Татьяна Михеева
План кружковой работы для детей предшкольной подготовки «Путешествие в прошлое»
▼ Скачать + Заказать документы
Михеева Т. А. – воспитатель
Пояснительная записка:
Дошкольный возраст – это период наиболее интенсивного социального развития. Вырастить и воспитать духовно прекрасного человека – венец всех трудов педагогов, воспитателей, родителей. Но нелегко и непросто открывать ребенку мир прекрасного, делать его чутким к красивому, учить ценить прекрасное. Оценка себя как личности, понимание и чувствование своей родины приходит к человеку постепенно и имеет своим истоком красоту, величие прошлого. Социальное и нравственное воспитание связано с культурой родного края, со знанием его прошлого и настоящего.
Публикация «План кружковой работы для детей предшкольной подготовки „Путешествие в прошлое“» размещена в разделах
- Кружковая работа. Дополнительное образование
- Планирование. Планы работ
- Путешествие в прошлое, история предметов
- Темочки
Цель данного плана кружковой работы – расширить содержание сознания ребенка за счет приобщения его к истокам русской народной культуры и культуры донского казачества, к историческому прошлому той территории, на которой мы живем.
План дает возможность :
- поддерживать познавательное отношение к окружающему миру;
- развивать эмоциональную отзывчивость к эстетической стороне окружающей действительности;
- развивать представление детей о культуре, умениях, талантах народа, к которому мы имеем честь принадлежать;
- познакомить с устным народным творчеством, былинами, сказками, балладами, обрядами и традициями;
- развивать желание узнавать больше о своей Родине;
- почувствовать себя неотъемлемой частью бытия своей родины;
- проявить себя в песнях, в обрядовых праздниках, в декоративно-прикладном искусстве;
- пополнить словарь словами и выражениями исконно народной принадлежности;
- проявить себя творчески;
- почувствовать гордость за свой народ и свою принадлежность к нему.
Формы работы с детьми :
- беседы, рассказы;
- чтение произведений устного народного творчества;
- разучивание игр, танцев, обрядовых хороводов;
- заучивание пословиц, поговорок, потешек;
- экскурсии в комнату-музей народного творчества и быта детского сада, городской краеведческий музей, в городскую школу искусств;
- рассматривание рукотворных предметов народного быта;
- рассматривание репродукций картин русских и донских художников;
- прослушивание музыкальных произведений;
- просмотр диафильмов, кинофильмов, иллюстраций, открыток, альбомов.
Календарный план кружковой работы :
1. Дети 5-6 лет.
Сентябрь.
1. «Открой прекрасное в себе»
Цель: познакомить детей с комнатой-музеем в детском саду, открыть ребенку мир прекрасного, мир рукотворных предметов старины.
2. «В доме бабушки Меланьи».
Цель: познакомить с интерьером русской избы, с предметами, созданными умелыми, искусными руками наших предков.
3. «Ложки точеные, ручки золоченые»
Цель: познакомить с предметами быта русского народа, их назначением.
Октябрь.
1. «Марья – искусница рассказывает».
Цель: познакомить с нарядом русской женщины.
2. «Сенькин кафтан».
Цель: познакомить с национальной мужской одеждой.
3. «Оренбургский пуховый платок».
Цель: познакомить с зимними головными уборами.
Ноябрь.
1. «Веселые деревянные сестрички»
Цель: познакомить с семеновской игрушкой – матрешкой.
2. «Что рассказал Ванюшка».
Цель: познакомить с антологией игрушки на Руси: соломенная, деревянная, тряпичная, современная игрушка – голыш.
3. «Бычок – смоляной бочок».
Цель: подробный рассказ о соломенной игрушке.
Декабрь.
1. «Сестрица Аленушка и братец Иванушка».
Цель: познакомить детей с изображением русской действительности в прошлом; сказочные мотивы на полотнах В. Васнецова.
2. «Иван – царевич на сером волке».
Цель: продолжение знакомства с изображением русского быта на картинах В. Васнецова.
3. «Три богатыря»
Цель: дать представление об изображении богатырей как символа несгибаемого духа и гордости всего народа. Рассматривание репродукции И. Репина.
Январь.
1. «Рождественские колядки»
Цель: познакомить с обрядовой традицией на Руси.
2. «Наши подружки – чашки, ложки, кружки».
Цель: продолжение темы – деревянная утварь, ее роль в создании домашнего уюта русской избы.
3. «Доброму гостю хозяева рады…».
Цель: познакомить с пословицами, поговорками, отражающими жизнь, быт, семейные взаимоотношения русского народа.
Февраль.
1. «Ах ты, котенька, коток».
Цель: познакомить с мудростью русского народа, заключенной в детской потешке.
2. «Что за прелесть эти сказки».
Цель: знакомство с изображением жизни, быта, семейных взаимоотношений русского народа в волшебных и бытовых сказках.
3. «Маленькое чудо».
Цель: знакомство с пословицами и поговорками, отображающими жизнь, быт, отношения к семье, дружбе, работе русского народа.
Март.
1. Викторина «В гостях у бабушки Загадушки»
Цель: познакомить с загадкой, заключающей в себе многовековую мудрость народа.
2. «Ярмарка игрушек».
Цель: знакомство с дымковской глиняной игрушкой, продолжать учить понимать и ценить прекрасное.
3. «Веселая карусель».
Цель: знакомство с филимоновской глиняной игрушкой.
Апрель.
1. «И грянул бой, Полтавский бой!»
Цель: познакомить детей с великими людьми России, способствовавшими укреплению ее мощи, защите. Знакомство с личностью Петра Первого.
2. «Мне солдат дороже себя».
Цель: знакомство с легендарным генералиссимусом А. В. Суворовым, защитником земли русской.
3. «Едет Кутузов бить французов».
Цель: знакомство с героями защитниками отечества. Дать возможность ощутить дух национального прошлого Родины. Рассказ о великом фельдмаршале М. М. Кутузове.
Май.
1. «Доброта и красота вырастают из одного корня»
Цель: обобщить представления детей о человеке в истории и культуре, содействовать эмоциональному отклику на эстетическую действительность русской народной культуры.
2. Викторина – соревнование «Умом да смекалкой»
Цель: дать возможность детям проявить себя творчески.
2. Дети 6-7 лет.
Сентябрь.
1. «Золотая бревенчатая изба».
Цель: знакомство с русской избой, как, кто ее строил, как представлено жилище в русской сказке.
2. «Казачий курень»
Цель: сравнить русскую избу и казачий курень. Что общего и чем отличаются жилища наших предков.
3. «Почему Емеля любил русскую печь?»
Цель: познакомить детей со значением русской печи.
Октябрь.
1. «На златом крыльце сидели…».
Цель: знакомство с частью избы – крыльцом, его назначением, ролью в обрядах, сказках.
2. «С природой дружить – голодным не быть».
Цель: выяснить, где селились наши предки славяне, почему? Где селились донские казаки? Как донские казаки относились к природе, растениям, донской степи «лазоревой».
3. «Как играли наши предки».
Цель: Выяснить, как играли дети в старину на Руси. Как играли казачата на Дону.
Ноябрь.
1. «Бабушкин сундук».
Цель: познакомить детей с женским и мужским казачьим костюмом, особенностями одежды донских казаков.
2. «Подарок на зубок».
Цель: выяснить, как донские казаки воспитывали мальчиков, почему ратному делу начинали учить с раннего детства.
3. «По следам богатырских коней».
Цель: знакомство с русской былиной, ее ролью в воспитании защитников Родины.
Декабрь.
1. «Песни о героях».
Цель: знакомство с фольклором донского казачества: сказки, баллады, былины.
2. «Донские казаки – отважные вои».
Цель: дать представление о донских казаках как о защитниках южных рубежей нашей Родины.
3. «Чарующий мир».
Цель: знакомство с малым фольклором: поговорки, пословицы. Выяснить, о ком больше придумано поговорок (конь, почему это было важно для наших предков.
Январь.
1. «Здравствуй, радость сердца, Рождество Христово».
Цель: познакомить с обрядовыми традициями русского православного народа и донского казачества.
2. «Широкая Масленица пришла – веселье принесла».
Цель: продолжать знакомить с обрядами на Руси и Дону, показать, что наши предки могли и трудиться, и веселиться «удало».
Февраль.
1. «Гой ты, Русь моя родная…».
Цель: познакомить с изображением исторического прошлого Руси в живописи, стихах. Дать почувствовать гордость и любовь к своей Родине.
2. «Слава тебе господи, что мы – казаки!»
Цель: Познакомить детей с героическим прошлым родины. Формировать желание знать о прошлом своих предков, гордиться своей принадлежностью к ним.
3. «Нет, не перевились еще богатыри на Руси».
Цель: познакомить детей с героическим прошлым родины, с героизмом народа, рассказать о преданности своей земле. Используя репродукции картин художественных произведений, дать возможность ощутить дух национального прошлого. Зародить гордость прошлым своего народа и осознание принадлежности к нему. Воспитывать познавательный интерес к истории Родины, понимание неразрывной связи «прошлого-настоящего».
Март.
1. «Во всех ты, душечка нарядах хороша!»
Цель: Продолжать знакомить с русским народным костюмом; с обувью, которую носили: лапти, чеботы, сапоги; с головными уборами. Дать представление, о том, что все изготавливалось умелыми талантливыми руками русского народа.
2. «В низенькой светелке».
Цель: Познакомить детей с бытом русской женщины и с бытом донской казачки.
3. «На приездинах ты гостя не употчевал, на отъездинах гостя не учествовати».
Цель: Дать представление об умении русского народа трудиться и веселиться. О его таланте собирать, копить, передавать знания поколениям в запоминающемся, интересном виде. Познакомить детей с обрядовым фольклором русского народа.
Апрель.
1. «Коли с добром – просим в дом».
Цель: знакомство с исконным русским гостеприимством. Продолжать знакомить с устным народным творчеством: пословицы, поговорки, прибаутки, песни, загадки, частушки.
2. «Святая Пасха – праздник милосердия».
Цель: Выяснить: доброта - это хорошо или плохо? Чтение рассказа: Н. Манасеина «Тайная милостыня».
3. «Как на Пасху куличи».
Цель: познакомить с традицией празднования Пасхи на Руси и Дону. Выставка домашних куличей и крашенок.
Май.
1. «Через прекрасное к человеческому».
Цель: Выяснить и закрепить представления детей о быте наших предков. Воспитывать эмоциональный положительный отклик в душе ребенка на прекрасное. Формировать чувство гордости за свой народ.
2. «Добры молодцы и красны девицы».
Цель: Дать детям возможность проявить себя творчески.
Используемая литература:
1. О. Л. Князева, М. Д. Маханева «Приобщение детей к истокам русской народной культуры»,
2. О. Л. Князева, М. Д. Маханева «Красна изба».
3. Знакомство детей с русским народным творчеством: Конспекты занятий и сценарии календарно-обрядовых праздников: Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений/Авт. сост. Л. С. Куприна, Т. А. Бударина, О. А. Маханева, О. Н,Корепанова и др. –СПб. : «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004.
4. Народный календарь – основа планирования работы с дошкольниками по государственному образовательному стандарту: План-программа. Конспекты занятий. Сценарии праздников: Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений / Николаева С. Р., Катышева И. Б., Комбарова Г. Н., и др. – СПб. : «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004.
5. Тихонова М. В., Смирнова Н. С. красна изба…Знакомство детей с русским народным искусством, ремеслами, бытом в музее детского сада. – СПб. : «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004.
6. Календарные обрядовые праздники для детей дошкольного возраста. Авторский коллектив: Пугачева Н. В., Есаулова Н. А., Потапова Н. Н. учебное пособие. – М. : Педагогическое общество Росси.
7. Интернет ресурсы.