Анастасия Орлова
Программа кружковой работы по конструированию
▼ Скачать + Заказать документы
Направленность дополнительной образовательной программы : модельно-конструктивная.
В дошкольной дидактике большое место уделяется развитию интеллекта, мыслительных операций. Одним из очень эффективных дидактических материалов являются логические блоки Дьенеша. Логические блоки придумал венгерский математик и психолог Золтан Дьенеш. Игровые упражнения по методике Дьенеша доступно знакомят детей с формой, цветом, размером и толщиной объектов, с математическими представлениями и основами информатики. Играя с блоками Дьенеша, ребенок выполняет разнообразные предметные действия: выкладывание по определенным правилам, перестроение, изучает основные сенсорные эталоны, такие как форма, размер, цвет, толщина. Благодаря этим играм дети узнают о свойствах предметов и их разнообразии. Решение данных задач позволяет в дальнейшем детям успешно овладеть основами математики. Кроме того у детей развивается речь. Дети начинают использовать более сложные грамматические структуры предложений в речи на основе сравнения, отрицания и группировки однородных предметов. Поскольку эта настольная игра есть определённые правила, разработаны игры поэтому педагогу, родителю не составит затруднений использовать это пособие для развития ребёнка. Основой для разработки рабочей программы по интеграционному конструированию у детей старшего дошкольного возраста стали:
Публикация «Программа кружковой работы по конструированию» размещена в разделах
- Конструирование, ВСЕ поделки
- Конструирование. Методические разработки
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Темочки
Основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой;
Л. В. Куцакова «Занятия из строительного материала в старшей группе детского сада»
Л. В. Куцакова «Конструирование и ручной труд в детском саду»
Актуальность: Конструирование обладает широкими возможностями для умственного, нравственного, эстетического воспитания детей. Наряду с техническими навыками развивается умение анализировать предметы окружающей действительности, формируются обобщенные представления о создаваемых объектах, развиваются самостоятельность мышления, творчество, художественный вкус, формируются ценные качества личности (аккуратность, целеустремленность, настойчивость в достижении цели и т. п.).
Проблема развития детского творчества в настоящее время является одной из наиболее актуальных проблем, ведь речь идет о важнейшем условии формирования индивидуального своеобразия личности уже на первых этапах ее становления. Конструирование особая форма собственно детской деятельности. Интерес к ним у детей существенно зависит от того, насколько условия и организация труда позволяют удовлетворить основные потребности ребенка данного возраста, а именно:
- желание практически действовать с предметами, которое уже не удовлетворяется простым манипулированием с ними, как это было раньше, а предполагает получение определенного осмысленного результата;
- желание чувствовать себя способным сделать нечто такое, что можно использовать и что способно вызвать одобрение окружающих.
Новизна программы
Новизна данной программы состоит в том, что в ней полно и широко конкретизировано, дополнено, расширено и систематизировано использование всех видов конструкторов (деревянный строительный, магнитный, блоки Дьенеша, пластмассовый с подвижными креплениями, конструктор Зодчий, конструктор Лего и т. д.).Занятия способствуют разностороннему развитию воспитанников. Интегрирование различных образовательных областей в кружке открывает возможности для реализации новых концепций дошкольников, овладения новыми навыками и расширения круга интересов.
Количество непосредственно образовательной деятельности за год - 36, в неделю – 1 раз во второй половине дня. Продолжительность непрерывной непосредственно образовательной деятельности для детей 6-7 лет - 30минут. Срок реализации с сентября по май.
Педагогическая целесообразность:
Конструирование как вид детского творчества способствует активному формированию технического мышления: благодаря конструированию ребенок познает основы графической грамоты, учится пользоваться чертежами, эскизами. Ребенок сам производит разметку, измерение, строит схемы на основе самостоятельного анализа, что способствует развитию его пространственного, математического мышления. Конструирование знакомит детей со свойствами различных материалов.
