Наталья Савенкова
План самообразования «Театрализованная деятельность как средство развития связной речи у старших дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Опыт педагогической работы показал, что, театрализованная игра оказы-вает большое влияние на речевое развитие ребенка. Стимулирует активную речь за счет расширения словарного запаса, совершенствует артикуляцион-ный аппарат. Ребенок усваивает богатство родного языка, его выразитель-ные средства. Используя выразительные средства и интонации, соответству-ющие характеру героев и их поступков, старается говорить четко, чтобы его все поняли. В театрализованной игре формируется диалогическая, эмоцио-нально насыщенная речь.
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Планирование. Планы работ
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Развитие речи. Самообразование
- Самообразование, саморазвитие
- Старшая группа
- Театр, театрализованная деятельность. Самообразование
- Театр. Планы
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
Целью моей работы по театрализованной деятельности является : овладе-ние детьми полноценной речью, без чего невозможно успешное обучение в школе, а это одна из важнейших задач, стоящих перед ребенком дошкольного возраста.
Театрализованные игры дают возможность перейти от бессловесных этю-дов к этюдам со словами, диалогу, монологу, импровизировать с элементами ряженья на заданную тему, что будоражит фантазию, развивает воображение, дети учатся выражать себя в движении, свободно держаться не стесняясь.
За счет освоения в системе, театрализованной игры, у детей расширился игровой опыт, связная речь, улучшилась интонационная выразительность, появились умения, направленные на позитивное взаимодействие с другими участниками игры. Также умение договариваться, разрешать конфликтные ситуации самостоятельно.
Театрализованные игры способствуют усвоению элементов речевого об-щения (мимика, жест, поза, интонация, модуляция голоса). Занятия в дет-ском театре обогащают детей новыми впечатлениями, знания-ми, развивают интерес к художественной литературе, активизируют словарь, разговорную речь, способствуют нравственно-эстетическому воспитанию, позволяет решать многие актуальные проблемы педагогики и психоло-гии, связанные с художественным и нравственным воспитани-ем, развитием коммуникативных качеств личности, развитием воображения, фантазии, инициативности, раскрепощённости.
Цель: создание условий для развития связной речи у детей старшего до-школьного возраста посредством театрализованной деятельности.
Задачи:
• Развивать связную речь детей
Подводить к умению:
• Выразительно интонировать голоса героев сказки
• Использовать образные выражения при пересказе сказки
• Выразительно передавать в мимике и движениях эмоциональное со-стояние героев сказок
Совершенствовать:
• Лексико-грамматические средства языка
• Звуковую сторону речи в сфере произношения, восприятия и выра-зительности.
• Повысить культурный уровень дошкольников.
Подбор, изучение и анализ методической литературы по данной теме.
- Губанова Н. Ф. Театрализованная деятельность дошкольников. - М. Вако, 2011.
-Выготский, Л. С. Мышление и речь. - М. : Лабиринт, 1999.
-Сорокина М. Ф., Миланович Н. Г. Играем в кукольный театр. М:,2002.
-Мигунова Е. В. Театральная педагогика в детском саду М. Сфера– 2009.
-Чурилова Э. Г. Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников и младших школьников. // Театр и дети. – М., Владос, 2001
-Щеткин А. В. Театральная деятельность в детском саду - М. Мозаика-синтез, 2008.
-Картушина М. Ю. Конспекты логоритмических занятий. - М. : Сфера, 2010.
-Зацепина М. Б. Развитие ребенка в театрализованной деятельности. - М. : Сфера, 2010.
-Антипина Е. Г. Кукольный театр в детском саду - М. : Сфера, 2010.
-Маханева М. Д. Занятия по театрализованной деятельности в детском саду – М. : Сфера, 2009.
- Сорокина М. Ф., Миланович Н. Г. Развитие творческих способностей у детей средствами кукольного театра– М. : Айрис-пресс, 2008.
-Щёткин А. В. Организация театральной деятельности в дошкольном об-разовательном учреждении. – Абакан, 2004.
-Трифонова Н. Кукольный театр своими руками//Внимание, дети. М. : Ай-рис Пресс, 2001.
-Улашенко Н. Б. Организация театрализованной деятельности. – Волго-град. Корифей 2008.
-Гайворонская Т. А., Деркунская В. А.
Развитие эмпатии у старших дошкольников в театрализованной деятель-ности. - М. :, 2007.
- Ушакова О. С, Струнина Е. М. Методика развития речи детей дошколь-ного возраста : Учеб. -метод. пособие для воспитателей дошк. образоват. учреждений. — М. :Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004
Работа с детьми
Сентябрь
• Мониторинг
• Перспективный план системы занятий по развитию речи с детьми старшего дошкольного возраста.
• Познакомить детей с понятием «театр».
• Формировать представления детей о видах театра.
• Показ презентации на тему: «Что такое театр».
Октябрь
• Продолжать работу по знакомству детей с кукольным театром. Учить детей манипулировать куклами-актерами.
• Продолжать развивать интонационную речь.
• Развивать выразительность речи.
• Показ кукольного театра «Красная шапочка»
Ноябрь
• Беседы о театре в ходе совместной деятельности воспитателя и де-тей.
• Методические разработки.
• Театр на столе Показ инсценировки сказки Ш. Перро «Золушка»
Декабрь
• Работа по развитию связной речи во время проведения занятий и режимных моментов.
• Картотека «Составь рассказ по картинке» для детей старшего до-школьного возраста
Январь
• Учить детей самостоятельно изготавливать кукол для спектаклей
• Занятие по конструированию из бумаги «Театр на конусах»
Февраль
• Работа по психогимнастике в ходе занятий и режимных моментов.
• Картотека «Психогимнастика»
Март
• Активизировать познавательный интерес к театрализованной дея-тельности, сценическому творчеству.
• Занятие «Поиграем в театр»
Апрель
• Театрализованная игра с воображаемым объектом (Котенок, собачка и т. д).
• Показ детям сказки «Маша и медведь»
Май
• Подготовка и репетиции спектакля «Заюшкина избушка»
• Показ спектакля «Заюшкина избушка»
Работа с родителями.
Сентябрь
• Исследование педагогической компетентности родителей и воспи-тателей в области речевого развития детей.
• Анкетирование родителей.
Октябрь
• Привлечение родителей к обогащению «Центра театрализованной деятельности», изготовление теневого театра
• Пополнение центра новым видом театра.
Ноябрь
• Поручения родителям по изготовлению атрибутов для театрализо-ванных игр.
• Консультация для воспитателей: «Роль театрализованных игр в развитии речи детей старшего возраста».
Декабрь
• Организация праздника к Новому году.
• Привлечение родителей к участию на новогоднем утреннике.
Январь
• Привлечение родителей к совместному творчеству с ребенком.
• Консультация для родителей «Играем в театр»
Февраль
• Использование театрализованных игр по сказкам в развитии вооб-ражения, памяти и речи
Март
• Консультация для родителей «Как поддержать интерес к театру»
• Привлечение в организации праздника для мам
• Анкетирование родителей на тему: «Театр и дети»
Апрель
• Привлечение родителей к совместному творчеству с ребенком.
• Консультация для родителей «Как устроить домашний театр для детей»
Май
• Организация праздника «Лето к нам спешит»
• Привлечение родителей к участию на празднике: «Лето к нам спе-шит»
Самореализация в течение всего периода
• Исследование педагогической компетентности родителей и воспи-тателей в области речевого развития детей.
• Консультация для педагогов ДОУ
• Представление спектакля «Заюшкина избушка»
• Отчёт о проделанной работе по теме самообразования.
Вывод: выразительность речи развивается в течение всего дошкольного возраста : от непроизвольной, эмоциональной у малышей к интонационной речевой, у детей средней группы, и к языковой выразительности речи, у де-тей старшего дошкольного возраста.
Привычку к выразительной публичной речи можно воспитать в человеке только путем привлечения его с малолетства к выступлениям перед аудито-рией. В этом огромную помощь могут оказать театрализованные занятия в дошкольных образовательных учреждениях.
Воспитательные возможности театрализованной деятельности широки. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром. С умствен-ным развитием тесно связано и совершенствование речи. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей ставят ребенка перед необходимо-стью ясно, четко, понятно изъясняться. У него улучшается диалогическая речь и ее грамматический строй.