Светлана Завражина
План занятия по обучению дошкольников составлению рассказа по картине (младшая, средняя, старшая, подготовительная группы)
▼ Скачать + Заказать документы
Рассказывание по восприятию имеет большое влияние на развитие ребенка, в том числе и на сенсорное. Только на основе ощущений и восприятий развиваются такие сложные психические процессы, как мышление и воображение. Психологами доказано, что при назывании вслух воспринимаемых предметов, они различаются, осмысливаются быстрее, запоминаются более прочно. Ребенок, называя определенные свойства предмета, ярче их выделяет, т. е. упражняет свои ощущения и восприятие.
Публикация «План занятия по обучению дошкольников составлению рассказа по картине (младшая, средняя, старшая, подготовительная группы)» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Младшая группа
- Подготовительная группа
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Составление рассказов, обучение рассказыванию
- Средняя группа
- Старшая группа
- Темочки
Для обучения дошкольников рассказыванию по картинке используются как предметные, так и сюжетные дидактические картины.
Виды занятий:
1. Составление описательного рассказа по предметной картине;
2. Составление описательного рассказа по сюжетной картине;
3. Составление рассказа по последовательной сюжетной серии картинок;
4. Придумывание повествовательного рассказа по сюжетной картине;
5. Составление повествовательного рассказа по пейзажной картине и натюрморту.
На всех возрастных этапах залогом успеха является осмысление детьми содержания картины (о чем она, как ее можно назвать).Кроме того, ребенку нужно воссоздать в памяти реальные качества изображенных предметов, а если картина сюжетная – устанавливать связи между объектами, персонажами.
Пониманию картины помогают небольшая вводная беседа (до ее демонстрации) или пояснение воспитателя во время предварительного рассматривания. Часто занятие по сюжетной картине бывает комплексным: рассматривание сочетается с рассказыванием об отдельных частях картины, описание с повествованием об изображённом событии, с придумыванием эпизодов, выходящих за рамки изображенного.
При выполнении заданий, требующих от детей связной монологической речи, воспитатель должен объяснить характер предстоящего высказывания, дать его образец, предложить план, а на первых порах – прибегнуть к составлению коллективного рассказа.
Дети этого возраста еще не могут самостоятельно составлять связные описания, поэтому воспитатель учит их с помощью вопросов называть то, что нарисовано на картине. Полнота и последовательность передачи ребенком содержания картины целиком определяются предложенными ему вопросами.
Примерный план
1. Предварительная беседа, в которой используется личный опыт ребят, воспоминания о событиях, сходных с изображением на картине;
2. Рассматривание самой картины;
3. Вопросы воспитателя, последовательность которых обеспечивает целостность восприятия картины и помогают детям сделать правильный вывод;
4. Повторное рассматривание картины. Закрепление в памяти новых слов и словосочетаний;
5. Обобщающий рассказ воспитателя.
Средняя группа
К 4-5 годам у ребенка возрастает мыслительная и речевая активность, совершенствуются речевые навыки, в связи с этим несколько расширяется объем связных высказываний, увеличивается самостоятельность в построении сообщений.
План
1. Воспитатель дает возможность рассмотреть картину. Начинает описание, дети продолжают;
2. Речевой образец (короткое, но вполне законченное высказывание);
3. Самостоятельное описание детьми из 2-х-3-х предложений (если нужно, воспитатель помогает);
4. Обобщающий рассказ педагога.
Старшая группа
В этом возрасте активность ребенка возрастает, а речь совершенствуется, появляются возможности для самостоятельного составления рассказов по картинкам.
Задачи: воспитывать интерес у детей к составлению рассказов по картинкам; учить правильно понимать их содержание; формулировать умение связно, последовательно описывать изображенное; активизировать и расширять словарный запас; учить грамматически правильно строить речь.
Примерный план
1. Рассматривание картины (за 2-3 дня до занятия);
2. Повторный просмотр картины. Краткая беседа педагога, в которой он касается основных моментов сюжета;
3. Вопросы к детям, которые помогают в логической и временной последовательности передать содержание картины, отразить наиболее существенное;
4. В конце краткой беседы воспитатель конкретно и в доступной форме объясняет речевое задание;
5. Рассказы детей (если нужно, педагог помогает);
6. Обобщающий рассказ воспитателя;
7. Оценка выполнения задания.
При постановке заданий учитывается ранее приобретенный детьми опыт и уровень их речевого развития. Повышаются требования к детским рассказам, логической последовательности изложения, точности описания, выразительности речи. В процессе занятий у детей формируются навыки совместной учебной деятельности: вместе смотреть картинки и составлять коллективные рассказы.
План
1. Рассматривание картины в целом (сюжет);
2. Беседа по сюжету;
3. Рассматривание определенных элементов, частей картины. В ходе рассматривания и беседы дети накапливают материал для своих рассказов, усваивают точные и выразительные слова, словосочетания;
4. Составление рассказов (коллективно: один начинает, а другие продолжают и заканчивают);
5. Заключительный целый рассказ одного ребенка;
6. Рассказы детей;
7. Оценка выполнения задания.