Екатерина Синюгина
План работы по самообразованию: «Развитие экологического воспитания дошкольника через дидактические игры»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель работы по теме самообразования : повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетенции по вопросам экологического воспитания старших дошкольников.
Задачи:
-изучить методики, технологии по познавательно-исследовательской деятельности;
-создать условия для поддержания исследовательской активности детей;
Публикация «План работы по самообразованию: „Развитие экологического воспитания дошкольника через дидактические игры“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Дидактические игры
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Планирование. Планы работ
- Природа, экология. Игры, дидактические пособия
- Самообразование, саморазвитие
- Экологическое воспитание. Самообразование
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
-поддерживать у детей инициативу, сообразительность, самостоятельность, оценочное и критическое отношение к миру через дидактические игры;
-развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования;
-развивать наблюдательность, умение сравнивать, анализировать, обобщать, развивать познавательный интерес детей в процессе экспериментирования, установление причинно-следственной зависимости, умение делать выводы;
-развивать внимание, зрительную и слуховую чувствительность.
- усвоение системы знаний о природе (о ее компонентах и взаимосвязях между ними);
- формирование представлений об универсальной ценности природы;
- воспитание потребности в общении с природой;
- привитие трудовых природоведческих навыков;
- развитие экологического сознания;
- эстетическое воспитание.
Экологические знания у детей посредством дидактических игр способствуют повышению экологической культуры, активизации словаря, развитию психических процессов (воображение, память, мышление, внимание, нравственных качеств, восприятие бережного отношения в природе. Дети в игре осваивают новые знания, что является хорошей подготовкой к школе.
Перспективы развития опыта :
1. Конкретное распределение дидактических игр по циклам значительно усовершенствует усвоение дошкольниками практических умений и навыков по экологическому воспитанию.
2. Предлагаемая система работы позволит достаточно полно раскрыть индивидуальные способности каждого ребенка.
3. Полученный багаж знаний, умений и навыков в области экологического воспитания позволит развить умение и желание активно беречь и защищать природу, видеть живые объекты во всём многообразии их свойств и качеств, особенностей и их проявлений, участвовать в создании необходимых условий для нормальной жизнедеятельности живых существ.
Работа с родителями :
Цель: 1. Довести до родителей важность темы.
2. Познакомить с основными направлениями по данной теме.
3. Утвердить формы организации совместной деятельности детей, родителей и воспитателей с детьми.
4. Привлечение родителей к созданию уголка «Юные исследователи» : оборудовать уголок полочками, ёмкостями для опытов, собрать природный материал.
Консультации:
1. «Экологическое воспитание дошкольников через дидактические игры»
2. «Дидактические игры в экологическом воспитании дошкольников»
3. «Организация детского экспериментирования в домашних условиях».
4.» Экологическое воспитание».
Предложить картотеки:
1. Картотека дидактических игр по экологическому воспитанию дошкольников.
2. Картотека опытов водой.
3. Картотека опытов с песком.
4. Картотека опытов с воздухом.
5. Картотека опытов с магнитами.
Предложить дидактические игры :
1. Угадай чей след.
2. Расскажи по плану про домашнее животное.
3. Кому нужна вода.
4. Для чего нужна вода.
5. Игры про домашних и диких животных.
6. Игры про овощи и фрукты, продукты.
Актуальность выбранной темы:
Ребёнок дошкольного возраста – природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребёнку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний. «Чем больше ребёнок видел, слышал и переживал, тем больше он знает, и усвоил, тем большим количеством элементов действительности он располагает в своём опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях будет его творческая, исследовательская деятельность»,- писал Лев Семёнович Выготский.
