Надежда Подрезова
План родительского собрания «Формирование экологической компетентности родителей»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: формирование экологической компетентности и природоохранной деятельности родителей в улучшении качества окружающей среды и в деле воспитания детей.
Задачи:
• Подвести родителей к пониманию важности проблемы взаимоотношения человека с природой и последствий деятельности человека в ней.
• Укреплять детско-родительские отношения посредством организации совместной деятельности экологической направленности.
Публикация «План родительского собрания „Формирование экологической компетентности родителей“» размещена в разделах
- Планирование. Планы работ
- Родительские собрания в детском саду
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2015
• Оказать помощь родителям по вопросам экологического воспитания и обучения детей.
Подготовка к собранию :
1. Анкетирование родителей по теме собрания (приложение №1)
2. Изготовление приглашений (приложение №2)
3. Изготовление памяток (приложение №3)
4. Изготовление эмблем для КВН (привлечение родителей)
5. Подбор цитат и афоризмов (приложение №4)
6. Разработка плана проведения совместных акций (приложение №5)
7. Оформление фотовыставки «Покормите птиц зимой» (приложение №6)
8. Оформление презентации по теме собрания
Ход собрания:
Многие современные родители акцентируют внимание не на развитии личности ребёнка, а на подготовке его к школе (умение писать, читать и т. д.). Однако опыт показывает, что объяснение значимости экологического образования для общего развития ребёнка (его памяти, речи, наблюдательности, мышления, эмоциональной сферы и т. п.) и связи его с состоянием здоровья меняют отношение родителей к воспитанию детей.
Таким образом, экологическое образование родителей – важное и сложное направление педагогического процесса в дошкольных учреждениях, которое во многом определяет образование ребенка, и требует систематической и целенаправленной работы с учетом всех компонентов содержания.
Так что же это за наука такая – «экология»? Чем занимается? Что изучает? Уровень «парниковых газов» в атмосфере? Степень загрязненности водоемов? Вред от нефтяных пятен в океане? Зачем это маленьким детям, спросите вы. Да, все это наука экология изучает, но здесь речь уже идет о «диагностике» и «лечении» огромного организма – планеты, которое необходимо применить, чтобы ликвидировать результаты недальновидного и безответственного поведения Человека в своем Доме – Окружающем его мире. А если не брать во внимание природные катаклизмы – что же изучает экология? Вот, как раз, его – окружающий мир – и изучает! Ведь в переводе с греческого «экос» (или, вернее «ойкос») означает «дом, жилище», вторая часть «логос» – «учение». Так значит, экология – наука о доме, о месте обитания. А где мы все обитаем, если в корень посмотреть? Разумеется, в мире природы и ее ресурсов: она дает нам и пищу, и одежду, и дом – в общем, все необходимое для нашего существования. Но у нас есть еще и соседи – другие живые организмы, которые нас окружают, и с которыми желательно не портить отношения. Есть еще и неживая природа, способная радикально изменить наши условия проживания. Все это нужно учитывать, обо всем помнить и ВСЕ ЛЮБИТЬ как данность. И дошкольный период – самое благодатное время, когда через эмоциональную сферу можно формировать познавательный интерес к природе и желание общаться с ней.
Детство, самый благоприятный период для развития всех качеств личности ребёнка. Уйдя в школу, он унесёт в душе росток добра и зла. Он расстанется с воспитателем, но при этом навсегда останется с родителем. Когда ребёнок вырастет, кого увидят состарившиеся родители рядом с собой : доброго, заботливого или жестокого, равнодушного человека? Это, прежде всего, зависит от самих родителей. Недаром пословица гласит: "Умел дитя родить, умей и научить". Родители должны определить для себя цель воспитания, каким они хотят видеть своего ребёнка?
Предлагаю Вам ответить на ряд вопросов, которые помогут нам в дальнейшей работе с детьми.
