Приложение МААМ

План работы по самообразованию педагога-психолога

Оксана Битенова
План работы по самообразованию педагога-психолога
▼ Скачать + Заказать документы

План работы по самообразованию

педагога-психолога

«Использование инновационных методик при подготовке старших дошкольников

к школьному обучению»

Педагог-психолог :

Битенова Оксана Владимировна

«Быть готовым к школе – не значит уметь читать, писать и считать.

Быть готовым к школе – значит быть готовым всему этому научиться».

(Венгер Л. А.)

Публикация «План работы по самообразованию педагога-психолога» размещена в разделах

Вопрос воспитания и обучения дошкольников является одним из наиболее важных и актуальных в психологии и педагогике. Как показывает опыт и многочисленные исследования, полноценного развития детей можно достичь только в том случае, когда наиболее полно учитываются имеющиеся у них особенности развития и в соответствии с этим создаются адекватные условия обучения и воспитания. Поступление в школу — это новый и ответственный этап в жизни ребенка. Это его вхождение в мир новых прав и обязанностей, новых разнообразных знаний, отношений со взрослыми и сверстниками.

Актуальность темы: поступление в школу является переломным моментом в жизни ребенка, в формировании его личности. Если в дошкольном возрасте ведущей деятельностью является игра, то теперь такую роль в жизни ребенка приобретает учебная деятельность. Поэтому одной из главных задач дошкольного учреждения является подготовка детей к обучению в школе.

Проблема подготовки детей к школе в условиях модернизации системы образования становится чрезвычайно актуальной. Педагоги и родители видят, насколько год от года усложняются требования к уровню подготовленности детей к школьному обучению. За последние годы проводимая государством демографическая политика, меры, принимаемые по поддержке семей с детьми, привели к росту рождаемости. И как следствие, увеличилась потребность мест в детских дошкольных учреждениях, а соответственно подготовительных групп стало больше. В настоящее время все больше внимания уделяется подготовке детей к школе, причем осуществляется преемственность между детским садом и школой, что способствует более эффективному обучению дошкольников.

Цель работы : Активное изучение и внедрение инновационных методик в практику подготовки детей к школе.

Проводя работу по самообразованию, я перед собой поставила следующие задачи:

1. Дать понятие "подготовки детей дошкольного возраста к обучению в школе" как психолого-педагогическая составляющая.

2. Изучить психолого-педагогическую и методическую литературу по данной проблеме.

3. Изучить особенности психического и личностного развития детей 6-7 лет.

4. Выявить уровни подготовки старших дошкольников к школьному обучению.

5. Подобрать комплекс игр, направленных на формирование психологической готовности к школе.

Предполагаемый результат:

Исходя из поставленных целей и задач, мною была выдвинута следующая гипотеза: подготовка детей к школе – это процесс долгий и трудоемкий, и начинается он задолго до 1 сентября.

Если работа будет проводится систематически, в тандеме с педагогами ДОУ, то готовность детей к школе будет сформирована к началу школьного обучения.

Портрет будущего первоклассника предполагает наличие определё нных качеств:

• стремление к общению со сверстниками;

• желание учиться;

• хорошее здоровье;

• эмоциональный настрой;

• грамотная речь, связное изложение своих мыслей;

• стремление к сотрудничеству со взрослыми;

• развитая произвольность поведения;

• любознательность и стремление к открытиям;

• хорошо сформированная координация движений и графических навыков.

Другими словами, у ребенка должны сформироваться базовые компетенции:

1. коммуникативная,

2. креативная,

3. общекультурная,

4. функциональная,

5. организационная,

6. социальная.

Все компетенции тесно связаны между собой.

Формирование мотивов учения и положительного отношения к школе – одна из важнейших задач педагогического коллектива детского сада и семьи в подготовке детей к школе.

Работа по формированию у детей мотивов учения и положительного отношения к школе была направлена на решение трех основных задач:

1. формирование у детей правильных представлений о школе и учении;

2. формирование положительного эмоционального отношения к школе;

3. формирование опыта учебной деятельности.

Для себя я выделила следующие этапы работы по этой теме :

1. Подбор и изучение методической литературы.

2. Участие в мероприятиях, посвященных теме самообразования.

3. Формирование опыта по теме. Внедрение в практику.

Теоретический этап:

СЕНТЯБРЬ

Изучение методической литературы по данной проблеме

Изучение инновационных методик в подготовке детей к школе

- Микляева Н. «Инновации в детском саду. Пособие для воспитателей»

- Логические блоки Дьенеша, Колумбово яйцо, палочки Кюизенера, камушки Марблс, конструктор Лего.

