МААМ-картинки

«Семейное чтение». Методические рекомендации для родителей и педагогов по развитию грамотности детей

Бикеханум Хидирнабиева
«Семейное чтение». Методические рекомендации для родителей и педагогов по развитию грамотности детей
▼ Скачать + Заказать документы

Методические рекомендации для родителей и педагогов по развитию

грамотности детей на тему «Семейное чтение»

Аннотация

В статье показана актуальность семейного чтения для развития личности ребенка.

Рассматривается значение книг в жизни детей.

Даются методические рекомендации для родителей и педагогов по семейному чтению.

Содержание

Введение ___4

Основная часть ___5

Заключение ___8

Список источников ___9

Приложение ___10

Введение

На сегодняшний день проблема семейного чтения является очень актуальной. В дошкольном возрасте ребенок делает первые шаги в мир большой литературы. Проводниками для детей становятся взрослые, и от них в большей степени зависит то, станет ли ребенок настоящим читателем или встреча с книгой в дошкольном детстве станет случайным, ничего не значащим эпизодом в его жизни.

Особое значение для ребенка имеет семейное чтение.

В настоящее время телевидение и интернет все больше вытесняют живое общение. Родители, чтобы заинтересовать детей, а порой чтобы они не мешали, скачивают для них развивающие программы, мультфильмы, игры. А где же общение? Занятость взрослых на работе и так приводит к тому, что дошкольники большую часть своей жизни проводят в детском саду и видятся с родителями только утром и вечером. Хотелось бы надеяться, что это драгоценное время используется ими для общения и воспитания. Одним из лучших способов общения с ребенком - это чтение книг, и начинать надо со сказок. Сказки не только учат и развлекают, но и ненавязчиво дают уроки милосердия, любви и верности, учат различать добро и зло, ложь и правду, смелость и трусость, побеждать страхи и нерешительность. Постоянное чтение сказок помогает полюбить литературу с ее богатым словарем и красивыми оборотами речи, формирует речь ребенка, делая ее красивой и выразительной. Многие родители начинают читать детям перед сном сказки с раннего детства и поступают правильно. Сказка помогает не только помочь уснуть ребенку, но и избавить от психологических проблем, успокоить, сближает ребенка и родителей. Однако, как пишет психолог и автор многих книг Е. В. Чех, «сказки должны подходить ребенку по возрасту».

Основная часть

"Семейное чтение тонкой нитью

соединяет одну душу с другой,

и тогда рождается родство души"

Я. Корчак.

Важная роль в воспитании подрастающего поколения, формирования у

него системы нравственных ценностей и ориентиров принадлежит семье. Исходя из традиционных русских методов семейного воспитания, родители,

как и педагоги, учат прежде всего своим собственным примером, а уж потом

наставлениями.

Нынешнее поколение дошкольников и школьников в массе не хочет читать книги. Таким положением вещей обеспокоены многие родители. Педагоги бьют тревогу: дети безграмотно пишут, не умеют рассуждать и правильно излагать свои мысли. Значение хорошей книги в жизни человека сложно переоценить. Читающий человек - мыслящий человек. Вот почему так важно прививать детям любовь к книге начиная с дошкольного возраста при помощи чтения книг в семье.

Семейное чтение – одно из средств духовно-нравственного воспитания,

при этом оно не только обогащает и детей, и их родителей знаниями о семье,

чистоте отношений, послушании, совести, добре и зле, но и сближает всех

членов семьи, кровных родных, близких людей разных поколений и разного

жизненного опыта.

Чтение – это главный путь широкого приобщения детей к миру книги, целенаправленный психолого-педагогический процесс совместного чтения детей и родителей с последующим обсуждением, анализом в любых формах (устных, письменных, игровых и др.)

Главной целью, является создание условий для формирования читательской самостоятельности и духовно полноценной личности дошкольников через приобщение к книге и чтению с помощью семейного чтения.

Задачи:

- знакомить с разнообразными по жанру и тематике художественными произведениями;

- формировать отношение детей к книге как эстетическому объекту, поддерживать положительные эмоциональные проявления детей;

- формировать представления о жанрах литературы.

Первая встреча человека с книгой происходит в семье (благодаря устным рассказам, чтению вслух). Чтение даёт ребёнку возможность почувствовать ценность жизненного опыта старших членов семьи, узнать о своих близких что-то важное и интересное.

Важное условие успешной работы – сопровождение чтения игровыми действиями. Дети способны слушать понравившееся им произведение многократно, сохраняя непосредственность эмоционального переживания. Этому способствует эмоциональная включенность в процесс чтения самого взрослого, который занимает позицию зрителя и участника событий. Начинать знакомство с новой книгой можно с показа ярких цветных иллюстраций.

В детском саду знакомство с ознакомление с художественной литературой происходит на занятиях и в свободной деятельности. Семейные чтения необходимы не только для закрепления познавательного интереса детей от прочитанной книги, но также они являются важной семейной традицией, которая позволяет в домашних условиях оптимизировать проведение работы по развитию речи детей.

Совместное чтение побуждает ребёнка задавать вопросы, искать пояснения непонятных слов и выражений, а значит вступать в диалог со взрослыми, формулировать вопрос, стараться вникнуть в смысл ответа, что почти всегда способствует знакомству ребёнка с народными традициями, обычаями, семейными историями, способствует духовно-нравственному становлению личности дошкольника.

Время, отданное семейному чтению, сблизит родителей и детей, разбудит желание наблюдать, размышлять, чувствовать и сопереживать. И тогда ребёнок получит заряд внимания, доброты и родительской любви, который будет согревать его всю последующую жизнь, и можно быть уверенным, что ритуал семейного чтения из вашей семьи плавно «перейдет» в семью ваших повзрослевших детей.

Заключение

Формирование круга детского чтения невозможно без сотрудничества педагога и родителя. Роль семьи в формировании отношения к книге, чтению чрезвычайно велика. Если чтение входит в образ жизни взрослых членов семьи, ребёнок это улавливает и впитывает. Впечатления полученные от чтения в своей семье, остаются неким масштабом для сравнения, для оценки на всю жизнь и будут реализоваться уже в их собственной семье.

Таким образом, семейное чтение обладает поистине уникальными свойствами, способными создать тёплую семейную атмосферу и успешную почву для развития личности ребенка.

Список источников

1. Павлова, А. Домашняя библиотека и семейное чтение/А. Павлова //Семейное чтение. - 2008.- №2.

2. Кондратьева Н. В. Современные формы работы с родителями по приобщению дошкольников к художественной литературе // Молодой ученый. - 2017. - №46.

3. Антипина Е. Совместное чтение сказок. Взаимодействие взрослых и детей 6 – 8 лет. / Дошкольное воспитание. - 2019. - №10.

4. Белова О. Образовательный проект «Читаем в кругу семьи»./ Дошкольное воспитание. – 2018. - №6, №7

5. Интернет ресурсы

Методические рекомендации для педагогов

Часто родители считают, что чтение книг для ребенка является забавой, детским времяпровождением. Читают книги детям редко в силу отсутствия времени и занятости. Бывает так, что родители приобретают книги, не соответствующие возрасту ребенка. Изменить сложившуюся ситуацию поможет организация взаимодействия педагогов и родителей.

Воспитание хорошего отношения к книге начинается в самом раннем возрасте. Известно, что неуважительное отношение к книге наносит огромный вред воспитанию детей. Будущий маленький читатель во всем подражает взрослым. Дети уже в младшем возрасте должны усвоить: книги - наши друзья. Если ребенок видит, что воспитатель никогда не перегибает книгу, аккуратно переворачивает страницы, а встретив мятые, разрисованные, выражает неудовольствие, ребенок и сам постепенно становится защитником книги. Терпеливо и настойчиво воспитатель учит, как нужно достать книгу с полки, как правильно ее рассматривать и как поставить на место.

Книжный уголок — необходимый элемент развивающей предметно- пространственной среды в групповой комнате дошкольного учреждения.

В каждой группе детского сада организовываются уголки книг. На полочках выставляются книги, рекомендованные детям данного возраста, как правило, эти книги богато иллюстрированы, в хорошем состоянии. Важно, чтобы каждый ребенок мог, по своему вкусу выбрать книгу и спокойно рассмотреть её. Работа педагогов и семьи по приобщению детей к книге должна быть систематически, грамотно организованной, методически разнообразной, посвященной одной цели - воспитанию настоящего читателя.

В ходе работы воспитателя с родителями решаются следующие задачи:

- знакомство родителей с возрастными особенностями дошкольников читателей;

-расширять их представления о детской литературе; (в соответствии с ФОП)

-учить руководить воспитанием детей как читателей;

-привлекать родителей к взаимодействию с ДОУ.

Работа с родителями может проводиться в форме индивидуальных бесед, анкетирования, консультаций и родительских собраний. В группе может быть представлена наглядная информация для родителей о творчестве детских писателей.

Советы по оформлению книжного уголка.

1. Книжный уголок должен располагаться вдали от места для игр. Это должно быть тихое и спокойное место, в котором дошкольник сможет "пообщаться" с литературой.

2. Подбор литературы и педагогическая работа, проводимая в книжном уголке, должны соответствовать возрастным особенностям детей.

3. В книжном уголке располагают издания, которые хорошо знакомы детям. Следует помнить, что, несмотря на различные вкусы малышей, все они любят сказки.

4. 5. Каждый ребёнок в книжном уголке должен найти книгу по своему желанию.

6. Чем старше дети, тем серьезнее и объемнее книги располагаются в книжном уголке.

7. В подготовительной группе рекомендуется помещать книги на различную тематику: рассказы о Родине, войне, приключениях, животных, растениях, стихи, сказки и т. д.)

8. Так же должны быть иллюстрации художников к книгам (портреты известных детских писателей, поэтов.)

Советы родителям по руководству детским чтением

1. Личный пример – самый лучший стимул. Ребенок с детства должен видеть, что в семье все читают, что это занятие доставляет удовольствие. В доме должно быть много интересных книг.

2. Подбирайте в домашнюю библиотеку адекватные возрасту книги. Не покупайте новых книг, пока не прочитали тех, которые уже есть.

3. Разрешайте ребенку самому выбирать из домашней библиотеки книгу для совместного чтения. Обсуждайте прочитанное.

4. Читайте детям вслух. Обсуждайте прочитанные книги. Ребенку младшего школьного возраста можно традиционно читать на ночь.

5. Обрывайте чтение на самом интересном месте. Ребенку захочется дочитать быстрее, не дожидаясь вас.

6. Сделайте процесс чтения интересным, игровым. Сочиняйте с ребенком собственные истории и сказки, мастерите по ним маленькие книжки с рисунками-иллюстрациями.

7. Ограничьте взаимодействие ребенка с компьютером и телевизором. Чтение приветствуйте в любое время.

8. Не заставляйте читать. Это вызовет лишь протест у ребенка. Не нужно заставлять и дочитывать книгу, если она не понравилась.

9. Смотрите экранизации книг. Если ребенку понравился фильм, порекомендуйте прочесть книгу, объяснив, что книга интереснее фильма.

Публикации по теме:

Мастер-класс «Музицирование на ложках». Методические рекомендации для педагогов Подготовила: музыкальный руководитель МАДОУ Центр развития ребенка д. /с. №12 Г. Шебекино Белгородской области Вдовиченко Ирина Владимировна.

Методические рекомендации для педагогов и воспитателей «Нужно ли учить дошкольника раскрашивать»Методические рекомендации для педагогов и воспитателей «Нужно ли учить дошкольника раскрашивать» Методические рекомендации для педагогов и воспитателей "Нужно ли учить дошкольника раскрашивать?" Автор: Назарова Татьяна Валентиновна,.

Методические рекомендации для педагогов «Организация выставки «Моя мама — мастерица» ко Дню матери»Методические рекомендации для педагогов «Организация выставки «Моя мама — мастерица» ко Дню матери» В последнее воскресенье ноября с 1998 года в России отмечается День Матери. Целью празднования Дня матери является стремление подчеркнуть.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
«Семейное чтение». Методические рекомендации для родителей и педагогов по развитию грамотности детей
Опубликовано: 23 января 2025 в 15:13
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация ««Семейное чтение». Методические рекомендации для родителей и педагогов по развитию грамотности детей» (включая файлы) размещена пользователем Бикеханум Хидирнабиева (УИ 1295012) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Календарь
24 января 2025 пятница
Зайка в гости к нам пришел!
Образовательные технологии в ДОУ
Праздник мороженого!
Сказочный мир Щелкунчика
25 января 2025 суббота
Празднуем Татьянин день!
День наоборот, задом наперед или шиворот-навыворот
Рассматриваем картины И.И. Шишкина



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД