Юлия Должикова
План самообразования «Формирование у младших дошкольников ключевых культурно-гигиенических навыков»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 9 «Радуга» города Белореченска муниципального образования Белореченский район
МАТЕРИАЛЫ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ
1. Ф. И. О. педагога: Должикова Юлия Александровна
2. Образование: Высшее
3. Стаж педагогической работы: 6
4. Стаж работы в данной организации: 5
5. Должность: Воспитатель
6. Повышение квалификации:
7. Дата последней аттестации:
8. Дата следующей аттестации:
Публикация «План самообразования „Формирование у младших дошкольников ключевых культурно-гигиенических навыков“» размещена в разделах
- КГН, гигиена. Планирование
- КГН, культурно-гигиенические навыки, самообслуживание
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Планирование. Планы работ
- Самообразование, саморазвитие
- Средняя группа
- Темочки
9. Тема по самообразованию : «Формирование у младших дошкольников ключевых культурно-гигиенических навыков»
10. Начало изучения темы: 2021 год
11. Предполагаемый срок работы: 1 год
ВВЕДЕНИЕ
Воспитание у детей навыков личной и общественной гигиены играет важнейшую роль в охране их здоровья, способствует правильному поведению в быту, в общественных местах.
Актуальность данной темы в том, что культурно-гигиенические навыки – важная составная часть культуры поведения. Необходимость опрятности, содержание в чистоте лица, тела, прически, одежды, обуви, продиктована не только требованиями гигиены, но и нормами человеческих отношений. Дети должны понимать, что в соблюдении этих правил проявляется уважение к окружающим. Воспитание культурно-гигиенических навыков имеет значение не только для успешности социализации детей, но и для их здоровья.
Культурно-гигиенические навыки в значительной степени формируются в дошкольном возрасте, так как нервная система ребенка в высшей степени пластична, а действия, связанные с принятием пищи, одеванием, умыванием, повторяются каждый день, систематически и неоднократно. В детском саду у детей воспитываются: навыки по соблюдению чистоты тела, культуры еды, поддержания порядка в окружающей обстановке, а также правильных взаимоотношений детей друг с другом и со взрослыми.
В процессе повседневной работы с детьми необходимо стремиться к тому, чтобы выполнение правил личной гигиены стало для них естественным, а гигиенические навыки с возрастом постоянно совершенствовались.
Формирование привычек и навыков осуществляется под непосредственным педагогическим воздействием взрослых и всей окружающей обстановки. Прочность, гибкость навыков и привычек зависит от ряда факторов: условий, своевременности начала этой работы, эмоционального отношения ребенка к выполняемым действиям, систематичности упражнений детей в определенных действиях. Особое внимание в дошкольных учреждениях уделяется формированию нового навыка, привычки, когда у детей появляются новые обязанности, новые вещи, новый вид деятельности, которыми дети должны овладеть. При этом детей приучают выполнять не только то, что им приятно, но и то, что необходимо, преодолевая трудности разного характера.
Воспитание культурно-гигиенических навыков включает широкий круг задач, и для их успешного решения рекомендуется использовать целый ряд педагогических приемов с учетом возраста детей: прямое обучение, показ, упражнения с выполнением действий в процессе дидактических игр, систематическое напоминание детям о необходимости соблюдать правила гигиены и постепенное повышение требований к ним. Нужно добиваться от дошкольников точного и четкого выполнения действий, из правильной последовательности.
В младшем возрасте необходимые навыки лучше всего усваиваются детьми в играх специально направленного содержания. Важно, чтобы эти игры были интересны, могли увлечь детей, активизировать их инициативу и творчество.
Проблемами воспитания культурно-гигиенических навыков детей занимались такие отечественные авторы, как Выготский Л. С., Забрамная С. Д., Шипицина Л. М.
Наши отечественные педагоги В. Г. Нечаева, В. А. Горабчева и др., психологи В. С. Мухина, С. Г. Якобсон и др. доказали, что дети дошкольного возраста способны осознанно усваивать не только правила, но и нормы поведения и взаимоотношений. При этом, конечно, действует фактор специфики возраста, который ограничивает и объем правил и норм, и глубину их осознания.
Известно, что усвоенные в детстве социальные формы поведения во многом определяют в дальнейшем социальную адаптацию ребенка.
Именно поэтому в дошкольных учреждениях осуществляется кропотливая повседневная работа по формированию культурно-гигиенических навыков и самообслуживанию.
1. АНАЛИЗ СИТУАЦИИ
Жизнь в двадцать первом веке ставит перед нами много новых проблем, среди которых самой актуальной является проблема сохранения и укрепления здоровья детей. Особенно остро эта проблема стоит в образовательной области, где всякая практическая работа, направленная на укрепление здоровья детей, должна давать ощутимые результаты.
