Марина Казакова
Образовательный проект «Гражданско-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста. Проект «Растим Патриота»
▼ Скачать + Заказать документы
«Правильное воспитание -
это наша счастливая старость.
Плохое воспитание - это наше
будущее горе, это наши слезы,
это наша вина перед другими
людьми, перед всей страной».
А. С. Макаренко
Краткая аннотация проекта.
Проект разработан для работы с детьми подготовительной к школе группы, и представляет мероприятия по совместной деятельности педагога с детьми по гражданско-патриотическому воспитанию в целях развития и создания условий для формирования гражданских и патриотических чувств дошкольников через обращение к историческому прошлому нашего государства, привлечение родителей к воспитанию у детей чувства гордости за родную страну, интереса и уважения к её историческому прошлому, бережного отношения к традициям своего народа.
Актуальность.
В силу последних перемен все более заметной стала утрата нашим обществом традиционного российского патриотического сознания. В связи с этим, стала архиважной проблема воспитания основ патриотизма у детей дошкольного возраста.
Современные дети мало знают о родном селе, городе, стране, особенностях народных традиций, часто равнодушны к близким людям, в том числе к товарищам по группе, редко сострадают чужому горю. Явно недостаточной является работа с родителями по проблеме гражданско-патриотического воспитания в семье. Взаимодействие с родителями способствует бережному отношению к традициям, сохранению семейных связей. В настоящее время эта работа актуальна и особенно трудна, требует большого такта и терпения, так как в молодых семьях вопросы воспитания патриотизма, гражданственности не считаются важными и, зачастую, вызывают лишь недоумение.
Воспитание любви к Родине начинается с детства, когда закладываются основы ценностного отношения к окружающему миру. Задача взрослых заключается в том, чтобы не только вызвать в детях чувство восхищения родным городом, родной страной, но и чувства уважения к своему народу, чувство гордости за свою страну. Наследование нравственных и эстетических ценностей родной культуры в самом нежном возрасте – это и есть самый естественный, а поэтому и верный способ патриотического воспитания, воспитания чувства любви к Отчизне.
Работа над проектом началась в начале нового учебного года, с опорой на план мероприятий в соответствии с федеральной образовательной программой и включением в образовательный процесс памятных дат из истории родной страны.
Работа над проектом стала еще актуальнее в связи с объявлением президентом Российской Федерации Владимиром Владимировичем Путиным, 2025 год – «Годом Защитника Отечества».
«В 2025 году будет отмечаться 80-летие Победы в Великой Отечественной войне. В связи с этим предлагаю объявить 2025 год Годом защитника Отечества в честь наших героев и участников специальной военной операции сегодня и в память о подвигах всех наших предков, сражавшихся в разные исторические периоды за Родину. Во славу наших
отцов, дедов, прадедов, сокрушивших нацизм» В. В. Путин.
Реализация проекта «Растим патриотов» позволит объединить усилия ДОУ и семьи для углубленного погружения ребенка в пространство, где дошкольник открывает для себя, умение осознать себя членом своей семьи, умения ощутить любовь к своему родному краю и государству, гордо осознавая свою гражданственность.
Цель проекта: Заложить основы гражданско-патриотического воспитания личности с активной жизненной позицией и творческим потенциалом, способной к самосовершенствованию и гармоничному взаимодействию с другими людьми.
Задачи:
Обучающие: - Формировать гражданско-патриотические отношения и чувство сопричастности к своему дому, городу, к природе; чувство гордости и ответственности за свою Родину;
- Развивать стремление к познанию культурных традиций через творческую, познавательно – исследовательскую деятельность;
Развивающие: - Развивать познавательный интерес к традициям семьи, детского сада, города, к символике своей Родины;
- обогатить развивающую предметно-пространственную среду, направленную на восприятие сведений об историческом, культурном, природном, социальном облике родного края.
Воспитательные: - воспитывать любовь к своей семье, Отечеству, ценностное отношение к природе своего родного края;
- воспитывать уважительное отношение к культурному наследию других народов;
- воспитывать патриотизм, уважение к культурному прошлому России;
- воспитывать гражданско-патриотические чувства через изучение государственной символики России.
Содержание проекта (описание путей и методов достижения поставленных целей, выработка механизма реализации проекта и т. д.)