Развитие познавательных интересов дошкольников является одной из актуальных проблем педагогики, призванной воспитать личность, способную к саморазвитию и самосовершенствованию. Экспериментирование становится для ребё нка 6-7 лет одним из ведущих видов деятельности: «Фундаментальный факт заключается в том, что деятельность экспериментирования пронизывает все сферы детской жизни, все виды детской деятельности, в том числе и игровую». Игра в исследовании часто перерастает в реальное творчество. И потом, вовсе неважно, открыл ли ребёнок что-то принципиально новое или сделал то, что всем известно давно. У учёного, решающего проблемы на переднем крае науки, и у малыша, открывающего для себя еще мало известный ему мир, задействованы одни и те же механизмы творческого мышления. Познавательно-исследовательская деятельность в дошкольном учреждении позволяет не только поддерживать имеющийся интерес, но и возбуждать, по какой-то причине угасший, что является залогом успешного обучения в дальнейшем.
Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста особенно актуально в современном мире, так как благодаря развитию познавательно-исследовательской деятельности развиваются и детская любознательность, пытливость ума и на их основе формируются устойчивые познавательные интересы.
Сегодня в обществе идет становление новой системы дошкольного образования. Роль современного воспитателя не сводится к тому, чтобы донести до ребенка информацию в готовом виде. Педагог призван подвести ребенка к получению знаний, помочь развитию творческой активности ребенка, его воображения. Именно в познавательно-исследовательской деятельности дошкольник получает возможность напрямую удовлетворить присущую ему любознательность, упорядочить свои представления о мире.
Перспективный план работы с детьми на 2022-2023 уч. год по развитию экологического воспитания дошкольника через дидактические игры.
месяц
Направление работы
Способ достижения
октябрь
Подбор литературы. Мониторинг, анкетирование. Работа с документацией. Изучение ФГОС ДО. Работа с личной библиотекой, интернетом. Планирование работы с детьми и родителями на новый учебный год. Знакомство с литературой по данной тематике, создания перспективного плана работы с детьми и родителями. Продолжила изучение теории обучения детей Экологическому воспитанию на основе дидактических игр раздела образовательной программы: область «Познание». «Эклогия».Работа над развивающей экологической средой группы. Оформление уголка группы .
Знакомство и анализ документации.
Перспективный план работы с детьми и родителями.
Мониторинг по теме.
Обогощение развивающей среды.
Создание и оборудование уголка «Юные исследователи».
Анализ изученной литературы в плане по самообразованию.
ноябрь
Разработка картотек игр по экологическому развитию. Подбор материала. Работа с методической литературой. Подготовка к родительскому собранию. Работа над развивающей экологической средой группы. Оформление уголка группы .
Исследование свойств песка и глины во время игровой деятельности на прогулке.
Картотека игр.
Провести родительское собрание по данной теме. Создание и оборудование уголка «Юные исследователи».
Картотека опытов.
дидактические игры про дом. И диких животных.
декабрь
Подбор консультаций для родителей. Подобрать литературу по экологическому воспитанию через дидактические игры. Работа с документацией, с методической литературой. Выступление перед воспитателями по данной теме.
Изучение свойств воздуха в повседневных бытовых ситуациях, в игровой деятельности, в исследовательской деятельности.
Консультации для родителей. Выступление перед воспитателями. (Обмен опытом по проблеме.)
Дидактические игры.
январь
Освоить современные технологии в изучении дидактических играх по экологии. Подгрупповая и индивидуальная работа по развитию экологических представлений с помощью дидактических игр. Изучение свойств магнита в самостоятельной деятельности, во время коллективных занятий, опытно-экспериментальной деятельности.
Создание Кейса с дидактическими играми. Занятия индивидуальные и подгрупповые с кейсом.
Дидактические игры.
февраль
Проведение занятий, опытов с водой и со снегом.
Подгрупповая и индивидуальная работа Работа с методической литературой.
Создать картотеки игр и опытов с водой.
Непосредственно образовательная деятельность.
Использование дидактических игр.
Картотека дидактических игр про воду.
март
Познакомить детей с играми, которые научат их анализировать, сравнивать.
Изучение свойств света в самостоятельной деятельности, во время коллективных занятий, опытно-экспериментальной деятельности
Дидактические игры.
Картотека игр дидактических.
апрель
Подбор материала для изготовления кейса. Изучение новой литературы по теме, изготовление игротеки. Изготовление пособий и атрибутов к занятиям.