Исследованиями ученых установлено, что здоровье человека лишь отчасти, на 7-8 процентов зависит от успехов здравоохранения и больше чем на 50 процентов зависит от нашего образа жизни.
Чтобы быть здоровыми и полноценно жить, необходимо овладеть искусством сохранения и укрепления здоровья. Этому искусству и должно уделяться как можно больше внимания в детском саду. Нужно постоянно помнить о том, что сейчас идеально здоровых детей немного, их практически нет. Большое значение в охране и укреплении здоровья ребенка принадлежит его гигиеническому обучению и воспитанию.
Гигиеническое воспитание – это часть общего воспитания, а гигиенические навыки – это неотъемлемая часть культурного поведения. Необходимость опрятности, содержание в чистоте лица, тела, прически, одежды, обуви продиктованы не только требованиями гигиены, но и нормами человеческих отношений. При формировании культурно–гигиенических навыков идёт не простое усвоение правил, норм поведения, а чрезвычайно важный процесс социализации, очеловечивания малыша «вхождения» его в мир взрослых.
2. АКТУАЛЬНОСТЬ И ВЫЯВЛЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ
Проблема: Режимные процессы (кормление, укладывание на сон, подъём, сборы на прогулку и возвращение с нее и проведение гигиенических процедур) занимают существенную часть времени бодрствования. Дети нуждаются в терпеливом обучении и непосредственной помощи взрослого. Воспитывать культурно-гигиенические навыки и навыки самообслуживания. Поддерживать стремление детей к самостоятельности. Соблюдать принцип постепенности включения каждого ребенка в режимный процесс.
Общеизвестно, что здоровье человека закладывается в детстве. Организм ребенка очень пластичен, он гораздо чувствительнее к воздействиям внешней среды, чем организм взрослого; и от того, каковы эти воздействия – благоприятные или нет, зависит, как сложится его здоровье.
«Здоровье детей – богатство нации». Этот тезис не утрачивает своей актуальности во все времена. Именно в дошкольном возрасте очень важно воспитать у ребенка привычку к чистоте, аккуратности, порядку. В эти годы дети могут освоить все основные культурно-гигиенические навыки, научиться понимать их важность, легко, быстро и правильно выполнять. Образовательная область здоровье требует от нас формировать у детей привычки к здоровому образу жизни, которые всегда стоят на первом месте.
Работая с детьми с детьми раннего дошкольного возраста, я заметила, что у большинства детей, вновь пришедших в детский сад из дома, отсутствуют элементарные навыки самообслуживания и личной гигиены : дети не умеют самостоятельно умываться, одеваться и раздеваться, объективно оценивать особенности своего организма.
С первых дней поступления ребенка в группу я начала работать с родителями. Выяснилось, что 60% родителей не придают серьезного значения воспитанию самостоятельности у детей и, считая их слишком маленькими, стараются все сделать за них сами. Другие, понимая значение воспитания самостоятельности в развитии ребенка, все же проявляют нетерпение и делают за ребенка то, с чем он может справиться сам. Объясняют они это тем, что утром спешат на работу, а вечером устают, и медлительность детей их раздражает. Для того чтобы родители поняли важность воспитания самостоятельности я организовала ряд консультаций, индивидуальные беседы, во время которых объяснила родителям, что семья – первое общество, где формируется характер ребенка, его нравственные качества, привычки, жизненно необходимые навыки.
Таким образом, проблема воспитания КГН стоит достаточно остро. Именно поэтому я решила углубленно работать над темой «Формирование у младших дошкольников ключевых культурно-гигиенических навыков».
Предлагаемая модель формирования культурно-гигиенических навыков младших дошкольников реализуется в рамках образовательной области «Познавательное развитие» в соответствии с ФГОС ДО.
Перед собой я поставила цель:
Совершенствование профессиональной деятельности и повышение профессиональной компетентности в вопросах развития культурно-гигиенических навыков у детей раннего и младшего дошкольного возраста. Систематизировать работу по реализации системы мероприятий направленных на формирование культурно-гигиенических навыков у детей раннего и младшего дошкольного возраста.
Задачи самообразования :
1. Повысить собственный уровень знаний путём осуществления теоретического анализа психолого-педагогической литературы по проблеме развития культурно-гигиенических навыков у детей раннего дошкольного возраста.
2. Подготовить и провести педагогическую диагностику на начало и конец учебного года (определить уровень культурно - гигиенических навыков у детей).
3. Разработать перспективный план работы с детьми по формированию культурно-гигиенических навыков у детей раннего дошкольного возраста.
