Юлия Рыжова
План работы по самообразованию на тему «Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством игровой деятельности»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад «Рукавичка»
План работы по самообразованию
«Сенсорное развитие детей
раннего возраста
посредством игровой деятельности».
Составила:
Рыжова Юлия Александровна
воспитатель 1 кв. категории
Г. О. Бор
2018-2019 уч. год
Работа по самообразованию
Тема по самообразованию :
«Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством игровой деятельности».
Публикация «План работы по самообразованию на тему „Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством игровой деятельности“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Младшая группа
- Планирование. Планы работ
- Самообразование, саморазвитие
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Сенсорное развитие. Самообразование
- Темочки
ФИО педагога: Рыжова Юлия Александровна
Специальность: воспитатель
Образование: высшее
Стаж педагогической работы : 5
Дата начала работы над темой :01.09.2018 год
Предполагаемая дата окончания работы :31.05.2019 год
Актуальность:
В современном мире возникает необходимость выделить в содержании работы с детьми раннего возраста аспекты социально – личностного развития и образовательные аспекты. На современном этапе проблема сенсорного воспитания приобрела острый резонанс. Возникла педагогическая необходимость в поиске эффективных путей создания педагогических условий для сенсорного развития детей раннего возраста.
Сенсорное развитие ребенка — это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: форме, цвете, величине, положении в пространстве, запахе, вкусе и т. п. Именно ранний возраст - наиболее благоприятен для накопления знаний о внешнем мире, совершенствования работы органов чувств. Развитые сенсорные способности ребенка составляют не только важное предусловие для успешного выполнения им в будущем художественной, музыкальной, физической и других видов деятельности, но и определяют готовность ребенка к школьному обучению. Поэтому значение сенсорного развития ребенка в раннем дошкольном детстве трудно переоценить.
Сенсорное воспитание, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т. е. от того, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее.
Сенсорное развитие (от лат. sensus — чувство, ощущение) предполагает формирование у ребенка процессов восприятия и представлений о предметах, объектах и явлениях окружающего мира. Малыш рождается на свет с готовыми к функционированию органами чувств. Но это лишь предпосылки для восприятия окружающей действительности. Полноценное сенсорное развитие осуществляется только в процессе сенсорного воспитания, когда у детей целенаправленно формируются эталонные представления о цвете, форме, величине, о признаках и свойствах различных предметов и материалов, их положении в пространстве и др., развиваются все виды восприятия, тем самым закладывается основа для развития умственной деятельности.
Таким образом, сенсорное воспитание создает необходимые предпосылки для формирования психических функций, имеющих первостепенное значение для возможности дальнейшего обучения. Оно направлено на развитие зрительного, слухового, тактильного, кинетического, кинестетического и других видов ощущений и восприятий. Поэтому сенсорное развитие, развитие восприятия и представлений о внешних свойствах вещей, играет важную роль в общем ходе умственного развития ребенка. Проблема сенсорного развития и воспитания детей всегда была в центре внимания русских, зарубежных психологов и педагогов.
Сенсорное развитие ребенка буквально с первых дней его жизни является залогом успешного осуществления разных видов деятельности, формирования различных способностей. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного воспитания, то есть от того, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее. Именно поэтому так важно, чтобы сенсорное развитие планомерно и систематически включалось во все моменты жизни ребенка, прежде всего в процессы познания окружающей жизни: предметов, их свойств и качеств. Таким образом, проблема формирования сенсорной культуры является приоритетной, имеет первостепенное значение в развитии ребенка и требует пристального внимания.
Цель работы по самообразованию :
1. повышение педагогического уровня, профессионального мастерства;
2. систематизация знаний по методике сенсорного развития детей раннего возраста, изучение учебной и научно – методической литературы, новых программ и педагогических технологий;
Задачи работы по самообразованию :
1. расширить знания о сенсорном воспитании детей раннего возраста;
2. обогатить развивающую среду группы по сенсорному развитию (создание и приобретение новых игр при участии родителей);
3. педагогическое просвещение родителей по теме «Сенсорное развитие детей раннего возраста»;
Объекты в работе по самообразованию :
Дети
Семьи детей посещающих детский сад;
Педагогический персонал детского сада;
Методы работы с детьми раннего возраста :
Игровой метод (дидактические игры);
Наглядный метод (рассматривание дидактических пособий, предметов);
Практический метод – показ способов действия с предметами;
Формы организации деятельности с детьми раннего возраста :
групповая;
подгрупповая;
индивидуальная;
Ожидаемые результаты:
Систематизация материала по развитию сенсорных способностей у детей средствами игровой деятельности в соответствии с возрастными и индивидуальными возможностями;
Сформированные представления у детей раннего возраста о разновидностях дидактических игр и основных приемах игры в них;
Сотрудничество ДОО и семьи по проблеме формирования и развития сенсорных способностей у детей;
Этапы работы :
1. Информационно-педагогический блок
Формы работы Сроки Форма отчета
Сбор, изучение и анализ информации, работа с методической и периодической литературой на тему «Сенсорное развитие детей раннего возраста». Октябрь 2018 год
(+ в течение года) Список использованной литературы
Создание предметно-развивающей среды окружающей детей раннего возраста. В течение года Наличие игр по сенсорному развитию
Подготовка анкет к анкетированию родителей. Ноябрь 2018 год, май 2019 год Анкета (проработанные данные по теме анкетирования)
Размещение на официальном сайте МБДОУ д/с «Рукавичка» консультации для педагогов «Сенсорное воспитание – как основа умственного развития детей». Январь 2019 год Консультация «Сенсорное воспитание – как основа умственного развития детей».
