Алла Яровенко
План работы по самообразованию «Сенсорное воспитание детей раннего дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
План работы по самообразованию «Сенсорное воспитание детей раннего дошкольного возраста»
Цель: Повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности по данной теме.
Задачи:
- изучить литературу по данной теме;
- создать условия для обогащения и накопления сенсорного опыта детей в ходе предметно-игровой деятельности через игры с дидактическим материалом.
Публикация «План работы по самообразованию „Сенсорное воспитание детей раннего дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Младшая группа
- Планирование. Планы работ
- Самообразование, саморазвитие
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Сенсорное развитие. Самообразование
- Темочки
- формировать умения ориентироваться в различных свойствах предметов (цвете, величине, форме, количестве) .
- развивать осязательное восприятие, а именно тактильные ощущения воспитанников.
- повышать уровень знаний у родителей по сенсорному развитию и воспитанию дошкольников.
План работы :
1. Изучение литературы по заданной тематике, сбор материалов для последующей работы по самообразованию. Срок: сентябрь - май
Литература для изучения:
- Венгер Л. А, Пилюгина Э. Г. Воспитание сенсорной культуры ребенка. - М. : Москва “Просвешение”, 1988.
- Пилюгина Э. Г. Занятия по сенсорному воспитанию с детьми раннего возраста : Пособие для воспитателя детского сада. – М. : Просвещение, 1983.
- Богусловская З. М., Смирнова Е. О. Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста : Кн. для воспитателя дет. сада. – М. : Просвещение, 1991.
- Научно-методический журнал «Дошкольное воспитание».
Собрать дополнительный материал по сенсорному развитию детей раннего возраста из Интернет – источников.
2. Проведение наблюдения и выявление уровня сенсорного развития детей в ходе применения специализированных дидактических игр – октябрь
3. Формирование картотеки дидактических игр, направленных на сенсорное развитие детей.
Выявление наличия дидактических игр в картотеке и материалов к ним.
Изготовление наглядно – методических пособий.
4. Проведение группового родительского собрания «Роль игровой деятельности в развитии ребенка».
5. Привлечение родителей к оснащению и оформлению предметно-развивающей среды в группе для развития игровой деятельности детей.
Оформление папки-передвижки для родителей на тему: «Сенсорные игры малышей»
Консультация «Сенсорное развитие ребенка, развивающие игры»
6. Выставка дидактических игр по сенсорике, направленных на развитие эталонов чувственного восприятия.
7. Проведение открытого просмотра НОД по сенсорно – двигательному развитию в 1 младшей группе
Картотека дидактических игр
Цвет
Октябрь
«Цветная вода»
- знакомить детей с цветом.
«Цветные кубики»
- учить сравнивать цвета по принципу «такой – не такой», подбирать пары одинаковых по цвету предметов.
Ноябрь
Цветные парочки»
- учить сравнивать цвета по принципу «такой – не такой», подбирать пары одинаковых по цвету предметов.
Цветные палочки»
- учить различать цвета по принципу «такой – не такой»; сортировать предметы по цвету.
Декабрь
«Ниточки для шариков»
- учить детей различать цвета по принципу «такой – не такой»; знакомить с названиями цветов.
«Бегите ко мне!»
- учить находить предмет определенного цвета по образцу (зрительное соотнесение) ; развивать внимание.
Январь
повторение
Февраль
«Наряжаем кукол»
- учить подбирать цвета по принципу «такой – не такой»; находить предмет определенного цвета по образцу; знакомить с названиями цветов.
«Разложи по коробочкам»
- учить находить предмет определенного цвета по образцу; закреплять знания цветов.
Март
«Красный, желтый, синий, зеленый»
- учить различать, называть и показывать картинки по цвету предметов, развивать сенсорные способности детей.
«Цветные колпачки»
- закрепить умение действовать с предметами и раскладывать колпачки по одинаковому цветовому признаку.
Апрель
«Цветное домино»
- продолжать развивать сенсорные способности малышей путем отыскивания предмета заданного цвета, закрепление 4-х основных цветов.
«Найди нужный цвет»
- закреплять сенсорные способности детей, умение подбирать по образцу нужного цвета пробки или бусинки и выкладывать рисунок на образце.
Форма
Октябрь
«Разложи фигурки по домикам»
- познакомить с плоскими геометрическими формами – квадратом, кругом, треугольником, овалом, прямоугольником; учить подбирать нужные формы разными методами.
Ноябрь
«Катится – не катится»
- познакомить с объемными геометрическими телами – кубом шаром.
«Фигуры играют в прятки»
- познакомить с объемными геометрическими телами – кубом и шаром; учить подбирать нужные формы.
Декабрь
«Найди пару по форме»
- учить подбирать нужные формы методом зрительного соотнесения.
Январь
«Найди лишнюю фигурку»
- учить сравнивать фигуры методом зрительного соотнесения.
Февраль
«Башни»
- познакомить с формой предметов; учить подбирать фигуры соответствующих форм.
«Покажи такую же»
- продолжать закреплять умение находить нужную геометрическую фигуру (круг, квадрат, треугольник, развивать мышление, разговорную речь умение называть цвет фигуры.
Март
«Вкладыши»
- уметь выполнять действия с геометрическими фигурами (круг, квадрат, треугольник, вкладывать фигуры, развивать память, мышление внимание.
Апрель
«Обведи и заштрихуй»
- развивать и закреплять сенсорные способности детей, умение заштриховывать по трафарету на белом листе круг, квадрат, треугольник, закрепить основные цвета
Величина
Октябрь
«Спрячь в ладошке»
- познакомить с понятием величины.
«Накрой платком»
- познакомить с величиной предметов, с понятиями большой, маленький.
Ноябрь
«Накрой шляпой»
- знакомить с величиной посредством практических действий, с понятиями.
«Покормим кукол»
- знакомить с величиной в ходе практических действий с предметами, с понятиями большой, маленький, средний по величине.
Декабрь
«Большие и маленькие кубики»
- обучать умению сравнивать предметы по величине методом зрительного соотнесения; сортировать предметы двух резко отличающихся по размеру; учить понимать и использовать в речи понятия: большой, маленький, такой же, одинаковые по величине.
Январь
«Пирамидки»
- знакомить детей с величиной в ходе практических действий с игрушками, учить сравнивать предметы по величине способами наложения.
Февраль
«Две башни»
- закреплять знания о величине предметов; познакомить с понятиями высокий, низкий, одинаковые по высоте.
Март
«Два поезда»
- познакомить детей с такими свойствами величины, как длина; с понятиями длинный, короткий, одинаковые по длине, учить использовать знания о длине в ходе практических действий с предметами; развивать глазомер, сравнивая предметы по длине на расстоянии.
«Раскладывание однородных предметов разной величины»
- учить находить одинаковые геометрические фигуры (круг, треугольник, квадрат, но разной величины.
Апрель
Длинный –короткий»
- продолжать развивать сенсорные способности малышей, уметь различать предметы по длине, употреблять в речи «длинный - короткий», «длиннее - короче», развивать воображение, мышление
Свет
Октябрь
«Пляшущие тени»
- развивать зрительное ощущение, формировать представления о свете и темноте.
Ноябрь
Гуляем в темноте»
- развивать зрительные ощущения, формировать представление о темноте.
Декабрь
«День и ночь»
- развивать зрительные ощущения, формировать представления о свете и темноте.
Январь
«Солнечный зайчик»
- развивать зрительные ощущения, формировать представления о свете и темноте.
Февраль
«Фонарик»
- развивать зрительные ощущения, формировать представления о свете и темноте.
Март
«Свеча»
- развивать зрительные ощущения, формировать представления о свете и темноте, полумраке.
Целостный образ предмета
Октябрь
«Найди свою игрушку»
- учить узнавать знакомые предметы среди других; развивать внимание память
Ноябрь
«Найди свое место»
- учить узнавать знакомые предметы среди других; развивать внимание память.
Декабрь
«Предметы и картинки»
- учить узнавать знакомые предметы на картинках; развивать внимание.
Февраль
«Собери целое»
- учить собирать целый предмет из отдельных частей; развивать мышление.
Март
«Разрезные картинки»
- учить восприятию целостного графического образа; развивать внимание.
Апрель
«Собери картинку из кубиков»
- закреплять умение воспринимать целостное изображение предмета, составлять целостное изображение предмета из отдельных частей; развивать внимание.
Слуховое восприятие
Ноябрь
«Узнай по звуку»
- развивать слуховое внимание; восприятие на слух звуков, которые издают различные звучащие игрушки.
Декабрь
«Мишка и зайчик»
- развивать слуховое внимание, восприятие и дифференциацию на слух различного темпа звучания музыкальных инструментов.
Январь
«Кто там?»
- развивать речевой слух.
Февраль
«Кто позвал?»
- развивать речевой слух; учить различать на слух голоса знакомых людей; развивать слуховое внимание.
Март
«Найди картинку!»
- развивать речевой слух.
Осязание
Ноябрь
«Круглое квадратное»
- развивать осязание; учить ощупывать предметы.
Декабь
«Переливание воды»
- развивать осязание; знакомить со свойствами жидкости.
Январь
«Горячо – холодно»
- развивать осязание.
Февраль
«Прячем руки»
- развивать осязание; знакомить со свойствами различных круп.
Март
«Прячем руки»
- развивать осязание; знакомить со свойствами различных круп