Принципы построения системы образовательной деятельности по гражданско-патриотическому воспитанию: строятся с учетом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями детей;
предусматривают решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей, и самостоятельной деятельности детей при проведении режимных моментов;
предполагают построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми. Основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра.
• комплексно-тематический – построение образовательного процесса вокруг нескольких тем;
• интеграции – единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач, возможность реализации содержания образования в разных видах детской деятельности;
• культурологический – воспитание строится в соответствии с ценностями, нормами и особенностями национальной культуры, с учётом традиций своего края;
• краеведческий – используется местное окружение, проводятся экскурсии на природу, в музеи для накопления чувственного опыта;
• непрерывность и преемственность – внедрение похожих тем на всех этапах и возрастных группах;
• деятельностный подход – любые знания приобретаются ребёнком во время активной деятельности;
• историзма - реализуется путём сохранения хронологического порядка описываемых явлений и сводится к двум историческим понятиям: прошлое (давным-давно) и настоящее (в наши дни);
• гуманизации - предполагает умение педагога встать на позицию ребёнка, учесть его точку зрения, не игнорировать его чувства и эмоции, видеть в ребёнке полноправного партнёра, а также ориентироваться на высшие общечеловеческие понятия – любовь к семье, родному краю, Отечеству.
Планируемый результат (целевые ориентиры).
При достижении намеченной цели и решении поставленных задач дети будут:
• положительно относиться к родному краю;
• уважать традиции семьи;
• испытывать гордость за принадлежность к своей стране и её народу;
• интересоваться историей своего края, проявлять заботу о природных и культурных ценностях своего края;
• сформируются коммуникативные качества;
• дети будут любознательны, решительны, инициативны и уверены в себе;
• проявлять самостоятельность и творческую активность в конструктивно-модельной, поисково-исследовательской и познавательной деятельности;
• активно участвовать в различных видах деятельности.
Проект «Растим патриота» учитывает образовательные потребности, интересы и мотивы детей, членов их семей и педагогов и ориентирован на: специфику национальных, социокультурных условий, в которых осуществляется образовательная деятельность. Он включает в себя различные направления и виды деятельности, может реализовываться в части Программы, формируемой участниками образовательных отношений.
Организация образовательной деятельности предусматривает:
• игровую деятельность
- развивающие игры: настольно-печатные, дидактические, словесные, сюжетно-ролевые;
- игры-экспериментирования с разнообразными материалами;
• коммуникативную деятельность:
- познавательные беседы,
- составление рассказов, сочинение загадок,
- совместное обсуждение информации, коллективное формулирование выводов, подведение итогов;
• продуктивную деятельность:
- творческие задания, предполагающие организацию разных видов художественно-творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивной, познавательно, речевой);
• познавательно-исследовательскую деятельность:
- исследование, опытное экспериментирование (игровое экспериментирование и опыты с предметами и материалами);
- проектирование решения проблемы;
- экскурсии в музеи города,
- целевые прогулки к достопримечательностям города, памятникам;
• трудовую деятельность:
- деятельность по благоустройству детских площадок, дворов, города;
- по охране природы и т. д.
- элементы трудового опыта;
• музыкальную деятельность:
- выступление на праздниках.
• восприятие художественной литературы;
• двигательную деятельность;
- спортивные эстафеты.
Ресурсы применяемые при реализации проекта.
Временные: проект реализуется на протяжении учебного года, сентябрь 2024 (подготовительный этап) – май 2025 (заключительный этап, подведение итогов). Проект опирается на учебный годовой план, перспективный план, план досугов и мероприятий в соответствии с ФОП. Реализуется в ходе образовательной деятельности, режимных моментах, в свободной деятельности.
Информационные: Для успешной реализации проекта большую роль играют информационные ресурсы. Для работы над проектом рекомендуется пользоваться: компьютерной и мультимедийной техникой, интернет-ресурсами и специализированным оборудованием.
Информационное обеспечение работы направлено на:
информационную и методическую поддержку проекта;
планирование работы и её ресурсного обеспечения;
мониторинг воспитательной работы дистанционное взаимодействие всех
участников (детей и их родителей, педагогических работников, органов
управления в сфере образования, общественности);
дистанционное взаимодействие с другими организациями социальной
сферы (школа, библиотека, дом культуры.).
Результаты работы над проектом, участие воспитанников и родителей в акциях, утренниках, занятиях, мероприятиях, транслируются в сообществе МБДОУ «Лямбирский детский сад №2 «Родничок» в ВК-мессенджере: https://vk.com/club200671629
Интеллектуальные (экспертные): – Опыт педагогов ДОУ; экскурсии; встречи с участниками определенных событий; методические пособия.
Человеческие (кадровые): Привлечение в работу над проектом педагогов ДОУ.
Организационные: Помощь старшего воспитателя, коллег при организации мероприятий.
Материально-технические: мультимедийная аппаратура, компьютер, принтер, музыкальный центр, методические пособия, проектор, помещение группы с насыщенной развивающей средой по теме проекта: дидактические игры, наглядный материал, фотографии, записи музыкальных произведений и др.
Партнеры проекта: Дом культуры «Алмаз»; библиотека, Лямбирская средняя школа №1, родители (законные представители) воспитанников.
Целевая аудитория: дети подготовительной группы, количество участников – 16 человек, возраст – 6-7 лет. Родители. Педагоги ДОУ.
План реализации проекта.
Этапы реализации проекта:
1 этап – подготовительный; срок реализации – сентябрь 2024
Цель: определение целей и форм взаимодействия между субъектами процесса.
2 этап – основной; срок реализации - октябрь 2024 – апрель 2025
Цель: реализация программ сотрудничества между всеми участниками образовательного процесса.
3 этап – заключительный; срок реализации – май 2025
Цель: подведение итогов социального партнерства ДОУ и семьи.
Риски:
- трудность вовлечения родителей (законных представителей) к участию в мероприятиях ДОУ, особенно из проблемных семей;
- участие одних и тех же семей в мероприятиях в рамках проекта.
Условия реализации данного проекта:
- Заинтересованность родителей (законных представителей, регулярность и систематичность работы по формированию у детей основ гражданственности и патриотизма.
- Непрерывная связь с родителями (законными представителями) посредством коллективной, индивидуальной, информационной и наглядной форм работы.
Первый этап: подготовительный
Содержание сотрудничества воспитателя с родителями (законными представителями):
- психолого-педагогическое просвещение родителей;
- вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс;
- создание атмосферы взаимопомощи.
Второй этап: основной
Принципы:
- принцип индивидуальности (учитывать желание и интересы каждого ребенка);
- принцип цикличности и систематичности (постепенное усвоение материала);
- принцип взаимосвязи с семьей (соблюдение единых требований ДОУ и семьи);
- принцип доступности (соответствие уровню социального, психического и физического развития ребенка, его возможностями и способностям);
- принцип социализации ребенка (дошкольник постоянно вовлечен в групповую двигательную деятельность, способствующую обогащению эмоционально-волевой сферы и формированию межличностных отношений и организационных умений).
Ожидаемый результат:
- вовлечение родительской общественности в реализацию одного из приоритетных направлений ДОУ - гражданско – патриотическое воспитание детей дошкольного возраста;
- посильное участие родителей в гражданском просвещении дошкольников;
- повышение мотивации и интереса дошкольников, педагогов ДОУ и родителей к занятиям по гражданско – патриотическому воспитанию дошкольников;
- эмоциональное сближение детей и родителей;
- повышение компетенции педагогов и родителей в вопросах патриотического воспитания детей дошкольного возраста позволяет полностью обеспечить целостность образовательного процесса и гарантирует формирование патриотических чувств до уровня, соответствующего требованиям современного общества, обеспечивая тем самым патриотизм всех детей;
- активное взаимодействие родителей (законных представителей) и педагогов;
- обогащение педагогического опыта родителей;
- формирование у родителей осознанных потребностей к гражданско – патриотическому воспитанию ребенка в семье;
- обогащение методической базы и предметно-пространственной развивающей среды в МБДОУ;
- приобретение опыта взаимодействия с социальными партнерами.
Пути реализации работы над проектом
1. Специально организованная деятельность:
- непосредственно образовательная деятельность (образовательная область «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно эстетическое развитие. Музыка»);
- пальчиковая гимнастика;
- сюжетно-ролевые игры;
- дидактические и музыкально-дидактические игры;
- вечер загадок;
- слушание музыки;
- разучивание песен и речевок патриотической направленности;
- игра-квест «Мы - патриоты»;
- знакомство с геральдикой;
- презентации «История села Лямбирь в картинках», «История города Саранска», «История о государстве Российском», «Широка страна моя родная»;
- раскраска «Костюмы народов мира»;
- разучивание пословиц и поговорок;
- игры-драматизации (по сюжетам сказок);
- проведение праздничных и досуговых мероприятий;
- показ концертных номеров младшим дошкольникам;
- участие в конкурсах.
- Дни национальных культур;
- Декада Памяти;
- участие воспитанников в конкурсах рисунков и творческих работ «Россия –родина моя»; «Моя Малая Родина»; «Пока мы едины - мы непобедимы»; «Защитники Отечества»; «Блокадный хлеб»; «Сталинградская битва» и др.
2. Взаимодействие с семьей по оптимизации работы по гражданско – патриотическому воспитанию старших дошкольников:
- совместная досуговая деятельность: «Мамочка, ты лучшая на свете», «Игра-квест»»
- «Вечер народных загадок»;
- наглядная агитация по вопросам патриотического воспитания старших дошкольников (стенды, памятки, газеты, выставки);
- оформление памяток и рекомендаций для родителей по «Совместное творчество сближает!»;
- выставка методической и познавательной литературы по патриотическому воспитанию дошкольников;
- выставка ко Дню матери «Любовью маминой согреты»;
- библиотека выходного дня;
- выполнение домашнего задания: подборка пословиц и поговорок народов мира о Родине.
3. Взаимодействие со специалистами ДОУ:
- консультации, памятки, буклеты;
- спортивные праздники и развлечения;
- подборка методической литературы;
- круглый стол «Ребенок и книга»;
- проведение «Недели патриотизма в ДОУ»;
- изготовление открыток для ветеранов;
- конкурсы чтецов «Природе края строки посвящаем…», «Город мой, любимейший на свете», «Ленинграду посвящается», «Моя семья» и др.
Третий этап: результативный
Анализ результатов проекта, корректировка содержания, обобщение опыта работы, планирование перспектив развития
Перспективный план работы со всеми участниками образовательного процесса по реализации проекта «Растим патриотов»
(октябрь 2024 г. – апрель 2025 г.)
Октябрь 2024
1 Работа с
детьми 1. Беседы о профессиях родителей
2. Диагностика знаний детей по гражданско-патриотическому воспитанию (начало года)
3. Конкурс чтецов «Для вас родные…»
4. Участие в конкурсе «Ладу-ладу-ладушки, любим вас дедушки и бабушки»
2 Работа с
педагогами 1. Консультации «Нормативно-правовая база по гражданско-патриотическому воспитанию дошкольников» 2. Рекомендация: «Организация работы гражданско-патриотическому воспитанию дошкольников в разных возрастных группах ДОУ»
3 Работа с
родителями 1. Анкетирование родителей
2. Выступление на родительском собрании на тему: «Дошкольники - маленькие патриоты»
3. Консультация "Семья и семейные ценности"
4. Праздник «Мои года, мое богатство»»
5. Дни национальных культур.
Ноябрь 2024
1 Работа с
детьми 1. Беседа «День толерантности», музыкально-дидактические игры о дружбе.
2. Разучивание пальчиковой гимнастики «Моя семья»
3. Презентация «Генеалогическое древо»
4. НОД «Мой дом – моя крепость»
5. Раскраска «Костюмы народов мира»;
2 Работа с педагогами 1. Консультации «Как научить ребенка обращаться с детьми другой национальности»
2. Презентация «Широка страна моя родная»
3. Просмотры НОД по теме "Все дороги ведут к дому"
3 Работа с
родителями 1. Совместная досуговая деятельность: «Мамочка, ты лучшая на свете»
2. Участие в конкурсе «Любовью маминой согреты»
3. Оформление папки – передвижки «Гражданско – патриотическое воспитание ребенка в семье»
4. Выставка литературы «Книги выходного дня» по теме: «Русские народные сказки»
5. Выставка ко Дню матери «Моя мама - рукодельница»
Декабрь 2024
1 Работа с
детьми 1. Беседа «Обычаи и традиции русского народа»
2. Работа по раскраске «Хохломская роспись»
3. Игра-драматизация по сюжету сказки «Три медведя»
4. Фотовыставка «Лямбирь глазами детей»
2 Работа с
педагогами 1. Методические рекомендации «Роль музыкально-дидактических игр в гражданско-патриотическом воспитании дошкольников»
2. Практикум «Современные подходы к организации гражданско-патриотического воспитания дошкольников»
3 Работа с
родителями 1. Консультация «Как вести себя на утренниках»
2. Фотовыставка «Традиции нашей семьи»
3. Акция «С новым годом Защитники Отечества»
4. Домашнее задание: Кто и как встречает Новый год в мире
Январь 2025
1 Работа с
детьми 1. Беседа «Обряды и традиции русского народа»
2. Развлечение «Коляда пришла – отворяй ворота»
3. Музыкально-дидактические игры «Игры народов мира»
4. Тематическая неделя «Блокадный Ленинград»
5. Чтение и обсуждение рассказа «Шуба» С. Алексеева.
