Мария Артёмова
План работы с детьми с ЗПР
▼ Скачать + Заказать документы
План работы с детьми ЗПР
на 2021-2022 учебный год
Сентябрь
Образовательная область Содержание работы, задачи.
Познавательное развитие 1. Закреплять и обобщать знания о лете, летних месяцах, о правилах безопасного поведения в природе.
2. Знакомить с элементарными знаниями о космосе, космических телах, нашей планете в солнечной системе.
3. Формировать обобщенное понятие - «профессия», расширять знания о различных профессиях; обогащать активный словарь, продолжать развивать внимание, память, мышление.
Публикация «План работы с детьми с ЗПР» размещена в разделах
- ЗПР. Задержка психического развития
- ЗПР. Проекты, планирование, тематические недели
- ОВЗ. Проекты, планы, консультации
- Планирование. Планы работ
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
4. Расширение представлений о школе, её необходимости. Расширение и активизация словаря по теме «Школьные
ФЭМП 1. Закрепить знания о числе и цифре 1. Учить писать цифру 1.
Закреплять умение устанавливать соответствие между количеством предметов и цифрой. Познакомить с названием первого осеннего месяца - сентябрь.
2. Выделение и сравнивание свойств предметов.
3. Познакомить с задачей, как с видом числового упражнения.
4. Продолжать формировать представления о геометрических фигурах: квадрат, круг, треугольник, прямоугольник, овал; закреплять их признаки.
5. Продолжать знакомить с задачей, как с видом числового упражнения, показать как записывается решение с помощью чисел и знаков.
6. Учить с ребенком названия дней недели.
7. Учить сравнивать количество предметов, называть в какой группе больше или меньше предметов.
Рисование
1. «Укрась платочек ромашками»
Цель: учить детей составлять узор на квадрате, заполняя углы исередину; использовать приемы примакивания, рисования концом кисти (точки).
2. Рисование цветными карандашами, расположение рисунка на альбомном листе.
3. "Чебурашка". Учить работать простым карандашом, наиболее точно передавать части тела персонажа.
4. Знакомство с городецкой росписью, ее элементами.
Лепка
- выявить и закрепить знакомые приемы лепки;
- учить самостоятельно придумывать поделку;
- учить создавать объемные композиции (натюрморты) из пластилина;
- учить в лепке соблюдать относительную величину частей или предметов
Аппликация/
Конструирование - учить вырезывать предметы круглой и овальной формы из квадратов и прямоугольников, срезая углы способом закругления,
- развивать координацию движений обеих рук;
- учить аккуратно наклеивать изображение;
- учить строить дома и другие постройки из мелкого строительного материала;
- учить складывать лист бумаги пополам;
- продолжать учить работать с ножницами
Развитие речи
- закрепление знаний о правилах общения с другими людьми; формировать понятие однокоренные, родственные слова;
- учить слушать литературный текст и передавать основную мысль;
- развивать слуховое восприятие;
- учить отгадывать загадки;
Чтение х/л
- вспомнить выученные ранее стихи; рассмотреть иллюстрации к русским сказкам; выявить знания.
Октябрь
Образовательная область Содержание работы, задачи.
Познавательное развитие 1. Продолжать учить обобщать понятия "Овощи" и "Фрукты".
2. Формировать представление о значении леса в жизни людей, животных, воспитывать бережное отношение к природе.
3. Повторять и систематизировать знания о характерных признаках осени, осенних месяцах, ягодах и грибах.
4. Учить различать деревья и кустарники, знакомить с их распространенными в наших местах представителями.
ФЭМП 1. Продолжать учить считать предметы, сравнивать предметы с геометрическими фигурами.
2. Числа и цифры 1, 2, 3, 4, соотнесение количества предметов и цифр.
3. Продолжать знакомить с задачей на сложение и вычитание, учить понимать учебную задачу и пробовать найти решение.
4. Закреплять навыки счета в пределах 10, учить соотносить количество и цифру.
5. Сравнение групп предметов, учить называть больше или меньше предметов в группе.
6. Учить работать в тетради в клетку, обводить клетку, соединять точки.
7. Учить придумывать задачу, подводить к пониманию, что является задачей и пытаться найти способ ее решения.
8. Закреплять знания о геометрических фигурах (треугольнике, их
Рисование
1. "Сказочная яблоня" - передавать форму волшебного дерева, расположение рисунка на альбомном листе.
2. «Рябина. Ветка с ягодами» - композиционное расположение на листе бумаги.
3. " Осенние листья". Учить детей рисовать с натуры, передавая форму и окраску осенних листьев.
4. "Осенний парк" - продолжать учить рисовать дерево.
Лепка
- учить использовать приемы раскатывания и сглаживания; учить лепить овощи и фрукты;
- учить лепить предметы круглой, овальной, дискообразной формы;
- развивать чувство композиции; поощрять творческую инициативу;
- формировать умение выполнять разные способы лепки
Аппликация/
Конструирование - учить вырезать небольшие предметы по частям и составлять композицию;
- учить складывать несложную объемную игрушку по типу оригами;
- учить выполнять аппликацию с использованием шнура или шерстяной нити,
- развивать воображение, умение работать с различным материалом
Развитие речи
- развивать активный словарь по теме «Птицы»; развивать речевую активность;
- развивать представления о различных профессиях, об инструментах, расширять словарь по теме;
- учить отвечать на вопросы воспитателя, развивать диалогическую речь;
- пополнять словарный запас по теме «Транспорт»
Чтение х/л
- воспитывать интерес к произведениям о природе; учить отвечать на вопросы по прочитанному (М. Пришвин)
Ноябрь
Образовательная область Содержание работы, задачи.
Познавательное развитие 1. Продолжать знакомить с внешним строением тела, с возможностями тела (организма).
2. Познакомить с географической картой и понятием разных национальностей народов.
3. Познакомить с русским народным костюмом и некоторыми традициями (песнями и сказками).
4. Одежда и как ее шьют, классификация.
ФЭМП 1. Решение и придумывание задач по картинкам.
2. Сравнение непрерывных количеств (песка и воды, учить пользоваться мерным стаканчиком или ложечкой.
3. Учить составлять пары, сравнение групп предметов.
4. Длина предмета. Учить называть длинный и короткий отрезок или предмет.
5. Рассматривание и обследование линейки, как измерительного прибора.
6. Познакомить с деньгами, их назначением, достоинством.
7. Учить называть дни недели, упражнять в счете и пересчете предметов.
Рисование
1. "Девочка и мальчик". Учить рисовать человека, стараясь соблюдать пропорции тела.
2. "Городецкая роспись" - учить аккуратно раскрашивать шаблон.
3. Продолжать учить аккуратно раскрашивать шаблон. "Русский сарафан".
4. Развивать чувство симметрии в раскрашивании шаблона. "Сапожки".
Лепка
- учить технике пластилинографии;
- поощрять желание участвовать в коллективной лепке;
- учить лепить фигуру человека; видеть ошибки в своей работе
Аппликация/
Конструирование - учить составлять декоративную композицию из геометрических фигур;
- учить создавать предметные изображения на основе простейшей геометрической фигуры;
- учить моделировать дом из строительного материала по предложенной схеме
Развитие речи
обобщать представления детей по теме «Осень», активизировать словарь;
- развитие связной речи, речевого дыхания; игровые упражнения и беседа; тема «Игрушки».
- учить образовывать существительные с уменьшительно-ласкательным суффиксом;
- учить отвечать на вопросы воспитателя о нашей стране;
- развивать фонематический слух, дикцию, речевое дыхание, силу голоса; учить следить за беседой, пронимать в ней участие
Декабрь
Образовательная область Содержание работы, задачи.
Познавательное развитие 1. Расширять представления о семье, учить ориентироваться в родственных отношениях.
2. Учить называть и классифицировать посуду.
3. Учить называть характерные признаки зимы, учить пользоваться условными изображениями.
4. Расширять знания детей о зимующих птицах.
ФЭМП 1. Геометрические фигуры и их признаки; знаки плюс и минус.
2. Счет до 10, закрепление знаний о деньгах.
3. Решение задач на сложение и вычитание.
4. Градусники - измерение температуры; понятия холодно, горячо, тепло.
5. Продолжать учить придумывать задачу и находить способ ее решения.
6. Счет в пределах 10.
7. Домашний адрес.
8. Продолжать учить придумывать задачу и учить записывать ее решение.
Рисование
1. "Семеновские матрешки" - продолжать знакомство с народными промыслами.
2. "Гжель" - продолжать знакомство с народными промыслами.
3. "Зима" - продолжать учить рисовать деревья, передавать в рисунке признаки зимы.
4. Учить пользоваться трафаретом, обводить по контуру. "Покормите птиц".
Лепка
- продолжать учить лепить фигуру человека;
- учить лепить посуду, использовать прием сглаживания;
- учить лепить народную игрушку из "валика";
- учить лепить птицу из нескольких частей
Аппликация/
Конструирование - учить вырезать из бумаги, сложенной вдвое;
- совершенствовать навыки работы с бумагой;
- учить комбинировать рисование и аппликацию;
- продолжать учить делать открытки
Развитие речи
- учить с ребенком адрес, свое полное имя, полное имя родителей, профессии родителей; учить определять родственные отношения в семье;
- учить рассказывать, что изображено на сюжетной картинке, «Зима пришла»;
- учить отвечать на вопросы «какая» «какой» и т. д;
- учить описывать зимующих птиц и рассказывать – что они умеют делать; активизация речи;
Чтение х/л
- учить различать литературные жанры: стихи, рассказ, сказки; учить стихотворения.
Январь
Образовательная область Содержание работы, задачи.
Познавательное развитие 1. Познакомить детей с жизнью до появления человека. Формировать представления о динозаврах.
2. Знакомить с животными севера, дать представление о том, что такое приспособление животных к климатическим изменениям в природе.
3. Продолжать формировать представления о Солнечной системе, рассказать о солнце.
ФЭМП 1. Запись цифр, счет в пределах 15.
2. Формировать представление о точке, линии, прямой и кривой линиях.
3. Решение и запись задачи на сложение и вычитание.
4. Учить ориентироваться на листе бумаги: право, лево, верх, низ.
5. Решение задач на сложение и вычитание, порядковый счет.
6. Запись решения задачи.
Рисование
1. "Снежинки" - учить располагать узор симметрично.
2. Рисование восковыми мелками, учить использовать разнообразие цветовой палитры.
3. Учить рисовать животных, передавая их характерные особенности;
упражнять в соблюдении относительных размеров. (карандаш). "Зимний лес".
Лепка
- продолжать учить лепить из нескольких частей, закреплять прием сглаживания деталей;
- учить лепить животных, соотносить части по величине и пропорциям, замечать характерные позы и движения;
Аппликация/
Конструирование - закреплять полученные ранее навыки работы с бумагой, клеем, ножницами;
- продолжать учить складывать несложную игрушку по типу оригами;
- развивать умения в складывании бумаги в разных направлениях;
Развитие речи
- учить следить за беседой, правильно употреблять в речи существительные по родам; («посуда»);
- учить составлять короткий рассказ или предложение на заданную тему; «Придумай и расскажи мне что то о лесе»;
- учить описывать животных (нашего края); отвечать на вопрос «какая», «какой».
- расширять словарь по теме космос; учить отчетливо произносить слова;
Чтение х/л
- учить добавлять слово за воспитателем, при чтении стихотворения; «Зима» - И. Суриков
Февраль
Образовательная область Содержание работы, задачи.
Познавательное развитие 1. Продолжать знакомить с животными жарких стран, расширять знания о зоопарке.
2. Формировать знания о бытовой технике, её значении и применении в обиходе. Закрепить правила поведения с электроприборами.
3. Закреплять знания о России и ее столице.
4. Закреплять представления а праздниках в России, празднике 23 февраля.
ФЭМП 1. Больше на., сравнение групп предметов.
