Наталья Лукьянова
Перспективный план работы с детьми «Формирование экологической культуры дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей №19 «Золушка»
Перспективный план работы с детьми по теме
«Формирование экологической культуры дошкольников»
Экологический кружок
«По тропинкам природы»
Группа общеразвивающей направленности от 6 до 7 лет.
воспитатель
Лукьянова
Наталья Александровна
Публикация «Перспективный план работы с детьми „Формирование экологической культуры дошкольников“» размещена в разделах
Цель: формирование представление о существующих в природе взаимосвязях и тем самым заложить основы экологического мировоззрения и культуры, ответственного отношения к окружающей среде
Задачи:
Расширять представления о диких животных характерных для данной местности.
Расширять знания детей о птицах, а также прилетающими на участок характерных для данной местности.
Расширять знания о разнообразии растительного мира их жизненном пространстве.
Расширять знания детей о грибах.
Расширять представления о значении живой природы в жизни человека.
Расширять знания детей о взаимосвязи компонентов неживой природы и зависимости от них человека.
Формировать навыки экологически грамотного и безопасного поведения в природе.
Развивать способность целенаправленно наблюдать, исследовать, дать
эстетическую оценку явлениям и объектам природы, нравственную
оценку поведения в природе;
Развивать поисково - познавательную деятельность путём включения
детей в модулирующие и преобразующие действия;
планирование экологического кружка «По тропинкам природы» с детьми 6-7 лет
Месяц ТЕМА Цель Приёмы Дидактическая игра, игровая ситуация Литература
1НЕДЕЛЯ «Что такое природа?» Дать понятие экологии как науки;
сформировать представление о том, что юный эколог — это ребенок, который любит природу, заботится о живых существах (растениях и животных, создает для них хорошие условия. ___ ___ Чернякова В. Н. Экологическая работа в ДОУ. Методическое пособие., 74
Сентябрь 2 НЕДЕЛЯ «Во саду ли в огороде» Продолжать знакомить детей с овощами, фруктами, которые растут на огороде, закрепить названия овощей. Рассматривание, иллюстраций, беседа. Приход Незнайки, дид. Игра «Удивительный огород». Чернякова В. Н. Экологическая работа в ДОУ. Методическое пособие., 75
3 неделя «Грибное царство» Уточнить приметы осени, где растут грибы, что необходимо для роста, рассказ о мухоморе. Рассматривание
иллюстраций, беседа, чтение стихов об осени, опыт «как грибы очищают воздух от загрязнения» Рассказ Лесовичка о грибах. Чернякова В. Н. Экологическая работа в ДОУ. Методическое пособие., 76
4 неделя «Природный мир» Сформировать у детей представление о том, что природный дом есть у каждого растения, животного, человека; это все то, что окружает живые организмы в природе Рассматривание
иллюстраций, беседа «Угадай что в руке?» В. А. Дрязгунова (с. 12) Чернякова В. Н. Экологическая работа в ДОУ. Методическое пособие. 77
Месяц Тема Цель Приёмы Дидактическая игра, игр. ситуация Литература
1НЕДЕЛЯ Жизнь осеннего леса Побеседовать о жизни леса, о лесных жителях, о том как звери готовятся к зиме. Рассматривание, фотографий, беседа. Д. и. «Угадай что на картинке» Чернякова В. Н. Экологическая работа в ДОУ. Методическое пособие., 78
Октябрь 2 НЕДЕЛЯ
Дары осени
Побеседовать с детьми о том, что нам природа дарит осенью, об овощах, грибах. Рассматривание,
фотографий, беседа. «Чудесный мешочек». Чернякова В. Н. Экологическая работа в ДОУ. Методическое пособие., 79
3 неделя Березы тоже плачут Продолжать знакомить детей с деревьями (с березой, рассказать о том, что деревья тоже «плачут» Рассматривание, наблюдение, беседа. «Ответ – вопрос» - игра Чернякова В. Н. Экологическая работа в ДОУ. Методическое пособие. М. : ТЦ Сфера, 80
4 неделя Кора деревьев Познакомить детей с корой дерева, рассказать о том, какую функцию выполняет кора. Рассматривание, наблюдение, беседа. Опыт «Пламя загрязняет воздух», дид. игра «С какого дерева кора». Чернякова В. Н. Экологическая работа в ДОУ. Методическое пособие. М. : ТЦ Сфера, 80
Месяц Тема Цель Приёмы Дидактическая игра, игровая ситуация Литература
1НЕДЕЛЯ Воды суши Рассказ о камнях (граните, что делают из камня. Рассматривание, наблюдение, беседа,
эксперименты. Найди о чем расскажу. В. А. Дрязгунова с. 25 Чернякова В. Н. Экологическая работа в ДОУ. Методическое пособие., 81
Ноябрь 2 НЕДЕЛЯ Камни Познакомить с понятиями «водная среда», «Мировой океан», значением воды для жизни на Земле; показать на опытах, что вода может существовать в трех состояниях: жидком, твердом (снег, лед, газообразном (мель-чайшие частички воды) Рассматривание, наблюдение, беседа,
эксперименты Опыт с камнями, загадка о камне. Чернякова В. Н. Экологическая работа в ДОУ. Методическое пособие., 83
3неделя Почва Познакомить с понятием «почва», рассказать об ее особенностях (составе, свойствах, значении в жизни Земли Рассматривание, наблюдение, бесед, рассказывание, сравнение. «Земля, вода, огонь, воздух» Чернякова В. Н. Экологическая работа в ДОУ. Методическое пособие., 85
4неделя Человек и неживая природа Показать взаимосвязь компонентов неживой природы и зависимость от них человека Рассматривание предметов неживой природы Развлекательные игры. «Чудесный мешочек» Чернякова В. Н. Экологическая работа в ДОУ. Методическое пособие., 86
Месяц Тема Цель Приёмы Дидактическая игра, игровая ситуация Литература
1НЕДЕЛЯ Водоросли, мхи, лишайники, папоротники Расширить знания о водорослях, мхах, лишайниках, папоротниках, их внешнем виде, значении, особенностях Беседа, наблюдение, сравнение рассматривание. Д. И. «Отгадай». А. И. Максакова с. 21
Чернякова В. Н. Экологическая работа в ДОУ. Методическое пособие. 103
Декабрь 2 НЕДЕЛЯ «Травушка муравушка» Расширить знания о разнообразии растительного мира их жизненном пространстве, значении. Рассматривание картинок и иллюстраций, беседа, эксперимент с водой. «Травы»
Чернякова В. Н. Экологическая работа в ДОУ. Методическое пособие., 105
3 неделя «Растения живые существа» Определить эстетическую роль цветов, их воздействие на окружающих; рассказать о видовом составе, правилах ухода. Беседа, наблюдения, рассматривание, сравнение, эксперимент с водой. Загадывание загадок. «Четвёртый лишний»
Чернякова В. Н. Экологическая работа в ДОУ. Методическое пособие. 106
4 неделя «Лекарственные травы» Познакомить с видовым составом, местом произрастания, характерными особенностями, применением лекарственных растений. Беседа, наблюдения, сравнение. Рассматривание картинок и иллюстраций.
«Вершки-корешки» Чернякова В. Н. Экологическая работа в ДОУ. Методическое пособие. 107
Месяц Тема Цель Приёмы Дидактическая игра, игровая ситуация Литература
1НЕДЕЛЯ «Растения цветника» Определить эстетическую роль цветов, их воздействие на окружающих; рассказать о видовом составе, правилах ухода. Беседа, наблюдение, сравнение рассматривание. Д. И. «Отгадай». А. И. Максакова с. 21
д/и «Что сначала, что потом? А. И. Максаков стр. Чернякова В. Н. Экологическая работа в ДОУ. Методическое пособие., 109
Январь 2 НЕДЕЛЯ «Комнатные
Растения» Продолжать беседу о разнообразии комнатных растений. Рассматривание картинок и иллюстраций, беседа, сравнивание. «Комнатные растения»
Чернякова В. Н. Экологическая работа в ДОУ. Методическое пособие., 110
3 неделя
«Ядовитые растения» Закрепить представление о видовом составе, характерных особенностях, внешнем виде ядовитых растений;
обратить внимание на вред, который они могут причинить;
учить осторожному обращению Беседа, наблюдения, рассматривание, сравнение. «Растения»
Чернякова В. Н. Экологическая работа в ДОУ. Методическое пособие. М. : ТЦ Сфера, 112
4 неделя «Растения в лесу» Закрепить представления о разнообразии растений в лесу. Беседа, наблюдения, сравнение. Рассматривание картинок и иллюстраций. Загадывание загадок Чернякова В. Н. Экологическая работа в ДОУ. Методическое пособие., 113
Месяц Тема Цель Приёмы Дидактическая игра, игровая ситуация Литература
1НЕДЕЛЯ
«Первоцветы» Познакомить детей с первыми цветами, рассказ о том, как все оживает в природе после зимы. Беседа, наблюдение, сравнение рассматривание. Д. И. «Отгадай». А. И. Максакова с. 21
д/и «Что сначала, что потом? А. И. Максаков стр. Чернякова В. Н. Экологическая работа в ДОУ. Методическое пособие., 114
Февраль 2 НЕДЕЛЯ «Для чего растениям нужны семена» Закрепить и обогатить знания детей о росте растений; организовать наблюдение за прорастанием семян в разных условиях и почвах; ввести в детский словарь новые слова: "гумус", "лаборант", "укоренение". Рассматривание картинок и иллюстраций, беседа, эксперимент с семечкой. Д. И. «Береги природу» Чернякова В. Н. Экологическая работа в ДОУ. Методическое пособие. М. : ТЦ Сфера, 116
3 неделя «Рябина и рябинка- это один вид растения» Расширить представление о растениях ближайшего окружения, учить сравнивать. Находить общее, и делать обобщение. Беседа, наблюдения, рассматривание, сравнение Загадывание загадок про природу Чернякова В. Н. Экологическая работа в ДОУ. Методическое пособие. М. : ТЦ Сфера, 116
4 неделя «Растения на лугу» Закрепить знания детей о луговых травах. Рассказать детям о многообразии трав и их пользе: травы так же как и все другие растения очищают воздух от пыли, обогащая его кислородом. Беседа, наблюдения, сравнение. Рассматривание картинок и иллюстраций. Загадывание загадок Чернякова В. Н. Экологическая работа в ДОУ. Методическое пособие., 117
Месяц Тема Цель Приёмы Дидактическая игра, игровая ситуация Литература
1НЕДЕЛЯ Что такое живая природа? Уточнить представления о значении живой природы в жизни человека Беседа, наблюдения, рассматривание. «Угадай растение», «Угадай животное». Чернякова В. Н. Экологическая работа в ДОУ. Методическое пособие, 87
Март 2 НЕДЕЛЯ Полезный или вредный Вопросы к детям: каких животных они считают полезными, а каких вредными почему. Беседа, наблюдения, рассматривание, сравнение. «Назовите растение» Чернякова В. Н. Экологическая работа в ДОУ. Методическое пособие, 88
3 неделя
Птицы Формирование, усвоение знаний, почему перелетные птицы так называются; чем они питаются; где живут; в чем их польза. Беседа, наблюдения, рассматривание, сравнение. «Узнай и назови» Чернякова В. Н. Экологическая работа в ДОУ. Методическое пособие., 91
4 неделя Дикие животные в лесу
Продолжать знакомить детей с животными, которые живут в лесу, запоминать их названия. Беседа, наблюдения, сравнение. «Да – нет». «Вершки-корешки» Чернякова В. Н. Экологическая работа в ДОУ. Методическое пособие., 92
Месяц Тема Цель Приёмы Дидактическая игра, игровая ситуация Литература
1НЕДЕЛЯ Растения цвет-ника Определить эстетическую роль цветов, их воздействие на окружающих; рассказать о видовом составе, правилах ухода Беседа, наблюдение, рассматривание. «Угадай растение». Цветочный магазин Чернякова В. Н. Экологическая работа в ДОУ. Методическое пособие., 94
Апрель 2 НЕДЕЛЯ Сорные расте-ния Познакомить с видовым составом сорных растений; рассказать о вреде, который они причиняют культурным растениям и как бороться с ними Беседа, наблюдение, рассматривание иллюстраций. «Назовите растение» Чернякова В. Н. Экологическая работа в ДОУ. Методическое пособие., 95
3 неделя Дикорастущие травянистые растения наших лесов Рассказать о разнообразии, значении, характерных особенностях дикорастущих травянистых растений Беседа, наблюдение, рассматривание иллюстраций. «Узнай и назови» Чернякова В. Н. Экологическая работа в ДОУ. Методическое пособие., 96
4 неделя Лекарственные
растения Познакомить с видовым составом, местом произрастания, характерными особенностями, применением лекарственных растений Беседа, наблюдение, рассматривание иллюстраций. «Да – нет». «Вершки-корешки» Чернякова В. Н. Экологическая работа в ДОУ. Методическое пособие., 97
Месяц Тема Цель Приёмы Дидактическая игра, игр. ситуация Литература
1НЕДЕЛЯ Комнатные
растения Расширить представление о разнообразии комнатных растений, правилах ухода за ними Беседа, наблюдение, сравнение рассматривание. «Угадай растение»
Чернякова В. Н. Экологическая работа в ДОУ. Методическое пособие.
Май 2 НЕДЕЛЯ Ядовитые рас-тения Закрепить представление о видовом составе, характерных особенностях, внешнем виде ядовитых растений;
обратить внимание на вред, который они могут причинить;
учить осторожному обращению Рассматривание картинок и иллюстраций, беседа. Будь внимательным Чернякова В. Н. Экологическая работа в ДОУ. Методическое пособие., 100
3 неделя Красная книга
Продолжить знакомство с объектами растительного мира, занесенными в Красную книгу; воспитывать бережное отношение к природе;
дать представление о том, что люди, плохо зная природу, погубили много растений Беседа, наблюдения, рассматривание, сравнение. «Береги природу»
На столе или наборном полотне картинки, изображающие растения, птиц, зверей, человека, солнца, воды и т. д. Воспитатель убирает одну из картинок, и дети должны рассказать, что произойдёт с оставшимися живыми объектами, если на Земле не будет спрятанного объекта. Например: убирает птицу – что будет с остальными животными, с человеком, с растениями
Чернякова В. Н. Экологическая работа в ДОУ. Методическое пособие., 100
4 неделя Грибы Расширить знания о грибах; развивать умение различать съедобные и ядовитые грибы;
Закрепить правила сбора грибов Беседа, наблюдения, сравнение. Рассматривание картинок и иллюстраций. «Две корзины»
Чернякова В. Н. Экологическая работа в ДОУ. Методическое пособие. 101