Валентина Тоскоракова
Нравственно — патриотическое воспитание дошкольников средствами национальной культуры
▼ Скачать + Заказать документы
ФИО – Тоскоракова Валентина Семеновна
Тема самообразования – «Нравственно – патриотическое воспитание дошкольников средствами национальной культуры»
Работа начата – 15. 09. 2022.
Предполагается закончить – 10. 05. 2023.
Актуальность темы
«Только тот, кто любит, ценит и уважает накопленное и
сохранённое предшествующим поколением, может любить
Родину, узнать её, стать подлинным патриотом».
С. Михалков
Публикация «Нравственно — патриотическое воспитание дошкольников средствами национальной культуры» размещена в разделах
О важности приобщения ребенка к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Именно акцент на знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов.
Таким образом, нравственно-патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения.
Воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста - одна из задач нравственного воспитания, включающая в себя воспитание любви к близким людям, к детскому саду, к родному городу и к родной стране. Патриотические чувства закладываются в процессе жизни и бытия человека. Люди с момента рождения инстинктивно, естественно и незаметно привыкают к окружающей их среде, природе и культуре своей страны, к быту своего народа. Любовь маленького ребенка-дошкольника к Родине начинается с отношения к самым близким людям – отцу, матери, дедушке, бабушке. Патриотизм — это любовь к Родине, преданность своему Отечеству и представляет собой значимую часть сознания, проявляющуюся в отношении к своему народу, истории, культуре, государству. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением. Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется, что вызывает отклик в его душе. Такие чувства не могут возникнуть после нескольких занятий. Это результат длительного, систематического и целенаправленного воздействия на ребенка. Воспитание детей осуществляется ежесекундно, на занятиях, мероприятиях, праздниках, в игре и в быту. Работа строится таким образом, чтобы она проходила через сердце каждого воспитанника детского сада. И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота. Любить Родину - значит знать ее, прежде всего свою малую Родину.
Цель – Повысить профессиональную компетентность с систематизировать знания по теме «Нравственно – патриотическое воспитание дошкольников средствами национальной культуры»
Задачи:
• повысить свой теоретический и научно – методический уровень. через подборку и изучение методической литературы;
• формирование любви к родному краю, родной природе, родному языку, культурному наследию хакасского народа;
• воспитание любви, уважения к своим национальным особенностям и чувства собственного достоинства как представителя своего народа;
• воспитание уважительного отношения к родителям, старшему поколению, к ровесникам, представителям всех народов России, вне зависимости от их этнической принадлежности;
• формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям.
• провести самоанализ и подготовить отчет о проделанной работе.
1. Перспективы при продолжении работы на следующий год продолжить работу по теме «Нравственно – патриотическое воспитание дошкольников средствами национальной культуры»
Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности: на занятиях, в играх, в труде, в быту — так как воспитывают в ребенке не только патриотические чувства, но и формируют его взаимоотношения со взрослыми и сверстниками.
Нравственно-патриотическое воспитание можно назвать одним из самых сложных направлений по ряду причин:
• особенности дошкольного возраста,
• многоаспектность понятия «патриотизм» в современном мире, * отсутствие теоретических и методических разработок.
В основе его лежит развитие нравственных чувств.
Чувство Родины. Оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям — к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.
Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе. И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота.
У каждого народа свои сказки, и все они передают от поколения к поколению основные нравственные ценности : добро, дружбу, взаимопомощь, трудолюбие. "Это — первые и блестящие попытки русской народной педагогики, — писал К. Д. Ушинский, — и я не думаю, чтобы кто-нибудь был в состоянии состязаться в этом случае с педагогическим гением народа". Не случайно К. Д. Ушинский подчеркивал, что ". воспитание, если оно не хочет быть бессильным, должно быть народным". Он ввел в русскую педагогическую литературу термин "народная педагогика", видя в фольклорных произведениях национальную самобытность народа, богатый материал для воспитания любви к Родине. Таким образом, произведение устного народного творчества не только формируют любовь к традициям своего народа, но и способствуют развитию личности в духе патриотизма.