2. Меньше на., сравнение групп предметов, составление задачи.
3. Круг и похожие на него предметы. Часы.
4. Виды линий, закрепление знаний о геометрических фигурах.
5. Задачи "больше на. ", "меньше на. "
6. Цифры и количество предметов, счет до 15.
7. Жидкость и ее измерение, 1 литр - знакомство.
8. Знакомство с объемными геометрическими телами (куб, шар, цилиндр, конус).
Рисование
1. Учить рисовать с опорой на иллюстрацию. Формировать умение изображать животных в движении. "Белый медведь".
2. Рисование животных. "Зоопарк".
3. Учить проявлять творческое мышление, самостоятельное рисование по замыслу.
4. Продолжать учить рисовать фигуру человека (солдата, соблюдать пропорции тела.
Лепка
- совершенствовать умение лепить фигуру человека; учить передавать движение;
- учить передавать в лепке характерные особенности животных;
- учить добиваться воплощения своего замысла, используя разнообразные приемы лепки;
- совершенствовать технику раскатывания, сплющивания и закручивания
Аппликация/
Конструирование - учить по схеме строить из строительного материала;
- продолжать учить складывать бумагу (гармошкой);
- учить работать с разными видами конструктора, выполнять простые конструкции;
- воспитывать желание участвовать в общей работе;
Развитие речи
- учить подбирать слова антонимы; называть детенышей животных;
- развитие связной речи; развитие артикуляционной, тонкой и общей моторики;
- учить отвечать на вопросы о нашей родине, развивать диалогическую речь;
- учить отвечать на вопросы воспитателя: что изображено на картине (Три богатыря)
Март
Образовательная область Содержание работы, задачи.
Познавательное развитие 1. Закреплять представления а праздниках в России, празднике 8 марта.
2. Продолжать знакомить с родным городом, его достопримечательностями.
3. Формировать знания о том, откуда берётся хлеб, как его делают, кто его растит и печёт.
4. Продолжать формировать представления о времени года весна, приметах, сезонных изменениях.
ФЭМП 1. Дни недели и времена года.
2. Счет 10-20.
3. Часы, их назначение, рассматривание и называние цифр на циферблате.
4. "Спрячь игрушку" - ориентировка в пространстве.
5. Времена года, называние времени года по признакам.
6. Счет до 20.
7. Задачи "больше на. ", "меньше на. "
8. Учить составлять и решать простые арифметические задачи, записывать их используя все знаки и цифры.
Рисование
- дать представление о жанре портрета; развивать художественное восприятие образа;
- учить самостоятельно выбирать содержание рисунка, выбирать размер и цвет бумаги, краски, карандаши или другие материалы.
- учить рисовать портрет мамы;
- знакомить детей с хохломской росписью; учить создавать декоративный рисунок.
Лепка
- учить передавать в лепке форму и пропорции предметов (посуда);
- учить пользоваться стекой;
- развивать умение составлять симметричный узор;
- учить использовать природный материал для создания выразительного образа;
Аппликация/
Конструирование - учить технике силуэтной аппликации, вырезания по нарисованному контуру;
- развивать чувство формы и пропорций;
- развивать навыки сгибания бумаги в разных направлениях; развивать ручную умелость;
- продолжать учить работать с клеем, развивать аккуратность в работе;
Развитие речи
- формировать знания о названиях и назначении мебели, ее частей;
- учить составлять предложение с заданным словом;
- развивать лексико-грамматический строй речи, расширять и систематизировать представления и словарь по теме «Домашние электроприборы»
- продолжать учить составлять рассказ по картинке (Весна. Перелетные птицы).
Чтение х/л
- учить давать характеристику сказочным героям (добрый, злой, трусливый и т. д.)
Апрель
Образовательная область Содержание работы, задачи.
Познавательное развитие 1. Учить называть и классифицировать транспорт.
2. Продолжать формировать знания о праздниках в России, о дне космонавтики. Рассказать о подвиге Ю. Гагарина.
3. Расширять представления о значении растений в жизни человека, дать представления о лекарственных растениях.