2 Работа с
педагогами 1. Практикум «Развитие социально-личностных качеств дошкольников через патриотическое воспитание»
2. «Распространение памятки «13 советов для ответственного родительства»
3 Работа с
родителями 1. Презентация «Русские обычаи»
2. Совместная досуговая деятельность «Вечер народных загадок»
3. Консультация «Культура и традиции народов России»
4. Литературный час «Тебе Ленинград»
Февраль 2025
1 Работа с
детьми 1. Беседа «200 дней. Город герой – Сталинград»
2. Утренник «Идет солдат по городу», (открытие «Года защитника Отечества)
3. Встреча с интересным человеком (Волонтер СВО Гуданец С. Т)
4. Выставка детских работ ко Дню защитника Отечества
2 Работа с
педагогами 1. Выставка методической литературы по теме
2. Памятки «Как поздравить папу, дедушку, брата?»
3. Стенд «Как провести праздник в семье»
3 Работа с
родителями 1. Рекомендации «Что рассказать детям о войне»
2. Индивидуальные консультации по гражданско – патриотическому воспитанию дошкольников
3. Участие в акции «Спасибо солдат!»
Март 2025
1 Работа с
детьми 1. Разучивание песен, танцев к празднику мам.
2. Выпуск стенгазеты «С праздником, любимые мамы!»
3. Утренник «Международный Женский день»
4. Конкурс чтецов «Город мой, любимейший на свете»
5. Презентация «История Лямбиря в картинках»
2 Работа с
педагогами 1. Консультация «Воспитание уважения к матери»
2. Памятка «Знаменательные факты в истории России для детей»
3 Работа с
родителями 1. Рекомендации «Совместное творчество сближает!»
2. Библиотека выходного дня.
3. Совместные утренники, посвященные «Международному женскому Дню».
Апрель 2025
1 Работа с
детьми 1. Рассматривание иллюстраций с видами городов.
2. Чтение литературных произведений о городах России.
3. Презентация «История о государстве Российском»
4. «Человек на Луне» (рассказы о космонавтах).
5. «Пожарные на учениях»
2 Работа с
педагогами 1. Подбор презентаций, иллюстраций, литературных произведений к «Неделе патриотизма»;
2. Конкурс «Лучший центр по гражданско – патриотическому воспитанию»
3 Работа с
родителями 1. Игра-квест «Моя Родина - моя Россия"
2. Совместая экскурсия к памятнику воинам павшим в ВОВ.
3. Участие в клубном часе «Этих дней не смолкнет слава!»
Май 2025
Работа с
детьми 1. Изготовление открыток для ветеранов
2. Утренник «80- летие! Великая Отечественная война.»
3. Встреча с интересными людьми, ветераны СВО.
4. Декада Памяти.
5. Фотовыставка «Наши ветераны», «Наши Герои»
Работа с
педагогами 1. 1. Обсуждение сценариев развлечений ко Дню Победы. 2. Диагностика знаний детей по гражданско-патриотическому воспитанию (итоговая).
3. Презентация итогов проекта на педсовете
Работа с
родителями 1. Домашнее задание: Подборка пословиц и поговорок о мире.