Немалое значение для воспитания у детей интереса и любви к родному краю имеет ближайшее окружение. Постепенно ребенок знакомится с детским садом, своей улицей, городом, а затем и со страной, ее столицей и символами.
Формы и методы работы.
• Занятия.
• Беседы.
• Рассматривание репродукций, картин, альбомов, фотографий.
• Схемы, рисунки мелом.
• Наблюдения.
• Игры.
• Метод решения проблемных ситуаций.
• Загадки, пословицы.
• Чтение художественных произведений
• Виртуальные прогулки и экскурсии. Праздники.
• Изобразительная деятельность.
• Настольно - печатные игры, дидактические игры, сюжетно - ролевые игры.
• Семейный творческий конкурс, рисунки, поделки, советы родителям.
• Конкурс детского рисунка, детский вернисаж.
Календарно-тематическое планирование
месяц Тема Практическая часть
Сентябрь
Октябрь На большой планете есть сердцу милый край
Рассказать о том, что среди множества стран и государств на нашей планете есть и малая Родина – это Хакасия; рассмотреть иллюстрации.
Ноябрь «С чего начинается Родина»,
«Символы моей Родины» (Россия, Хакасия, Абакан, Таштып)
Творческие игры по карте Хакасии «Собери карту Хакасии», «Найди города», «Найди реки и озера», «Путешествие во времени»
Горы, реки, деревья, степи, земля, тайга;
Красивый город Абакан Рассказать о столице Хакасии. Подбор тематических картинок.
Раскраска «Ты и я Хакасия» по мотивам достопримечательностей республики Хакасия.
Мы живем на земле мифов и легенд.
«Литературный серпантин» -
Знакомить с Хакасией, используя интересные исторические названия местностей или рек; пересказ или чтение легенд об их названии (гора Сундук, о Таштыпе)
Стихи, рассказы хакасских писателей, поэтов о Хакасии
Февраль «Что за чудо это сказка» Знакомство с устным хакасским народным творчеством; рассказывание хакасских народных сказок, чтение и пересказ.
«Заяц лисе не друг»
Рисование с детьми «Аннарнын iстерi»
«Два брата»
Дидактическая игра «Узнай сказку», «Угадай, из какой сказки прочитан отрывок?»
«Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать». Артисты там работают, а зрители им хлопают. Д/и «Покажи эмоции героев».
Социоигра «Раз, два, три- фигура, замри!»
«Кто –то в гости к нам пришёл. «Оживи сказку» М. Кильчичаков «Сказка о хитрой лисе»
Март Поэзия народного костюма Знакомство с национальной вышивкой
Изготовление сувенира «Пого для мамы»
Аппликация узор на поясе.
Традиционные хакасские праздники
-Чыл пазы.
Знакомство с праздником
-Чир ине. Разучивание стихов, песен, тахпахов к празднику.
Рассказать о березе, что это священное дерево. Стихи о березе в творчестве писателей и поэтов.
Знакомство с традициями.
Апрель Мелодии родной земли Знакомство с национальными музыкальными инструментами: чатхан, пыргы, хобрах, хомыс, тюр; слушание мелодии.
Как жили люди в старину далекую
«Путешествие в хакасскую юрту». Знакомство с кочевым образом жизни; внешний вид зимней и летней юрты- традиционное жилище хакасов; знакомство с внутренним убранством, предметами быта с правилами поведения в юрте.
Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. Посещение музея с. Таштып.
(экскурсия)
Май «Мир ликующих красок и линий» Д/и «Дорисуй сказку», «Узнай сказку по иллюстрации»
Рисование: «Книжки – малышки». «Иллюстрация к сказки».
Л. Катаева, М Капсаргина «Таежный хоровод»