Марина Коришева
Развитие речи детей младшего возраста средствами малых фольклорных жанров
▼ Скачать + Заказать документы
Цель работы: объединить усилия педагогов и родителей по воспитанию детей с помощью произведений русского фольклора, развить творческие, познавательные, коммуникативные способности детей на основе малых фольклорных жанров.
Актуальность выбранной темы
Публикация «Развитие речи детей младшего возраста средствами малых фольклорных жанров» размещена в разделах
- Народная культура, фольклор
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Возраст от 2 до 3 лет имеет особое значение для речевого развития ребенка. Главная задача педагога в области развития речи детей младшего дошкольного возраста – помочь им в освоении разговорной речи, родного языка.
Важнейшим источником развития выразительности детской речи являются произведения устного народного творчества, в том числе малые фольклорные формы (загадки, заклички, потешки, прибаутки, песенки, скороговорки, пословицы, поговорки, считалки, колыбельные).
Воспитательное, познавательное и эстетическое значение фольклора огромно, так как он расширяет знания ребенка об окружающей действительности, развивает умение чувствовать художественную форму, мелодику и ритм родного языка.
Возможность использования фольклорных жанров в дошкольном учреждении для развития речи детей дошкольного возраста обусловлена спецификой содержания и форм произведений словесного творчества русского народа, характером знакомства с ними и речевым развитием дошкольников.
Дети хорошо воспринимают фольклорные произведения благодаря их мягкому юмору, ненавязчивому дидактизму и знакомым жизненным ситуациям.
Русский фольклор - неоценимое богатство каждого народа, выработанный веками взгляд на жизнь, общество, природу, показатель его способностей и таланта. Через фольклор ребёнок не только овладевает родным языком, но и, осваивая его красоту, лаконичность приобщается к культуре своего народа, получает первые впечатления о ней.
План работы на год
Раздел Сроки Содержание работы Практические выходы
Изучение методической литературы Сентябрь - май 1. Бабурина Г. И., Кузина Т. Ф. Народная педагогика в воспитании дошкольника. М., 1995.
2. Даль В. И. Пословицы и поговорки русского народа. М., 2009.
3. Жаворонушки: Песни, приговорки, потешки, прибаутки, считалки / Сост. Г. Науменко. М., 1998.
4. Князева О. Л., Маханёва М. Д. Приобщение детей к истокам русской культуры: Учеб. -метод. пособие 2-е изд., перераб. и доп. сПб,. 2008.
5. Козырева Л. М. Говорю красиво и правильно. Развитие речи у детей от рождения до 5 лет. М., 2005.
6. Русский фольклор/Сост. В. Аникин. М., 1985.
Работа с детьми Октябрь Отгадывание детьми загадок, прослушивание аудиозаписей сказок, песенок, потешек, колыбельных. Досуг «Вечер загадок».
Ноябрь Театрализованные постановки.
Рассматривание иллюстраций по теме «Фольклор». Инсценирование русских народных сказок «Теремок», «Репка».
Февраль Просмотр кукольного театра по русским народным сказкам, хороводы, подвижные игры. Беседа «Зимние народные праздники». Развлечение «Широкая Масленица»
Март Пальчиковые игры на основе русских народных потешек. Игровая деятельность «Поиграем с пальчиками».
Апрель Знакомство с закличками, потешками о солнце.
Дидактическая игра: «Узнай потешку по картинке», настольно-печатная игра по мотивам потешек и р. н. сказок (разрезные картинки). Досуг «Солнышко, нарядись, красное, покажись!»
Работа с семьёй Январь Разучивание потешек, песенок, скороговорок, выступление для родителей. «Посиделки» (творческий вечер с участием родителей)
Апрель Совместное творчество детей и родителей.
Консультация «Роль фольклора в развитии речи детей». Семейный конкурс «Отгадай загадку – нарисуй отгадку».
Выставка рисунков «Моя любимая сказка».
Самореализация Март Подготовка к педсовету.
Участие в конкурсе методических разработок. Консультация для воспитателей «Развитие речи младших дошкольников средствами малых фольклорных жанров».
Апрель Открытый показ ООД в первой младшей группе. Открытое занятие по развитию речи с элементами фольклора в первой младшей группе «В гостях у бабушки Федоры».
Май Отчёт о проделанной работе по теме самообразования на итоговом педсовете. Выступление на педсовете.
СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ
Этапы работы по самообразованию Деятельность
1. Формирование потребности в самообразовании, самооценка подготовленности, осознание необходимости в знаниях, постановка целей и задач.
Цель работы по самообразованию: объединить усилия педагогов и родителей по воспитанию детей с помощью произведений русского фольклора, развить творческие, познавательные, коммуникативные способности детей на основе малых фольклорных жанров.
2. Планирование работы по самообразованию. Планирование работы по следующим разделам:
-изучение методической литературы;
-работа с детьми;
-работа с семьёй;
-самореализация.
3. Теоретическое изучение проблемы. Изучение литературы по теме:
1. Бабурина Г. И., Кузина Т. Ф. Народная педагогика в воспитании дошкольника. М., 1995.
2. Князева О. Л., Маханёва М. Д. Приобщение детей к истокам русской культуры: Учеб. - метод. пособие 2-е изд., перераб. и доп. сПб,. 2008.
3. Козырева Л. М. Говорю красиво и правильно. Развитие речи у детей от рождения до 5 лет. М., 2005.
4. Князева О. Л., Маханёва М. Д. Приобщение детей к истокам русской культуры: Учеб. -метод. пособие 2-е изд., перераб. и доп. сПб,. 2008.
5. Козырева Л. М. Говорю красиво и правильно. Развитие речи у детей от рождения до 5 лет. М., 2005.
6. Русский фольклор/Сост. В. Аникин. М., 1985.
4. Практическая деятельность Досуг «Вечер загадок».
Инсценирование русских народных сказок «Теремок», «Репка».
Развлечение «Широкая Масленица»
Игровая деятельность «Поиграем с пальчиками».
Досуг «Солнышко, нарядись, красное, покажись!»
«Посиделки» (творческий вечер с участием родителей)
Семейный конкурс «Отгадай загадку – нарисуй отгадку», выставка рисунков «Моя любимая сказка».
Консультация для воспитателей «Развитие речи младших дошкольников средствами малых фольклорных жанров».
Открытое занятие по развитию речи с элементами фольклора в первой младшей группе «В гостях у бабушки Федоры».
Выступление на педсовете по изученной теме.
Отчёт по теме самообразования.
5. Подведение итогов самообразования. В результате работы по теме самообразования
- у большинства детей повысился интерес к устному народному творчеству;
-обогатилась устная речь;
-развились фантазия и воображение;
-у родителей сформировались представления о создании благоприятного эмоционального и социально-психологического климата для полноценного развития ребенка;
-расширились представления о влиянии малых фольклорных жанров на развитие речи ребёнка.