Диалог с родителями. (Звучит спокойная музыка)
За последние десятилетия мир очень сильно изменился. Ни для кого не секрет, что на Земле существуют экологические проблемы, угрожающие здоровью и жизни людей.
Как Вы думаете, почему это произошло, в чём причины?
(Ответы родителей).
Молодцы. Какой же вывод из сложившейся ситуации, что надо делать?
(Ответы родителей).
Начинать экологическое воспитание целесообразно с раннего детства, с развития понимания красоты природы, любви к ней, ориентации на доброе и прекрасное, что в ней заложено.
(Воспитатель продолжает собрание на фоне слайдов).
Русская природа. Эти слова сразу же вызывают в памяти каждого человека разнообразные картины: это и стройный сосновый лес, весёлая берёзовая роща, заливные луга, золотые хлебные поля
Трудно найти человека, равнодушного к родной природе. С помощью природной среды взрослые имеют возможность всесторонне развивать ребё нка: расширяя его кругозор, показывая взаимосвязь в природе, вовлекая детей в совместную деятельность, давая посильные поручения, побуждая ребёнка к сочувствию, сопереживанию, воспитывая желание помогать делом.
У природы человек учится красоте, чувству меры, добра, справедливости.
Сколько бы мы не проводили разговоров, бесед с детьми о природе, о бережном отношении к ней, мы не достигнем желаемого результата, пока не будем выводить ребёнка на природу, пока не будем показывать пример бережного и заботливого отношения к ней.
Что, прежде всего нам поможет развивать познавательный интерес к природе?
(Ответы родителей).
А какое отношение к природе мы можем воспитывать в детях?
(Ответы родителей).
Да, я согласна с Вами, но при этом надо воспитывать отрицательное отношение к негативным поступкам в природе и соблюдать правила поведения в природе.
Какие правила поведения в природе необходимо воспитывать?
(Ответы родителей).
Вот всему этому мы должны научить наших детей. Мы должны научить детей видеть красоту живого, оценивать её и стремиться в меру своих возможностей к её защите, помогая ей, например, зимой - подкармливать птиц, стряхивать снег с веток деревьев, весной - развешивать скворечники.
Ребёнок по своей натуре любознательный – маленький исследователь. Те вопросы, которые задают нам дети, всего лишь малая часть их нерешённых проблем.
Давайте, мы посмотрим, что можно найти в кармане ребёнка, чего там только и нет: камешки, птичье пёрышко, деревянная палочка - один мусор. Это вам кажется, что мусор.
• Камешек бывает круглый, неровный, он твёрдый, тяжёлый или лёгкий; можно узнать тонет он или не тонет; бросать его на дальность.
• Птичье пё рышко: им можно рисовать, например, траву; подуть на него; сравнить с камешком: что тяжелее, что легче.
• Палочку можно проверить тонет она или нет; рисовать ей на снегу или на земле.
Вот и выходит, что все эти собранные ребенком "драгоценности"- своего рода, которые помогут ответить на вопросы "почему?", "зачем?", "как?". А чтобы не угасли глаза маленьких исследователей, нужно помочь им открыть как можно больше тайн живой и неживой природы.
Среди большого разнообразия природных объектов дети часто теряются, они плохо в них ориентируются, не запоминают названия. Каким образом можно помочь детям?
• Это можно решить с помощью таких игровых приемов, как загадывание загадок и отгадывание по описанию. Например, У нас под крышей белой гвоздь висит, солнце взойдет, гвоздь упадет (сосулька)
• Сочинять свои загадки, песенки, стихи. Подбирая сравнения и эпитеты к природным явлениям. Она под осень умирает, и вновь весною оживает, коровам без нее беда, она их главная еда (трава)
• Читать дополнительно познавательную литературу и используя поэтическое слово.
• Вместе смотреть телепередачи о природе.
• Играя дома в настольные игры природоведческого содержания, предоставляя возможность ребенку рисовать и лепить, выполнять аппликацию, мастерить вместе с ним поделки из природного материала.
