Лучший педагог года

Система формирования экологической культуры дошкольников 4–5 лет

Светлана Гордиенко
Система формирования экологической культуры дошкольников 4–5 лет
▼ Скачать + Заказать документы

Система формирования экологической культуры дошкольников 4–5 лет

В средней группе мы начинаем закладывать у детей эмоциональное отношение к объектам живой природы. Для этого используем следующие методы и приёмы.

Используем как традиционные методы, так и инновационные.

Наглядные (наблюдения, экскурсии, иллюстрации, просмотр фильмов о природе).

Словесные (беседы, чтение художественной литературы о природе, использование фольклорных материалов).

Практические (игры — эксперименты, игры-опыты).

Публикация «Система формирования экологической культуры дошкольников 4–5 лет» размещена в разделах

Использование элементов ТРИЗ, например таких приемов, как системный оператор. При проведении опытов по знакомству детей с разными агрегатными состояниями воды мы используем прием «маленькие человечки» для обозначения жидкого, твердого и газообразного состояния воды. Приёмы мнемотехники — мнемотаблицы и коллажи.

Метод игрового проблемного обучения заключается в проигрывании в совместной деятельности с детьми проблемных ситуаций, которые стимулируют познавательную активность детей и приучают их к самостоятельному поиску решений проблемы.

Метод наглядного моделирования разработан на основе идей известного детского психолога Л. А. Венгера, который путем исследований пришел к выводу, что в основе развития умственных способностей ребенка лежит овладение действиями замещения и наглядного моделирования

Общеизвестно, что 80% черт характера ребёнка закладывается в семье. Без помощи семьи успеха в работе добиться довольно сложно. Мы привлекаем родителей к разным видам совместной деятельности. Если в доме есть аквариум, предлагаем понаблюдать за рыбками, если есть домашние питомцы: кошка или собака, предлагаем понаблюдать за ними, за их поведением, повадками. Итогом данных наблюдений, стало оформление замечательной книги «Мой домашний любимец». В неё вошли рисунки, фотографии, рассказы детей о тех, кого они приручили, за кого теперь в ответе.

Формируем представления о живой природе и роли человека в ней, о важности сохранения и преумножения природных богатств. Необходимости донести до ребёнка мысль, что природу надо оберегать от нашего же негативного воздействия. При том работа ведётся по всем направлениям образовательных областей, комплексно, интегрируясь и сочетаясь между собой.

Познавательно — исследовательская деятельность как стержневая может быть «обрамлена» другими видами деятельности. Возможны следующие сочетания:

— чтение небольшого художественного произведения, вводящего в конкретную тему, затем, собственно опыты и эксперименты;

— познавательно — исследовательская деятельность, затем продуктивная деятельность, продолжающая тему (рисование, аппликация, конструирование, лепка);

— познавательно — исследовательская деятельность, затем сюжетная игра (по мотивам путешествий по карте или «реке времени»). В играх развивается умение анализировать, выявлять взаимосвязи и взаимозависимости между предметами и их особенностями.

Занимательные игры — опыты и игры — эксперименты побуждают детей к самостоятельному поиску причин, способов действий, проявлению творчества «Назови глину», «Сделай радугу», «Игры с соломинкой», «Что в коробке?», «Когда это бывает?», «Волшебные лучи», «Мы фокусники», «Коробка с секретом» и другие.

Детей четырёх, пяти лет воспитатель учит не только внимательно наблюдать за явлениями природы и устанавливать простейшие связи между ними, но и выражать в речи результаты своих наблюдений, передавать в рассказах и высказываниях свое отношение к природе. Для этого педагог использует различные методы и приемы. Например, отбирает несложные произведения и предлагает их детям в качестве образца: дошкольники хорошо воспринимают цикл стихов Е. Серовой "Цветы" ("Одуванчик", "Колокольчики", "Мышиный горошек", любят стихи И. Токмаковой "Весна" ("К нам весна шагает быстрыми шагами. ", "Ели" ("Ели на опушке - до небес макушки. ").

В средней группе значительное место отводится наблюдениям за трудом взрослых в природе (подготовка цветников к зиме, посадка деревьев, рыхление почвы и др.). Дети и сами принимают посильное участие в труде в природе: изготавливают кормушки для птиц совместно с родителями, ухаживают за цветами на клумбе, собирают сухие листья).