2. Привлечение к пополнению мини-музея «Уголок боевой славы» фотографиями «Наши ветераны»
3. Участие в акциях «Свеча памяти», «Окна Победы», «Бессмертный полк»;
Ожидаемые результаты проведения мероприятий с участием родителей (законных представителей) по реализации проекта «Растим патриотов»:
Для детей:
- повышение уровня знаний детей в вопросах гражданско-патриотического воспитания;
- повышение интереса детей к основам гражданственности;
- ранняя профориентация;
- воспитание у детей любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу, округу, стране;
- привитие основ толерантности.
Для педагогов:
- привлечение родительской общественности к реализации одного из приоритетных направлений деятельности ДОУ – формирование основ гражданственности и патриотизма у старших дошкольников;
- повышение профессионального мастерства педагогов ДОУ в воспитании у дошкольников основ гражданственности и патриотизма;
- создание единого воспитательно–образовательного пространства на основе доверительных партнерских отношений сотрудников ДОУ с родителями (законными представителями) воспитанников;
- углубление знаний о патриотическом воспитании и основах гражданственности у дошкольников.
Для родителей (законных представителей) воспитанников:
- информированность о гражданско-патриотическом воспитании дошкольников;
- проявление интереса к занятиям по основам гражданственности совместно с детьми;
- активное участие родителей в мероприятиях ДОУ;
- вовлечение родителей к созданию герба семьи и генеалогического дерева
- соблюдение единства требований воспитателей и родителей в воспитании подрастающего поколения.
Родители из «зрителей» и «наблюдателей» будут активными участниками и помощниками педагога в работе по гражданско-патриотическому воспитанию детей. Как показывает опыт работы, родители, которые приняли участие в открытых мероприятий ДОУ, становятся активными участниками и в школе (становятся членами родительского комитета, Совета родителей, участвуют в различных проектах, конкурсах).
Благодаря взаимодействию с ДОУ, родители (законные представители) понимают, что их вовлечение в педагогическую работу МБДОУ, активное участие в воспитательно–образовательном процессе важно не только для педагога, но и для развития их собственного ребенка.
Список литературы:
1. Алешина Н. В. Патриотическое воспитание дошкольников. Конспекты занятий. – М. :УЦ «Перспектива», 2008. – 250 с.
2. Ветохина А. Я. Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста. Планирование и конспекты занятий. – СПб. : «ООО Издательство «Детство-Пресс», 2010. – 192с.
3. Виноградова Н. В. Дошкольникам о родной стране. Методическое пособие для педагогов, работающих с детьми старшего дошкольного возраста, - М. : «Просвещение», 2009. – 111с.
4. Дозорова М. А. «СемьЯ». Программа по социально-личностному развитию детей дошкольного возраста. – М. : АРКТИ, 2008. – 160 с.
5. Зеленова Н. Г. Мы живём в России. Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников. М. : «Издательство Скрипторий 2003», 2010. – 96с.
6. Князева О. Л. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. Программа. Учебно-методическое пособие. – СПб: Детство-Пресс, 2010. – 304с.
7. Логинова Л. В., Что может герб нам рассказать. Нетрадиционные формы работы с дошкольниками по патриотическому воспитанию. – М. : «Издательство Скрипторий 2003», 2008, – 72с.
8. Маханева М. Д. Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников. Методическое пособие. М. : ТЦ. Сфера. 2009, – 96 с.
9. Микляева Н. В. Социально-нравственное воспитание детей от 5 до 7 лет. Конспекты занятий. – М. : Айрис-Пресс, 2009, - 208с.
10. Натарова В. И. Моя страна. Возрождение национальной культуры и воспитание нравственно-патриотических чувств. Практическое пособие для педагогов ДОУ. – Воронеж. ТЦ «Учитель», 2005. – 205с.
11. Новицкя М. Ю. Наследие. Патриотическое воспитание в детском саду. М. : Линка – Пресс,2003. – 200с.
12. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Лямбирский детский сад № 2 «Родничок».
13. Ривина Е. К. Государственные символы России. Материалы для занятий с детьми дошкольного возраста. М. : АРКТИ, 2009. – 128 с.
14. Смирнова Т. В. Дошкольникам о Москве и родной стране. - М. : Издательство «Скрипторий 2003», - 2010. – 104с.
15. Писарева А. Е. Живем в «Ладу»: Патриотическое воспитание в ДОУ. Методическое пособие. - М. :ТЦ Сфера, 2007. – 128с.
16. Федеральный закон «Об образовании в РФ» от 29.12.2012 № 273-ФЗ.
17. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.