Марченко Эльмира
План самообразования на пять лет «Роль экологической культуры в развитии познавательных процессов у дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность темы: Так как проблемы экологии в последние годы выдвигаются на первый план, то необходимо углублять знания детей в этой области. Приобщение детей к экологической культуре необходимо начинать с детства, так как в этом возрасте легче всего приобщить детей к природе, научить любить и охранять природу. Дети учатся наблюдать за изменениями, происходящими в природе и делать выводы.
Публикация «План самообразования на пять лет „Роль экологической культуры в развитии познавательных процессов у дошкольников“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Планирование. Годовые планы на учебный год
- Планирование. Планы работ
- Самообразование, саморазвитие
- Экологическое воспитание. Самообразование
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Основным содержанием моей работы по экологическому воспитанию является формирование осознанно-правильного отношения к явлениям и объектам природы, которые окружают ребенка и с которыми он знакомится в дошкольном детстве.
Цель: Обучение детей любви и пониманию природы, формирование начал экологической культуры.
• Задачи: формировать представления о простейших взаимосвязях в живой и неживой природе, знакомить с правилами поведения в природе;
• расширять представления об условиях, необходимых для жизни людей, животных, растений;
• продолжать формировать представления о том, что человек - часть природы и что он должен беречь, охранять и защищать её;
• закреплять умения устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями;
• подвести к пониманию того, что жизнь человека на Земле зависит от состояния окружающей среды.
Мною был составлен перспективный план по «Формированию начал экологической культуры у детей дошкольного возраста» и намечен план взаимодействия с родителями.
В перспективе пополнить дидактический материал играми, научной и художественной литературой; расширить центр природы новыми цветущими комнатными растениями; пополнить мини-лабораторию для познавательно-исследовательской деятельности.
Перспективный план
Срок реализации 2016-2017 учебный год
Теоретический этап
№ Содержание работы Сроки выполнения Примечания
(заполняется в процессе реализации плана)
1 Изучение методической литературы по данной проблеме В течение года Приобретение пособий и дидактического материала.
2 Изучение статей в журналах:
«Воспитатель ДОУ»,
«Дошкольное воспитание»,
«Ребенок в детском саду»,
«Обруч» В течение года Подписка на печатные издания.
Практический этап
3 Выставка-конкурс поделок «Осенний сундучок» Сентябрь Творческая работа детей с родителями
4 Составление плана работы Октябрь Перспективный план работы
5 Консультации для родителей В течение года Папки – передвижки на тему: «Ребенок и природа», стенд «Теперь мы знаем…»
6 Разработка занятий по экологии Ноябрь Составление конспектов с использованием ИКТ
7 Разработка проекта по экологическому воспитанию для детей дошкольного возраста. Тема: «Экология души» и перспективный план работы с детьми дошкольного возраста Декабрь Долгосрочный проект, участие родителей
8 Создание экологического уголка.
Подготовка и организация выставки: «Дары природы» (использование природного и бросового материала) Январь Выставка: «Дары природы»
9 Пополнение предметно-развивающей среды. Изучение условий организации экспериментальной деятельности детей в группе, обновление мини лаборатории с объектами неживой природы. Февраль Консультация для родителей на тему: «Создание условий для проведения поисково-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста».
10 Круглый стол «Люби и охраняй окружающую природу» Март Выступление с докладом за круглым столом.
11 Самоанализ проделанной работы.
Проведение открытого мероприятия для анализа со стороны коллег на тему «Лучше нет родного края» Апрель Размещение данного занятия в социальной сети для работников образования.
12 Советы и рекомендации для родителей о важности активного отдыха, участии родителей в играх. Май Консультация для родителей
«Прогулки и их значение для укрепления здоровья ребёнка!»
13 Отчет о проделанной работе Май Обобщение результатов на заседании педагогического совета ДОУ.
Срок реализации 2017-2018учебный год
№ Содержание работы Сроки выполнения Форма отчётности
1 Изучение методической литературы по данной проблеме. В течение года Приобретение пособий.