В данном возрасте рекомендуется показывать репродукции с картин И. Левитана "Золотая осень", "Осенний день. Сокольники", "Весна. Большая вода", А. Рылова "Зеленый шум", "В голубом просторе", "Мартовское утро", И. Шишкина "Зима".

Читаем детям произведения Л. Н. Толстого, К. Д. Ушинского, Пришвина и др. О том, как человек заботится о сохранении растительного мира. Во время обсуждения произведений стараемся вызвать нравственные чувства и эмоциональный отклик в сердцах детей.

Учитывая то, что детям необходимо «живое» общение с природой, наблюдения и практическая деятельность в природе, нами был разработан и запущен исследовательски-творческий проект «Жизнь растения» для детей среднего дошкольного возраста.

Данный проект рассчитан на 3 месяца, его участники — дети и педагоги.

Цель проекта: Знакомство детей с разнообразием растений, их строением,

условиями, необходимыми для их роста.

Для реализации цели были выделены следующие задачи:

• Уточнить и расширить представления детей о растениях.

• Закреплять знания детей об условиях, необходимых для роста растений.

Формировать навыки ухода за растениями.

• Развивать любознательность и познавательную активность.

• Пополнять сенсорные ощущения.

Формировать осознанно-правильное отношение к представителям растительного

• мира.

На подготовительном этапе проекта была проведена следующая работа:

подобрана и изучена методическая, научная и художественная литература по теме проекта;

подобраны дидактические игры природоведческого содержания, направленные на развитие познавательной активности, формирования начал экологической культуры;

адаптированы и систематизированы подвижные игры, направленные на развитие двигательной активности, внимания и наблюдательности в природе;

разработаны занятия разных видов (первично-ознакомительные, углубленно-познавательные, интегрированные);

целевые прогулки по территории детского сада, экскурсии в парковую зону;

проведена игра с детьми на разрешение противоречий «Растения: хорошо — плохо»;

подобраны проблемные задания, занимательные опыты и эксперименты.

уголок природы с наличием разнообразных комнатных растений, сухого аквариума с рыбками;

центр экспериментирования, который способствует развитию познавательной активности, пробуждает фантазию, любознательность, обогащает чувственный и сенсорный опыт детей;

центр творчества, где дети имеют возможность реализовать свои замыслы и желания;

книжный уголок, который способствует ознакомлению детей с природой через книги, журналы, открытки;

игровой центр, удовлетворяющий основную потребность ребенка в игре.

При создании экологической среды в группе учитывались возраст детей, особенности физического и психического развития, познавательная активность, в том числе и двигательная.

Работу с детьми строили на основе обучения, которое носит развивающий характер. Занятия проводим с использованием различных организационных форм обучения : коллективные, групповые, индивидуальные. Раз в неделю планировали интегрированное занятие с использованием проблемных игровых ситуаций.

Большую роль в пополнении экологических знаний детей о растениях играют дидактические игры. В утренние и вечерние часы мы проводили с детьми игры «Собери цветы в вазу», «Найди по описанию», «Четвертый лишний», «Собери цветок», «Садовник», «Я знаю пять названий цветов», «Разрезные картинки» и другие.

Проведенный цикл наблюдений за деревьями на участке и растениями в группе расширил знания детей, обогатил их сенсорный опыт. В период цветения растений дети знакомились с условиями необходимыми для их роста, принимали активное участие в уходе за растениями.

Наблюдения дополняли просмотром видеофильмов, картин, иллюстраций, прослушиванием музыки, чтением художественной литературы, в результате чего происходила первоначальная оценка детьми деятельности взрослых, общение с представителями растительного мира, эстетические наслаждения красотой природы.

В осеннее — зимний период дети имели возможность постоянно наблюдать за растениями в уголке природы. На протяжении года в природный уголок вносились привлекательные комнатные цветы, которые доступны и просты в уходе. В процессе наблюдений знакомили детей с их названиями (герань, фикус, хлорофитум, бегония и пр., строением и другими характерными особенностями.

Дети постоянно имели возможность наблюдать, как мы ухаживаем за растениями. У ребят появлялось желание помогать. Они с удовольствием поливали цветы, протирали пыль с листьев, рыхлили землю. Такая целенаправленная работа, организованная взрослыми, развивает у детей эмоциональный опыт и художественное восприятие красоты растений в различные периоды жизни.