Изготовление кейса. Занятия индивидуальные и подгрупповые с кейсом. Изготовление игротеки.
Май.
Закрепление знаний и умений в играх.
Итоговый мониторинг.
Анализ, оформление результатов мониторинга. Разработка плана по самообразованию на новый учебный год.
Индивидуальные беседы и консультации с родителями.
Мониторинг.
Консультации для родителей.
Итоговое собрание. (показ лэтбука и кейса).
Список используемой литературы:
1. Азаров Ю. П. Игра и труд. - М. : Знание, 1973.
2. Аникеева Н. П. Воспитание игрой : Книга для учителя. - М. : Просвещение, 1987.
3. Байкова Л. А. Технология игровой деятельности. - Рязань, 1994.
4. Воспитание детей в игре : Пособие для воспитателя дет. сада/ Сост. А. К. Бондаренко, А. И. Матусик. - 2-е изд., перераб. и доп. - М. : Просвещение, 1983.
5. Веретенникова С. А. Ознакомление дошкольников с природой. -М. ,Просвещение, 1973, с. 44
6. Ветлугина Н. А. О теории и практике художественного творчества детей. – Дошкольное воспитание, 1965, № 5
7. Выготский Л. С. Избранные психологические исследования. М., 1956
8. Выготский Л. С. Игра и ее роль в психологическом развитии ребенка// Вопросы психологии: - 1966. - № 6.
9. Геллер Е. М. Наш друг - игра. - Минск: Народна асвета, 1979.
10. Гельфан Е. М., Шмаков С. А. От игры к самовоспитанию. - М. : Педагогика, 1971.
11. Гайдамак А. Социально-экологический идеал // Дошкольное воспитание, 1990, № 1, с. 71 12. Гиляров А. Человек и животные. Этика отношений // Наука и жизнь, 1976, № 12, с. 132
13. Занков Л. В. Развитие школьников в процессе обучения. - М., 1967.
14. Как знакомить дошкольников с природой /Под. ред. П. Г. Саморкуовой. - М., просвещение, 1983, с. 42, 74
15. Лихачёв Б. Т. Экология личности / Педагогика. - 1993, № 2, с. 19-21
16. Локк Дж. Мысли о воспитании // История дошкольной зарубежной педагогики: Хрестоматия. - М., 1974, с. 86
17. Николаева С. Н., Комарова И. А. Сюжетные игры в экологическом воспитании дошкольников. Игровые обучающие ситуации с игрушками разного типа и литературными персонажами: Пособие для педагогов дошкольных учреждений. - М. : Изд. ГНОМ и Д, 2003. - 100 с. - 8 п. л.
18. Николаева С. Н. Методика экологического воспитания дошкольников. Учебное пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. - 3-е изд., перераб. - М. : Изд. центр «Академия», 2005. - 224 с. - 14 п. л.
19. Николаева С. Н. Место игры в экологическом воспитании дошкольников. Пособие для специалистов по дошкольному воспитанию. - М. : Новая школа, 1996. - 51 с. - 2,5 п. л.
20. Николаева С. Н. Начало экологической культуры : возможности ребенка, идущего в школу. / Начальная школа. - М. ,1993, 9. - С. 6-11.
21. Никандров Н. О. О новых учебниках природоведения. / Начальная школа. - М. ,1993, 9. - С. 72-74.
22. Новосёлова С. Л. Истоки: Базисная программа развития ребё нка-дошкольняка. - М., 1997. 23. Пакулова В. М., Кузнецова В. И. Методика преподавания природоведения. - М. : Изд. «Просвещение»,1990. - 112с.
24. Сеченов И. М. Рефлексы головного мозга. - Избр. Произв. М., 1953
25. Сорокина А. И. Дидактические игры в детском саду. - М. ,1982
26. Эстетическое воспитание в семье. М., 1963.
27. Эльконин Д. Б. Психология игры. - М. : Знание, 1999. - с. 28. 28. Я познаю мир: Дет. энцикл. : Экология /Авт. Сост.