4. Активно привлекать родителей к соблюдению и развитию навыков личной гигиены дома.
5. Подготовить для педагогов буклет: «Привитие культурно-гигиенических навыков у дошкольников»
Ожидаемые результаты:
Повышение качества проведения работы по теме;
Разработка и апробирование дидактических материалов;
Разработка плана работы по формированию культурно – гигиенических навыков на 2020 – 2021 учебный год;
Формы работы с детьми :
совместная работа с детьми;
индивидуальная работа;
свободная самостоятельная деятельность самих детей.
Методы и приё мы работы:
Личный пример взрослых.
Показ.
Объяснение.
Пояснение.
Поощрение.
Беседы.
Упражнения в действиях.
Дидактические игры
Использование потешек.
Чтение стихотворений.
Проговаривание пословиц, поговорок.
Игровые приемы.
Прием повторения действий.
Объекты в работе по самообразованию
Дети раннего дошкольного возраста (1-2 года);
Педагогический персонал
Формы самообразования
Индивидуальная – через индивидуальную программу
Групповая – через участие в деятельности учреждения, а также через участие в жизни учреждения.
Условия успешного формирования культурно-гигиенических навыков
Организация привлекательной и удобной для выполнения действий и заданий обстановки в учреждении (мебель, оборудование, соответствующие росту детей, закрепленные места хранения вещей, доступные для пользования и т. д.).
Многократные упражнения детей в действиях с выделением способа и порядка их выполнения (особенно на начальном этапе обучения). При этом характер действий должен быть неизменным, формы – разные.
Индивидуальная работа с каждым ребенком, учет уровня его развития и темпов овладения культурно-гигиеническими навыками.
Организация ситуаций, обеспечивающих контроль над выполнением осваиваемых детьми в непривычной обстановке действий.
Безукоризненное выполнение взрослыми всех гигиенических и культурных требований.
Этапы работы над темой по самообразованию
Успешность работы с детьми раннего и младшего дошкольного возраста во многом зависит от того, как организована работа с этой категорией детей в детском саду. Поэтому мною были выделены три этапа, для каждого были подобраны и разработаны дидактические игры и упражнения.
Таким образом, этапы моей работы можно представить следующим образом:
1 этап – информационно-аналитический и методическая работа, сентябрь – октябрь 2020 г.) Изучение учебно-методической литературы. Создание условий для успешного формирования культурно-гигиенических навыков детей.
2 этап – проектировочный, творческий ноябрь 2020 – май 2021 г. на этом этапе проводится педагогическая диагностика на начало и конец учебного года (определить уровень культурно - гигиенических навыков у детей); изучение психологических особенностей развития детей раннего дошкольного возраста; обобщение учебно-методической литературы; работа по перспективному плану работы с детьми по формированию культурно-гигиенических навыков у детей раннего дошкольного возраста; реализация работы с детьми и педагогами по направлению самообразования; публикации статей педагогических и методических изданиях, в том числе сети интернет; обобщение и оформление материалов в методическую копилку учреждения; выявление и устранение возникающих в процессе работы проблем.
3 этап – Рефлексия - заключительный : май 2021г. – осуществление распространения опыта, осуществление презентации полученных результатов. Этот этап характеризуется тем, что дети охотно осваивают дидактические игры и упражнения под руководством воспитателя и самостоятельно. Систематичность обеспечивается ежедневным проведением разнообразных дидактических игр: в непосредственно образовательной деятельности, и в свободной самостоятельной деятельности.
Перспективный план работы над темой самообразования на 2020-2021 учебный год
Дата Формы работы
Дети Педагоги Родители Выход темы Литература источник, год издания, автор, страница
Сентябрь Адаптация детей Сбор информации о данной теме Подготовка буклетов, стендовой информации,
консультаций Самоанализ педагога «Что я знаю о КГН детей?».
Составление плана по самообразованию
Разработка Игротеки по формированию КГН Подборка методической литературы по данной теме
От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования (пилотный вариант) / под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. — М. : Мозаика синтез, 2014. — 368 с
Белостоцкая Е. М., Виноградова Т. Ф. и др. Гигиенические основы воспитания детей от 3 до 7. – М. :Просвещение,1991.
Урунтаева Г. А., Афонькина Ю. А. Как приобщить малыша к гигиене и самообслуживанию. – М. : Просвещение, 1997.
Афонькина, Ю. А. Урунтаева, Г. А. Как приобщить малыша к гигиене и
самообслуживанию [Текст] : пособие для воспитателей дет. сада и родителей / Ю.
А. Афонькина, Г. А. Урунтаева. - М. : Просвещение, 1997. - 125с. Конина, Е. Ю. Формирование культурно-гигиенических навыков у детей
[Текст] : игровой комплект/ Е. Ю. Конина. - Айрис-пресс, 2007. -12с.
Лихачёва А. А. Встреча с Мойдодыром. //Дошкольное воспитание №9 – 2014. с. 56
Меремьянина О. Р. Вместе с куклой я расту: методическое пособие. – Барнаул: АКИПКРО, 2008.
Гурина И. В. Первые шаги от 0 до 3 лет. Засыпаем, кушаем, маму с папой слушаем. – СПб., 2007
Октябрь Диагностика культурно-гигиенических навыков;
Цель: выявить знания и умения детей. Познакомиться с Интернет-ресурсами;
Изучение опыта работы сетевых сообществ.
Работа с родителями
Анкетирование родителей
Аналитическая справка
о состоянии культурно-гигиенических навыков детей 1-2 лет
Ноябрь Сюжетно – ролевая игра «Сделаем Кате новую прическу» Консультация для педагогов
"Формирование культурно-гигиенических навыков у дошкольников" Наглядная информация для родителей на тему: «Культурно-гигиенические навыки у детей раннего дошкольного возраста». Фотоматериалы с занятий по привитию детям культурно-гигиенических навыков
Декабрь Игровое пособие по стихотворению А. Барто «Девочка чумазая» Картотека
«Игровые ситуации по воспитанию культурно-гигиенических навыков у детей от 1,5 до 3 лет» Советы родителям «Отучаемся от памперсов и приучаемся к горшку»
Изготовление игрового пособия для детей по стихотворению А. Барто «Девочка чумазая»
Январь «Учимся умываться» цикл занятий
Картотека игр по формированию культурно - гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста Рекомендации для родителей
«Как научить ребенка мыть руки»
Просьба к родителям: просмотр с детьми м/ф «Мойдодыр». Изготовление игрового персонажа в умывальную комнату.
Февраль Конспект НОД «Оденем Таню на прогулку»
Методические рекомендации для педагогов ДОУ
Памятка
Как научить ребенка самостоятельно одеваться Изготовление алгоритма одевания на прогулку.
Пополнение среды игр-шнуровок: «Завяжи ботинок».
Март Игры детей в кукольном уголке с предметами столовой посуды. «Непосредственное формирование у детей раннего возраста (1-2 года) ключевых культурно-гигиенических навыков»
Консультация для родителей «Как научить ребенка кушать самостоятельно»
Буклет «Советы родителям по питанию»
Пополнение среды альбомом «Потешки умывалки»
Апрель Дидактическая игра «Грязное – чистое белье»
Тема «Формирование культурно-гигиенических
навыков детей в раннем возрасте»
Буклет «Воспитание у детей раннего возраста самостоятельности в самообслуживании»
Домашняя библиотечка «Потешки о культурно-гигиенических навыках»
Май «Научим Машу – растеряшу убирать вещи».
Распространение опыта своей работы
Памятка родителям
«О гигиене детей»
Выставка пособий, наглядного материала, дидактических игр, картотек, буклетов.
Подведение итогов самообразования :
1. Работа на сайте maam.ru.
2. Обобщение и распространение опыта работы в ходе дальнейшей педагогической деятельности.
3. Продолжить работу над выбранной методической темой.
Заключение
Рассматривая теоретические аспекты формирования культурно- гигиенических навыков, я пришла к выводу, что проблема по формированию культурно- гигиенических навыков существует очень давно и в этой области сделано немало открытий. Процесс формирования культурно - гигиенических навыков имеет свою специфику и трудности в организации, однако, освоив необходимые психологические и педагогические знания, взрослый способен влиять на ребёнка и целенаправленно формировать культурно- гигиенические навыки.
Деятельность педагога по формированию культурно - гигиенических навыков детей младшего дошкольного возраста эффективна, когда она имеет обратную информацию о действенности воспитательных влияний и учитывает эту информацию на каждом новом этапе своей педагогической деятельности. Такую информацию воспитатель получает только из жизни, из повседневного изучения практики отношений и деятельности в детской среде. Научно обоснованное отношение к процессу формирования культурно- гигиенических навыков состоит
в умении видеть, подчеркивать и эффективно использовать нравственный аспект любого вида детской деятельности, любого жизненного отношения. На основе изученной и проанализированной литературы и интернет – ресурсов можно сделать вывод, что для успешного формирования культурно – гигиенических навыков младших дошкольников необходимо :
1. Знать особенности культурно – гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста;
2. Знать методы и приёмы формирования культурно – гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста;
3. Ознакомиться с диагностическими методиками культурно – гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста.