Екатерина Натарова
План работы по самообразованию по теме «Логоритмика как эффективное средство развития речи дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность
С каждым годом в детском саду растет количество детей с различными нарушениями речи. Это результат недостаточного внимания со стороны родителей, замена живого общения с ребенком телевидением, увеличение частоты общих заболеваний детей, плохая экология и т. д. Педагогам необходимо искать новые, более эффективные и интересные детям формы коррекции речи. Для профилактики нарушений речи нами была выбрана тема самообразования «Логоритмика, как эффективное средство развития речи дошкольников» и разработана программа кружка по логоритмике.
Публикация «План работы по самообразованию по теме „Логоритмика как эффективное средство развития речи дошкольников“» размещена в разделах
- Логопедическая работа. Самообразование
- Логоритмика. Логоритмические занятия
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Планирование. Планы работ
- Работа логопеда. Логопедия
- Развитие речи. Самообразование
- Самообразование, саморазвитие
- Темочки
Логоритмика-это комплексная методика, включающая в себя средства логопедического, музыкально-ритмического и физического воспитания. Это система двигательных упражнений, в которых различные движения сочетаются с произнесением специального речевого материала. Это форма активной терапии, преодоление речевого и сопутствующих нарушений путем развития и коррекции неречевых и речевых психических функций и в конечном итоге адаптация человека к условиям внешней и внутренней среды. Укрепляется костно-мышечный аппарат, развивается дыхание, моторные, сенсорные функции, чувство равновесия, правильная осанка, походка, грация движений. Чем выше двигательная активность ребенка, тем лучше развивается его речь. С другой стороны, формирование движений происходит при участии речи. Речь является одним из основных элементов в двигательно-пространственных упражнениях. Ритм речи, особенно ритм стихов, поговорок, пословиц, способствует развитию координации, общей и тонкой произвольной моторики. С помощью стихотворной ритмической речи вырабатывается правильный темп речи, ритм дыхания, развиваются речевой слух, речевая память.
Одной из универсальных базовых способностей человека является ритмическая способность. По словам известного педагога Э. Жака-Далькроза, «Пространство и время наполнены материей, подчиненной законам вечного ритма». Развитие ритма тесно связано с формированием пространственно-временных отношений. Двигательный ритм влияет на становление речевых механизмов. Чувство ритма помогает быстрее и легче усваивать стихотворения, понимать музыкальные произведения. Поэтому в детском саду необходимо проводить занятия логоритмикой. Особенность метода заключается в том, что в двигательные задания включается речевой материал, над качеством которого призвана работать логопедическая ритмика.
Музыка не просто сопровождает движение, а является его руководящим началом. Под влиянием регулярных логоритмических занятий с использованием здоровьесберегающих технологий у детей происходит положительная перестройка сердечнососудистой, дыхательной, двигательной, сенсорной, речедвигательной, и других систем, а также воспитание эмоционально - волевых качеств личности.
Логопедическая ритмика — одно из звеньев коррекционной педагогики. Прежде всего, это комплексная методика, включающая в себя средства логопедического, музыкально- ритмического и физического воспитания. Ее основой являются речь, музыка и движение.
Цель самообразования : изучение оздоровительной технологии «Логоритмика», подбор и систематизация методического и практического материала для внедрения данной технологии в образовательный процесс с дошкольниками.
Задач:
1. Изучение методики по использованию оздоровительных и коррекционных игр и упражнений в методических пособиях по направлению «Логоритмика»
2. Разработка практического и методического материала для внедрения технологии
в образовательный процесс.
3. Создание благоприятных условий для детей, установление контакта с каждым ребенком с целью выявления его двигательных и музыкальных возможностей.
Направления работы :
• развитие чувства ритма – упражнения, музыкально – дидактические, ритмические игры, речевые игры с движениями, направленные на развитие чувства ритма и фонематического восприятия;
• формирование правильного дыхания - упражнения, направленные на формирование, развитие и отработку правильного физиологического и речевого дыхания;
• развитие мелкой моторики - пальчиковые игры и упражнения с речевым сопровождением или использованием различных предметов, направленные на развитие и коррекцию мелкой пальцевой моторики.
• развитие восприятия и воображения – игры и упражнения, способствующие развитию творческих способностей детей.
Ожидаемый результат
Первого года обучения:
•зрительного восприятия, внимания и памяти;
•слухового внимания и памяти;
•статической координации движений;
•динамической координации движений рук;
•артикуляционной моторики;
•мимических мышц, эмоциональной сферы, воображения и ассоциативнообразного мышления;
Второго года обучения:
•темпо-ритмической организации речи;
•статической и динамической координации общих движений;
•восприятия отношений между предметами в пространстве;
•грамматического строя речи, активного и пассивного словаря.
Третьего года обучения:
•сформированность знаний, расширение словарного запаса по лексическим темам, умение самостоятельно составлять небольшие рассказы на определенную тему, придумывать необычные окончания знакомых сказок, песен;
•сформированность умений ритмично выполнять движения в соответствии со словами, выразительно передавая заданный характер, образ;
•способность ориентироваться в пространстве, двигаться в заданном направлении, перестраиваться в колонны и шеренги, выполнять различные виды ходьбы и бега;
•положительные результаты диагностик музыкальных и творческих способностей детей в соответствии с возрастом дошкольников (дети внимательно слушают музыку, активно отвечают на вопросы о характере;
•воспитание нравственно-патриотических чувств, уважения к культуре и традициям народов России, родного края, труду людей;
•сформированность умений выполнять движения в соответствии со словами;
•сформированность правильного речевого и физиологического дыхания.
•способность правильно выполнять артикуляции звуков отдельно и в слоговых рядах, дифференцировать парные согласные звуки;
•способность выполнить дыхательные и пальчиковые упражнения, самомассаж лица и массаж тела, этюды на напряжение и расслабление мышц тела;
•способность ориентироваться в пространстве, двигаться в заданном направлении, выполнять различные виды ходьбы и бега;
•способность координировать движения в мелких мышечных группах пальцев рук и кистей, быстро реагировать на смену движений;
1 год (2022-2023г.) 2 год (2023-2024г.) 3 год (2024-2025)
1. Изучение методической литературы.
2. Создание предметно-образовательной среды. 3. Оформление папок-передвижек «Логоигры».
1. Разработка перспективно тематического планирования.
2. Подбор материала необходимого для работы с детьми, родителями и педагогами.
2. Подбор практического материала (система упражнений, игр, аудио-видео материалов).
1. Продолжать работу по пополнению копилки теоретическим и практическим материалом.
2. Работа над темой самообразования.
3. Презентация своих профессиональных достижений.
План работы на 2022-2023 год
Содержание работы
СРОКИ РАБОТА С ДЕТЬМИ РАБОТА С ПЕДАГОГАМИ РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ
Теоретический этап
2022-2023 уч. г. г. 1. Изучение методической литературы:
Оформление папки-передвижки «Логоигры»
- М. Ю. Картушина «Логоритмические занятия в детском саду».
- Г. А. Колодницкий «Музыкальные игры, ритмические упражнения и танцы для детей»
- Буренина А. И. Ритмическая мозаика. (Программа по ритмической пластике для детей дошкольного и мл. школьного возраста).
- О. Н. Арсеневская «Система музыкально – оздоровительной работы в детском саду».
2. Создание предметно-образовательной среды.
3. Оформление папки-передвижки «Логоигры»
Практический этап
Сентябрь 1. Подбор практического материала (система упражнений, игр, аудио-видео материалов, в соответствии с сезоном времени года «Осень»). Разработка планов занятий
Разработка перспективно – тематического планирования. Консультация: «Логоритмика, как эффективное средство развития речи»
Октябрь 1. Изготовление картотеки «Речевые подвижные игры для детей»
2. Игротека «Осенние сюрпризы»
Игры для развития речевого дыхания : «Улетай тучка», «Осенние листья», «Подуй в дудочку!». «Логоритмика - как
вид деятельности дошкольного возраста» Консультация: «Игры на развитие речевого дыхания».
Ноябрь
Декабрь 2. Развлечения «Осенний калейдоскоп»
3. Подбор практического материала (система упражнений, игр, аудио-видео материалов, в соответствии с сезоном времени года «Зима»). Рекомендации для педагогов на тему: «Играя,
развиваем речь детей». Рекомендации по дыхательной гимнастике в виде игр.
Январь Изготовление картотеки «Игровой самомассаж по методике А. А. Уманской»
Консультация для педагогов «Создание развивающей среды для формирования ритмических способностей у дошкольников всех возрастов». Консультация: «Логоритмические движения на дому для детей с некоторыми нарушениями речи».
Февраль
Март 1. Подбор практического материала (система упражнений, игр, аудио-видео материалов, в соответствии с сезоном времени года «Весна»).
2. Драматизация сказки «Муха-Цокотуха» Консультация: «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев». Консультация: «Логоритмические
движения на дому для детей с некоторыми нарушениями речи»
Апрель Подготовка и проведение развлечения «Волшебница-Весна». Выступление: «Логоритмика, как эффективное средство развития речи и музыкально - ритмических способностей дошкольников» Рекомендации: «Артикуляционная гимнастика, как средство развитии речи»
Май 1. «Волшебное зеркальце» по мотивам чешской народной сказки.
2. «Как муравьишка дом солнышка искал».
3. «История о том, как гном построил дом». Обобщение и дальнейшее
внедрение результатов в
педагогическую практику,
формулировка выводов,
выявление перспектив
последующего развития. «Подведение итогов» - выступление на педсовете.
Литература
1. Бабушкина Р. Л., Кислякова О. М. «Логопедическая ритмика : Методика работы с дошкольниками, страдающими общим недоразвитием речи» / Под ред. Г. А. Волковой – СПб. : КАРО, 2005. – (Коррекционноая педагогика).
2. Краузе Е. «Логопедический массаж и артикуляционная гимнастика».
3. Картушина М. Ю. «Логоритмические занятия в детском саду» – М. : ТЦ Сфера, 2005 г.
4. Новиковская О. А. «Логоритмика» - СПб. : Корона принт., 2005 г.
5. Мухина А. Я. «Речедвигательная ритмика» - Астрель, М. -2009 г.
6. Федорова Г. П. «Поиграем, потанцуем» - СПб. : Акцидент, 1997 г.
7. Буренина А. И. «Ритмическая пластика для дошкольников» - СПб. : 1994 г.
8. «Музыкальные игры, ритмические упражнения и танцы для детей» - Учебно-методическое пособие для воспитателей и педагогов. Москва,
1997 г.