Анастасия Ковалевич
Организация психолого-педагогического сопровождения воспитательно-образовательного процесса ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Целью работы педагога-психолога в 2014-2015 учебном году являлось: обеспечить безопасность и сохранение психологического здоровья детей как основу для полноценного психического развития детей на всех этапах дошкольного детства.
Задачами работы педагога-психолога в 2014-2015 учебном году были:
• содействие созданию социально-психологических условий для успешного развития детей, опираясь на индивидуальные особенности, реальные личностные достижения каждого ребенка и зону его ближайшего развития.
Публикация «Организация психолого-педагогического сопровождения воспитательно-образовательного процесса ДОУ» размещена в разделах
• взаимодействие с педагогами, осуществлять психолого-педагогическое сопровождение детей, имеющих трудности в психическом развитии, используя разнообразные формы психопрофилактической и коррекционно-развивающей работы.
• содействие личностному саморазвитию и самореализации педагогов и родителей через различные формы психологического просвещения.
Виды деятельности по психолого-педагогическому сопровождению :
• диагностика (индивидуальная и групповая)
• коррекционно-развивающая работа
• консультирование
• психологическое просвещение
Диагностика.
Психодиагностическая работа проводилась по следующим направлениям:
• Диагностика познавательной сферы (мышление, внимание, восприятие, память, воображение) -групповая и индивидуальная (приложение 1);
• Диагностика эмоциональной сферы (проявления агрессивного поведения, страхи, тревожность)-групповая и индивидуальная (приложение 2);
• Диагностика готовности к школе (мотивационная готовность, интеллектуальная, коммуникативная) -групповая и индивидуальная (приложение 3).
Коррекционно-развивающая работа
Система коррекционных мер была направлена:
* на активизацию познавательной деятельности (коррекционная программа «Юным умникам и умницам», автор Холодова О. А.);
* коррекцию недостатков эмоционально-личностного развития детей (коррекционная программа «Программа Цветик-Семицветик», автор Куражева Н. Ю, "Давай познакомимся! Тренинговое развитие и коррекция эмоционального мира дошкольников "Пазухина И. А.).
Методы, используемые в работе: тренинги, сказкотерапия, арттерапия, релаксационные техники.
* коррекцию недостатков социального развития детей (Тренинг по сказкотерапии. Развивающая сказкотерапия, автор Зинкевич-Евстигнеева Т. Д.).
При организации коррекционно-развивающих занятий была опора на объективно существующие или предполагаемые закономерности детского развития и следующие принципы:
1. Единство обучающей, коррекционно-развивающей и воспитательной задач.
2. Развитие сознательности, активности и самостоятельности ребенка в процессе коррекционно-развивающих мероприятий.
3. Доступность содержания занятий (изучаемый материал должен быть адаптирован с учетом умственных, психологических, физических возможностей детей, достигнутого ими уровня знаний и умений и вместе с тем требовать определенных усилий для его усвоения).
4. Наглядность (принцип вытекает из необходимости активного восприятия, осмысления и обобщения детьми изучаемого материала; применяется и как средство познания нового, и для развития наблюдательности, и для лучшего запоминания информации).
5. Индивидуальный подход к воспитанникам.
Структура коррекционно-развивающего сопровождения предусматривала чередование различных видов деятельности использование разнообразных дидактических, наглядных и игровых материалов, адекватных возрасту и уровню развития ребенка.
Программы, используемые в работе
Направление работы Автор Название Методы работы
Эмоционально-личностная сфера Куражева Н. Ю. «Цветик-семицветик» тренинги, сказкотерапия, арттерапия, релаксационные техники.
Эмоционально-личностная сфера Пазухина И. А. "Давай познакомимся! Тренинговое развитие и коррекция эмоционального мира дошкольников " тренинги, сказкотерапия, арттерапия, релаксационные техники.
Эмоционально-личностная сфера Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Тренинг по сказкотерапии. Развивающая сказкотерапия тренинги, сказкотерапия, арттерапия, релаксационные техники.
Познавательная сфера Холодова О. А. «Юным умникам и умницам» Игры, упражнения,направленные на развитие поз. процессов
подготовка к школе Козлова И. А. Приключения будущих первоклассников: психологические занятия с детьми 6-7 лет упражнения, направленные на развитие интеллектуальной, эмоциональной, коммуникативной, личностной, волевой и познавательной сферы
Выводы: Цели и задачи, поставленные в курсах коррекционных занятий решены.
Консультации:
Основная тематика консультаций:
- Адаптация к ДОУ
- Агрессивность ребенка
- Непослушание
- Детские страхи
- Низкий уровень развития познавательных процессов, развитие речи
- Нестабильность эмоционального состояния
- Гиперактивность
- Коммуникативные навыки
- Психофизиологические особенности детей
- Семья, ее функции
- Адаптация ребенка к ДОУ.
- Кризис 3-х лет
- Психологическая готовность к обучению.
- Детская тревожность
- Дисциплина. Поощрение и наказание.
- Типы темперамента
- Детская самостоятельность
- Развитие творческих способностей ребенка
Выводы: В результате проделанной работы произошли существенные изменения, а именно: повышение осведомлённости родителей в вопросах психического развития дошкольников, повышение уровня информированности родителей, заинтересованности родителей в вопросах воспитания детей, достижение взаимопонимания о причинах возникновения проблем и путей их преодоления, повышение психолого-педагогической компетентности.
Методическая работа:
В течение года проводились:
• обработка и анализ полученных результатов;
• подготовка к индивидуально-групповой работе;
• анализ психолого-педагогической литературы;
• заполнение отчетной документации;
• подготовка к консультационной работе с родителями и педагогами;
• подбор методического и игрового материала;
• составление годового отчета.