4. Учить называть перелетных птиц, продолжать учить называть изменения в природе весной.
ФЭМП 1. Времена года, год, счет в пределах 20.
2. Учить делить предмет на 4 равные части, показывать 1/4 часть.
3. Составление и запись задачи на сложение и вычитание.
4. Линейка, измерение длины, счет до 20.
5. Работа на листе бумаги в клетку.
6. Продолжать учить составлять и решать простые задачи на сложение и вычитание, записывать их.
7. Линии, измерение отрезка с помощью линейки.
8. Сравнение предметов по длине, наложение.
Рисование
- учить рисовать подснежник, передавать особенности внешнего вида растения.
- учить технике тонирования листа;
- познакомить с новым способом рисования – набрызгом;
- учить рисовать простым карандашом и акварелью.
Лепка
- закреплять умение раскатывать шар и жгут;
- совершенствовать умение лепить фигуру человека;
- закреплять приемы лепки: раскатывание между ладонями, оттягивание, соединение частей приемом прижимания и сглаживания;
- продолжать учить лепить птицу, передавать характерные особенности;
Аппликация/
Конструирование - воспитывать аккуратность в работе, интерес к коллективному труду;
- учить навыкам симметричного вырезания; развивать чувство формы и цвета;
- учить оформлять свои поделки характерными деталями;
- закреплять навыки строительства одноэтажных и многоэтажных домов из строительного материала;
Развитие речи
- учить соотносить существительное с прилагательным (тема «Транспорт. Профессии»)
- продолжать учить отвечать на вопросы воспитателя, тема: «Космос»;
- учить делить слова на слоги (прохлопывание, пропевание гласных;
- учить добавлять недостающее по смыслу слово, «Добавь словечко»;
- учить отвечать на вопрос «какая» «какой», описывать птиц;
Чтение Х/Л
- учить различать потешки, песенки,загадки, чистоговорки, пословицы
Май
Образовательная область Содержание работы, задачи.
Познавательное развитие 1. Расширять представления о профессиях и профессиональных праздниках, учить называть профессии родителей.
2. Познакомить с праздником День Победы. Рассказать о значении этого праздника для нашей страны.
3. Расширять представления о том какие действия могут помогать сберечь природу.
4. Учить называть характерные признаки лета, названия некоторых первых цветов; рассказать о первом летнем празднике «Дне защиты детей».
ФЭМП 1. Величины выше и ниже, сравнение предметов.
2. Учить чертить отрезки и измерять их линейкой.
3. Составление и решение задач "больше, меньше на. ", запись решения.
4. Ориентировка на листе бумаги.
5. Составление картинок из геометрических фигур.
6. Закрепление пройденного.
7. Дорисовывание геометрических фигур, счет в пределах 20.
8. Закрепление пройденного.
Рисование
- продолжать развивать технику рисования карандашами;
- учить смешивать краски для получения нового цвета;
- учить придумывать содержание, композицию рисунка;
- учить приему монотипия при рисовании акварелью.
Лепка
- закреплять умение передавать в лепке образы разнообразных знакомых предметов;
- развивать умения передавать характерные признаки военной техники;
- учить передавать характерные особенности насекомых их строения и окраски;
- учить придавать поделкам устойчивость, использовать подручные средства.
Аппликация/
Конструирование - продолжать развивать навыки в вырезывании круглой и овальной формы;
- формировать практические навыки работы с разнообразным природным материалом;
-развивать сенсомоторику, творческое воображение;
- учить делать аппликацию, используя разного вида бумагу
Развитие речи
- учить составлять предложения с использованием предлогов,
развивать связную речь;
- воспитывать любовь к Родине, уважение к героям Великой Отечественной войны;
- учить принимать участие в беседе;
- закреплять умение отвечать на вопросы, использовать в речи распространенные предложения; (Весна)
- развитие связной речи; учить составлять описательные рассказы о насекомых.
Чтение Х/Л
- познакомить с басней «Стрекоза и муравей», учить слушать
литературное произведение;