Оксана Битенова
План работы по самообразованию педагога-психолога
▼ Скачать + Заказать документы
План работы по самообразованию
педагога-психолога
«Использование инновационных методик при подготовке старших дошкольников
к школьному обучению»
Педагог-психолог :
Битенова Оксана Владимировна
«Быть готовым к школе – не значит уметь читать, писать и считать.
Быть готовым к школе – значит быть готовым всему этому научиться».
(Венгер Л. А.)
Публикация «План работы по самообразованию педагога-психолога» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Планирование. Планы работ
- Работа психолога в ДОУ
- Работа психолога. Планы
- Самообразование, саморазвитие
- Темочки
Вопрос воспитания и обучения дошкольников является одним из наиболее важных и актуальных в психологии и педагогике. Как показывает опыт и многочисленные исследования, полноценного развития детей можно достичь только в том случае, когда наиболее полно учитываются имеющиеся у них особенности развития и в соответствии с этим создаются адекватные условия обучения и воспитания. Поступление в школу — это новый и ответственный этап в жизни ребенка. Это его вхождение в мир новых прав и обязанностей, новых разнообразных знаний, отношений со взрослыми и сверстниками.
Актуальность темы: поступление в школу является переломным моментом в жизни ребенка, в формировании его личности. Если в дошкольном возрасте ведущей деятельностью является игра, то теперь такую роль в жизни ребенка приобретает учебная деятельность. Поэтому одной из главных задач дошкольного учреждения является подготовка детей к обучению в школе.
Проблема подготовки детей к школе в условиях модернизации системы образования становится чрезвычайно актуальной. Педагоги и родители видят, насколько год от года усложняются требования к уровню подготовленности детей к школьному обучению. За последние годы проводимая государством демографическая политика, меры, принимаемые по поддержке семей с детьми, привели к росту рождаемости. И как следствие, увеличилась потребность мест в детских дошкольных учреждениях, а соответственно подготовительных групп стало больше. В настоящее время все больше внимания уделяется подготовке детей к школе, причем осуществляется преемственность между детским садом и школой, что способствует более эффективному обучению дошкольников.
Цель работы : Активное изучение и внедрение инновационных методик в практику подготовки детей к школе.
Проводя работу по самообразованию, я перед собой поставила следующие задачи:
1. Дать понятие "подготовки детей дошкольного возраста к обучению в школе" как психолого-педагогическая составляющая.
2. Изучить психолого-педагогическую и методическую литературу по данной проблеме.
3. Изучить особенности психического и личностного развития детей 6-7 лет.
4. Выявить уровни подготовки старших дошкольников к школьному обучению.
5. Подобрать комплекс игр, направленных на формирование психологической готовности к школе.
Предполагаемый результат:
Исходя из поставленных целей и задач, мною была выдвинута следующая гипотеза: подготовка детей к школе – это процесс долгий и трудоемкий, и начинается он задолго до 1 сентября.
Если работа будет проводится систематически, в тандеме с педагогами ДОУ, то готовность детей к школе будет сформирована к началу школьного обучения.
Портрет будущего первоклассника предполагает наличие определё нных качеств:
• стремление к общению со сверстниками;
• желание учиться;
• хорошее здоровье;
• эмоциональный настрой;
• грамотная речь, связное изложение своих мыслей;
• стремление к сотрудничеству со взрослыми;
• развитая произвольность поведения;
• любознательность и стремление к открытиям;
• хорошо сформированная координация движений и графических навыков.
Другими словами, у ребенка должны сформироваться базовые компетенции:
1. коммуникативная,
2. креативная,
3. общекультурная,
4. функциональная,
5. организационная,
6. социальная.
Все компетенции тесно связаны между собой.
Формирование мотивов учения и положительного отношения к школе – одна из важнейших задач педагогического коллектива детского сада и семьи в подготовке детей к школе.
