Юлия Сальникова
Индивидуализация образовательного процесса в ДОУ в соответствии с ФГОС дошкольного образования и его организация
▼ Скачать + Заказать документы
Все дети, как известно, разные, и каждый дошкольник имеет право на собственный путь развития. Поэтому в дошкольном учреждении должны быть созданы условия для воспитания и обучения детского коллектива в целом, а также каждому воспитаннику предоставлена возможность проявить индивидуальность и творчество.
Индивидуализация образовательной деятельности в ДОУ основывается на принятии уникальности личности каждого ребенка, поддержке его индивидуальных потребностей и интересов. Изменение образовательной деятельности возможно при совершенствовании условий жизнедеятельности детей в ДОУ, предусматривающих открытое предметно-развивающее пространство или пространство детско-взрослого сообщества. Образовательный процесс выстраивается на основе вариативности форм и содержания работы с детьми, на основе опоры на их ведущие виды деятельности, отражающие самоценность дошкольного возраста.
Публикация «Индивидуализация образовательного процесса в ДОУ в соответствии с ФГОС дошкольного образования и его организация» размещена в разделах
На разных этапах развития дошкольного образования проблема индивидуализации педагогического процесса имела свои особенности. Она всегда определялась содержанием дошкольного образования, которое принципиально имело историческую обусловленность и идеологическую зависимость. Система дошкольного воспитания, существовавшая в советскую эпоху, отличалась в первую очередь идейной направленностью всего педагогического процесса. После Октябрьской революции дошкольное воспитание стало частью государственной системы образования. В 1924 г. 3-й Всероссийский съезд по дошкольному воспитанию закрепил нормы «новой коммунистической формы дошкольного воспитания». Ее основы – коллективизм, организованность. Цель – создание будущего строителя, творца новой жизни. Воспитателю рекомендовалось не пассивно наблюдать. А переходить к сознательному руководству: «Для руководителя основная работа в детском саду не изучение ребенка, а руководство им.
Изменившиеся социально-экономические условия развития общества предполагают повышение гибкости системы образования, создание реальной вариативности в образовательных системах. Более полный учет индивидуальных запросов и личных возможностей обучаемых.
Проблема индивидуально-дифференцированного обучения детей не является новой в современной педагогике и психологии. Решение этого вопроса связано с поиском оптимальных характеристик всех звеньев учебного процесса : содержания, методов и форм обучения.
Проблема формирования ребенка как субъекта учебной деятельности в педагогической психологии стоит достаточно остро. Многие противоречия в ее решении связаны с невозможностью развития субъектности ребенка в условиях авторитарно-фронтального педагогического воздействия на учащихся, которое в традиционных педагогических системах обучения продолжает доминировать.
Низкая эффективность таких воздействий побуждает многих педагогов и психологов к поиску оптимальных путей организации образовательного процесса.
Одним из способов реализации задачи индивидуализации образовательного процесса является разработка и внедрение индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся.
Индивидуальный образовательный маршрут – это персональный путь реализации личностного потенциала обучающегося: интеллектуального. эмоционально-волевого, деятельностного, нравственно-духовного.
Развитие дошкольника может осуществляться по нескольким образовательным маршрутам, которые реализуются одновременно или последовательно. Отсюда вытекает основная задача педагога- предложить обучающему спектр возможностей и помочь ему сделать выбор того или иного индивидуального образовательного маршрута. Выбор того или иного маршрута определяется комплексом факторов:
- особенностями, интересами и потребностями самого ребенка и его родителей в достижении необходимого образовательного результата;
-возможностями детского учреждения удовлетворить образовательные потребности воспитанника. Эффективная реализация личностно-ориентированного подхода в обучении возможна в процессе применения проектной технологии и построения вместе с воспитанниками индивидуальных образовательных маршрутов, позволяющих максимально раскрыть потенциал личности.
Успех прохождения индивидуального образовательного маршрута при работе над проектом во многом зависит от правильно организованной работы на отдельных этапах проектной деятельности.
Разработка и реализация индивидуального образовательного маршрута является условием осуществления индивидуализированной психолого-педагогической помощи ребенку в самоопределении, выборе направления дальнейшего обучения, в том числе профиля.