Папки-передвижки

План самообразования воспитателя «Развитие речи детей 5–6 лет посредством дидактических игр»

Ольга Петрушина
План самообразования воспитателя «Развитие речи детей 5–6 лет посредством дидактических игр»
▼ Скачать + Заказать документы

План самообразования воспитателя

«Развитие речи детей 5-6 лет, посредством дидактических игр»

Введение: «Важнейшим условием развития личности является самообразование, которое заключается в стремлении человека к непознанному, поиску новой информации, овладении новыми способами деятельности».

Актуальность темы:

Публикация «План самообразования воспитателя „Развитие речи детей 5–6 лет посредством дидактических игр“» размещена в разделах

Вопросы развития правильной речи у детей очень актуальны. Благодаря речи дети познают окружающий мир, накапливают знания, расширяют круг представлений о предметах. При помощи речи выражают свои потребности, рассказывают о своих чувствах и переживаниях.

На сегодняшний день – образная, богатая синонимами и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое. В речи детей существует множество проблем:

Невозможно переоценить роль родного языка, который помогает людям, прежде всего детям, осознанно воспринимать окружающий мир и является средством общения. Дети, не получившие в дошкольном возрасте соответствующее речевое развитие, с большим трудом наверстывают упущенное, в будущем этот пробел в развитии влияет на его дальнейшее развитие. Именно в дошкольном возрасте нужно обогащать пассивный словарь ребёнка, приучать ребенка самостоятельно пользоваться словами, стимулировать речевую активность и познавательные интересы.

Эта проблема подвела меня к мысли о необходимости в подготовительной группе больше внимания уделить именно развитию речи детей дошкольного возраста. Поэтому задача обогащения словаря и активизации речи детей должна решаться ежеминутно, ежесекундно, постоянно звучать в беседах с родителями, пронизывать все режимные моменты.

Цель: Повышение профессиональной компетенции по вопросу развития речевой системы у детей дошкольного возраста. Создание условий для развития речи детей дошкольного возраста посредствам дидактических игр.

Задачи:

1. Изучить учебную, справочную, научно-методическую литературу по вопросу развития и формирование звуковой культуры речи, лексико-грамматической и связной речи.

2. Развивать активный словарь детей в игровой, познавательной деятельности.

3. Развивать словесно-логическое мышление; речевое внимание, фонематический слух и восприятие, артикуляционный и голосовой аппарат.

4. Поддерживать интерес детей к личности и деятельности сверстников, содействовать налаживанию их диалогического общения в совместных играх и занятиях.

5. Подготовить консультации для родителей по данной теме.

6. Изготовить папки – передвижки.

7. Составить картотеку дидактических игр по развитию речи.

8. Изготовить «Лэпбук» (картотека дидактических, пальчиковых игр, физминуток, сборник консультаций).

9. Обобщить и распространить передовой педагогический опыт по теме самообразования.

Принципы работы:

Принцип комплексного подхода к организации коррекционно-педагогического процесса

Принцип единства диагностики и непосредственного коррекционно-педагогического процесса

Принцип сотрудничества между воспитателями детьми и родителями

Принцип учёта интересов всех участников коррекционно-педагогического процесса

Принцип дифференцированного подхода к дошкольникам в процессе воспитания у них правильной речи

Предполагаемый результат:

Переоценка педагогических ценностей, своего профессионального назначения; желание улучшить образовательный процесс.

Форма самообразования : индивидуальная, групповая.

Методологический раздел:

Основная особенность дидактических игр определена их названием: это игры обучающие. Они создаются взрослыми в целях воспитания и обучения играющих детей.

Воспитательно-образовательное значение дидактической игры не выступает открыто, а реализуется через игровую задачу, игровые действия, правила.

Эти игры способствуют развитию познавательной деятельности, интеллектуальных операций, представляющих собой основу обучения. Для дидактических игр характерно наличие задачи учебного характера - обучающей задачи. Ею руководствуются взрослые, создавая ту или иную дидактическую игру, но облекают ее в занимательную для детей форму.