-Технология обучения чтению по кубикам Н. А. Зайцева

- «Раз - ступенька, два ступенька» Л. Г. Петерсон.

Изучение, анализ форм работы с детьми, используемых в практике детского сада.

Изучение инновационных форм с родителями.

Готов ли ваш ребенок в школу?

Изучение интернет-странички «Все о блоках Деньеша», Колумбово яйцо, палочки Кюизенера, камушки Марблс, конструктор Лего.

Практический этап:

СЕНТЯБРЬ

Занятие 1 «Создание образа школы».

Выявление социальных представлений о школе.

Занятие 2 «Школьные правила».

Снижение школьной тревожности, формирование позитивной модели поведения в реальной жизни.

ОКТЯБРЬ

Занятие 3 «Школьные правила».

Снижение школьной тревожности, формирование позитивной модели поведения в реальной жизни.

Занятие 4 «Я и моя школа».

Выявить первоначальный уровень знаний детей о школьной жизни, дать возможность выразить это в рисунках.

НОЯБРЬ

Занятие 5 «Я будущий первоклассник»

Мотивировать дошкольников к школьному обучению.

Занятие 6 «Школьные знаки».

Помощь детям в осознании школьных требований, в формировании внутренней потребности в их исполнении

ДЕКАБРЬ

Занятие 7 Сюжетно-ролевая игра «Школа».

В игре познакомиться со школьными правилами, закреплять навыки усидчивости на уроках. Закреплять умение распределять роли, выстраивать сюжетные линии.

Занятие 8 «Волшебные приключения».

Занятие помогает в развитии эмоционально-волевой готовности игры по правилам – где надо дожидаться своего хода, выполнять все правила и решать возникающие проблемы.

ЯНВАРЬ

Занятие 9 «Знакомство с азбукой» (совместная деятельность с детьми).

Познакомить детей с самым первым в их жизни учебником, вызвать желание узнавать буквы, чтобы научиться читать. Развивать умение выделять звук из слова, определять его место в слове.

Занятие 10 «Мостик Дружбы».

Развитие у детей социальных и коммуникативных умений, создание благоприятного психологического климата.

ФЕВРАЛЬ

Занятие 11 «Приключения портфеля» (сюжетно-ролевая игра).

Систематизировать знания детей о школе. Продолжать подготовку руки к письму. Развивать связную речь, образное и логическое мышление, память. Формировать дружеское отношение детей друг к другу.

Занятие 12 «Волшебный круг».

Создать положительный настрой в группе, атмосферу психологической комфортности.

МАРТ

Занятие 13 «На уроках».

Обобщить впечатления детей от бесед от школе. Вызвать интерес к школьным урокам. Развивать произвольное внимание, умение применять в решении игровой задачи ранее усвоенные знания. Формировать умение подчиняться правилам.

Занятие 14 Коллаж «Портфель для Белочки».

Формирование положительного отношения к обязанностям школьника, научить детей правильно собирать портфель.

АПРЕЛЬ

Занятие 15 «Корректор».

Тренировка внимания, памяти и воображения. Проводится с постепенным усложнением заданий.

Занятие 16 «Прогулка по картинкам».

Во время занятия используются сюжетные картинки, приучающие к правилам школьного расписания.

МАЙ

Занятие 17 «Я первоклассник»

Заключительное занятие, создание положительного настроения в группе, атмосферу психологической комфортности.

Имеющаяся игротека для самостоятельных игр способствует познавательному и математическому развитию ребенка, развивает логическое мышление. Для расширения возможности познать свою страну в группе есть флаг, герб и карта страны. Мозаика, различные конструкторы, сборные игрушки способствуют овладению детьми конструктивных умений и навыков. В математическом центре имеется в достаточном количестве комплекты цифр и знаков, рабочие математические тетради, наборы геометрических фигур. Таким образом, пространственно-игровая среда группы способствует всестороннему развитию детей и подготовке их к школьному обучению.

В условиях детского сада дети приобретают графические навыки на занятиях изобразительным искусством, а мелкие движения рук развиваются в процессе конструирования и при выполнении трудовых действий. Развитие мелкой моторики способствует подготовки кисти к письму. Выполняя задания, дети не только развивают мелкую моторику и координацию движений руки, но и зрительное восприятие, произвольное внимание, память, мышление; учатся контролировать свою деятельность, выполнять поставленные перед ними учебные задачи, становятся более усидчивыми и старательными.

Зрелость мелкой моторики рук обеспечивает точность графических действий за счет мышечного контроля. Это ловкость пальцев и кистей рук, координированность их движений. Для развития мелкой моторики рук использовались следующие приемы и упражнения:

- пальчиковая гимнастика и пальчиковые игры;

- лепка из глины;

- выполнение движений с мелкими предметами (мозаика, конструктор, завязывание веревочек, застегивание пуговиц, вырезание ножницами);

- выполнение "закручивающих" движений (закручивание гаек в конструкторе);

- специальные упражнения для подготовки руки к письму.

На повышение уровня психологической готовности детей дошкольного возраста к школе был подобран комплекс игр.

«Комплекс игр и упражнений, направленных

на психологическую подготовку детей к школе»

I раздел. Игры и упражнения, направленные на развитие

Личностного компонента

психологической готовности детей к школе

1. «Инструкция»

Проводится как бы школьный урок. Педагог в роли учителя, дети – ученики. Из группы выбирается тот, кто «идет к доске». Ему дается лист с заранее нарисованными фигурами. Задача ведущего - в течение одной минуты дать четкие словесные характеристики фигуры, в результате каждый участник должен воспроизвести описанную фигуру с листа ведущего. Затем ведущий просит всех участников поднять листы с выполненным заданием и, пройдя по кругу, сверяет их с эталоном. После выполнения упражнения участники обсуждают, точно ли ими была выполнена инструкция ведущего. Далее группа выявляет причины неточного выполнения задания и совместно формулирует точную инструкцию.

2. Упражнение «Для чего ходят в школу»

Ведущий бросает мяч и спрашивает. Пример: В школу ходят, чтобы играть; в школу ходят, чтобы читать. и т. п. (если правильно - хлопнуть, а если не правильно - топнуть)

3. Упражнение «Ассоциация на слово “первоклассник”»

Участники встают в круг, и, передавая друг другу мяч, называют свои ассоциации со словом «Первоклассник».

4. Упражнение «Школьник и дошкольник»

Цель: помощь детям в осознании новых требований, в формировании внутренней потребности в их исполнении.

Психолог: «Ребята, как вас называют в садике? А как вас будут называть, когда вы пойдете в школу? Скажите, чем отличается школьник от дошкольника? Верно, школьник делает домашнее задание, ходит в школу, учится на уроках. А что делают дошкольники? А может ли школьник играть и бегать? На самом деле школьник тоже может играть и бегать. Я вам открою маленький секрет: каждый из вас может вести себя как школьник, а иногда как – дошкольник. Нужно знать, когда вы можете вести себя как школьники, а когда можно вести как дошкольник. Сейчас я буду называть разные ситуации, а вы подумаете, как нужно себя вести в этой ситуации – как школьник или как дошкольник. – На уроке. - Дома. - С друзьями. И т. д.»

5. Упражнение «Обведи по контуру»

Детям предлагается обвести контур портфеля (пенала, карандаша, букваря и т. п., соединив точки.

6. Упражнение закончи предложение «Я хочу в школу, потому что.»

Участники сидят на стульчиках в кругу и по-очереди заканчивают предложение ведущего.

7. Игра «Доскажи словечко»

Педагог загадывает какой-либо школьный предмет. А детям предлагается отгадать загадки про школьные принадлежности.

8. Упражнение «Я положу в свой портфель»

Дети сидят или стоят в кругу. Первый ребенок говорит: «Я положу в свой портфель.» - и называет какой-нибудь необходимый в школе предмет. Следующий ребенок повторяет то, что назвали до него, и добавляет свой предмет.

9. Упражнение «Урок или перемена»

Цель: познакомить детей с правилами поведения на уроке и перемене

Вы уже знаете, что в школе бывают уроки и перемены.

На уроках и переменах школьники ведут себя как? (по-разному)

Сейчас я буду кидать мяч одному из вас и называть разные действия, а вы отвечайте, когда это делают школьники – на уроке или на перемене.

- Читать

- Играть

- Разговаривать с друзьями

- Просить у друга ластик

- Писать в тетради

- Отвечать на вопросы учителя

- Решать задачки

- Готовиться к уроку

- Есть яблоко

10. Упражнение «Составь фигуру»

Цель: формирование положительного отношения к школе, внутренней позиции школьника.

Детям из геометрических фигур предлагается создать аппликацию на тему «Школа».

11. Упражнение «Школьные знаки»

Цель: помощь детям в осознании школьных требований, в формировании внутренней потребности в их исполнении.

Ребята, а вы обращали внимание на дорожные знаки? Для чего они нужны?

