Вера Васильевна
План работы кружковой работы
▼ Скачать + Заказать документы
План работы кружковой работы на 2017-2018 (2018-2019)
учебный год
«Развитие интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста через обучение игре в шахматы».
Дата начала работы над темой – 15.09.2017, предполагаемая дата окончания работы – май 2019
Тема: «Развитие интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста через обучение игре в шахматы».
Публикация «План работы кружковой работы» размещена в разделах
Цель: изучить возможности и пути использования шахмат в работе по развитию интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста.
Задачи:
1. Образовательная: расширить кругозор детей через ознакомление с данной игрой.
2. Развивающая: активизировать мыслительную деятельность, учить ориентироваться на плоскости и в пространстве, формировать логическое мышление, развивать речь, воображение, тренировать память, внимание.
3. Воспитательная: вырабатывать настойчивость, выдержку, волю, спокойствие, уверенность в своих силах, формировать личность.
Сентябрь
Тема занятия: Изучение шахматной доски.
Цель: Упражнять в количественном и порядковом счете. Развивать наблюдательность, внимание. Упражнять в ориентировке на плоскости (быстром и правильном нахождении полей, вертикалей, горизонталей, диагоналей). Упражнять в штриховке, развивать мелкую моторику. Развивать внимание. Закреплять счет. Сравнение по длине.
Развивать зрительное внимание, моторику. Упражнять в поиске путей составления шахматной доски, на основе обдумывания и практических действий, формировать логическое мышление. Рассказ об истории шахмат, чтение отрывка из дидактической сказки «В стране шахматных чудес»
Беседа по содержанию сказки.
Показ, беседа.
Чтение сказки «Шахматная беседка». И. Г. Сухина.
Дид. Игры «Игра с солдатиком», «Да и нет», «Скажи сколько (какой)»?
Нарисуй шахматную доску (2x2, 3x3, 4x4, 8x8 клеток).
Составь доску: а) из домиков (полей) б) из улиц.
Октябрь.
Тема занятия: Познакомить с шахматными фигурами
Цель: развитие интереса к игре, внимания. Закрепление шахматной символики, развитие слухового внимания, мышления, зрительного внимания. По названному, написанному адресу найти Д0м". Упражнять в ориентировке на координатной плоскости, развивать слуховое и зрительное внимание, сообразительность. Упражнять в словесном описании характерных
особенностей каждой фигуры, не называя ее; развитие образного мышления. Упражнять в сравнении осязательных и зрительных впечатлений.
Чтение сказки «Чудесные фигуры» Дидактические задания и игры "Волшебный мешочек» а) отгадай фигуру на ощупь б) найди нужную фигуру", "Угадайка", "Секретная фигура", "Угадай", "Что общего?" Шахматное лото». «Назови адрес». «Почтальон».
Ноябрь.
Тема занятия: Выполнять задание согласно словесной инструкции, о дать начальное представление о шахматной фигуре «слон»,
Цель: Отработка практических навыков ориентировка, счет, внимание. Развивать зрительное внимание, сосредоточенность, умение находить ошибку, аргументировать, исправлять. Активизировать внимание. Закрепление шахматной символики, развитие слухового внимания, мышления, зрительного внимания. Показ, объяснение.
Дидактические задания и игры "Мешочек", "Да и нет", "Мяч".
отгадывание загадки о слоне. Ответы на вопросы «Шахматной шкатулки»
Дидактические задания "Лабиринт", "Перехитри часовых", "Один в поле воин", "Кратчайший путь".
«Угадай-ка» «Загадай-ка». «Что общего?» «Чем отличаются?» «Кто сильнее?»
Декабрь
Тема занятия: Познакомить с шахматной фигурой «Ладья», местом ладьи в начальном положении, ходами.
Цель: Развивать внимание. Развитие логического мышления, смекалки, сообразительности, умение планировать очередной ход, соблюдение очередности хода. Упражнять в словесном описании характерных особенностей каждой фигуры, не называя ее; развитие образного мышления. Упражнять в сравнении осязательных и зрительных впечатлений.
Чтение дидактической сказки "Я – Ладья" Рассказ о месте ладьи в начальном положении. Ход ладьи. Взятие.
Дидактические задания и игры "Лабиринт", "Перехитри часовых", "Один в поле воин", "Кратчайший путь» «Чудесный мешочек» : а) отгадай фи- гуру на ощупь б) найди нужную фигуру.
Январь
Тема занятия: Ферзь Познакомить с шахматной фигурой «Ферзь», местом ферзя в начальном положении, ходами ферзя, взятием.
Цель: ввести понятия «Ферзь – тяжелая фигура» Развивать произвольное внимание, зрительную память, наблюдательность, речь. Развивать кратковременную память. Развивать мышление, учить высказывать предположение, аргументировать его, проверять практически.
Чтение дидактической сказки "Кони черные и белые»
"Дидактические игры "Захват контрольного поля", "Защита контрольного поля", "Игра на уничтожение" (ферзь против ферзя, "Ограничение подвижности". Что изменилось? Что лишнее? Чего не стало?
Шахматный теремок Шахматная репка.
Февраль
Тема занятия: Познакомить с шахматной фигурой «Конь», местом в начальном положении, ходами.
Цель: развивать внимание, умение о Введение новых символов, обозначений. Учить детей действовать по плану, схеме движения. Развивать логическое мышление, учить соотносить обозначение и фигуры, их передвижения. отстаивать свою позицию. На основе обдумывания, рассуждения учить детей находить решение, развивать гибкость мышления. Рассказать и показать сложность ходов коня Ход коня, взятие. Конь – легкая фигура.
Дидактические задания "Лабиринт", "Перехитри часовых", "Один в поле воин", "Кратчайший путь". Расшифруй Пройди по плану Кто так ходит? Кто быстрее?
Март
Тема занятия: Познакомить с местом пешки в начальном положении; понятиями: ладейная, коневая, слоновая, ферзевая, королевская пешка. Ход пешки, взятие. Взятие на проходе.
Цель: тренировка внимания, реакции, быстроты мышления. Закрепление знании. Двигательная активность. Превращение пешки. Развивать мышление, настойчивость, умение вести путь, не отвлекаясь, соблюдая правила хода фигуры. Воспитывать сосредоточенность, концентрацию внимания. Тренировка реакции, быстроты мышления. Закрепление знании. Двигательная активность. Практические упражнения.
Загадки из тетрадки.
Чтение дидактической сказки "Детский сад "Чудесная Пешка"
Рассказ о пешке. Дидактические задания "Лабиринт", "Один в поле воин». Д/и «Волшебный мешочек»
Дидактические задания: "Перехитри часовых", "Сними часовых", "Атака неприятельской фигуры", "Двойной удар", "Взятие", "Защита", "Выиграй фигуру". Дидактические игры "Захват контрольного поля" Да - нет Мяч Шахматные классики 8x2 Эстафеты. Лабиринты
Апрель
Тема занятия: Показать, как ходит король. Разучить правило «Королей не уничтожают» и что оно означает.
Цель: Развивать внимание, способность работать по правилам, умение мыслить, находить правильное решение, отстаивать своё мнение. Учить рассуждать, искать путь решения, доказывать правильность или ошибочность решения.
Рассказ о месте короля в начальном положении. Ход короля, взятие. Короля не бьют, но и под бой его ставить нельзя.
Дидактические задания: «Один в поле воин", "Кратчайший путь".
Чтение и инсценировка сказки "Лена, Оля и Баба Яга".
Май
Турнир по шахмате.
Цель: Закрепить знания детей полученные на предыдущих занятиях. Воспитывать интерес к игре в шахматы, усидчивость, владение навыками простейших шахматных задач. Закреплять полученные знания. Воспитывать умение вести игру по правилам. Учить распределять внимание на все фигуры, на все поля. Развивать самостоятельность мышления. Развивать -логическое мышление, умение решать задачи в уме, предвидеть, предполагать дальнейшее развитие игры. Игры на мини- досках 3x3; 4x4 Практические навыки.
Головоломки: Перехитри часового Грозный ферзь Хитрый слон Ход коня Запри в клетке. Игры-поединки.