мария макарова
План самообразовательной работы «Формирование речи детей 2–3 лет и приобщение к историко-культурному наследию родного края»
▼ Скачать + Заказать документы
ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН
САМООБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
ВОСПИТАТЕЛЯ МАКАРОВОЙ МАРИИ ЮРЬЕВНЫ
ТЕМА
ФОРМИРОВАНИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ 2-3 ЛЕТ И ПРИОБЩЕНИЯ К ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНОМУ НАСЛЕДИЮ РОДНОГО КРАЯ ПОСРЕДСТВОМ УСТНОГО НАРОДНОГО ТВОРЧЕСТВА.
Цель работы:
• Повышение профессионального мастерства и компетентности;
• Способствовать речевому развитию детей третьего года жизни посредством устного народного творчества родного края.
Задачи:
• Приобщать детей к фольклору родного края, развивать речевую активность детей знакомя с народными сюжетами;
Публикация «План самообразовательной работы „Формирование речи детей 2–3 лет и приобщение к историко-культурному наследию родного края“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Младшая группа
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Планы
- Планирование. Годовые планы на учебный год
- Планирование. Планы работ
- Развитие речи. Самообразование
- Республика, область, край. Список городов
- Темочки
• Развивать умение показать эмоциональное отношение к произведениям народного творчества;
• Вовлечь родителей в процесс приобщения детей 2-3 лет к историко-культурному наследию родного края с помощью использования русского народного фольклора в повседневной жизни.
Срок работы над темой:
сентябрь – май 2020-2021 учебного года.
Актуальность:
Чудесным даром наградила человека природа – речью. Но чтобы речь ребёнка была своевременной и правильной должно пройти время, а взрослые приложить немало усилий. К сожалению, в наше время родители часто забывают, что развитие речи ребёнка зависит от достаточной речевой практики, нормального социального и речевого окружения начиная с первых дней его жизни.
Огромную роль в решении этого вопроса играет приобщение к истокам культурного наследия родного края посредством устного народного творчества. Произведения фольклора имеют огромное познавательное и воспитательное значение, обогащают речь детей, способствуют развитию образного мышления.
В устном народном творчестве собрана вся история народа, его знания и духовное богатство, которое передаётся из поколения в поколение через: потешки, сказки, песенки, заклички, прибаутки и т. д., которые сочинил великий русский народ.
Возраст 2-3 года имеет особое значение для речевого развития ребёнка, закладываются основы освоения разговорной речи, расширяются знания об окружающем мире.
Возможность использования фольклорных произведений развивает умение чувствовать мелодику и ритм родного языка, лаконичность, получает первые эстетические впечатления, приобщается к культуре своего народа.
Предполагаемый результат:
• Повысился интерес к народному творчеству родного края у детей и родителей;
• Повысился уровень развития речи детей раннего возраста;
• Повысился уровень использования малых форм народного творчества в повседневной деятельности детей в ДОУ и дома;
Формирование речевого развития детей раннего возраста будет наиболее успешным если:
• Педагоги заинтересованы процессом формирования речи посредством использования различных форм устного народного творчества;
• Материал фольклора подобран с учетом возраста воспитанников;
• Организованно использование различных форм устного народного творчества во всех видах деятельности;
Литература:
• Веракса Н. Е., Комарова Т. С., Васильева М. А., Основная образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» Мозаика –Синтез, Москва 2014.
• Князева О. Л., Маханёва М. Д. «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» Детство-Пресс Санкт-Петербург 2015
• Образовательная программа «Ребёнок знакомится с родным посёлком» МКДОУ «Родничок» п. Косино, Зуевского района, Кировской области
• «Котомка сказок» издательство «О-Краткое» Вятка 2018
• Веракса Н. Е., Комарова Т. С., Васильева М. А., Комплексные занятия по программе «От рождения до школы» первая младшая группа – М. : Мозаика-Синтез, 2016
• Жаворонушки : песни, прибаутки, потешки, считалки (Составитель Г. Науменко. М. 1998)
• Интернет- ресурс: Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 2-3 лет. http://www.maam.ru/detskijsad/-vlijanie-ustnogo-narodnogo-tvorchestva-na-razvitie-rechi-detei-2-3-let.html.
• Интернет –ресурс: Формирование активной речи детей раннего возраста 2-3 лет посредством использования малых форм устного народного творчества http://diplomba.ru/work/101329.
ПЛАН РАБОТЫ НА 2020-2021 учебный год
Содержание работы, Сроки реализации
Изучение методической литературы.
• Составление перспективного плана по теме. самообразования.
• Ознакомление с опытом работы коллег по теме, изучение статей в интернете. Сентябрь
• Изучение темы «Роль потешек в развитии речи ребёнка»
Создание картотеки потешек для работы с детьми.
Ноябрь
• Изучение темы «Использование фольклора в работе с детьми.
• Создание презентации по теме. Февраль
Работа с детьми
• Разучивание песенок, потешек, прибауток и т. д…
• Прослушивание аудиозаписей с произведениями устного народного творчества
• Рассматривание иллюстраций к произведениям фольклора
• Разучивание обрядовых, колыбельных песенок
• Пальчиковые игры на основе русских народных потешек
• Проведение русских народных подвижных игр
В течении года.
• Итоговые занятия:
- игровое занятие «Репка» Ноябрь
- развлечение «Зимние народные праздники» Январь
- игровое занятие «Хоровод» Апрель
Работа с родителями:
• Анкетирование родителей «Устное народное творчество в жизни вашего ребёнка»
Анкета
Уважаемые родители!
Просим Вас ответить на вопросы анкеты для организации работы воспитателя по использования различных форм устного народного творчества во всех видах детской деятельности.
1. Знаете ли Вы что такое русский народный фольклор?___
2. Какие жанры русского народного фольклора вы знаете?___
3. Используете ли Вы русский народный фольклор в развитии вашего ребенка?___
4. Надо ли знать народные сказки и былины?_
5. Знаете ли Вы произведения фольклора вятского края?__
6. Должны ли рассказывать об истоках русской культуры в детском саду?___
7. Какие народные игры Вам известны? Играете ли Вы в них с ребенком?___
8. Как Вы приобщаете к русскому народному фольклору в своей семье?___
9. Что бы Вы хотели узнать о русском народном фольклоре?___
10. Нужно ли взаимодействие ДОУ и семьи по приобщению детей к русскому народному фольклору?___
Подведение итогов анкетирования Октябрь
• Консультация «Речевое развитие детей 2-3 лет» Декабрь
• Папка-передвижка «С пальчиками играем – речь развиваем» Январь
• Презентация «Приобщение детей к истокам русской культуры» Март
• Привлечение родителей к изготовлению атрибутов к подвижным и хороводным играм Апрель
• Творческий конкурс «Колыбельная для моего ребёнка» Май
Самореализация
• Создание картотеки потешек для работы с детьми.
• Создание презентации по теме «Использование фольклора в работе с детьми.
• Анкетирование родителей «Устное народное творчество в жизни вашего ребёнка»
• Итоговые занятия:
- игровое занятие «Репка»
- развлечение «Зимние народные праздники»
- игровое занятие «Хоровод»
• Консультация «Речевое развитие детей 2-3 лет»
• Папка-передвижка «С пальчиками играем – речь развиваем»
• Презентация «Приобщение детей к истокам русской культуры»
• Привлечение родителей к изготовлению атрибутов к подвижным и хороводным играм
• Творческий конкурс «Колыбельная для моего ребёнка»
• Отчёт о реализации темы самообразовательной работы на итоговом педсовете.