовать вкус исследовательской работы.
Прогнозирование погоды на основе народных примет воспитывает уважение к традициям, обеспечивает связь поколений.
Как много было дедовских примет!
Иных из них давно уж нет в помине.
Другие сквозь десятки зим и лет
Дошли до нас и вот – живут поныне.
4В. Предлагаем вам небольшой
блиц-конкурс «Как растения и животные предсказывают погоду».
Мы напоминаем вам начало приметы будущей погоды в поведении растений и животных, а вы заканчиваете строчку.
- Паук усиленно плетет паутину – (к сухой погоде).
- Уж на дороге греется – (перед дождем).
- Стрижи, ласточки низко летают – (дождь предвещают).
- Мыши выходят из-под подстилки на снег – (за сутки до оттепели).
- Собака катается по земле, мало ест и много спит – (к вьюге).
- Когда цветет черемуха – (к холоду, заморозкам).
- Если утром трава сухая – (к вечеру ожидай дождя).
- Из березы течет много сока – (к дождливому лету).
- С утра мокрица распустилась и осталась раскрытой весь день – (к хорошей погоде).
- Цветы перед дождем – (пахнут сильнее).
Может быть кто ни будь из вас напомнит другие приметы?
5В. Выложить схему «Мир природы»(педагоги выполняют задание)
Задание №5
6В. А сейчас Вашему вниманию предлагается отгадать кроссворд на экологическую тему
Кроссворд
1. Полевой цветок очень красивой формы. Из его лепестков получают стойкую голубую или синюю краску. (Василёк)
2. Хвойное дерево, которое на зиму сбрасывает хвоинки. (Лиственница)
3. Это явление природы похоже на лёгкую дымку в воздухе. (Туман)
4. При повышении температуры воздуха до 0 градусов и выше снег становится рыхлым и начинает таять. Это явление называют (Оттепель)
5. Птица, которую называют птицей мира (Голубь)
6. Лекарственное растение. В народе его называли «ранник», «чирьева трава». (Подорожник)
7. У всех насекомых шесть ног. А у этого жителя Планеты – восемь. (Паук)
8. Распустившийся бутон (Цветок)
9. Вся поляна покрыта голубыми, синими, розовыми цветами. Все чуть склонили головки, и кажется: вот побежит ветерок и послышится тихий серебристый перезвон. (Колокольчик)
10. Опустел наш шоколадный сад, паутинки вдаль летят. И на южный край Земли потянулись журавли. Распахнулись двери школ, что за месяц к нам пришел? (Сентябрь)
Доклад
«Интеграция экологического воспитания и театрализованных способностей детей».
Актуальность проблемы интеграции образовательных областей в педагогическом процессе ДОУ диктуют Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23.11. 2009г №655, устанавливающие нормы и положения, обязательные при реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию. И соответственно, содержание образовательной программы строиться с учетом принципа интеграции образовательных областей, и должно соответствовать возрасту и психолого – педагогическим особенностям детей.
Образовательная область – это совокупность дисциплин, курсов, модулей учебного плана основной образовательной программы, обеспечивающих усвоение знаний и умений, формирование компетентностей и социального опыта в разных видах человеческой деятельности.
Присущие ребенку-дошкольнику наглядно-образное мышление и целостное восприятие окружающего мира являются своеобразным фундаментом его развития. Это означает, что “прежде чем знание о целостности мира будет оформлено в системе теоретических понятий ребенка, он должен воссоздать интегральный образ действительности на уровне воображения” (Л. С. Выготский, В. В. Давыдов, ТВ. Кудрявцев и др.). А значит, важнейшей задачей психолого-педагогической работы в детском саду является задача формирования у ребенка целостной картины мира. Реализация данной задачи в логике ФГТ должна опираться на возрастные особенности психического развития детей дошкольного возраста, а именно – не на дробление и деление образовательного процесса по “предметному принципу”, а на интеграцию и взаимодействие образовательных областей.
Одним из направлений программы является интеграция экологического воспитания и педагогического процесса
Интегрированный подход в экологическом воспитании позволяет увидеть и понять любое явление целостно. Интегрированное построение образовательного процесса представляет собой объединение нескольких видов деятельности, внедрение проблемных и поисковых методов и приемов. Даёт ребёнку возможность реализовать свои творческие способности, развивает коммуникативные навыки, формирует умение свободно высказать свою мысль, а главное, развивает у детей познавательный интерес и активность, поскольку любая тема требует от детей активизации опыта реальной жизни.
Количество видов деятельности определяет каждый воспитатель сам, они не имеют чёткой структуры, но имеют отличительные особенности:
1. необходима предельная чёткость, компактность, большая информативность учебного материала;
2. логическая взаимообусловленность, взаимосвязь интегрированных предметов;
3. свободное размещение наглядного материала;
4. смена динамических поз;
5. привлечение к проведению занятий (по возможности) узких специалистов и родителей.
Интегрированный характер построения воспитательно-образовательного процесса способствуют формированию целостной картины мира, так как предмет или явление рассматривается с нескольких сторон: теоретической, практической, прикладной.
В результате:
*У детей формируется познавательный интерес, и интегрированная деятельность даёт высокую результативность;
*Переход от одного вида деятельности на другой позволяет вовлечь каждого ребёнка в активный процесс, объединяет детей общими впечатлениями, переживаниями, способствуют формированию коллективных взаимоотношений;
*Интеграция способствует более тесному контакту всех сотрудничеству с родителями, в результате образуется детско-взрослое сообщество;
*Интеграция помогает сократить по времени образовательную деятельность, соответственно освободить время для игровой деятельности и прогулок, что способствует укреплению здоровья детей.
Организация интегрированного образовательного пространства требует от педагогов формирование новой профессиональной позиции, готовности осваивать и внедрять инновации, которые востребованы новой образовательной ситуацией, а так же предполагает перестройку педагогического мышления.
Выстраивая работу педагогов в инновационном режиме, в нашем детском саду встала проблема организации более эффективной методической работы, направленной на формирование и повышение педагогической компетентности у специалистов и воспитателей нашего детского сада.
На мой взгляд, самыми эффективными в плане профессиональной активизации воспитателей и создания у них мотивации к успешному овладению знаниями и навыками в работе, с соблюдением ФГТ – являются интерактивные формы работы с педагогами. Такие как обмен положительным опытом, совместный анализ проблемных педагогических ситуаций, создание пар взаимодействия и проведение семинаров – практикумов, а так же педагогические ринги.
Наш детский сад имеет многолетний опыт работы в художественно –эстетическом направлении, особое место в воспитательно-образовательном процессе мы уделяем театрализованной деятельности детей. Сегодня мы хотим поделиться с вами опытом работы по интеграции экологического воспитания и других образовательных областей, в частности –театрализованной.
Перейдем к практической части семинара. (просмотр)
Посткриптум
Одна из форм работы, которой мы часто пользуемся перед открытыми мероприятиями - это настрой педагога на успешную работу -
«Квик – настройка».
Которую я Вам предлагаю.
Уважаемые коллеги:
1. Если вы хотите нравиться людям - улыбайтесь! Улыбка,
солнечный лучик для опечаленных, противоядие созданное природой от неприятностей.
2. Вы самые лучшие, успешные и красивые, пусть все вершины
покоряются ВАМ.
3. Люди подобные Вам, как золотая монета: чем дольше работают, тем
дороже ценятся.
4. Нет лучше любимой подруги, чем любимая работа: не стареет, и
Вам стареть не дает.
5. Трудности закаляют на пути к успеху