Размещение на официальном сайте МБДОУ д/с «Рукавичка» консультации для педагогов «Дидактические игры на развитие сенсорики у детей». Апрель 2019 год Консультация «Дидактические игры на развитие сенсорики у детей».
Отчет по самообразованию Май 2019 год
2. Работа с детьми
Сенсорное развитие, осуществляемое в процессе обучения рисованию, лепки, элементарному конструированию. В течение года Работы детей
Дидактические игры:
1. «Чудесный мешочек»
2. «Определи на ощупь»
3. «Платочек для куклы Кати»
4. «Найди пару»
5. «Сенсорные дощечки» (оказывают помощь в изготовлении родители воспитанников). Октябрь – ноябрь 2018 год.
В течение года Изготовление картотеки дидактических игр для детей раннего дошкольного возраста.
Дидактические игры:
1. «Найди прищепку»
2. «Собери животных»
3. «Собери новогоднюю гирлянду»
4. «Тактильный мешочек» (изготовление, используя различные по текстуре материалы). Декабрь - январь 2018 - 2019год
В течение года
Дидактические игры:
1. «Разноцветные кружки»
2. «В какую коробку?»
3. «Дальше – ближе»
4. «Найди дерево»
5. «Собери листочки» Февраль – март 2019 год
Закрепление пройденного материала с детьми
Апрель-май 2019год
3. Работа с родителями
1. Проведение анкетирования на тему «Сенсорное развитие детей раннего возраста».
Ноябрь 2018 год Анкета (проработанные данные по теме анкетирования)
2. Участие родителей в изготовлении дидактических игр и демонстрационного материала. В течение года Наличие игр по сенсорному развитию
3. Проведение индивидуальных консультаций и бесед с родителями на тему «Сенсорное развитие детей раннего возраста». В течение года
4. Консультация (папка – передвижка) для родителей «Развитие сенсорных способностей у детей раннего возраста». Ноябрь 2018год Консультация «Развитие сенсорных способностей у детей раннего возраста».
5. Размещение на официальном сайте МБДОО ДСОВ «Ромашка», в приёмной группы фотоотчета «С интересом мы играем и сенсорику развиваем».
Январь 2019 год Фотоотчет «С интересом мы играем и сенсорику развиваем».
6. Консультация (папка – передвижка) «Сенсорное воспитание – как основа умственного развития детей раннего возраста» Февраль 2019 год Консультация «Сенсорное воспитание – как основа умственного развития детей раннего возраста»
7. Консультация (папка – передвижка) «Дидактические игры – что это такое?» Апрель 2019 год Консультация «Дидактические игры – что это такое?»
8. Проведение анкетирования на тему «Чему мы научились за год…»
Май 2019 год Анкета (проработанные данные по теме анкетирования)
Список используемой литературы
1. Басырова Е. С. Развитие сенсорных навыков детей раннего возраста в жизненной среде /Е. С. Басырова //Психология, социология и педагогика. – 2016. – № 2 (53). – С. 30-32
2. Бондаренко А. К. Дидактические игры в детском саду: Кн. для 169 с М. : Просвещение, 1991. воспитателей дет. сада /А. К Бондаренко.
3. Буянова Р. Сенсорное развитие детей /Р. Буянова //Социальная 36. С. 32 №12. 2006. работа.
4. Гиниятова С. Ю. Сенсорное развитие ребёнка в условиях дошкольной образовательной организации и семьи с учётом ФГОС ДО / С. Ю. Гиниятова //Фундаментальная и прикладная наука. – 2016. – № 3. – 22. С. 18
5. Громова И. Нестандартные дидактические игры по сенсорному развитию детей и мелкой моторике рук /И. Громова //Дошкольное 80воспитание. – 2014. – № 8. – С. 76
6. Загрудняк М. А. Дидактическая игра как средство сенсорного развития детей раннего возраста /М. А. Загрудняк //Современные тенденции развития дошкольного и начального образования в Дальневосточном регионе. – 2012. – № 1. – С. 67-71.
7. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155)
8. https://doshvozrast.ru/metodich/konsultac54.htm