Основное внимание при организации конструктивно-модельной деятельности детей необходимо уделять развитию у детей наблюдательности, любознательности, находчивости, усидчивости, умелости. Важно при этом формировать у детей потребность в творческой деятельности, трудолюбие, самостоятельность, активность, терпение, аккуратность, стремление доставить радость окружающим людям; наполнять ярким содержанием умственные и творческие интересы ребенка.
Программа «Самоделкин» построена на позициях гуманно-личностного отношения к ребенку и направлена на его всестороннее развитие, формирование духовных и общечеловеческих ценностей, способностей и интегративных качеств, на воспитание в каждом ребенке не исполнителя, а творца.
Основная цель программы :
Развитие способностей и интереса к конструктивно-модельной деятельности.
Задачи :
-обучающие
1. Обогащать знания детей о разных видах конструирования
2. Обогащать знания детей о предметах и явлениях окружающей жизни
3. Знакомить и обучать детей приемам работы с разными видами конструкторов. 4. Формировать умение следовать словестной инструкции педагога
5. Выявлять эффективные методы и приемы в работе с детьми для развития логического мышления с использованием блоков Дьенеша.
6. Заинтересовать родителей проблемой развития элементов логического мышления средствами развивающих игр с блоками Дьенеша.
7. Содействовать формированию знаний о счёте, форме, пропорции, симметрии, понятии части и целого;
8. Создать условия для овладения основами конструирования;
9. Способствовать формированию знания и умения ориентироваться в технике чтения элементарных схем.
10. Содействовать формированию умения составлять план действий и применять его для решения практических задач, осуществлять анализ и оценку проделанной работы;
-развивающие
1. .Развивать логическое мышление, представление о множестве, учить объяснять сходства и различия.
2. Развивать творческие способности, воображение, фантазию, способности к конструированию и моделированию.
3. развивать мелкую моторику пальцев рук, зрительно-моторную координацию
4. развивать пространственную и плоскостную ориентации
5. развивать у детей интерес и желание экспериментировать
6. развивать творческий потенциал каждого ребенка
-воспитательные
1. Содействовать воспитанию организационно-волевых качеств личности (терпение, воля, самоконтроль);
2. Создать условия для развития навыков межличностного общения и коллективного творчества.
3. Формировать навыки правильной организации рабочего места.
Отличительной особенностью программы «Самоделкин» является развитие у детей творческого мышления, пространственных представлений, овладение разнообразными способами практических действий, приобретение ручной умелости и появление созидательного отношения к окружающему. Необходимость в создании данного направления существует, так как она рассматривается как многосторонний процесс, связанный с развитием у детей творческих способностей, фантазии, внимания, логического мышления, развитие мелкой моторики рук и усидчивости.
:Срок реализации с сентября по май. 1 раз в неделю по 1 академическому часу.
Формы организации детей: групповая, индивидуальная, подгрупповая.
Принципы организации работы кружка
1. Наглядный. Рассматривание на занятиях готовых построек, демонстрация способов крепления, приемов подбора деталей по размеру, форме, цвету, способы удержания их в руке или на столе.
2. Информационно-рецептивный. Обследование деталей любого конструктора, которое предполагает подключение различных анализаторов (зрительных, тактильных) для знакомства с формой, определение пространственных соотношений между ними (на, под, слева, справа). Совместная деятельность педагога и ребенка.
3. Репродуктивная. Воспроизводство знаний и способов деятельности ( форма: собирание моделей и конструкций по образцу, беседа, упражнения по аналогу).
4. Практический. Использование детьми на практике полученных знаний и увиденных приемов работы.
5. Словесный. Краткое описание и объяснение действий, сопровождение и демонстрация образцов, разных вариантов моделей.
6. Проблемный. Постановка проблемы и поиск решения. Творческое использование готовых заданий (предметов, самостоятельное их преобразование.
7. Игровой. Использование сюжета игры для организации детской деятельности, персонажей для обыгрывания сюжета.