Дорожные знаки помогают нам, они подсказывают правила поведения на дороге. Если не обращать на них внимания – быть беде.

А что такое правило? (правило – это значит делать правильно)

А зачем нам правила, может быть, мы и без них обойдемся? (неприятности никто не любит, поэтому и появились правила, чтобы знать, как лучше жить и со всеми дружить)

Как вы думаете, а в школе есть правила?

Чего нельзя делать на уроке?

А как надо вести себя на перемене?

Чтобы мы не забыли о правилах для учеников, нам нужны свои знаки.

№1. На уроке нельзя разговаривать друг с другом, иначе можно все прослушать и ничего не узнать, поэтому в вашем классе будет висеть вот такой знак.

№2. Мы уже знаем с вами, что когда все кричат с места, ответов не слышно, поэтому о том, что нельзя кричать с места, даже если знаешь ответ, нам будет напоминать вот такой знак.

№3. А можно ли подсказывать другим ответ, когда учитель спрашивает не вас? О том, что в нашем классе нет места подсказкам, нам напомнит вот этот знак.

№4. А что делать, если хочешь о чем-то спросить или ответить на вопрос?

Конечно, для этого надо поднять руку и ждать, пока учитель попросит сказать. Вот знак, который говорит об этом правиле.

№5. Как вы думаете, о чем нам говорит вот этот знак?

Чтобы у нас все хорошо получалось и весело училось, мы должны быть всегда дружны и нет места спорам в классе.

12. Коллаж «Портфель для Белочки».

Цель: формирование положительного отношения к обязанностям школьника, научить детей правильно собирать портфель.

Детям предлагается выбрать те предметы, которые Белочка должна взять в школу и наклеить их на бумагу, на которой изображен контур портфеля.

II раздел. Игры и упражнения, направленные на развитие

интеллектуального компонента

психологической готовности детей к школе

Публикации по теме:

Аква-терапия как технология коррекционно — развивающей работы педагога-психологаАква-терапия как технология коррекционно — развивающей работы педагога-психолога "Вода, у тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха, тебя невозможно описать, тобой наслаждаются, не ведая, что ты такое. Нельзя сказать, что.

Аналитический отчет об эффективности коррекционно-развивающей работы педагога-психолога За период с 01.09.2017 г по 31.05.2019 г в работе педагога-психолога приоритетным направлением деятельности была подготовка детей подготовительной.

Фотоотчет индивидуальной работы педагога-психолога с ребенком «Кукла Даша подруге»Фотоотчет индивидуальной работы педагога-психолога с ребенком «Кукла Даша подруге» Фотоотчет индивидуальной работы педагога - психолога с ребенком «Кукла Даша подруге» Педагог заносит куколку -оберег. -Добрый день, меня.

Индивидуальный план коррекционно-развивающей работы педагога-психолога с ребенком 6–7 лет с задержкой психического развития .

Опыт применения набора Фроссия в ходе коррекционно-развивающей работы педагога-психологаОпыт применения набора Фроссия в ходе коррекционно-развивающей работы педагога-психолога В своей работе педагога - психолога я использую набор ФРОССИЯ. Это мобильный маневренный чудо-комод на колесиках, который в течение дня.

План работы по самообразованию на 2015–2016 годПлан работы по самообразованию на 2015–2016 год Тема самообразования: Развитие творческих способностей детей раннего дошкольного возраста через продуктивную деятельность в соответствии.

План работы по самообразованию педагога на 2015–2016 учебный год Тема:Игра, как фактор развития детей раннего возраста (в комплексе с продуктивной деятельностью) Цель:Создание благоприятных условий для.

План работы по самообразованию «Организация проектной деятельности в дошкольном возрасте» План работы по самообразованию воспитателя средней «Б» группы МБДОУ д/с №8 «Золотой ключик» Горбатовской Татьяны Владимировны Тема: «Организация.

План работы по самообразованию в соответствии с ФГОС План работы по самообразованию Воспитатель высшей квалификационной категории: Никифорова Елена Валентиновна Группа первая младшая МДОУ №16.

Эффективные способы работы педагога-психолога с родителями «Знакомство с любимым человеком» Эффективные способы работы педагога-психолога с родителями «Знакомство с любимым человеком» Один психолог сказала на своей встрече однажды.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
План работы по самообразованию педагога-психолога
Опубликовано: 21 апреля 2023 в 11:45
+10Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «План работы по самообразованию педагога-психолога» (включая файлы) размещена пользователем Оксана Битенова (УИ 3234045) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД