Карелина Ирина
План работы по самообразованию «Художественно-эстетическое развитие детей через использование нетрадиционных техник»
▼ Скачать + Заказать документы
Оглавление:
1. Пояснительная записка. 3
2. Формы педагогической диагностики. 6
3. План самообразования. 7
4. Использованная литература…. 8
Приложение…. 9
1. Пояснительная записка
Формирование творческой личности – одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Эффективней начинается её развитие с дошкольного возраста. Как говорил В. А. Сухомлинский: «Истоки способностей и дарования детей на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити-ручейки, которые питает источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок».
Публикация «План работы по самообразованию „Художественно-эстетическое развитие детей через использование нетрадиционных техник“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Нетрадиционные техники рисования. Самообразование
- Планирование. Планы работ
- Самообразование, саморазвитие
- Темочки
Рисование – очень интересный и в тоже время сложный процесс. Используя различные техники рисования, в том числе и нетрадиционные воспитатель прививает любовь к изобразительному искусству, вызывает интерес к рисованию. В процессе нетрадиционного рисования ребёнок всесторонне развивается. Многие виды нетрадиционного рисования, способствуют повышению уровня развития зрительно-моторной координации, координации мелкой моторики пальцев рук. Эта и другие техники требуют точности быстроты движений, терпения, усидчивости, развивается творчество, мышление, воображение память. Работа с нетрадиционными техниками изображения стимулирует положительную мотивацию, вызывает радостное настроение, снимает страх перед процессом рисования, является важнейшим средством эстетического воспитания.
Цель: развивать у детей творческие способности, средствами нетрадиционного рисования.
Задачи:
1. проанализировать психологическую, методическую и историческую литературу по данной теме;
2. повысить собственный уровень знаний путём изучения необходимой литературы по теме самообразования;
3. разработать перспективный план работы с детьми;
4. определить возможные пути развития творческих способностей детей в процессе изодеятельности;
5. познакомить детей с различными способами и приемами нетрадиционных техник рисования с использованием различных изобразительных материалов;
6. продолжать закреплять и обогащать представления детей о цветах и оттенках окружающих предметов и объектов природы;
7. разработать рекомендации по развитию творческих способностей детей;
8. воспитывать у детей интерес к нетрадиционному рисованию.
Актуальность состоит в том, что знания не ограничиваются рамками программы. Дети знакомятся с разнообразием нетрадиционных способов рисования, их особенностями, многообразием материалов, используемых в рисовании, учатся на основе полученных знаний создавать свои рисунки. Таким образом, развивается творческая личность, способная применять свои знания и умения в различных ситуациях.
Предполагаемый результат: в силу индивидуальных особенностей, развитие творческих способностей не может быть одинаковым у всех детей, поэтому на занятиях каждому ребенку предоставляется возможность проявить себя, испытать радость творческого созидания. Темы, входящие в программу, изменяются по принципу постепенного усложнения материала. Это должно способствовать:
- развитию мелкой моторики рук;
- обострению тактильного восприятия;
- улучшению цветовосприятия;
- концентрации внимания;
- повышению уровня воображения и самооценки;
-расширение и обогащение художественного опыта;
-формирование предпосылок учебной деятельности (самоконтроль, самооценка, обобщенные способы действия) и умения взаимодействовать друг с другом;
-активность и самостоятельность детей в изодеятельности;
-умение находить новые способы для художественного изображения.
Реализация программы поможет детям дошкольного возраста творчески подходить к видению мира, который изображают, и использовать для самовыражения любые доступные средства.
Виды и техники нетрадиционного рисования :
Учитывая возрастные особенности детей, овладение разными умениями на разных этапах, для нетрадиционного рисования рекомендуется использовать особенные техники и приемы. Дети среднего возраста могут освоить следующие техники нетрадиционного рисования :
Монотипия.
Средства выразительности: пятно, цвет, симметрия.
Материалы: плотная бумага любого цвета, кисти, гуашь или акварель.
Способ получения изображения: ребенок складывает лист бумаги вдвое и на одной его половине рисует половину изображаемого предмета (предметы выбираются симметричные). После рисования каждой части предмета, пока не высохла краска, лист снова складывается пополам для получения отпечатка. Затем изображение можно украсить, также складывая лист после рисования нескольких украшений.
Кляксография с трубочкой.
Средства выразительности: пятно.
Материалы: бумага, тушь либо жидко разведенная гуашь в мисочке, пластиковая ложечка, трубочка (соломинка для напитков).
Способ получения изображения: ребенок зачерпывает пластиковой ложкой краску, выливает ее на лист, делая небольшое пятно (капельку). Затем на это пятно дует из трубочки так, чтобы ее конец не касался ни пятна, ни бумаги. При необходимости процедура повторяется. Недостающие детали дорисовываются.
Отпечатки листьев.
Средства выразительности: фактура, цвет.
Материалы: бумага, гуашь, листья разных деревьев (желательно опавшие, кисти). Способ получения изображения: ребенок покрывает листок дерева красками разных цветов, затем прикладывает его окрашенной стороной к бумаге для получения отпечатка. Каждый раз берется новый листок. Черешки у листьев можно дорисовать кистью.
Рисование пальчиками.
Средства выразительности: пятно, точка, короткая линия, цвет.
Материалы: мисочки с гуашью, плотная бумага любого цвета, небольшие листы, салфетки.
Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь пальчик и наносит точки, пятнышки на бумагу. На каждый пальчик набирается краска разного цвета. После работы пальчики вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.
Рисование ладошкой.
Средства выразительности: пятно, цвет, фантастический силуэт.
Материалы: широкие блюдечки с гуашью, кисть, плотная бумага любого цвета, листы большого формата, салфетки.
Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь ладошку (всю кисть) или окрашивает ее с помощью кисточки (с пяти лет) и делает отпечаток на бумаге. Рисуют и правой, и левой руками, окрашенными разными цветами. После работы руки вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.
Тычок жесткой полусухой кистью.
Средства выразительности: фактурность окраски, цвет.
Материалы: жесткая кисть, гуашь, плотная бумага.
Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь кисть и ударяет ею по бумаге, держа вертикально. При работе кисть в воду не опускается. Таким образом, заполняется весь лист, контур или шаблон. Получается имитация фактурности пушистой или колючей поверхности.
Оттиск фруктами.
Средства выразительности: цвет, пятно.
Материалы: любые фрукты разрезанные пополам, блюдце с гуашью, плотная бумага.
Способ получения изображения: ребенок окунает фрукт в блюдце с краской и наносит отпечаток на бумагу.
Пуантилизм (рисование тычком).
Средства выразительности: цвет, пятно.
Материалы: емкость с гуашью, ватная палочка, лист бумаги.
Способ получения изображения: ребенок окунает в емкость с краской, ватную палочку и наносит изображение на лист. Таким образом, заполняется весь лист, контур или шаблон. При необходимости изображение дорисовывается кистью.
2. Формы педагогической диагностики
Мониторинг детского развития проводится два раза в год.
Эмоционально-волевая сфера: наличие интереса
Дети ярко эмоционально реагируют на предлагаемые задания, увлеченно выполняют их.
·Активность
Дети активны и настойчивы в изучении материалов и инструментов для того, чтобы их применять в своей деятельности. Они самостоятельно пытаются получить новый результат с их помощью.
Изобразительно-выразительная сфера:
·Владение цветом
Дети легко выделяют и называют цвета (красный, желтый, синий, зеленый, оранжевый, фиолетовый, белый, черный, серый, коричневый, охра, розовый, голубой, сиреневый, сине-зеленый, оттенки: красно-оранжевый, оранжево-желтый, желто-зеленый, зелено-синий, сине-фиолетовый, фиолетово-красный и т. д, свободно экспериментируют с цветом, используя разные способы для смешения, свободно составляют гармоничные композиции из цветов и оттенков и растяжку оттенков (5-7 оттенков) одного цвета. Дети могут передать через цвет различные ощущения и эмоции, создать с помощью цвета абстрактный образ (настроение, сон, характер)
Диагностическая карта:
№п/п
Фамилия, имя ребенка
Форма
Цвет
Строение предмета
Передача сюжета
Уровни определения развития изобразительных навыков
Начало учебного года:
Высокий уровень развития - 4
Средний уровень развития -3
Низкий уровень развития -2
Низший уровень развития -1
Конец учебного года:
Высокий уровень развития - 4
Средний уровень развития -3
Низкий уровень развития -2
Низший уровень развития -1
3. План самообразования :
№
Содержание работы по теме
Срок
Формы работы
Отметка о выполнении
1
Подбор литературы по выбранной теме
Сентябрь
1. Изучение литературы по данной теме, отбор технологий.
2. Разработка перспективного плана сентябрь – март по нетрадиционной техники рисования в средней группе, кружковая работа «Волшебный мир красок».
2
«Значение развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста через нетрадиционную технику рисования».
Октябрь
Консультация для родителей
3
«Нетрадиционные способы рисования»
Октябрь
Ноябрь
Декабрь
Создание картотеки нетрадиционных способов рисования в средней группе
4
«Наблюдение за детским творчеством в домашних условиях»
Январь
Консультация для родителей
5
Творческие игры на развитие воображения у дошкольников по изобразительной деятельности
Февраль
Консультация для родителей
6
1. Отчёт по теме самообразования.
Выставка детских работ «Мир фантазий»
Март
Итоговая выставка детских работ
4. Использованная литература :
1. И. А. Лыкова «Изобразительная деятельность в детском саду» средняя группа.
2. И. А. Лыкова, В. А. Шипунова «Загадки божьей коровки» интеграция познавательного и художественного развития.
3. Т. С. Комарова «Занятия по изобразительной деятельности» средняя группа.
4. Давыдова Г. Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть 1 и 2. – М. : «Издательство Скрипторий 2003», 2018 г.
5. Р. Г. Казакова «Рисование с детьми дошкольного возраста». Нетрадиционные техники.
6. С. К. Кожохина «Сделаем жизнь наших детей ярче»- Ярославль, 2007.
Приложение №1
«Значение развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста через нетрадиционные техники рисования»
«Каждый ребёнок – художник. Трудность в том, чтобы остаться художником, выйдя из детского возраста»
Пабло Пикассо
Развитие творческого потенциала личности должно осуществляться с раннего детства, когда ребёнок под руководством взрослых начинает овладевать различными видами деятельности, в том числе и художественной.
Большие возможности в развитии творчества заключает в себе изобразительная деятельность и, прежде всего рисование.
Современные психолого-педагогические исследования показывают, что рисование является важным средством эстетического воспитания: оно позволяет детям выразить своё представление об окружающем мире, развивает фантазию, воображение, даёт возможность закрепить знание о цвете, форме. В процессе рисования у ребёнка совершенствуется наблюдательность, эстетическое восприятие, эстетические эмоции, художественный вкус, творческие способности, умение доступными средствами самостоятельно создавать красивое.
Нетрадиционное рисование имеет огромное значение в формировании личности ребенка. От рисования ребенок получает лишь пользу. Особенно важна связь рисования с мышлением ребёнка. При этом в работу включаются зрительные, двигательные, мускульно-осязаемые анализаторы. Кроме того, рисование развивает интеллектуальные способности детей, память, внимание, мелкую моторику, учит ребенка думать и анализировать, соизмерять и сравнивать, сочинять и воображать. Для умственного развития детей имеет большое значение постепенное расширение запаса знаний.
