Ольга Илюшкина
План самообразования учителя-логопеда «Развитие связной речи у детей дошкольного возраста с ОНР»
Год от года возрастает количество воспитанников с речевыми нарушениями, усугубляется степень проявления речевого дефекта, поэтому проблема стимулирования речевого развития весьма актуальна. В процессе общения с окружающими, сверстниками и взрослыми речь ребенка формируется.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО) определяет целевые ориентиры, среди которых речь занимает одно из центральных мест, как самостоятельно формируемая функция, а именно: к завершению дошкольного образования ребенок хорошо понимает устную речь и может выражать свои мысли желания.
Публикация «План самообразования учителя-логопеда „Развитие связной речи у детей дошкольного возраста с ОНР“» размещена в разделах
- Логопедическая работа. Самообразование
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- ОНР. Проекты, планы
- Планирование. Планы работ
- Работа логопеда. Логопедия
- Развитие речи. Самообразование
- Самообразование, саморазвитие
- Темочки
Одной из главных задач учителя-логопеда дошкольного образовательного учреждения становится организация единого образовательного процесса при взаимодействии специалистов (логопеда, воспитателей, педагога-психолога, музыкальных руководителей, инструктора по физической культуре) и родителей с целью создания эффективных условий для полноценного развития речи ребенка.
Успехи воспитанников в связной речи обеспечивают в будущем и в большей мере определяют успех при поступлении в школу, способствуют формированию полноценного навыка чтения и повышению орфографической грамотности. Мне как педагогу это очень импонирует. Ведь работа по развитию речи – это умение выбирать нужные слова и правильно употреблять их в речи, строить предложения и связную речь.
Как показала практика, дети очень любят творческий характер, а также самостоятельность и возможность самим сочинять и рассказывать друзьям.
Я добиваюсь, чтобы дети показали отношение к тому, что они видели, что им особенно понравилось, заинтересовало их и почему, какие выводы они сделали. Все это побудило меня значительно больше уделять внимания развитию связной речи у детей.
Развитие связной речи у детей дошкольного возраста с ОНР будет наиболее эффективным, если:
– педагог будет выступать как носитель социальных норм и правил, помогая открыто обсуждать все то, что ребенку не понятно;
– развитие связной речи у детей дошкольного возраста с ОНР будет происходить в процессе общения со сверстниками;
– специально организованное обучение будет проходить в форме ООД;
– в процесс развития связной речи будет включена игра, так как игра содержит «идеальную форму, она образец, эталон будущей взрослой жизни, и понятной и доступной, для подражания ребенку форм: объединяет «мир взрослых» и «мир детей».
Проблема организации работы по развитию связной речи у детей дошкольного возраста с ОНР и накоплению речевого опыта в системе дошкольного воспитания подрастающего поколения в настоящее время привлекает внимание философов, психологов и педагогов. Современное общество испытывает потребность в личностях, способных ставить перед собой реальные, достижимые цели, адекватно оценивать свои возможности, активно действовать, управлять своей речью и своей деятельностью, сознательно регулировать ее.
Развитие навыков свободного общения детей с общим недоразвитием речи с взрослыми и детьми.
– совершенствовать диалогическую форму речи;
– развивать монологическую форму речи;
– учить связно, последовательно и выразительно пересказывать небольшие сказки, рассказы;
– учить (по плану и образцы) рассказывать о предмете, содержании сюжетной картины; составлять рассказ по картинкам с последовательно развивающими событиями;
– развивать умение составлять свои рассказы из личного опыта.
– дети должны научиться самостоятельно объяснять правила игры, оценивать ответы, высказывание сверстников;
– употреблять в речи сложные предложения;
– при пересказе пользоваться прямой и косвенной речью;
– самостоятельно составлять рассказы по образцу по схеме, по сюжетной картине, по набору картинок;
– сочинять концовки к сказкам, пересказывать события из личного опыта, по сюжетной картине, по набору картинок;
– пересказывать небольшие литературные произведения, отгадывать загадки;
– определять место звука в слове;
– подбирать к существительным несколько прилагательных; к данным словам – антонимы.
Перспективный
план самообразования :
«Развитие связной речи у детей дошкольного возраста с ОНР»
на 2021 – 2022 уч. гг.
Дата Деятельность педагога Цель Литература Форма отчетности
Постоянно
В течение
года
Научно-методическое изучение работ по развитию связной речи у детей дошкольного возраста с ОНР. Подбор и изучение литературы по теме; дидактических игр и упражнений; сюжетных картин; составление библиографии. Ознакомление с современными концепциями развития речи Интернет источники Статья «Учим детей слышать звуки» Памятки для родителей по обучению связной речи детей с ОНР : «Развитие речи дошкольников дома».
В течение
года 1. Участие в конференциях, семинарах. 2. Публикация статей в методических и региональных изданиях. 3. Обобщение и оформление материалов в методическую копилку. получение новых знаний в данной области и представление собственного опыта в данной области. Данные о проделанной работе Конспекты выступлений, статьи.
Сентябрь
1. Изучение научной и учебно-методической литературы. 2. Обогащение предметно-пространственной среды дидактическим и методическим материалами по теме. 3. Подбор и изучение литературы по теме; дидактических игр и упражнений; сюжетных картин; составление библиографии. применить на практике полученные знания в изучении соответствующей литературы для применения их в практической деятельности. Богуславская, З. М., Смирнова, Е. О. Развивающие игры для детей дошкольного возраста. – М. : Просвещение, 2004. – 213 с. Дидактический материал «Развитие речи у детей дошкольного возраста с ОНР»
Октябрь 1. Подбор игр и упражнений для детей с ОНР. 2. Диагностирование связной речи детей дошкольного возраста. 1. Составление игротеки 2. выявление особенностей нарушений речи 1. Бондаренко, А. К. Дидактические игры в детском саду : Пособие для воспитателя детского сада. – М. : Просвещение, 2015. 2. Обследования речи у детей. Под общей редакцией И. Т. Власенко, Г. В. Чиркиной. Составитель Т. П. Бессонова. Выпуск 2. Москва. 1996 Составление игротеки по развитию связной речи для детей с ОНР Мониторинг
Ноябрь Внедрение современных технологий в образовательный процесс по развитию связной речи дошкольников с ОНР Осуществление коррекционного воздействия на дошкольников посещающих логопедические группы Коноваленко С. В., Кременская М. И. Развитие психо-физиологической базы речи у детей дошкольного возраста с нарушениями в развитии. СПб, Детство-пресс, 2012 г. Проведение КРОД Работа с загадками. Составление загадок Показать роль загадки на формирование выразительности речи Колодяжная Т. П. Маркарян И. А. Речевое развитие детей дошкольного возраста. – М. УЦ Перспектива, 2009 Картотека загадок
Декабрь Развитие речи детей посредством мелкой моторики рук. Познакомить родителей со средствами развития моторики рук в процессе формирования речи Анищенкова Е. С. Речевая гимнастика для развития речи дошкольников. – Профиздат, 2007. – 62с. Консультация для родителей: «Средства развития моторики рук» Игры и упражнения для развития речи детей старшего дошкольного возраста (О. С. Ушакова). Дифференциация звуков, слов, предложений. Отрабатывать темп, силу голоса, дикцию. Совершенствовать речевой слух, закреплять навыки четкой, правильной, выразительной речи Ермакова И. А. Развиваем мелкую моторику у малышей. – СПб: Изд. дом «Литера», 2016. Картотека игр
Январь Влияние фольклора на развитие речи детей с ОНР. выявить влияние фольклора на развитие речи у детей с ОНР Алексеева М. М., Ушакова О. С. Взаимосвязь задач речевого развития детей на занятиях // Воспитание умственной активности у детей дошкольного возраста. – М, 2003. – с. 27 – 43. Изготовление папки-передвижки: «Виды устного народного творчества, способствующие развитию речи детей с ОНР». Работа по составлению рассказов по сюжетным картинам. Учить детей рассматривать картину и выделять ее главные характеристики Пополнять и активизировать словарный запас детей Алексеева М. М., Ушакова О. С. Взаимосвязь задач речевого развития детей на занятиях // Воспитание умственной активности у детей дошкольного возраста. – М, 2003. Сюжетные картинки
Февраль Развитие речи и личности дошкольника в сказкотерапии. : «Зайка – зазнайка», «Волшебные слова» Роль сказкотерапии на занятиях по развитию речи. Консультация для педагогов ДОУ «Сказкотерапия» на занятиях по развитию речи». Обучение детей приемам планирования собственного пересказа. Активизация и обогащение словарного запаса детей Цвынтарный В. В. Играем пальчиками и развиваем речь – СПб : ИЧП «Хардфорд», 2016. Методические рекомендации «Обучение детей приемам планирования собственного пересказа»
Март Работа над развитием речи через театральную деятельность. Инсценирование сказок: «Репка», «Колобок». Роль театральной деятельности на формирование речи у детей с ОНР Короткова Э. П. Обучение детей дошкольного возраста рассказыванию : Пособие для воспитателя дет. сада. – 2-е изд. испр. и доп.. – М. : Просвещение, 1982 Показ сказки «Колобок» детям младшей группы. Работа над развитием речи с использованием интеллектуальных карт Развитие творческой самостоятельности, эстетического вкуса в передаче образа Глухов В. П. Методика формирования связной монологической речи дошкольников с общим речевым недоразвитием. Учеб. пособие по спецкурсу. – М. : Альфа, 2016. Интеллектуальные карты
Апрель Работа над интонацией, дикцией, выразительностью речи во время заучивания стихотворений. Учить детей читать выразительно стихотворения перед слушателями. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников : Кн. для логопеда / Н. С. Жукова, Е. М. Мастюкова, Т. Б. Филичева. Екатеринбург: Изд-во АРД ЛТД, 2018 Посещение родителями деятельности учителя-логопеда (онлайн формат) Показ открытого занятия «Путешествие в страну книг». Закрепить работу по формированию связной речи у детей с ОНР Малетина Н. Моделирование в описательной речи детей с ОНР [Текст]/ Н. Малетина, Л Пономарева // Дошкольное воспитание. – 2004. – № 6. Проведение открытой КРОД
Май
Работа по лэпбуку «В гостях у сказки» Учить детей сочинять сказку по модели – схеме; последовательно и связно рассказывать друг другу свои сказки; учить придумывать название сказке; работа над словарем: учить подбирать признаки предметов (прилагательные к существительным); воспитывать интерес к сказкам и их сочинительству. Короткова Э. П. Обучение детей дошкольного возраста рассказыванию : Пособие для воспитателя дет. сада. – 2-е изд. испр. и доп. – М. : Просвещение, 2019 Конкурс чтецов.
Содержание и методика обследования состояния связной речи дошкольников Выявление уровня сформированности связной речи у детей с ОНР 1. Обследования речи у детей. Под общей редакцией И. Т. Власенко, Г. В. Чиркиной. Составитель Т. П. Бессонова. Выпуск 2. Москва. 1996 2. Грибова О. Е. Технология организации логопедического обследования. : метод. Пособие. – М. : Айрис-пресс, 2005