Учитывая то, что, познавая мир, исследуя его, ребенок делает множество открытий, мы старались побуждать детей к совместной поисковой деятельности, экспериментированию, ставя перед ними следующие задачи:

1. Как доказать, что растениям нужен свет?

2. Нужно ли растениям тепло?

3. Предскажите, что получится, если растения оставить без воды? и т. п.

Решение задач осуществляли в двух вариантах:

а) дети проводили эксперимент, не зная его результата и, таким образом, приобретали новые знания;

б) дети вначале предсказывали результат, а затем проверяли, правильно ли они думали.

Таким образом, в заключение проведения опыта или эксперимента, мы стремились к тому, чтобы дети сами делали определенные выводы и подводили итог собственной деятельности.

Результатом экологического воспитания является, как ранее отмечалось, экологическая культура личности, составляющими которой выступают знания о природе и их экологическая направленность, умение использовать их в реальной жизни, в поведении, в разнообразной деятельности (в играх, труде, быту).

В период дошкольного детства происходит формирование и развитие экологической культуры детей, и при условии качественного формирования этой субкультуры в настоящий момент, ребенок будет любить, ценить и беречь окружающую природу всю жизнь, передавая свои знания и умения следующим поколениям.

Список использованной литературы:

1. Виноградова Н. Ф. Умственное воспитание детей в процессе ознакомления с природой: Пособие для воспитателя дет. сада. – М. : Просвещение, 2013. - 103с.

2. Иванова А. И. Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду. Мир растений. — М. : ТЦ Сфера, 2014. — 240с.

3. Кондратьева Н. Н. Программа экологического образования детей «Мы» Азбука экологии. СПбГУ, 2012. – 104с.

4. Николаева С. Н. Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве. Методика работы с детьми средней группы. М., «Новая школа», 2012. 159с. с ил.

5. Николаева С. Н. Юный эколог : Программа экологического воспитания дошкльников. – М. : Мозаика-Синтез, 2013. – 128с.

6. Шарманова С. Б. Времена года: организация и проведение дней здоровья экологической направленности в дошкольном образовательном учреждении: Учебное пособие. – Челябинск. : Урал ГАФК, 2015. – 87с.

Публикации по теме:

Воспитание экологической культуры у старших дошкольников Куликова С. М., воспитатель МБДОУ детский сад №9 «Росинка» г. Шадринск Обобщение опыта работы по теме самообразования «Воспитание экологической.

Еобходимость формирования экологической культуры дошкольников. Необходимость формирования экологической культуры дошкольников. Экологическое состояние нашей планеты и тенденция его ухудшения требуют.

Формирование начал экологической культуры дошкольников В наше время проблемы экологического воспитания вышли на первый план, и им уделяют всё больше внимания. Почему эти проблемы стали актуальными?.

Формирование экологической культуры у дошкольников Формирование экологической культуры у дошкольников Возмищева Татьяна Сергеевна, Воспитатель I кв. к., МБДОУ “Детский сад комбинированного.

Формы взаимодействия с семьями воспитанников в рамках формирования у дошкольников основ экологической культуры Большое значение в решении поставленных мною задач имеет взаимодействие между родителями и педагогами всего коллектива. Я думаю, вы со.

Консультация «Воспитание экологической культуры у дошкольников». В период дошкольного детства, в процессе целенаправленного педагогического воздействия у детей можно сформировать начало экологической культуры.

Мастер-класс для педагогов «Экологическая сказка как метод формирования экологической культуры дошкольников» Цель мастер-класса - оказание помощи педагогам дошкольных учреждений в овладении технологией ознакомления детей с элементарными экологическими.

Музыкально–ритмические и танцевальные движения как средство формирования основ музыкальной культуры дошкольников 4–7 лет Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 1 комбинированного вида» с. Айкино Опыт работы Музыкально.

Система работы в ДОУ по воспитанию у детей экологической культуры Система работы в ДОУ по воспитанию у детей экологической культуры МАДОУ «Березка» организует работу по воспитанию у детей экологической.

Экологическое пространство дошкольной образовательной организации как условие формирования экологической культуры детей В традициях кочевнической культуры испокон веков заложен культ почитания Природы и составляющих ее сил, бережное и уважительное отношение.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Система формирования экологической культуры дошкольников 4–5 лет
Опубликовано: 11 мая 2017 в 09:08
+8Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Система формирования экологической культуры дошкольников 4–5 лет» (включая файлы) размещена пользователем Светлана Гордиенко в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД