Елена Зайцева
Планирование познавательно-исследовательской деятельности с детьми старшей группы на лето
▼ Скачать + Заказать документы
Тема недели
Образовательная деятельность в режимных моментах по реализации образовательной темы на основе интеграции разных видов деятельности
"Счастливое детство"
- Беседа «Вода-помощница». Обобщить, уточнить знания детей о воде: течет, без цвета, без запаха.
- Эксперимент с мылом и водой «Растворение мыла в воде, изготовление цветной мыльной воды.
- Экспериментальное рисование - выдувание разноцветных пузырей на лист бумаги.
Публикация «Планирование познавательно-исследовательской деятельности с детьми старшей группы на лето» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Лето
- Лето. Планирование в летний период, тематические недели
- Планирование. Планы работ
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2016
- Игра – экспериментирование с водой «Игрушки прячутся». Способствовать накоплению у детей конкретных представлений о свойствах воды: прозрачная, непрозрачная. Подвести к пониманию того, что вода может изменять цвет.
- Посадка лука, петрушки, укропа на огороде.
-Экспериментирование с зеркалом «Солнечные зайчики»
Взаимодействие с родителями
- Стендовая информация: «Значение экспериментирования в развитии ребёнка».
- Привлечение родителей к благоустройству клумбы.
"Люби свой край и воспевай"
- «Что прячется в старинном сундучке?» (Исследование веретена, рушника, шкатулки, солонки и т. д.)
- Беседа «Цветовая символика флага». Экспериментируем с цветом.
- Эксперимент «Птичьи пёрышки». Знакомить со свойствами: тяжелый- легкий (перышко- камешек); летучесть (парит в воздухе);сухое - мокрое. Закрепить знания детей об использовании пера в быту - подушки, перина, теплые куртки.
-Поход в мини-музей детского сада.
Взаимодействие с родителями
- Предложить родителям посетить вместе с детьми Краеведческий музей.
"Весёлое лето"
-Исследование «Такой разный песок». Закреплять свойства песка в сухом и мокром состоянии.
- Песочные рисунки. Дать детям представление о том, что песок сыпучий и им можно рисовать.
- Можно ли рисовать с помощью песка?
Вывод: песчинки прилипают к клею – песок можно приклеивать.
- Конструирование из песка «Тоннели и мосты»
- «Солнечная лаборатория» Показать, предметы какого цвета (темного или светлого) быстрее нагреваются на солнце?
Ход: Разложить на солнышке листы бумаги разных цветов (среди которых должны быть листы белого и черного цвета). Пусть они греются на солнышке. Попросить детей потрогать эти листы. Какой лист будет самым горячим, а какой - самым холодным?
Вывод: Темные листы бумаги нагрелись больше. Предметы темного цвета улавливают тепло от солнца, а предметы светлого цвета отражают его.
Взаимодействие с родителями
-Стендовая информация «Оздоровление детей
в летний период»
-Беседы и оформление в папку – передвижку «Значение воды в жизни человека, животных и растений»
"Живая природа"
-Д/ и «Природа – это…»
- «В поисках насекомых».
- Беседа: Где прячутся насекомые?
Рассматривание и сравнение насекомых через лупу.
-Наблюдение за цветами на клумбе, лужайке.
-Почему землю называют «живой»? Кто живёт в почве?
- Опыт с почвой. 1. Опускаем в банку с водой почву и наблюдаем, появятся ли в воде пузырьки воздуха.
Вывод: в почве есть воздух.
- Что произойдёт с подземными жителями, если люди в лесу будут ходить не по тропинкам, а всюду где им захочется?
Вывод: чем больше мест в лесу, парке будут вытаптывать люди, тем меньше подземных жителей там останется, а на некоторых участках могут исчезнуть совсем.
-Проблемная ситуация «Если я сорву цветок…»
- Какие цветы сохраняются дольше: срезанные или оставшиеся на растении?
Опыт: «Животворное свойство воды». Поставить одну веточку в сосуд с водой, а другую – без воды.
Вывод: веточка без воды завяла. Все живое гибнет без воды.
-Опыт «Для чего растениям корни»
Взаимодействие с родителями
- Предложить родителям сходить в лес, посмотреть муравейник и рассказать об их пользе.
- Беседа: «Друзья человека» (о растениях, очищающих воздух)
"Моё творчество"
-Игры с водой и мыльной пеной.
-Коллаж «Вот оно какое – наше лето!» с использованием природного материала.
- Рисование мелками на асфальте, палочками на земле.
- «Наряды для куклы Кати». Познакомить с разными видами тканей. Побудить устанавливать причинно-следственные связи между использованием тканей и временем года.
- Эксперимент: окрашиваем ткань.
Взаимодействие с родителями
- Консультация по использованию нетрадиционных техник в изодеятельности
«Ребёнок в мире творчества»
- Конкурс на лучший головной убор для защиты от солнца!
Здоровье и спорт
-Где находится воздух? Сколько времени можно не дышать?
- «Каша - здоровье наше». Познакомить детей со свойствами круп, побуждать определять на вкус кашу.
Рассматривание по цвету, форме, сыпучести. Сухая - твердая, в воде разбухает, мягкая, съедобная, полезная и вкусная. В готовом виде горячая и холодная.
-Исследование спортивных снарядов для летних игр «Что из чего сделано, и как их использовать».
Взаимодействие с родителями
- Стендовая информация «Занятия с детьми на свежем воздухе».
- Консультация «Влияние занятий по плаванию на психологический комфорт детей»
"Неделя игр и игрушки"
-Эксперимент «Черный ящик».
Познакомить детей с определением температуры жидких и твердых предметов тактильно (металлические- холодные, деревянные- теплые).
-Эксперимент «Чудесная глина». Закреплять свойства: сухая- мокрая, твердая- мягкая, плотная, тяжелая. Из мокрой глины изготавливаются различные предметы быта и игрушки. Глиняные предметы могут разбиться,
Взаимодействие с родителями
- Мастер-класс по лепке из глины.
- Конкурс «Игрушки – самоделки для игр с песком».
«Такие разные звуки»
- Беседа «Как появляется песенка?»
-Слушание «Звуки природы»
-Опыт: «Шуршащая или поющая бумага».
- Может ли бумага издавать звуки, петь? Ход: Взять бумагу и выполнять движение «стирка белья. Бумага шуршит, скрипит).
Вывод: при смятии – бумага издаёт звук.
- Экспериментирование:
1. «Почему комар пищит, а шмель жужжит» (представление о частоте звука). Выявить причину происхождения низких и высоких звуков (частота звука)
2. «Звуки в воде». Выявить особенности передачи звука на расстояние.
3. «3вучит — не звучит». Ход: На столе лежат ложки из дерева, пластмассы, металла. Из чего они сделаны?
Давайте возьмем деревянные ложки и постучим ими друг о друга. Какой звук вы слышите: глухой или звонкий?
Затем процедура повторяется с металлическими и пластмассовыми ложками.
- Отгадывание загадок о музыкальных инструментах, обследование музыкальных инструментов.
Взаимодействие с родителями
- Приобщение к организации
выставки детских музыкальных инструментов в группе.
- Сбор бросового материала для изготовления «шумелок».
-Консультация «Влияние музыки на оздоровление детей»
«Воздух-невидимка и волшебница вода».
- Беседа «Вода – источник жизни».
- Проблемная ситуация «Если б не было воды…»
-Рассказать о существовании пресной и солёной воды.
-Наблюдение: «Круговорот воды в природе».
Ход: Налить в сосуд немного воды и поставить его на солнце, накрыв пленкой. Солнце нагреет воду, она начнет испаряться и, поднимаясь, конденсироваться на прохладной пленке, а затем капать в банку.
-Экологическая беседа «Зачем нужно, чтобы вода была чистой?»
- Опыт с водой «Очистка воды фильтрами».
- Проблемная ситуация «Как можно увидеть и почувствовать воздух?
- Опыт «Воздух двигает предметы». Дать детям представление о том, что воздух может двигать предметы1. Сделать с детьми лодочки сначала без паруса, опустить их на воду и подуть, затем вставить паруса и опять подуть.
Вывод: на парус давит воздух, поэтому лодочка с парусом движется быстрее.
2. Подуть на перышко.
3. Подуть на плот с собачкой.
Вывод: воздух двигает предметы.
-Опыт. Дать детям представление о том, что «воздух можно увидеть в воде».
Выдохнуть воздух через коктейльную трубочку в ёмкость с водой.
Вывод: если выдохнуть воздух в воду, то он скапливается в виде воздушных шариков и поднимается вверх. Воздух легче воды. Вода выталкивает воздушные шарики, которые стремятся вверх.
Взаимодействие с родителями
- Предложить организовать поход или поездку в выходной день к роднику (реке, озеру).
- Папка-передвижка «Водные просторы России».
- Стендовая информация:"Элементарные опыты и эксперименты с водой"
«Незнайка пришёл в гости»
«День камня». Незнайка приходит с вопросом «Откуда берутся камни?» Уточнять и расширять знания о камнях.
- Исследование камней (форма, структура рисунка, вес). Обозначить свойства камня (крепкий, твердый, неровный или гладкий, тяжелый, блестящий, красивый)
- Опыт с камешками и водой «Наверх»
- Выставка «Живые камни» (Уголь, мел, известняк, ракушки, жемчуг)
- Д/и «Найди камень по описанию».
«Мы – фокусники».
- Эксперимент: «Научи яйцо плавать» Незнайка приносит вареное яйцо, стакан с чистой водой, соль. Яйцо опускает в стакан – оно опускается на дно стакана. Как заставить яйцо плавать на поверхности воды?
Вывод: Чем больше соли в воде, тем сложнее в ней утонуть.
- Опыт «Откуда берется дождь?» Выявить, откуда берётся дождь. Ход: Сначала дети рассматривают губку, потом опускают в ёмкость с водой, сжимают её, делают «дождь» и «сильный дождь».
Взаимодействие с родителями
- Рассмотреть и обсудить с детьми состав дороги от сада до дома.
-Консультация «Занимательные опыты и эксперименты с детьми»
«Летние забавы»
- «Дни песка и глины». Систематизировать знания о свойствах песка (сыпучесть, рыхлость, способность пропускать воду, легкий и т. д., глины (вязкость, пластичность, неспособность пропускать воду);
- Эксперимент: «Песочные часы».
Понаблюдать с детьми, через какую воронку песок сыплется быстрее и почему.
- Опыт «Песок хорошо пропускает воду, глина – плохо».
- Эксперимент «Посадим дерево в глину и песок».
«День солнечного лучика».
-Где ночует Солнце? Помочь Незнайке понять причину возникновения солнечных зайчиков, научить пускать солнечных зайчиков (отражать свет зеркалом и блестящими предметами). Вывод: зеркало, или ровная блестящая поверхность отражает луч света. От небольшого движения зеркала солнечный зайчик перемещается на большое расстояние.
-Эксперимент «Откуда радуга берётся?».
Расщепляем видимый солнечный свет на отдельные цвета - воспроизводим эффект радуги.
Ход: Поставить миску с водой на самое солнечное место. Опустить небольшое зеркало в воду, прислонив его к краю миски. Повернуть зеркальце под таким углом, чтобы на него падал солнечный свет. Затем перемещая картон перед миской, найти положение, когда на нем появилась отраженная «радуга».
Взаимодействие с родителями
-Мастер-класс «Изготовление поделок из природного материала»
-Памятка «Список вещей, необходимых на отдыхе с ребёнком»
-Представление фотовыставки «Юные экспериментаторы»
«Азбука безопасности»
- Беседа «Если в доме пожар, беда - набирай один, один, два».
-Проигрывание ситуаций: «В доме возник пожар». Обучать детей приемам защитного поведения (крик, призыв о помощи).
- «День ПДД».
Сюжетная игра
«Сдача экзамена на право управления велосипедом»
-Расту здоровым!
Практикум «Если ты поранил палец»
-Беседа «Ветер-невидимка»
- Почему опасно играть с сухим песком в ветреную погоду?
-Опыт «Ветер». Дети рассматривают банку с насыпанным тонким слоем песка. Вместе с взрослым создают ураган – сильно разбалтывают банку и выясняют, что происходит и почему. Предложить детям поразмышлять, как сделать, чтобы с песком можно было играть и при сильном ветре (хорошо смочить его водой).
- Игра-эксперимент «Одень летом теплые сапоги».
Взаимодействие с родителями
-Памятка: «Соблюдение правил безопасности при экспериментировании дома».
-Стендовая информация: «Обеспечение безопасности ребенка в летний период»
«Летние путешествия»
«День полевых и луговых цветов»
- Поход на экологическую тропу. Заготовка для гербария.
- Наблюдение и уход за растениями в огороде.
-Опыт «Вода - растворитель».
- Опыт с водой «Природные красители – растения»: Раскрасим воду в разные цвета. Вывод: вода может менять цвет в зависимости от того, какое вещество в нее добавили.
- Исследование листиков смородины: какие на ощупь, какие по цвету, имеют приятный запах.
-Экспериментируем с магнитом. Закрепить знания о свойствах магнита (притягивает к себе металлические предметы в воздухе, воде, через твердые предметы: стекло и дерево). Познакомить с компасом, учить определять стороны света с его помощью.
-Опыт «Бабочка летит» (Положить на лист картона бабочку, магнит под картон. Двигать бабочку по нарисованным дорожкам) Вывод - магнитная сила проходит через бумагу.
Взаимодействие с родителями
Рекомендовать показать детям, как взрослые подготавливают овощи для приёма их в пищу.
«До свидания, лето!»
- «В гостях у лета».
-Эксперимент «Таинственные стёкла»
Посмотреть вокруг себя в цветные стекла. Вывод: все вокруг нас меняет цвет, если посмотреть в цветные стекла. Цвета меняются при наложении полосок друг на друга.
-Исследование «Как образуется тень?» Рассмотреть тень на улице: днём от солнца, вечером от фонарей и утром от различных предметов; в помещении - от предметов разной степени прозрачности.
- «День Нептуна».
-Эксперимент «Фонтанчики». Ход: Налить воду в бутылку с закрытыми дырочками, вытащить гвоздики – вода вытекает с напором из дырочек, получается фонтан.
Вывод: вода находит дырочку и вытекает из нее, а через заткнутые дырочки она не течет. Игры с водой, песком.
«Путешествие в мир дерева, бумаги»
-Игра-эксперимент «Тонет – не тонет». Дать детям представление о свойстве деревянных предметов - плавучесть.
- «Бумажные забавы». Исследовать различные виды бумаги (салфеточная, писчая, оберточная, чертежная,
-Опыт: «Вода и бумага»
Кладем бумагу в ванночку с водой. Бумага тут же размокает и рвётся в руках детей.
Вывод: бумага боится воды. Все бумажные предметы портятся от встречи с водой – бумага материал не прочный.
- Опыт «Цветы лотоса». Делаем цветок из бумаги, лепестки закручиваем к центру, опускаем в воду, цветы распускаются. (Бумага намокает, становится тяжелее и лепестки распускаются).
Д/и «Из чего сделано?», «Найди пару»
Взаимодействие с родителями
-Стенгазета «Много радости и света подарило это лето!».
- Совместное детско-родительское развлечение «Лето-это маленькая жизнь»