Обучающие задач по развитию речи детей дошкольного возраста в процессе дидактической игры :

• обеспечивают количественное накопление необходимого для полноценного общения словарного запаса;

• помогают в понимании значений слов и их правильного употребления с другими словами;

• позволяют освоить обобщающие значения слов, основанные на выделении общих характерных признаков предметов, действий или явлений;

• улучшают образность мышления и ее выражение словесным описанием, благодаря использованию специальных речевых построений;

• помогают расширять объективное понятийное содержание слов;

• некоторые игры с задачами этического содержания, наряду с совершенствованием словарного запаса, обучают задаткам социальной этики и морали;

• стимулируют работу воображения, активируя и обогащая словарь дошкольника в занимательной игровой форме;

развивают логическое и образное мышление, необходимое для решения поставленных игровых задач;

• способствуют не только пополнению словарного запаса, но и активно вводят новые слова в повседневное общение.

Ребенка привлекает в игре не обучающая задача, которая в ней заложена, а возможность проявить активность, выполнить игровые действия, добиться результата, выиграть. Однакоесли участник игры не овладеет знаниями, умственными операциями, которые определены обучающей задачей, он не сможет успешно выполнить игровые действия, добиться результата.

Таким образом, активное участие, тем более выигрыш в дидактической игре зависят от того, насколько ребенок овладел знаниями и умениями, которые диктуются ее обучающей задачей. Это побуждает ребенка быть внимательным, запоминать, сравнивать, классифицировать, уточнять свои знания. Значит, дидактическая игра поможет ему чему-то научиться в легкой, непринужденной форме.

Игра развивает язык, а язык организует игру. Главное назначение игр – развитие ребёнка, коррекция того, что в нем заложено и проявлено, вывод ребёнка на творческое, экспериментальное поведение. Дидактическая игра развивает речь детей : пополняет и активизирует словарь, формирует правильное звукопроизношение, развивает связную речь, умение правильно выражать свои мысли.

Главное место в игре надо отводить работе со звуком, буквой, предложением. Необходимо достаточно времени уделять звуковому восприятию слова, формируя фонетический и речевой слух ребёнка. У многих детей есть дефекты произношения. Наличие даже слабовыраженных дефектов в фонематическом развитии создаёт серьёзные препятствия для успешного усвоения ребёнком программного материала по чтению и письму, так как оказываются недостаточно сформированными практические обобщения о звуковом составе слова.

Ребёнок начинает осознанно относиться к воспринимаемой речи взрослых и сверстников в повседневном общении, самостоятельно оценивать те или иные особенности художественной речи, языка произведений художественной литературы и фольклора. Невозможно себе представить, что ребёнок, «глухой» к звучащему слову, будет эстетически полноценно воспринимать и чувствовать поэтическую речь. Развитие речи ребёнка в дошкольном возрасте способствует в дальнейшем благополучному обучению в школе.

Задача педагога заключается в том, чтобы вызвать у детей интерес к игре, подобрать такие варианты игры, где дети смогли бы активно обогатить свой словарь. Дидактическая игра является широко распространенным методом словарной работы с детьми дошкольного возраста.

Несомненно, дидактические игры являются мощнейшим средством для развития речи у детей еще и потому, что их можно рекомендовать для использования родителям в домашних условиях. Проведение дидактических игр не требует особых знаний в области педагогических наук и больших затрат в подготовке игры.

Ожидаемые результаты для воспитателя :

• повышение уровня педагогической компетенции по развитию речи детей старшего возраста через дидактические игры.

• совместная работа с родителями по развитию речи детей, разработка цикла консультаций и рекомендаций для родителей на данную тему.

Ожидаемый результат взаимодействия с детьми:

• овладение связной речью

• последовательного грамматически правильного изложения мыслей, событий

развернутость высказывания

• выражать своё отношение к изложенному

• устанавливать логическую связь между всеми частями текста

• понимать и точно отражать причинно-следственные отношения между событиями окружающей жизни.

Этапы самообразования :

I ЭТАП Информационно-аналитический

- Изучение психолого – педагогической, методической литературы по теме самообразования

- Составление перспективного плана работы с детьми дошкольного возраста. (сентябрь)

- Создание условий для формирования развития речи у детей (октябрь - апрель)

- Обобщить опыт работы по организации РППС для развития речи детей старшего дошкольного возраста. (май)

II ЭТАП внедрение в практику Перспективного плана работы с детьми и родителями.

III ЭТАП Предоставление результата:

- Презентация на тему: «Развитие речи детей 5-6 лет, посредством дидактических игр»

- Картотека дидактических игр по развитию речи детей 5-6 лет.

- Фотовыставка для родителей и педагогов

- Наглядно-информационные материалы (консультации) для родителей и педагогов

Перспективный план работы с детьми и родителями старшей группы по теме: «Развитие речи детей 5-6 лет, посредством дидактических игр»

на 2023-2024 учебный год.

Формы и методы работы с родителями:

-сотрудничество через консультации

-беседы

-совместное изготовление и приобретение дидактического материала.

Формы работы с детьми:

- применение методов обучения, направленных на обогащение творческого воображения, мышления, памяти, развития речи;

-вовлечение ребёнка в различные виды деятельности;

-использование дидактических игр.

Методы работы с детьми:

1. Наглядные методы:

-наблюдения;

-рассматривание книжных иллюстраций, картин;

-демонстрация мультиков, презентаций.

-проведение дидактических игр;

2. Словесные методы:

-чтение литературных произведений;

-беседы с элементами диалога, обобщающие рассказы воспитателя.

3. Практические методы (игровые) :

-проведение разнообразных игр (малоподвижных, сюжетно – ролевых, дидактических, игр - драматизаций и др.);

-загадывание загадок;

№ Работа с детьми (самореализация) Работа с родителями Сроки проведения Отметка о выполнении

1 - Мониторинг по образовательной области «Речевое развитие»

- Изучение литературы, опыты работы, презентации и др. по теме самообразования.

- Составление перспективного плана работы с детьми и родителями по теме. Консультация для родителей «Возрастные особенности детей 5-6 лет»

Сентябрь Воспитатель : Петрушина О. А.

2 Дидактические игры :

- «Скажи чистоговорку»

- «Выдели первый звук в слове»

- «Закончи предложение»

- «Наоборот»

- «Четвертый лишний» Консультация для родителей "Роль игры в развитие речи дошкольников» Октябрь Воспитатель : Петрушина О. А.

3 Дидактические игры :

- «Повтори»

- «Один-много»

- «Назови ласково»

- «Чего много»

- «Мой-моя-моё-мои»

Консультация для родителей "Роль игры в развитие речи дошкольников» Ноябрь Воспитатель : Петрушина О. А.

4 Дидактические игры :

- «Найди ошибку»

- «Чего не хватает?»

- «Наоборот»

- «Четвертый лишний»

- «Кто у кого?»

- «Назови одним словом» Консультация для родителей

«Играем и развиваем

грамматический строй речи» Декабрь Воспитатель : Петрушина О. А.

5 Дидактические игры :

- «Один много»

- «Назови ласково»

- «Угадай звук»

- «Измени предложение»

Консультация для родителей «Поговорим о связной речи» Январь Воспитатель : Петрушина О. А.

6 Дидактические игры :

- «Закончи фразу»

- «Кто что делает»

«Дай определение словам»

- «Дай действия словам»

Консультация для родителей

«Учимся играть правильно»

Февраль Воспитатель : Петрушина О. А.

7 Дидактические игры :

- «Назови одним словом»

- «Скажи наоборот»

- «Закончи фразу»

- «Чего не стало, кого не стало?» Консультация для родителей «Праздник красивой речи» Март Воспитатель : Петрушина О. А.

8 Дидактические игры :

- «Доскажи словечко»

- «Подбери разные слова»

- «Дополни предложение»

- «Закончи предложение»

- «Узнай по описанию»

Консультация для родителей

«Как можно легко научить ребенка пересказывать по опорным схемам?» Апрель Воспитатель : Петрушина О. А.

9 - Итоговый мониторинг по образовательной области «Речевое развитие»

- Отчет по теме самообразования

- Оформление уголка по речевому развитию в группе. Консультация для родителей «Использование загадок, как средство формирования выразительности речи» Май Воспитатель : Петрушина О. А.