Счастье - это быть с природой, видеть ее, говорить с ней. Мы должны беречь это счастье и научить ему детей.
Приглашаю к участию в экологическом КВН «Как прекрасен этот мир».
Участвуют две команды: «Пчёлки», «Одуванчики».
Жюри: заведующий ДОУ, зам. зав. по ВМР
Ведущий: воспитатель.
Задачи:
• Создать условия для сотрудничества детей и родителей, их эмоционального и психологического сближения.
• Повысить интерес родителей к экологическому образованию их детей и экологии в целом.
• Развивать стремление родителей к контакту, сотрудничеству с воспитателем.
• Формировать экологическую культуру родителей воспитанников.
• Воспитывать любовь к природе.
Ведущий:
Лесная тишь полна своих чудес.
Ты перед сказкою стоишь,
А сказка – это лес.
Ты эту сказку сохрани:
Не рви, не мни и не спугни.
1-й конкурс. «Представление».
Каждая команда с заранее выбранным названием должна себя представить. – оценка 3 балла.
2-й конкурс: «Вопрос – ответ».
За каждый правильный ответ 1 балл.
Для команды «Пчёлки» :
•Почему лес называют зеленой аптекой?
•Сок какого дерева сладкий? (Береза, клен.)
•У какой птицы зимой появляются птенцы? (Клёст)
•У каких деревьев осенью листья красные? (Рябина, клен.)
•Какие цветы расцветают ранней весной? (Сон – трава, мать-и-мачеха)
Вопросы для команды «Одуванчики» :
•Какие птицы не вьют гнезд, а выводят птенцов в песке, ямке? (Чайки, кулики.)
•Какая птица подкладывает свои яйца в гнезда других птиц (Кукушка)
•Какие лесные растения могут заменить мясо? (Грибы – белые и шампиньоны наиболее питательны.)
•Из какого дерева делают спички? (Осина.)
•Какое травянистое растение зацветает первым? Когда? (Мать-и-мачеха, в апреле.)
Физминутка.
3-й конкурс. Разминка «Что за зверь лесной».
За каждый правильный ответ 1 балл, получает та команда, которая первой дала правильный ответ.
Боится зверь ветвей моих,
Гнезд не построит птица в них.
В ветвях – краса и мощь моя.
Скажите быстро, кто же я? (Лось.)
Звонко-звонко распеваю,
Воротившись с юга в срок.
А вот песни занимаю
Даже – даже у сорок. (Скворец.)
Клюв крючком, глаза пятачком
Ушастая голова. Это… (Сова).
Он всю зиму в шубе спал,
Лапу серую сосал,
А проснувшись, стал реветь,
Это зверь лесной… (Медведь)
4-й конкурс. «Живая пантомима».
Каждая команда показывает живую пантомиму, другая команда должна отгадать (3 объекта природы).
5-й конкурс. «Экологический предупреждающий знак».
Каждой команде придумать и нарисовать на формате А4 по 3 предупреждающих знака по охране природы.
Материал: бумага формата А 4; цветные маркеры.
Благодарю вас за работу.
Необходимо вынести решение нашего собрания, я предлагаю следующий проект решения:
1. Развивать эстетическое восприятие окружающей природы и организовывать с детьми постоянные прогулки на природе с целью воспитания любви к ней.
2. Использовать летний период для выезда в лес, на речку для ознакомления детей с природой родного края.
3. Поддерживать интерес детей к природе, поощрять их любознательность.
4. Предоставлять детям возможность в рисовании, лепке, аппликации отражать свои впечатления, полученные от общения с природой, завести специальный альбом для детских работ.
5Оформить в группе фотоальбом "Природа и дети! "
6. Провести в 2013 году совместно с родителями акцию «Красота вокруг нас» (приложение №6).
7. Организовать фотовыставки:
• «Красивый сад на моём подоконнике».
• «Отходы цивилизации - в произведения искусства».