2 Изучение статей в журналах:
«Воспитатель ДОУ»,
«Дошкольное воспитание»,
«Ребенок в детском саду», «Обруч» В течение года Подписка на печатные издания.
Практический этап
3 Разработать перспективный план работы по экологическому воспитанию. Сентябрь Календарно – тематическое планирование
4 Привлечь родителей к нравственному воспитанию детей, совместному труду. Акция «Наши меньшие друзья!»
5 Семинар практикум «Юный эколог» Октябрь Выступление на семинаре-практикуме для воспитателей дошкольного образовательного учреждения, проведенного на базе Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Золотой петушок»
6 Изготовление демонстрационного и раздаточного материала для образовательной деятельности. В течение года Демонстрационный и раздаточный материал.
7 Показ открытого занятия для педагогов по ознакомлению с окружающим миром. Ноябрь Конспект образовательной деятельности
8 Организация выставки «Добро пожаловать, пернатые друзья!» Декабрь Привлечение родителей к выполнению кормушек для выставки.
9 «Природа и люди в русских волшебных сказках» Январь Консультация для родителей.
10 Экологическое мероприятие совместно с родителями «Профессия-эколог» Февраль Оформление фотоколлажа. Фотоотчёт.
11 Проект «Животные на земле»- природоохранная деятельность (краткосрочный). Март Творческая работа детей совместно с родителями.
12 Проведение викторины «Что? Где? Когда?» Апрель Интеллектуальная игра для детей старшего дошкольного возраста.
13 Оформить зону наблюдений за растениями «Мини огород». Май Создание в группе огорода на подоконнике.
14 Отчет о проделанной работе. Май Самоанализ и подведение итогов.
Срок реализации 2018-2019 учебный год
Теоретический этап
№ Содержание работы Сроки выполнения Примечания
(заполняется в процессе реализации плана)
1 Изучение методической литературы по данной проблеме В течение года Приобретение пособий и дидактического материала.
2 Изучение статей в журналах:
«Воспитатель ДОУ»,
«Дошкольное воспитание»,
«Ребенок в детском саду», «Обруч». В течение года Подписка на печатные издания.
Практический этап
3 Консультация «Занимательная прогулка с ребёнком» Сентябрь Беседа с родителями, памятка.
4 Игры и упражнения для экологического развития детей раннего возраста Картотека игр и упражнений.
5 «Люби и охраняй родную природу». Октябрь Оформление папки-передвижки.
6 Работа по составлению рассказов по сюжетным картинкам Ноябрь Развлечение «Мой осенний сад»
7 Подготовка анкет, памяток, рекомендаций для педагогов, родителей и детей. В течение года Наглядный материал
8 Консультация для педагогов на тему «Экологическое воспитание как развитие познавательных способностей и нравственных качеств личности» Декабрь Наглядный материал
9 Взаимодействие с родителями. Январь Конкурс «Самая красивая кормушка»
Консультация «Дидактическая игра как средство экологического воспитания дошкольников»
10 Консультация «Дидактическая игра как средство экологического воспитания дошкольников» Февраль Выступление с сообщением на родительском собрании.
11 Акция «Необычное семечко». Март Подготовка семян и высадка рассады.
12 Проведение образовательной деятельности на тему: «Маленький цветочек» Апрель Конспект образовательной деятельности, самоанализ.
13 Отчет о проделанной работе за год. Май Обобщение результатов на заседании педагогического совета ДОУ
Срок реализации 2019-2020 учебный год
Теоретический этап
№ Содержание работы Сроки выполнения Примечания
(заполняется в процессе реализации плана)
1 Изучение методической литературы по данной проблеме. В течение года Приобретение пособий.
2 Изучение статей в журналах:
«Воспитатель ДОУ»,
«Дошкольное воспитание»,
«Ребенок в детском саду», «Обруч». В течение года Подписка на печатные издания.
Практический этап
3 Проведения родительского собрания Сентябрь Тема: «О взаимоотношениях ребенка и родителей»
4 Выступление на педсовете Октябрь Тема: «Организация и проведение мониторинга развития интегративных качеств дошкольника»
5 Беседы: «Обитатели скотного двора»; «Кто где живет?»; «Забавные истории о добрых животных» Ноябрь Изготовление альбомов, макетов совместно с родителями.
7 Конкурс рисунков «Красота зимней природы». Декабрь Совместное творчество детей и родителей.
8 Викторина «Наши друзья-пернатые», загадывание загадок. Беседы: «Какие бывают птицы?», «Куда улетают птицы?» Январь Изготовление кормушек, Выставка детских рисунков. Наблюдение за птицами.
9 Участие во Всероссийских и областных конкурсах. Февраль Сертификаты, дипломы
10 Совместная работа с детьми «Сбережём планету». Март Коллективная творческая работа.
11 Дид. игра «Живая и неживая природа», беседы о цветах: «Кто живет на подоконнике?», «Комнатные растения» Апрель Выставка детских рисунков. Консультации.
12 Отчет о проделанной работе Май Обобщение результатов на педсовете ДОУ.
Срок реализации 2020-2021 учебный год
Теоретический этап
№ Содержание работы Сроки выполнения Примечания
(заполняется в процессе реализации плана)
1 Изучение методической литературы по данной проблеме В течение года Приобретение пособий.
2 Изучение статей в журналах:
«Воспитатель ДОУ»,
«Дошкольное воспитание»,
«Ребенок в детском саду»,«Обруч». В течение года Подписка на печатные издания.
Практический этап
3 Консультация для родителей
Сентябрь Тема: «Экологические игры для дошкольников
4 Подготовить и провести экологический праздник для детей с участием родителей. Октябрь «Осень золотая»
5 Обработка результатов мониторинга по образовательной области «Ознакомление с окружающим миром». Ноябрь Индивидуальная работа с детьми
6 «Растения – фитотерапевты: какие они?» Декабрь Подготовка наглядного материала.
7 Семинар-практикум для воспитателей Январь Тема: «Интегрированный подход
в экологическом воспитании дошкольников»
8 Участие во всероссийских конкурсах в интернете. Февраль Всероссийский конкурс профессионального мастерства «Ярмарка педагогических идей»
9 Обобщение опыта работы на заседании экологического клуба в ДОУ. Март Тема: «Влияние экологических игр на развитие начал экологической культуры детей дошкольного возраста»
10 Изготовление лепбука на тему «Живая и неживая природа» Апрель-май Творческая работа, показ мастер-класса на педсовете педагогов в ДОУ.
11 Фотоколлаж на тему «Отдыхаем, не навредя!» Май Выставка семейных фотографий.
Список используемой литературы:
Э. Э. Баранникова «Я познаю мир»
А. Н. Бондаренко «Дидактические игры в детском саду»
Н. Е. Веракса, Т. С. Комарова, М. А. Васильева «От рождения до школы»
С. А. Веретенникова «Ознакомление дошкольников с природой»
Воспитатель в ДОУ
Т. Н. Вострухина «Знакомим с окружающим миром детей»
Дошкольное воспитание
Т. С. Комарова «Изо в детском саду»
О. М. Масленникова, А. А. Филиппенко «Экологические проекты в детском саду»
С. Н. Николаева «Юный эколог»
С. Н. Николаева «Создание условий для экологического воспитания» детей
С. Н. Николаева «Экологическое воспитание дошкольников»
С. Н. Николаева «Народная педагогика в экологическом воспитании дошкольников
С. Н. Николаева «Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве»
Обруч
Ребёнок в детском саду
Н. А. Рыжова «Экологическое образование в детском саду»
П. Г. Сумарокова «Как знакомить детей с природой?»
П. Г. Сумарокова «Мир природы и ребенок»
О. А. Соломенникова «Ознакомление с природой в детском саду»
(ФГОС) Федеральный государственный образовательный стандарт
Юный эколог