Работа по формированию у детей мотивов учения и положительного отношения к школе была направлена на решение трех основных задач:
1. формирование у детей правильных представлений о школе и учении;
2. формирование положительного эмоционального отношения к школе;
3. формирование опыта учебной деятельности.
Для себя я выделила следующие этапы работы по этой теме :
1. Подбор и изучение методической литературы.
2. Участие в мероприятиях, посвященных теме самообразования.
3. Формирование опыта по теме. Внедрение в практику.
Теоретический этап:
СЕНТЯБРЬ
Изучение методической литературы по данной проблеме
Изучение инновационных методик в подготовке детей к школе
- Микляева Н. «Инновации в детском саду. Пособие для воспитателей»
- Логические блоки Дьенеша, Колумбово яйцо, палочки Кюизенера, камушки Марблс, конструктор Лего.
-Технология обучения чтению по кубикам Н. А. Зайцева
- «Раз - ступенька, два ступенька» Л. Г. Петерсон.
Изучение, анализ форм работы с детьми, используемых в практике детского сада.
Изучение инновационных форм с родителями.
Готов ли ваш ребенок в школу?
Изучение интернет-странички «Все о блоках Деньеша», Колумбово яйцо, палочки Кюизенера, камушки Марблс, конструктор Лего.
Практический этап:
СЕНТЯБРЬ
Занятие 1 «Создание образа школы».
Выявление социальных представлений о школе.
Занятие 2 «Школьные правила».
Снижение школьной тревожности, формирование позитивной модели поведения в реальной жизни.
ОКТЯБРЬ
Занятие 3 «Школьные правила».
Снижение школьной тревожности, формирование позитивной модели поведения в реальной жизни.
Занятие 4 «Я и моя школа».
Выявить первоначальный уровень знаний детей о школьной жизни, дать возможность выразить это в рисунках.
НОЯБРЬ
Занятие 5 «Я будущий первоклассник»
Мотивировать дошкольников к школьному обучению.
Занятие 6 «Школьные знаки».
Помощь детям в осознании школьных требований, в формировании внутренней потребности в их исполнении
ДЕКАБРЬ
Занятие 7 Сюжетно-ролевая игра «Школа».
В игре познакомиться со школьными правилами, закреплять навыки усидчивости на уроках. Закреплять умение распределять роли, выстраивать сюжетные линии.
Занятие 8 «Волшебные приключения».
Занятие помогает в развитии эмоционально-волевой готовности игры по правилам – где надо дожидаться своего хода, выполнять все правила и решать возникающие проблемы.
ЯНВАРЬ
Занятие 9 «Знакомство с азбукой» (совместная деятельность с детьми).
Познакомить детей с самым первым в их жизни учебником, вызвать желание узнавать буквы, чтобы научиться читать. Развивать умение выделять звук из слова, определять его место в слове.
Занятие 10 «Мостик Дружбы».
Развитие у детей социальных и коммуникативных умений, создание благоприятного психологического климата.
ФЕВРАЛЬ
Занятие 11 «Приключения портфеля» (сюжетно-ролевая игра).
Систематизировать знания детей о школе. Продолжать подготовку руки к письму. Развивать связную речь, образное и логическое мышление, память. Формировать дружеское отношение детей друг к другу.
Занятие 12 «Волшебный круг».
Создать положительный настрой в группе, атмосферу психологической комфортности.
МАРТ
Занятие 13 «На уроках».
Обобщить впечатления детей от бесед от школе. Вызвать интерес к школьным урокам. Развивать произвольное внимание, умение применять в решении игровой задачи ранее усвоенные знания. Формировать умение подчиняться правилам.
Занятие 14 Коллаж «Портфель для Белочки».
Формирование положительного отношения к обязанностям школьника, научить детей правильно собирать портфель.
АПРЕЛЬ
Занятие 15 «Корректор».
Тренировка внимания, памяти и воображения. Проводится с постепенным усложнением заданий.
Занятие 16 «Прогулка по картинкам».
Во время занятия используются сюжетные картинки, приучающие к правилам школьного расписания.
МАЙ
Занятие 17 «Я первоклассник»
Заключительное занятие, создание положительного настроения в группе, атмосферу психологической комфортности.
Имеющаяся игротека для самостоятельных игр способствует познавательному и математическому развитию ребенка, развивает логическое мышление. Для расширения возможности познать свою страну в группе есть флаг, герб и карта страны. Мозаика, различные конструкторы, сборные игрушки способствуют овладению детьми конструктивных умений и навыков. В математическом центре имеется в достаточном количестве комплекты цифр и знаков, рабочие математические тетради, наборы геометрических фигур. Таким образом, пространственно-игровая среда группы способствует всестороннему развитию детей и подготовке их к школьному обучению.
В условиях детского сада дети приобретают графические навыки на занятиях изобразительным искусством, а мелкие движения рук развиваются в процессе конструирования и при выполнении трудовых действий. Развитие мелкой моторики способствует подготовки кисти к письму. Выполняя задания, дети не только развивают мелкую моторику и координацию движений руки, но и зрительное восприятие, произвольное внимание, память, мышление; учатся контролировать свою деятельность, выполнять поставленные перед ними учебные задачи, становятся более усидчивыми и старательными.
Зрелость мелкой моторики рук обеспечивает точность графических действий за счет мышечного контроля. Это ловкость пальцев и кистей рук, координированность их движений. Для развития мелкой моторики рук использовались следующие приемы и упражнения:
- пальчиковая гимнастика и пальчиковые игры;
- лепка из глины;
- выполнение движений с мелкими предметами (мозаика, конструктор, завязывание веревочек, застегивание пуговиц, вырезание ножницами);
- выполнение "закручивающих" движений (закручивание гаек в конструкторе);
- специальные упражнения для подготовки руки к письму.
На повышение уровня психологической готовности детей дошкольного возраста к школе был подобран комплекс игр.
«Комплекс игр и упражнений, направленных
на психологическую подготовку детей к школе»
I раздел. Игры и упражнения, направленные на развитие
Личностного компонента
психологической готовности детей к школе
1. «Инструкция»
Проводится как бы школьный урок. Педагог в роли учителя, дети – ученики. Из группы выбирается тот, кто «идет к доске». Ему дается лист с заранее нарисованными фигурами. Задача ведущего - в течение одной минуты дать четкие словесные характеристики фигуры, в результате каждый участник должен воспроизвести описанную фигуру с листа ведущего. Затем ведущий просит всех участников поднять листы с выполненным заданием и, пройдя по кругу, сверяет их с эталоном. После выполнения упражнения участники обсуждают, точно ли ими была выполнена инструкция ведущего. Далее группа выявляет причины неточного выполнения задания и совместно формулирует точную инструкцию.
2. Упражнение «Для чего ходят в школу»
Ведущий бросает мяч и спрашивает. Пример: В школу ходят, чтобы играть; в школу ходят, чтобы читать. и т. п. (если правильно - хлопнуть, а если не правильно - топнуть)
3. Упражнение «Ассоциация на слово “первоклассник”»
Участники встают в круг, и, передавая друг другу мяч, называют свои ассоциации со словом «Первоклассник».
4. Упражнение «Школьник и дошкольник»
Цель: помощь детям в осознании новых требований, в формировании внутренней потребности в их исполнении.
Психолог: «Ребята, как вас называют в садике? А как вас будут называть, когда вы пойдете в школу? Скажите, чем отличается школьник от дошкольника? Верно, школьник делает домашнее задание, ходит в школу, учится на уроках. А что делают дошкольники? А может ли школьник играть и бегать? На самом деле школьник тоже может играть и бегать. Я вам открою маленький секрет: каждый из вас может вести себя как школьник, а иногда как – дошкольник. Нужно знать, когда вы можете вести себя как школьники, а когда можно вести как дошкольник. Сейчас я буду называть разные ситуации, а вы подумаете, как нужно себя вести в этой ситуации – как школьник или как дошкольник. – На уроке. - Дома. - С друзьями. И т. д.»
5. Упражнение «Обведи по контуру»
Детям предлагается обвести контур портфеля (пенала, карандаша, букваря и т. п., соединив точки.
6. Упражнение закончи предложение «Я хочу в школу, потому что.»
Участники сидят на стульчиках в кругу и по-очереди заканчивают предложение ведущего.
7. Игра «Доскажи словечко»
Педагог загадывает какой-либо школьный предмет. А детям предлагается отгадать загадки про школьные принадлежности.
8. Упражнение «Я положу в свой портфель»
Дети сидят или стоят в кругу. Первый ребенок говорит: «Я положу в свой портфель.» - и называет какой-нибудь необходимый в школе предмет. Следующий ребенок повторяет то, что назвали до него, и добавляет свой предмет.
9. Упражнение «Урок или перемена»
Цель: познакомить детей с правилами поведения на уроке и перемене
Вы уже знаете, что в школе бывают уроки и перемены.
На уроках и переменах школьники ведут себя как? (по-разному)
Сейчас я буду кидать мяч одному из вас и называть разные действия, а вы отвечайте, когда это делают школьники – на уроке или на перемене.
- Читать
- Играть
- Разговаривать с друзьями
- Просить у друга ластик
- Писать в тетради
- Отвечать на вопросы учителя
- Решать задачки
- Готовиться к уроку
- Есть яблоко
10. Упражнение «Составь фигуру»
Цель: формирование положительного отношения к школе, внутренней позиции школьника.
Детям из геометрических фигур предлагается создать аппликацию на тему «Школа».
11. Упражнение «Школьные знаки»
Цель: помощь детям в осознании школьных требований, в формировании внутренней потребности в их исполнении.
Ребята, а вы обращали внимание на дорожные знаки? Для чего они нужны?
Дорожные знаки помогают нам, они подсказывают правила поведения на дороге. Если не обращать на них внимания – быть беде.
А что такое правило? (правило – это значит делать правильно)
А зачем нам правила, может быть, мы и без них обойдемся? (неприятности никто не любит, поэтому и появились правила, чтобы знать, как лучше жить и со всеми дружить)
Как вы думаете, а в школе есть правила?
Чего нельзя делать на уроке?
А как надо вести себя на перемене?
Чтобы мы не забыли о правилах для учеников, нам нужны свои знаки.
№1. На уроке нельзя разговаривать друг с другом, иначе можно все прослушать и ничего не узнать, поэтому в вашем классе будет висеть вот такой знак.
№2. Мы уже знаем с вами, что когда все кричат с места, ответов не слышно, поэтому о том, что нельзя кричать с места, даже если знаешь ответ, нам будет напоминать вот такой знак.
№3. А можно ли подсказывать другим ответ, когда учитель спрашивает не вас? О том, что в нашем классе нет места подсказкам, нам напомнит вот этот знак.
№4. А что делать, если хочешь о чем-то спросить или ответить на вопрос?
Конечно, для этого надо поднять руку и ждать, пока учитель попросит сказать. Вот знак, который говорит об этом правиле.
№5. Как вы думаете, о чем нам говорит вот этот знак?
Чтобы у нас все хорошо получалось и весело училось, мы должны быть всегда дружны и нет места спорам в классе.
12. Коллаж «Портфель для Белочки».
Цель: формирование положительного отношения к обязанностям школьника, научить детей правильно собирать портфель.
Детям предлагается выбрать те предметы, которые Белочка должна взять в школу и наклеить их на бумагу, на которой изображен контур портфеля.
II раздел. Игры и упражнения, направленные на развитие
интеллектуального компонента
психологической готовности детей к школе