Тема моей работы по самообразованию в этом учебном году : «Развитие речи детей 5-6 лет, посредством дидактических игр». Как известно, самая лучшая форма, в которой дети усваивают любую информацию – игровая. Любая игровая деятельность по развитию речи выполняет определенную функцию. Именно благодаря дидактическим играм, появляется возможность формирования развития речи у детей. В своей повседневной работе я использую игровую деятельность как средство развития и формирования звуковой культуры речи, лексико-грамматической и связной речи, а так же развивать активный словарь детей в игровой деятельности. За прошедший период с детьми провела множество дидактических игр. В воспитании детей дошкольного возраста именно игровая деятельность оказывается наиболее эффективным средством для развития речи. Правила игры имеют обучающий, организующий и дисциплинирующий характер. Обучающее правила помогают понять, что и как нужно делать; организующие определяют порядок, последовательность и взаимоотношения детей в игре; дисциплинирующие предупреждают о том, что и почему нельзя делать. Результат игровой деятельности - показатель уровня достижения детей в усвоении знаний, в развитие умственной деятельности, взаимоотношений. Игровые задачи, действия, правила, результат игры взаимосвязаны, и отсутствие хотя бы одной из этих составных частей нарушает её целостность, снижает воспитательное воздействие.

Я использую определенные принципы в игровой деятельности :

1) опираюсь на уже имеющиеся у детей знания, полученные, как правило, путем непосредственного восприятия;

2) слежу за тем, чтобы задача была достаточно трудна и в тоже время доступна детям;

3) поддерживаю интерес и разнообразие игрового действия;

4) постепенно усложняю задачу и игровые действия;

5) конкретно и четко объясняю правила.

Публикации по теме:

Интеллектуальное развитие детей посредством дидактических игрИнтеллектуальное развитие детей посредством дидактических игр Интеллектуальное развитие детей посредством дидактических игр Среди всего многообразия игр для дошкольников особое место принадлежит дидактическим.

План по самообразованию «Влияние дидактических игр на развитие речи детей 3–4 лет» Цель работы: развивать связную речь детей и обогащать словарный запас через игровую деятельность. Актуальность.

План самообразования «Развитие технического творчества дошкольников посредством LEGO конструирования» План самообразования «Развитие технического творчества и познавательных интересов дошкольников посредством LEGO конструирования»Цель: развитие.

План самообразования воспитателя Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №6 г. Пугачёва Саратовской области» План самообразования воспитателя.

Развитие познавательного интереса у детей дошкольного возраста посредством дидактических игрРазвитие познавательного интереса у детей дошкольного возраста посредством дидактических игр Дидактическая игра является одним из методов развития познавательного интереса детей дошкольного возраста к различным видам деятельности.

Развитие речи дошкольников посредством дидактических и развивающих игрРазвитие речи дошкольников посредством дидактических и развивающих игр Подготовка к новому учебному году. Игры своими руками. Эту лягушку для меня сделала Лариса https://www.livemaster.ru/larisa81 Артикуляционная.

Развитие речи у детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игрРазвитие речи у детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр Развитие речи у детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр: Бизиборд "Дом", "Если мамы нет дома", "Времена года",.

Развитие сенсорных способностей детей посредством дидактических игрРазвитие сенсорных способностей детей посредством дидактических игр Дорогие коллеги, хочу поделиться с вами дидактическими играми для сенсорного развития детей раннего дошкольного возраста. Роль дидактических.

Развитие связной речи и коммуникативных способностей посредством дидактических игрРазвитие связной речи и коммуникативных способностей посредством дидактических игр Актуальной задачей дошкольного образования является подготовка детей к обучению в школе, всестороннее психическое и интеллектуальное развитие.

Самообразование воспитателя «Сенсорное развитие детей раннего и младшего возраста посредством дидактических игр» Введение Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
План самообразования воспитателя «Развитие речи детей 5–6 лет посредством дидактических игр»
Опубликовано: 24 октября 2023 в 14:12
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «План самообразования воспитателя «Развитие речи детей 5–6 лет посредством дидактических игр»» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Петрушина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!

23 ноября. День рождения Н. Носова. Передвижка о писателе

 23 ноября исполняется 115 лет со дня рождения известного детского прозаика, драматурга и киносценариста Николая Николаевича Носова. Книги этого писателя знакомы всем в нашей стране,...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД