Абдрахманова Гузель
План самообразования «Дидактическая игра как форма обучения детей раннего возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Абдрахманова Гузель
План самообразования «Дидактическая игра как форма обучения детей раннего возраста»
Утверждаю
Заведующий Детского сада
«АЛЕНУШКА» р. п. Чишмы
___ Кузьмина А. А
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад «Аленушка» р. п. Чишмы муниципального района
Чишминский район Республики Башкортостан
Публикация «План самообразования „Дидактическая игра как форма обучения детей раннего возраста“» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Младшая группа
- Планирование. Планы работ
- Самообразование, саморазвитие
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2018
План по самообразованию воспитателя в группе раннего возраста «Васильки» на тему «Дидактическая игра как форма обучения детей раннего возраста» на 2018-2019 учебный год.
Воспитатель. Абдрахманова Гузель Римовна
2018 год
ТЕМА:
«Дидактическая игра как форма обучения детей раннего возраста»
Цель:
совершенствование профессиональной деятельности и повышение профессиональной компетентности по данной теме.
Задачи:
-изучить и систематизировать теоретический и практический материал по теме;
-составить картотеку дидактических игр для детей раннего возраста;
-повысить компетентность родителей в вопросах обучения детей через дидактическую игру.
-развивать интерес родителей к совместной работе в данном направлении.
- научить детей различать основные цвета;
- познакомить детей с величиной и формой предметов;
- сформировать навыки самостоятельной деятельности;
- повысить самооценку детей, их уверенность в себе;
- развить творческие способности, любознательность, наблюдательность детей.
Актуальность выбранной темы :
Дидактические игры широко распространены в системе дошкольного образования. Ценность дидактических игр заключается в том, что они создаются в развивающих целях. Дидактическая игра дает возможность решать различные педагогические задачи в игровой форме, наиболее доступной для дошкольников.
В возрасте 2-3 лет ребёнок познаёт мир через наблюдение и воспроизведение определённых действий с реальными предметами. Ребёнку хочется всё потрогать руками, узнать назначение того или иного предмета. Таким образом, дидактические игры становятся важным средством сенсорного обучения, способствуют развитию интеллектуально-эмоциональной сферы, пробуждают интерес к обучению. Также в процессе действий с предметом важно возникающее в ходе игры общение ребёнка со взрослым, в результате чего развиваются мышление, эмоции, речь.
Исследования свидетельствуют о том, что дидактическая игра способствует развитию познавательной активности, у детей в ходе игр появляются первые навыки сравнения, обобщения. Познакомившись с новыми понятиями, ребёнок может совершенствовать в дидактической игре свои представления о них. Активизируя воображение малыша, воспитатель способен придать игровой деятельности творческий характер.
Основной формой организации обучения детей в детском саду являются занятия. Дидактическая игра, используемая на занятии, делает процесс усвоения учебного материала увлекательным и интересным.
Предполагаемый результат: повышение качества воспитательно-образовательного процесса.
План работы на 2018 – 2019 учебный год.
Изучение методической литературы
Сентябрь - май
1. Губанова Н. Ф. Развитие игровой деятельности. Вторая группа раннего возраста. «Мозаика-Синтез», Москва, 2015.
2. Губанова Н. Ф. Игровая деятельность в детском саду. Программа и методические рекомендации. Мозаика-Синтез, Москва, 2008.
3. Дидактические игры и занятия с детьми раннего возраста. Пособие для воспитателей детских садов. Под ред. С. Л. Новосёловой. Москва «Просвещение», 1977.
4. Помораева И. А., Позина В. А. Формирование элементарных математических представлений. Вторая группа раннего возраста. Анализ изученной литературы (в плане по самообразованию).
Работа с детьми
Сентябрь - Октябрь Знакомство детей с подвижными дидактическими играми. Совместная игровая деятельность.
Ноябрь
Знакомство с дидактическими играми на развитие речи.
Совместная игровая деятельность.
Январь Знакомство с дидактическими играми и упражнениями на формирование математических представлений. Совместная и самостоятельная игровая деятельность.
Март Знакомство с дидактическими играми по нравственному и трудовому воспитанию. Совместная игровая деятельность.
Апрель Дидактические игры на закрепление изученного материала (повторить ранее изученные игры) Совместная и самостоятельная игровая деятельность.
Май Дидактические игры на закрепление изучен. матер. (повтор игр). Совместная и самостоятельная игровая деятельность.
Работа с семьёй
Сентябрь Анкетирование родителей «Что вы знаете о дидактических играх?» с целью выявления знаний родителей о дидактических играх, их значении в развитии ребёнка. Составление плана работы с родителями с целью повышения педагогической грамотности в вопросах развития и обучения своих детей.
Октябрь Консультация «Дидактические игры – что это такое?» Информация в уголке для любознательных родителей.
Ноябрь Подготовка к проведению мастер-класса (сбор информации, составление конспекта, подготовка материала и оборудования, подготовка перечня литературы и интернет-ресурсов для самостоятельного получения родителями дополнительной информации). Мастер-класс «Дидактические игры и упражнения для развития цветовосприятия и цветоразличения»
Январь Подготовка информации, сбор фотоматериалов по теме «Дидактические игры с предметами для детей 2-3 лет» Презентация «Дидактические игры с предметами для детей 2-3 лет»
Март Привлечение родителей к созданию дидактических игр своими руками. Конкурс «Лучшая дидактическая игра своими руками».
Май Подготовка информации к отчёту (сбор информации, фотографий). Анкетирование на конец года по заданной теме. Отчёт «Как мы играли и чему научились в детском саду»
Самореализация :
Сентябрь-май Сбор информации для составления картотеки дидактических игр. Составление картотеки дидактических игр.
Ноябрь Консультация для педагогов «Дидактическая игра в жизни ребёнка». Выступление на педсовете.
Май Отчёт о результатах работы по теме самообразования. Выступление на итоговом педсовете.
Консультация для педагогов
«Дидактические игры в жизни детей дошкольного возраста»
Игра пронизывает всю жизнь ребенка, она способствует физическому и духовному здоровью, является источником обширной информации, методом обучения и воспитания ребят. С ее помощь создаются условия для развития творческих способностей, всестороннего развития ребенка.
Существует прямая связь между эмоциональным состоянием малыша и интенсивностью протекания его психических процессов: мышления, речи, внимания, памяти. Если в игре ребенок, действуя предметами, активно манипулирует пальцами, то мыслительные процессы активизируются, и наоборот, их интенсивность ослабевает, если рука ребенка бездействует. Поэтому особенно полезны игры, в которых дети действуют: разбирают, собирают, сортируют, соединяют, разъединяют детали и т. п. С помощью таких игрушек и игр воспитанники учатся родному языку, знакомятся со свойствами предметов, при этом у них развиваются наблюдательность, сообразительность, ловкость, смекалка, выдержка, организованность.
Советский педагог В. А. Сухомлинский подчеркивал, что «Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности».
Основная особенность дидактических игр определена их названием: это игры обучающие. Они создаются взрослыми в целях воспитания и обучения детей. Но для играющих детей воспитательно-образовательное значение дидактической игры не выступает, открыто, а реализуется через игровую задачу, игровые действия, правила.
Дидактическая игра имеет определенную структуру, характеризующую игру как форму обучения и игровую деятельность. Выделяются следующие структурные составляющие дидактической игры : обучающая (дидактическая) задача; игровые действия; правила игры; результат.
В зависимости от возраста и уровня развития детей меняются и игровые действия в дидактической игре. Но есть одно педагогическое правило, которому педагог должен всегда следовать при организации дидактической игры : ее развивающий эффект прямым образом зависит от того, насколько разнообразны и содержательны действия, выполняемые ребенком. Если педагог, проводя дидактическую игру, действует сам, а дети только наблюдают, ее воспитательно-образовательная ценность пропадает.
Ребенка привлекает в игре не обучающая задача, которая в ней заложена, а возможность проявить активность, выполнить игровые действия, добиться результата, выиграть. Если участник игры не обладает знаниями, умственными операциями, которые определены обучающей задачей, он не сможет успешно выполнить игровые действия, добиться результата. Например, в дидактической игре «Цветные фоны» каждый играющий должен поместить на коврик определенного цвета игрушки и предметы того же цвета. Успешное выполнение игровых действий связано с тем, научился ли ребенок различать цвета, находить по этому признаку предметы в окружающей обстановке.
Таким образом, активное участие, тем более выигрыш в дидактической игре зависят от того, насколько ребенок овладел знаниями и умениями, которые диктуются ее обучающей задачей. Это побуждает ребенка быть внимательным, запоминать, сравнивать, классифицировать, уточнять свои знания. Значит, дидактическая игра поможет ему чему-то научиться в легкой, непринужденной форме. Такое непреднамеренное обучение получило название авто дидактизма.
Все дидактические игры делят на три компонента:
игры с предметами
настольно-печатные
словесные
Таким образом, игра является эффективным средством формирования личности дошкольника, его морально-волевых качеств, в игре реализуется потребность воздействия на мир; возможность обучать маленьких детей посредством активной интересной для них деятельности – отличительная особенность дидактических игр; играх закрепляются знания об окружающей природной среде, формируются мыслительные процессы (анализ, синтез, классификация).
СЕНТЯБРЬ
НЕДЕЛЯ ТЕМА ЦЕЛЬ ФОРМЫ РАБОТЫ
1
Н
Е
Д
Е
Л
Я «Собери пирамидку» Побуждать детей к результативным действиям, совершенствовать координацию движений рук под зрительным контролем, воспитывать положительное отношение к ООД. Пирамидки из трех колец по количеству детей.
2
Н
Е
Д
Е
Л
Я «Отгадай кто позвал?» Развивать у детей слуховое восприятие, совершенствовать навык звукоподражания, воспитывать внимательность Ширма, перчаточный или игрушечный театр: киска, собачка, кукла Таня.
3
Н
Е
Д
Е
Л
Я «Найди по звуку» Формировать слуховое восприятие, развивать ориентировку в пространстве, отрабатывать правильное произношение звуков [п], [п'], воспитывать положительный интерес к занятиям. Кошка, ширма, мышка.
4
Н
Е
Д
Е
Л
Я «Протолкни круглый предмет» Формировать у детей представление о форме предметов, учитывать это свойство при выполнении элемен-тарных действий, развивать зрительно-двигательную координацию, воспитывать положительное отношение и интерес к ООД Коробка с отверстиями разной формы : круглой и квадратной, кубик и шарик (шарик не должен проходить в отверстие для кубика, а кубик в круглое окно).
ОКТЯБРЬ
НЕДЕЛЯ ТЕМА ЦЕЛЬ ФОРМЫ РАБОТЫ
1
Н
Е
Д
Е
Л
Я Кто в домике живет» Формирование речевого слуха, раз-витие собственной активной речи, совершенствование силы голоса и воспитание положительного интереса к занятиям. Домик (из дерева или картона); игрушки: собачка, кошка, мишка, лиса, зайка.
2
Н
Е
Д
Е
Л
Я Нанизывание колец» Формировать представление о величине предметов, учитывать ее при выполнении действий с игрушками, формировать умение правильно ориентироваться на слова большой, маленький, воспитывать положительный интерес к занятия Пирамидки, состоящие из колец большого и малень-кого размера (диаметр большого кольца — 4,5 см, маленького — 3 см) им количеству детей
3
Н
Е
Д
Е
Л
Я Найди листочек Формировать у детей слуховое вос-приятие, находить предмет и называть его, развивать зрительную ориентировку, воспитывать интерес к занятиям. Листья деревьев, вырезанные из плотной бумаги, игрушка котенок.
4
Н
Е
Д
Е
Л
Я «Найди желтый листочек», Формировать цветовое восприятие, побуждать детей участвовать в совместной деятельности, повторять за воспитателем отдельные слова: листья, листопад, желтые, красные, вьются, летят, воспитывать любовь к окружающей природе. Фланелеграф и фигурки к нему: красные, желтые листья, вазочка, котенок и собачка – игрушки.
НОЯБРЬ
НЕДЕЛЯ ТЕМА ЦЕЛЬ ФОРМЫ РАБОТЫ
1
Н
Е
Д
Е
Л
Я «Собери башню из двух колец», Побуждать детей различать размеры колец и располагать их в определенном, постепенно убывающем порядке, понимать слово кольцо и название цвета, воспитывать интерес к занятию Одноцветные, окрашенные в основные цвета (красный, синий, желтый, зеленый) башни резко контрастные по размеру по количеству детей
2
Н
Е
Д
Е
Л
Я «Нанизывание колец одного цвета», Побуждать детей обращать внимание на величину предметов при выполнении действий с игрушками и формировать умение правильно ориентироваться на слова большой и маленький Однородные пирамидки, состоящие из колец боль-шого и маленького размера.
3
Н
Е
Д
Е
Л
Я «Кто как разговаривает» Формировать слуховое восприятие, развивать голосовой аппарат, понимание окружающей речи, способность подражания звукосочетаниям и простым словам. Кубики, игрушки собачка, кошечка.
4
Н
Е
Д
Е
Л
Я «Собери корзиночку» Формировать у детей практические знания о цвете: красный, зеленый, о величине: большой и маленький, развивать умение подбирать предметы определенного цвета по показу. Укрепленные на подставках деревца из картона двух цветов (красное, зеленое, грибы большие тех же двух цветов, грибы маленькие двух цветов (красный и зеленый, дорожка, имитирующая мостик, корзиночки по количеству детей.
ДЕКАБРЬ
НЕДЕЛЯ ТЕМА ЦЕЛЬ ФОРМЫ РАБОТЫ
1
Н
Е
Д
Е
Л
Я №Большая и маленькая башни», На эмоционально-чувственной основе познакомить детей с особенностями полых предметов разной величины: можно накладывать меньший на больший, накрывать меньший большим. Развивать тонкие движения кончиками большого, указательного и среднего пальцев. Выполнять действия выбора предметов с ориентировкой на одно свойство — величину Набор из 8 — 12 одноцветных полых конусов (колпачков убирающихся последовательно один в другой
2
Н
Е
Д
Е
Л
Я «Башня из кубиков» Формировать навык у детей вертикально накладывать кубик на кубик, понимать слова: сделай, башня, развивать внимание и воспитывать аккуратность действий. По 4 кубика одинаковой величины на каждого ре-бенка.
3
Н
Е
Д
Е
Л
Я «Грибочки по местам» Побуждать детей вкладывать грибочки в отверстия стола и различать основные цвета, воспитывать положительное отношение к занятиям. Небольшой столик, разделенный на четыре квадрата красного, зеленого, желтого и синего цветов и 20 грибочков (по пять каждого цвета).
4
Н
Е
Д
Е
Л
Я
«Найди такой же предмет»
Формировать у детей простейшие приемы установления тождества и различия цвета однородных пред-метов, воспитывать интерес к занятиям. Игрушки — ежики двух цветов (красный и зеленый, грибы двух цветов (красные и зеленые, ковролин.
ЯНВАРЬ
НЕДЕЛЯ ТЕМА ЦЕЛЬ ФОРМЫ РАБОТЫ
1
Н
Е
Д
Е
Л
Я «Кому, что дать?», Закрепить названия животных, сформировать представление о внешнем их виде, качествах овощей и фруктов (капуста, морковь, яблоко, воспитывать интерес к занятиям, желание трудиться. Мягкие игрушки — зайчик, козочка, ежик; муляжи фруктов и овощей: капуста, морковь, яблоко.
2
Н
Е
Д
Е
Л
Я «Собери картинку», Упражнять детей в составлении целого предмета из его частей, развивать зрительное восприятие, воспитывать волю, усидчивость, целеустремленность Две коробки — в одной лежат целые картинки с изображением разных предметов: овощей, фруктов, игрушек; в другой — такие же картинки, но разрезанные на две части по диагонали на каждого ребенка.
3
Н
Е
Д
Е
Л
Я «Кто в гости пришел?» Совершенствовать навык игрового партнерства, развивать зрительное и слуховое восприятия, звукоподражание, воспитывать активность и коммуникативность в процессе игры. Ширма, шапочки животных: собачки, кошечки, петушка, зайчика, мишки.
4
Н
Е
Д
Е
Л
Я «Угадай какой цвет?», Формировать цветовое восприятие : красный, желтый. Синий, развивать внимание на цветовые свойства предметов, совершенствовать навык выполнят задания с однородными предметами, ориентируясь на одно свойство. Куклы, одетые в наряды трех цветов: красный, желтый, синий.
ФЕВРАЛЬ
НЕДЕЛЯ ТЕМА ЦЕЛЬ ФОРМЫ РАБОТЫ
1
Н
Е
Д
Е
Л
Я «Кто пришел?» Формировать умственную актив-ность ребенка в процессе игровой деятельности, развивать органи-зованность и самоконтроль, воспитывать партнерские отношения и доброе отношение к сверстникам. Карточки с изображением животных, ширма.
2
Н
Е
Д
Е
Л
Я «Как снежок падает?», Вызвать у детей радость от вос-приятия белого снега, показать, как он красиво ложится на ветки деревьев, на кусты, развивать двигательную активность, воспитывать любовь к окружающей природе Кукла Иванушка, лошадка, снежки из ваты, картина с изображением падающего снега.
3
Н
Е
Д
Е
Л
Я «Одноместная матрешка», Побуждать детей открывать и за-крывать игрушку, различать верхнюю и нижнюю части матрешки, понимать слово матрешка, воспитывать интерес и наблюдательность Игрушка в ярком сарафане на каждого ребенка.
4
Н
Е
Д
Е
Л
Я
«Кто пришел?
Формировать умственную актив-ность ребенка в процессе игровой деятельности, развивать органи-зованность и самоконтроль, воспитывать партнерские отношения и доброе отношение к сверстникам. Карточки с изображением животных, ширма.
МАРТ
НЕДЕЛЯ ТЕМА ЦЕЛЬ ФОРМЫ РАБОТЫ
1
Н
Е
Д
Е
Л
Я «Завяжи шарф кукле», Совершенствовать мелкую моторику пальцев рук, побуждать завязывать шарф двумя руками, воспитывать внимание, сосредоточенность, желание достичь по-ложительного результата Сюжетные игрушки, цветные шарфы, кукла Катя.
2
Н
Е
Д
Е
Л
Я «Застегни пальто кукле» Упражнять мелкие мышцы пальцев; побуждать детей точно выполнять действия по указанию воспитателя (например, находить пуговицу, соответствующую петле и застегивать ее, воспитывать аккуратность и внимание. Две половинки импровизированного пальто, на одной — петли, на другой — пуговицы по количеству детей, кукла Катя.
3
Н
Е
Д
Е
Л
Я «Где найти» Совершенствовать навык по словесному указании» находить игрушки. Уметь подбирать игрушки разные по внешнему виду, но одинаковые по размеру, развивать ориентировку в пространстве, память, понимать слова: высоко, Низко, большой, маленький, рядом, здесь. Сюжетные игрушки.
4
Н
Е
Д
Е
Л
Я «Подбери такой же предмет» Побуждать различать цвета предметов (красный, синий, желтый, зеленый, расширять чувственный опыт, выделять предметы и подбирать их по одинаковой окраске. Игрушечный паровоз, вагончики, машины красного, желтого, синего, зеленого цветов.
АПРЕЛЬ
НЕДЕЛЯ ТЕМА ЦЕЛЬ ФОРМЫ РАБОТЫ
1
Н
Е
Д
Е
Л
Я «Большой и маленький предмет» Побуждать детей обращать внимание на величину предметов, формировать у них умение пользоваться простейшими приемами установления тождества и различия объектов по величине, понимать слова такой, не такой, большой, маленький. Круги и квадраты двух размеров: из расчета по пять больших и по пять маленьких на одного ребенка, форма, цвет и фактура предметов должны быть одинаковыми.
2
Н
Е
Д
Е
Л
Я «Кто как ходит?» Упражнять детей согласовывать свои движения со словами, развивать слуховое восприятие, воспитывать дружеские и партнерские отношения со сверстниками. Игрушки — зайчики, птичка, мишка, самолетик.
3
Н
Е
Д
Е
Л
Я «Что звучит?», Приучать детей ориентироваться в пространстве по звуку, определять на слух, где раздался звук, двигаться по направлению звука, называть звучащий предмет. Колокольчик, барабан, дудочка
4
Н
Е
Д
Е
Л
Я «Кто как кричит?», Развивать умение слушать чтение, формировать умение воспроизводить имеющиеся в тексте звукоподражания. Фланелеграф; фигурки для фланелеграфа: курица, цыпленок, петух, собака, кошка, корова.
МАЙ
НЕДЕЛЯ ТЕМА ЦЕЛЬ ФОРМЫ РАБОТЫ
1
Н
Е
Д
Е
Л
Я «Найди предмету свое место» Закрепить умение детей сравнивать предметы по величине, осуществлять выбор из двух величин одинаковой формы, развивать мелкую моторику и воспитывать наблюдательность. Доски с большими и маленькими отверстиями, отверстия круглые, двух разновидностей: в одной четыре больших, в другой — пять маленьких. Для каждого ребенка необходима одна доска с комплектом вкладышей.
2
Н
Е
Д
Е
Л
Я «Разложи по цвету», Закрепить умение группировать однородные объекты по цвету, сопоставлять по цвету разнородные объекты, воспитывать аккуратность и внимательность. Двухцветные столики с грибочками ( используются резко различающиеся цветовые сочетания: красный-синий, желтый - зеленый, черный-белый).
3
Н
Е
Д
Е
Л
Я «Шнуровка», Развитие координации мелких движений руки и зрительного контроля, воспитывать аккуратность. Картонная карточка (можно в форме ботинка, бабочки и т. д.) с дырочками и шнурок.
4
Н
Е
Д
Е
Л
Я «Собери цветок», Закрепить знание детьми названий основных цветов, совершенствовать навык находить среди кружков разного цвета нужный и вставлять его в середину цветка, развивать мелкую моторику пальцев. Цветы красного, синего, желтого, белого цветов с вырезанной серединой и кружочками к ним.