Яна Чебодаева
План работы по самообразованию по теме «Роль сказки в нравственно-духовном воспитании дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
План работы по самообразованию на 2018–2019 гг. в средней группе по теме «Роль сказки в нравственно-духовном воспитании дошкольников»
Воспитатель : Билькинс Я. Ю.
Пояснительная записка
В настоящее время сказка, как и многие другие ценности традиционной
культуры, заметно утратила свое предназначение. А ведь именно сказка
играет важную роль в духовном обогащении дошкольников, способствует
Публикация «План работы по самообразованию по теме „Роль сказки в нравственно-духовном воспитании дошкольников“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Нравственно-патриотическое воспитание. Самообразование
- Планирование. Планы работ
- Самообразование, саморазвитие
- Сказки. Планирование по теме сказок
- Сказкотерапия. Воспитание сказкой
- Темочки
закладке этических и эстетических чувств. В то же время сказка - это среда
для развития эмоционально-нравственного опыта ребенка, помогающая не
только представлять последствия своих поступков, но и переживать их смысл
для себя и окружающих.
Сказка входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождает на
протяжении всего дошкольного детства и остается с ним на всю жизнь. Со
сказки начинается его знакомство с миром литературы, с миром
человеческих взаимоотношений и окружающим миром в целом.
Сказки не только расширяют представления ребенка, обогащают его знания о
действительности, главное - они вводят его в особый, исключительный мир
чувств, глубоких переживаний и эмоциональных открытий.
Актуальность
Сказка, доступна пониманию дошкольника. Ее композиция, яркое
противопоставление добра и зла, фантастические и определенные по своей
нравственной сути образы, выразительный язык, динамика событий, особые
причинно-следственные связи и явления делают е особенно интересной и
волнующей для детей. Сказка является незаменимым инструментом
формирования нравственно здоровой личности ребенка, помогает понять на
доступном ему языке красоту окружающего мира.
В настоящее время мы все чаще наблюдаем примеры детской жестокости, агрессивности по отношению друг к другу, по отношению к близким людям. Под влиянием далеко не нравственных мультфильмов у детей искажены представления о духовных и нравственных качествах : о доброте, милосердии, справедливости. С рождения ребенок нацелен на идеал хорошего,поэтому уже с самого младшего возраста необходимо показать нравственную и духовную суть каждого поступка. Такие нравственные категории,как добро и зло, хорошо и плохо, целесообразно формировать как своим примером, а также с помощью народных сказок, в том числе о животных. Почему же сказка так эффективна при работе с детьми, особенно в дошкольном возрасте?
1. В дошкольном возрасте восприятие сказки становится специфической деятельностью ребенка, что позволяет ему свободно мечтать и фантазировать.
2. Воспринимая сказку, ребенок с одной стороны сравнивает себя со сказочным героем, и это позволяет ему почувствовать и понять, что не у него одного есть такие проблемы и переживания. С другой стороны, посредством сказочных образов ребенку предлагаются выходы из различных сложных ситуаций, пути разрешения возникших конфликтов, позитивная поддержка его возможностей и веры в себя. При этом ребенок отождествляет себя с положительным героем.
Цель:
1. Создание условий для развития и формирования нравственных представлений и воспитание нравственных качеств личности (чувство милосердия, сострадания, уважения и послушания).
Для достижения цели я определила, следующие задачи:
1. Развивать способность детей отличать добро и зло, хорошее от плохого в сказке и жизни, умение делать нравственный выбор.
2. Развивать умение думать, сравнивать, анализировать поступки сказочных героев, учить давать оценку поведению своему и других.
3. Помочь родителям понять ценность сказки, ее особую роль в воспитании сегодняшнего и в особенности завтрашнего человека.
Ожидаемые результаты:
- усвоение детьми норм нравственно – духовного воспитания, открытость их к добру, позитивное отношение детей к окружающему миру, к другим людям и самому себе;
- понимание необходимости развития таких волевых качеств, как послушание, почитание родителей и взрослых;
- знание определённых сказочных сюжетов, составляющих духовный опыт человечества;
- сформированность представлений о честности, справедливости, доброте; отрицательное отношения к жестокости, хитрости, трусости;
- развитие чувства самоуважения, собственного достоинства и стремления быть отзывчивыми к взрослым и детям; умение проявлять внимание к их душевному состоянию, радоваться успехам сверстников, стремиться прийти на помощь в трудную минуту.
Перспективный план по самообразованию на 2018-2019год
Сентябрь.
1. Подбор материала необходимого для работы с детьми и родителями на тему: «Сказка как средство духовно- нравственного воспитания» : постановка целей и задач по данной теме.
2. Консультация для родителей: «Каждому возрасту свою сказку».
Октябрь.
1. Изучение темы: «Роль народной сказки в развитии речи детей».
- Чтение сказки «Петушок и бобовое зернышко», просмотр иллюстраций
- Чтение русской народной сказки в пересказе В. Даля «Журавль и цапля»
-Консультация для родителей: «Сказка помогает говорить правильно»
2. Пополнение библиотеки группы новыми красочными книгами с русскими народными сказками, дисками.
Ноябрь.
1. Создание картотеки сказок для работы с детьми.
2. Применять цитаты из сказок в режимных моментах.
Методические приемы:
- Чтение и пересказ детям сказки : «Заюшкина избушка».
- Чтение сказки Корней Чуковский — Федорино горе
-Дидактическая игра: «Угадай сказку».
-Консультация: «Особенности чтения сказок о животных».
Декабрь.
1. Изучение темы: «Использование сказок в работе с детьми.
Методические приё мы:
- Чтение русской народной сказки «Снегурочка»
- Чтение русской народной сказки «Лисичка-сестричка и серый волк»,
- Дидактическая игра: «Угадай, из какой сказки прочитан отрывок?»
2. Консультация для родителей «Сочиняем сказку сами»
3. Выставка работ (дети и родители) «Зимние сказки».
Январь.
1. Изучение темы: «Сказка как средство духовно – нравственного развития личности ребёнка».
Методические приё мы:
-Чтение русской народной сказки «Лиса и козел»»
-Чтение сказки «Про Иванушку – дурочка»
2. Консультация для родителей: «Почитай мне сказку».
Февраль.
1. Изучение темы «Роль сказки в воспитании детей».
Методические приё мы:
- Игра – викторина «Сказки дедушки Корнея»
- Коллективная аппликация «Чудо-дерево».
- Чтение сказки «Чудо-дерево». К. Чуковского
2. Консультация для родителей «Как читать сказку детям»
Март.
1. Изучение темы: «Влияние сказок на психику ребёнка».
Методические приё мы:
-Чтение сказки «Война грибов с ягодами»
- Чтение сказки «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»
2. Пальчиковая игра «Курочка Ряба»
3. Дидактическая игра «Расскажи сказку по картинке».
4. Консультация для родителей «Реальность сказочной жизни»
Апрель.
1. Изучение темы «Театрализация сказок как средство духовно- нравственного воспитания детей».
Методические приемы:
--Чтение детям и пересказ сказки : «Гуси-лебеди», рассматривание иллюстрации.
- Кукольный театр на столе «Гуси – лебеди»
-Настольно – печатные игры по мотивам сказок (разрезные картинки, лото).
2. Консультация для родителей «У доброты есть лицо».
Май.
1. Самоанализ плана по самообразованию.
2. Выставка работ детей и родителей : «Наши любимые сказки».
Литература:
1. В А. Сухомлинский «Сердце отдаю детям»
2. Сборник научно – методических статей. Орёл 2015г. Под редакцией О. В Бережнова
3. Ильин И. : «Духовный мир сказки».
4. Зинкевич – Евстигнеева: «Практикум по сказкотерапии».
5. Э. И Иванова: «Расскажи мне сказку». Литературные сказки для детей. Просвещение 2001г.