8. Частично-поисковый. Решение проблемных задач с помощью педагога.
Методы работы
1. Словесный (беседа, рассказ);
2. Наглядный (демонстрация педагогом готовой постройки);
3. Практический (выполнение работ детьми по образцу).
4. Перспективный (выполнение детьми постройки по устному составлению темы, по замыслу)
Ожидаемые результаты:
В результате обучения по данной программе, предполагается овладение детьми такими знаниями, умениями и навыками, как:
Владение разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуацию, умеет подчиняться правилам и социальным нормам
Проявляют любознательность, задают вопросы взрослым и сверстникам, интересуются причинно-следственными связями, пытаются самостоятельно придумать объяснения явлениям природы и поступкам людей, учатся экспериментировать.
Умение следовать словесной инструкции педагога
Приобретают новые конструктивные умения : соединять несколько небольших плоскостей в одну большую, делать постройки прочными, связывать между собой редко поставленные в ряд кирпичики, бруски, подготавливать основу для перекрытий.
Повышение уровня развития мелкой моторики и зрительно-моторной координации.
Стойкий интерес и желание у детей, экспериментировать, сочетая разные виды материалов в работе.
Овладение культурой труда и навыками работы в коллективе.
Повышение уровня коммуникативных способностей, творческих способностей, фантазии, воображения, мышления и речи.
Программой предусмотрена система мониторинга динамики развития детей, динамики их образовательных достижений, основанная на методе наблюдения и включающая:
педагогические наблюдения, педагогическую диагностику, связанную с оценкой эффективности педагогических действий с целью их дальнейшей оптимизации;
индивидуальные карты развития ребенка, фиксирующие достижения ребенка в ходе образовательной деятельности;
выстраивание индивидуальных траекторий развития каждого ребенка.
Педагогическая диагностика
Реализация Программы предполагает оценку индивидуального развития детей (в рамках педагогической диагностики – оценки индивидуального развития дошкольников, связанной с оценкой эффективности педагогических действий и лежащей в основе их дальнейшего планирования).
Педагогическая диагностика проводится в ходе наблюдения за активностью детей в режимных моментах, непосредственно – образовательной деятельности, специально организованной и игровой деятельности.
Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы :
Организация фото выставки детских работ.
Проведение конкурса на лучшую детскую постройку.
Работа с родителями :
Родительские собрания, консультации, анкетирование, размещение наглядной информации.
Учебный календарно-тематический план дополнительной образовательной деятельности
Сентябрь
Первая неделя. Конструктор ЛЕГО «Путешествие по Лего-стране»
Цель: Повторение формы и цвета ЛЕГО-деталей
Форма и размер деталей
Варианты скреплений
Конструирование на свободную тему
Втора неделя. Конструктор магнитный smart max «Гоночная трасса»
Цель: закрепить знания детей о магнитном конструкторе (не все части могут крепиться друг к другу). Научить создавать скоростную трассу для маленьких автомобилей.
Третья неделя. Блоки Дьенеша. «Цепочка изменений»
Цель: Научить выкладывать блоки с определенной последовательностью: синий, красны, синий, красный. Или круг, треугольник, круг, треугольник. Вы можете усложнить задание – выложить цепочку, но пропустить середину. Предложите собрать дорожку, чтобы каждая следующая фигура отличалась от предыдущей фигуры одним признаком.
Четвертая неделя. Деревянный строительный конструктор. «Грузовик и дорога».
Цель: закрепить знания детей о всех видах грузового транспорта. Вспомнить правила строительства машины (показать иллюстрацию, закрепить названия деталей для строительства. Вспомнить правила движения на дороге для водителя и пешеходов.
Октябрь
Первая неделя. Конструктор ЛЕГО. «В мире животных»
Цель: Вспомнить диких и домашних животных, а также животных Африки. Показать детям как из конструктора мы можем из собрать. Можно вначале сделать по образцу, а потом дать детям свободно по экспериментировать с деталями конструктора.
Втора неделя. Конструктор «Зодчество». «Бревнышки».
Цель: познакомить детей с новым видом конструктора и его деталями. Научить детей класть бревно на бревно. Рассказать, как строили дома раньше в России.
Третья неделя. Блоки Дьенеша. «Кодовый замок».
Цель: На картонку выкладываются 3 фигурки. Две можно объединить по какому-то свойству, одна – лишняя. За замком может быть что угодно: сюрприз, вход в комнату, дорога на прогулку. Ребенок должен открыть замок: догадаться, на какую кнопку нажать и объяснить, почему. Например: Тут лишняя красная фигура. Потому что эти обе желтые. Нажимаем на красную фигурку!
Четвертая неделя. Деревянный строительный конструктор. «На строительной площадке».
Цель: Дать представление детям о стройплощадки, что там из технике бывает и зачем. Закреплять знания детей о строительном материале. Пластины, кирпичи, цилиндры, кубики, конусы, арки. Что из этого нам понадобиться для строительства стройплощадки.
Ноябрь
Первая неделя. Конструктор ЛЕГО. «Дома разной формы»
Цель: Научить детей постройкам разных форм. Дом может быть высокий и низкий, прямоугольный и треугольного вида. Может иметь окна и двери, а также арки и колоны.
Втора неделя. Конструктор подвижными креплениями КЛИКС. «Пожарная машина».
Цель: познакомить детей с новым конструктором и его деталями. Закрепить понятия о служебном транспорте. Научить закреплять детали друг с другом. Учим вежливому обращению друг к другу, если нужна какая то деталь. Приучать аккуратной уборке деталей конструктора в соответствующие коробочки.
Третья неделя. Блоки Дьенеша. «Найди клад».
Цель: закрепить знания детей о форме, цвете, величине, размере. Развиваем речь, логику и мышление.
Перед ребенком лежат 8 блоков, спрятана монетка или картинка – щенок. 1 вариантКладоискатель отворачивается, ведущий под одним из блоков прячет клад. Кладоискатель ищет его, называя различные свойства блоков. Если малыш находит клад, то забирает его себе, а под одним из блоков прячет новый клад. Ведущий вначале сам выполняет роль кладоискателя и показывает, как вести поиск клада. Называет различные свойств блоков. Например, ведущий спрашивает:
- Клад под синим блоком?
- Нет, — отвечает ребенок.
- Под желтым?
- Нет.
- Под красным?
- Да.
- Под большим?
- Да.
- Под круглым?
- Да.
Выигрывает тот, кто найдет больше кладов. При повторении игры блоки меняют, увеличивается их количество. 2 вариант Ведущий говорит: щенок спрятался под красным, большим кругом. Можно карточками – символами написать письмо.
Четвертая неделя. Деревянный строительный конструктор. «Заправка для грузовика».
Цель: выяснить у детей, что такое заправка и зачем она нужна. Закрепить знания детей о частях заправки: колонка, парковка, касса, магазин и т. д. Выяснить из каких частей и деталей мы будем это строить.
Декабрь
Первая неделя. Конструктор ЛЕГО. «Ферма или деревня».
Цель: Научить детей строить не только объёмные постройки, но и плоские. Рассказать детям, что за строения бывают в деревне. Можно показать картинки на эту тему. Научить строить мельницу и сарай, мост и трактор и т. д.
Втора неделя. Конструктор «Цветной круг». «Веселая радуга».
Цель: познакомить детей с новым конструктором и его деталями. Показать, как из разных по форме деталей можно сложить красивые цветочные узоры и конечно радугу. Приучать детей к разнообразию цветовой гаммы. Приучать к аккуратности и бережному отношению к предметам.
Третья неделя. Блоки Дьенеша. «Автотрасса».
Цель: развиваем логическое мышление. Научить детей сортировать блоки по двум, трем признакам и строить из них дорогу.
Перед ребенком табличка – правило построения дорожки. Он строит дорожку по правилу: чередует блоки с учетом цвета или формы: сначала красный, потом квадратный, затем желтый, и треугольный. Малыш учится выделять свойство, абстрагироваться от других признаков. Для поддержания интереса детей хорошо предлагать различные игровые и практические задачи: мы строили дорожку до коробки с сюрпризом, перебирались по мостику через речку, выкладывали дорожку из льдинок во дворце Снежной Королевы, чтобы помочь убежать Каю и Герде. А на этом занятии ребята попали в болото. Строят крепкий мостик. Между собой блоки должны быть похожи по двум признакам. Например: фигуры обе синие и толстые.
Четвертая неделя. Деревянный строительный конструктор. «Гараж для грузовой машины».
Цель: дать понятие детям, чем отличает гараж грузового автомобиля от гаража легкового (высотой и размером). Научить выбирать строительный материал для этого строительства. Соотносить размер машины и делать постройку более устойчивой.
Январь
Первая неделя. Конструктор ЛЕГО. «Елочка».
Цель: Показать детям как из кубиков конструктора можно сделать елочку новогоднюю. Елочку можно сделать объемную или плоскостную. Последовательность действий объяснить и дать полную свободу действий.
Втора неделя. Конструктор магнитный smart max «Высокая башня или небоскреб».
Цель: показать детям, как из магнитных палочек можно построить высокую башню. Закрепить знания детей о высотных домах и зданиях. Научить считать этажи в зданиях и знать их порядок строительства. Прививать любовь к конструированию.
Третья неделя. Блоки Дьенеша. «Украсим елочку».
Цель: развитие умения выявлять и абстрагировать свойства. Умение «читать схему». Закрепление навыков порядкового счета.
Четвертая неделя. Деревянный строительный конструктор. «Автомастерская».
Цель: закрепляем знания детей об автомастерских, что там делает и кто. Зачем нужны такие автостанции. Учить правильно называть предметы находящиеся в автомастерской: яма, верстак, шкаф с инструментами, подьемник.
Февраль
Первая неделя. Конструктор ЛЕГО. «Город».
Цель: вспомнить вместе с детьми, какие постройки или достопримечательности есть в городах. Что им больше всего запомнилось. Закрепить умения строить дома, высотки, мосты. Научить строить храмы и музеи.
Втора неделя. Конструктор «Зодчество». «Строим домик для животных».
Цель: закрепить знания детей в строительстве домов из бревенчатого и деревянного материала. Прививать любовь к природе и животным, закрепить понятия домашние животные. Развивать аккуратность и бережливость.
Третья неделя. Блоки Дьенеша. «Логический поезд».
Цель: развитие способности к логическим действиям и операциям. Умение декодировать (расшифровывать) информацию, изображенную на карточке. Умение видоизменять свойства предметов в соответствии со схемой, изображенной на карточке. Умение действовать последовательно, в строгом соответствии с правилами.
Четвертая неделя. Деревянный строительный конструктор. «Мост через реку с машиной».
Цель: вспомнить знания детей о мостах или показать картинки разных мостов. Дать понятия подвесной, на сваях и перекидной мост. Научить строить перекидной мост, правильно выбираем детали для строительства.
Март
Первая неделя. Конструктор ЛЕГО. «Автомастерская для легковых машин».
Цель: закрепит знания детей, что такое автомастерская и автостоянка. Кто там работает и где находятся автомобили. Научить стоить огромный забор (огородить территорию). Что за здания там находятся и зачем они нужны.
Втора неделя. Конструктор подвижными креплениями КЛИКС. «Специальные машины».
Цель: продолжаем изучать конструктор с подвижными креплениями. Показать назначение некоторых деталей для специального транспорта-машина с лопатой. Объяснить детям назначение этих машин и как их можно сделать из конструктора. Продолжать учить аккуратности и своевременной уборке конструктора на место.
Третья неделя. Блоки Дьенеша. «Раздели блоки».
Цель: научить разбивать множество по двум, трем совместимым свойствам, производить логические операции «не», «и», «или».
Четвертая неделя. Деревянный строительный конструктор. «Паромная переправа».
Цель: познакомить детей с таким видом транспорта, как паром. Объяснить, зачем он нужен и где работает. Какие детали выбирать для строительства парома и станции, которая встречает и отправляет пассажиров. Объяснить, из каких частей состоит паром: борт, корма, каюта, капитанский мостик, палуба, труба.
Апрель
Первая неделя. Конструктор ЛЕГО. «Аэродром».
Цель: познакомить детей с аэродромом. Где стоят самолеты, кто за ними ухаживает, и кто их водит. Познакомить с частями самолета: как они называются, для чего они нужны. Научить строить самолет и аэродром с его зданиями.
Втора неделя. Конструктор подвижными креплениями КЛИКС. «Дворец для феи».
Цель: продолжаем изучать конструктор и творить из него новые предметы. Надо научить детей складывать высотные здания и делать крышу разных форм. Учить аккуратности и бережливости к деталям и людям.
Третья неделя. Блоки Дьенеша. «Логический поезд 2».
Цель: научить детей строить логическую дорожку с использованием понятий «не», «и», «или». Закрепляем понятия форма, размер, цвет, объём. Учим находить последовательность действий. Развиваем логическое мышление.
Четвертая неделя. Деревянный строительный конструктор. «Грузовой корабль».
Цель: познакомить с понятием грузовые перевозки по воде. Выяснить с детьми, что можно и что перевозят на кораблях. Как называются грузовые корабли: сухогруз, танкер. Алгоритм постройки: корпус корабля, верхняя палуба, корма, капитанский мостик и трубы.
Май
Первая неделя. Конструктор ЛЕГО. «Город моей мечты».
Цель: закрепить все полученные знания за год о строительстве. Что бывает в городе, какие здания, автостоянки, аэродром, спортивные площадки и парковые зоны. Дети самостоятельно и сообща должы построить такой город.
Втора неделя. Конструктор «Цветной круг». «Цветочная поляна».
Цель: закрепит знания детей о цвете. Закрепить знания детей о необычных формах. Научить детей составлять композицию с помощью чередования цветов и деталей. Учить аккуратности при уборке материала на место.
Третья неделя. Блоки Дьенеша. «Проведение олимпиады».
Цель: закрепить все полученные знания за год обучения и поиграть в понравившиеся игры.
Можно провести олимпиаду на лучшую игру.
Четвертая неделя. Деревянный строительный конструктор. «Железная дорога».
Цель: закрепить знания детей о еще одном виде наземного транспорта поезд. Объяснить детям части, из которых состоит поезд и вся железная дорога. Объяснить алгоритм сборки поезда: рельсы, шпалы, колеса, дно вагона, стены, крыша и токоприемник.
Содержание:
Работа по конструктивно-модельной деятельности детей включает себя не только занятия, а также самостоятельное конструирование детей из разных видов конструкторов, проектную деятельность, дидактические игры.
Важнейшим условием реализации программы является создание развивающей и эмоционально комфортной для детей образовательной среды, которая соответствует тематическому планированию образовательного процесса и должна быть содержательно-насыщенной, развивающей, трансформируемой, полифункциональной, вариативной; доступной, безопасной, здоровьесберегающей; эстетически-привлекательной
Методическое обеспечение:
Материалы, инструменты, оборудование, необходимые для реализации программы :
1. Деревянный строительный конструктор
2. Деревянный строительный конструктор «Зодчий» (фирма Интелин)
3. Блоки Дьенеша (фирма Корвет)
4. Конструктор Лего
5. Конструктор с подвижными креплениями КЛИКС (фирма Интелин)
6. Конструктор магнитный smart max (фирма Интелин)
7. Конструктор «Цветной круг» (фирма Интелин)
8. Магнитофон
9. Ноутбук