Опыт работы свидетельствует, чтобы привить любовь к изобразительному искусству, вызвать интерес к рисованию, начиная с младшего дошкольного возраста, надо использовать нетрадиционные способы изображения рисование пальчиками, ладошками, рисование тычками из поролона, ватными палочками, печатание листьями, картофелем,, восковые мелки + акварель, оттиск смятой бумагой, рисование поролоном. Каждый из этих методов – это маленькая игра, которая доставляет детям радость, положительные эмоции. Эмоции, как известно, - это и процесс, и результат практической деятельности, прежде всего художественного творчества. По эмоциям можно судить о том, что в данный момент радует, интересует, повергает в уныние, волнует ребёнка, что характеризует его сущность, характер, индивидуальность.
Научившись выражать свои чувства на бумаге, ребёнок начинает лучше понимать чувства других, учится преодолевать робость, страх перед рисованием, перед тем, что ничего не получится. Он уверен, что получится, и получится красиво.
Овладение различными материалами, способами работы с ними, понимание их выразительности позволяет детям более эффективно использовать их при отражении в рисунках своих впечатлений от окружающей жизни. Для того, чтобы во время рисования усилить воображение, способствовать художественному замыслу и развитию художественных способностей, можно использовать детскую литературу, музыкальное сопровождение, фольклорный и игровой материал. Это позволит сделать рисование доступными, содержательными и познавательными.
Для рисования в домашних условиях можно представить различные материалы: простые и цветные карандаши; акварельные и гуашевые краски; восковые мелки; фломастеры; акварельные мелки; пастель; уголь;; пластилин и тушь.
В старшем дошкольном возрасте дети могут освоить трудные методы и техники :
·рисование песком;
·рисование мыльными пузырями;
·рисование мятой бумагой;
·кляксография с трубочкой;
·монотипия пейзажная;
·печать по трафарету;
·монотипия предметная;
·кляксография обычная;
·пластилинография;
·рисование на мокрой бумаге.
Рисование нетрадиционными способами, увлекательная и завораживающая, деятельность, которая удивляет и восхищает детей!
Предлагаю вам попробовать вместе с нами одну из указанных техник. Кляксография с трубочкой.
Перед началом любой работы с детьми по рисованию, необходимо провести пальчиковую гимнастику. Например:
Ну-ка ручки не ленитесь, хорошенько потрудитесь
Левой будем мы стучать, правой кольца рисовать.
Тук – колечко, тук – кольцо.
Тук – колечко, тук – кольцо.
Ну-ка ручки не ленитесь, хорошенько потрудитесь
Правой будем мы стучать, левой кольца рисовать.
Тук – колечко, тук – кольцо.
Тук – колечко, тук – кольцо.
Также необходимо подготавливать глазки для работы. Здесь также можно использовать гимнастики в стихотворной форме. Например:
Мой веселый, звонкий мяч,
Ты куда помчался вскачь?
(Посмотреть влево- вправо, вниз – вверх)
Красный, синий, голубой,
( Круговые движения глазами: налево – вверх – направо – вниз – вправо – вверх – влево – вниз)
Не угнаться за тобой.
(Зажмурить глаза, потом помигать 10 раз.)
Далее приступаем к работе. Жидко разведенную гуашь или гуашь зачерпываем пластиковой ложкой, выливаем ее на лист, делая небольшое пятно.
Затем на это пятно дуем из трубочки в разные направления. Конец трубочки не касается ни пятна, ни бумаги. Вот что у нас получилось. Таким же образом ставим красную кляксу и превращаем ее в цветок.
Детей перед началом работы нужно предупредить, что дуть резко не нужно, иначе вся гуашь уйдет в одном направлении, а нам нужно сделать так, чтобы пятна хватило на несколько лепестков. Вот у нас уже получилось четыре цветка. Рисуем пятый цветок, трубочки нам больше не понадобятся, убираем их на место. Недостающие детали нашего букета мы дорисуем кистью. Нарисуем стебельки нашим цветочкам. Не хватает листочков, давайте их нарисуем. «Дивные цветы» готовы.
Такими несложными техниками вы можете выполнять разные работы с детьми. Кроме развития мелкой моторики в процессе движения трубочкой вы также укрепляете дыхательную систему. Наши дети получат массу положительных эмоций от выполненной работы, тем более что эту работу они выполняли вместе с вами.
«Наблюдение за детским творчеством в домашних условиях»
Уважаемые родители!
Рисунок является одним из многих видов детской деятельности. Он относится к группе изделий, которые можно определить, как художественные произведения. К ним относятся рисунки, пластилиновые фигурки, вырезки из бумаги, поделки из бросового и природного материала. Анализ рисунков и других художественных изделий ребёнка даёт родителям интересный материал об общем развитии и способностях их детей. Что можно узнать о ребёнке на основе его рисунков, аппликаций и лепки?
Качество исполнения говорит об отношении ребёнка к труду (аккуратность или небрежность). По качеству можно судить и о развитии художественных способностей, учитывая возраст ребёнка.
Анализируя рисунки детей, следует обращать внимание на способ изображения форм, их пропорции, подбор красок и размещение на плоскости отдельных элементов.
Произведение художественного творчества ребё нка можно рассматривать с двух точек зрения:
1. знания ребёнка о тех предметах, ситуациях, событиях, которые он пытается изобразить;
2. способ изображения.
Между этими двумя сторонами творчества могут быть большие расхождения. Например, ребёнок неплохо ориентируется в строении человеческого тела, но не умеет выразить их в рисунке. В младшем возрасте, детском саду и начальных классах школы, ребё нка не волнует отсутствие способностей: он рисует так, как умеет. Ребёнок постарше, настроенный самокритично, неохотно рисует то, что не может изобразить именно так, как ему того хотелось бы. Поэтому, многие подростки не любят рисовать.
При анализе качества рисунков надо иметь в виду причины, которые вызвали те или иные недостатки: слабое знание того, что изображалось (зависит от запаса сведений, а иногда – от общего уровня умственного развития, или же неумение представить на рисунке характерные черты предмета (что говорит о неумении наблюдать).
На основе анализа рисунка можно судить о наблюдательности ребёнка, о его умении видеть мир.
Содержание рисунков – это отражение интересов ребёнка.
О наклонностях ребёнка к художественному творчеству можно судить по количеству работ, выполненных дома, в свободное время.
Постройки, возводимые детьми из песка и щепок, могут рассказать об интересах, о старательности и терпении, об отношении к порядку, о развитии воображения, особенно пространственного и об общем умственном развитии.
В работах отражается знание об окружающей действительности и отношение к ней.
Особенно нужно обращать внимание на начало и конец работы. Только начатые и тут же брошенные дела скажут о трудолюбии и усидчивости.
Изучение интересов ребёнка должно стать одним из исходных пунктов его воспитания.
Ребёнок многое делает вначале ради удовольствия, для забавы, потом для удовлетворения своих желаний, а в дальнейшем из-за потребности в созидании. Когда он вырастет и станет взрослым человеком, он будет создавать ценности, полезные ему и другим людям. А может и не будет, а может быть наоборот станет разрушать всё прекрасное, созданное другими людьми. И в первую очередь от родителей зависит, каким будет этот взрослый человек.
Творческие игры на развитие воображения у дошкольников по изобразительной деятельности:
1. На что похожи наши ладошки
Цель: развитие воображения и внимания.
Предложить детям опустить ладонь в краску или обвести карандашами собственную ладошку (или две) и придумать, пофантазировать «Что это может быть?» (дерево, птицы, бабочка и т. д.). Предложить создать рисунок на основе обведенных ладошек.
2. Три краски.
Цель: развитие художественного восприятия и воображения.
Предложить детям взять три краски, по их мнению, наиболее подходящие друг другу, и заполнить ими весь лист любым образом. На что похож рисунок?
3. Превращение пятнышек краски (техника рисования - монотипия).
Цель: развитие творческого воображения, находить сходство изображения неясных очертаний с реальными образами и объектами.
Предложить капнуть любую краску или несколько цветов красок на середину листа или на половину листа, и сложить лист пополам, разгладить, развернуть. Получились различные кляксы, детям необходимо увидеть в своей кляксе, на что она похожа или на кого.
4. Волшебная ниточка.
Цель: развитие творческого воображения, находить сходство изображения неясных очертаний с реальными образами и объектами.
В присутствии детей ниточку длиной 30-40 см. обмакнуть в тушь и положить на лист бумаги, произвольно свернув. Сверху на нить положить другой лист и прижать его к нижнему листу. Вытаскивать нить, придерживая листы. На бумаге от нити останется след, детям предлагается определить и дать название полученному изображению.
5. Неоконченный рисунок.
Цель: развитие творческого воображения.
Детям даются листы с изображением недорисованных предметов. Предлагается дорисовать предмет и рассказать о своем рисунке.
6. Волшебники.
Цель: развитие эмоциональности и творческого воображения.
Без предварительной беседы предложить детям с помощью карандашей превратить две совершенно одинаковые фигуры, изображенные на листе, в злого и доброго волшебника. Далее предложить придумать, что совершил плохого «злой» волшебник и как его победил «добрый».
7. О чем рассказала музыка.
Цель: развитие творческого воображения.
Звучит классическая музыка. Детям предлагается закрыть глаза и представить, о чем рассказывает музыка, а затем нарисовать свои представления и рассказать о них.
8. Волшебная мозаика.
Цель: развивать умения детей создавать в воображении предметы, основываясь на схематическом изображении деталей этих предметов.
Используются наборы вырезанных из плотного картона геометрических фигур (одинаковые для каждого ребенка) : несколько кругов, квадратов, треугольников, прямоугольников разных величин. Воспитатель раздает наборы и говорит, что это волшебная мозаика, из которой можно сложить много интересного. Для этого надо разные фигурки, кто как хочет, приложить друг другу так, чтобы получилось какое-то изображение. Предложить соревнование: кто сможет сложить из своей мозаики больше разных предметов и придумать какую-нибудь историю про один или несколько предметов.
9. Поможем художнику.
Цель: развивать умения детей воображать предметы на основе заданной им схемы.
Материал: большой лист бумаги, прикрепленный к доске, с нарисованным на нем схематическим изображением человека. Цветные карандаши или краски. Воспитатель рассказывает, что один художник не успел дорисовать картину и попросил ребят ему помочь закончить картину. Вместе с педагогом дети обсуждают, что и какого цвета лучше нарисовать. Самые интересные предложения воплощаются в картине. Постепенно схема дорисовывается, превращаясь в рисунок. После предложить детям придумать историю про нарисованного человека.
10. Волшебные картинки.
Цель: развивать умения воображать предметы и ситуации на основе схематических изображений отдельных деталей предметов.
Детям раздаются листы бумаги. На каждом листе схематическое изображение некоторых деталей объектов, разных линий или геометрические фигуры. Каждое изображение расположено на листе так, чтобы оставалось свободное место для дорисовывания картинки. Дети используют цветные карандаши, восковые мелки, фломастеры или краски.
Каждую фигурку, линию изображенную на листе бумаги, дети могут превратить в картинку, какую они захотят. Для этого надо пририсовать к фигурке (линии) все, что угодно. По окончании рисования дети сочиняют рассказы по своим картинам (в младшем дошкольном возрасте воспитатель дает только бесцветный контур геометрической фигуры, а в старшем – наклеенные из цветной бумаги геометрические фигуры)