Лариса Чайка
План работы факультатива «Мастерская слова «Глаголики» для детей среднего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
Центр развития ребенка-детский сад «Классика»
«Утверждаю»
Заместитель директора по УВР
(подпись) Турусова Ирина Федоровна
«15» октября 2014 год
План работы факультатива
Мастерская слова «Г Л А Г О Л И К И»
для детей среднего дошкольного возраста
Составитель:
воспитатель, учитель-дефектолог
Чайка Лариса Владимировна
г. Нерюнгри, 2014 год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Публикация «План работы факультатива „Мастерская слова „Глаголики“ для детей среднего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Глаголы. Глагольный словарь дошкольника
- Планирование. Планы работ
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» сентябрь 2015
Речь ребенка - это его душа, его доброта и его ум. Овладение языком- процесс творческий, но при этом дети подражают словам, высказываниям взрослых. В процессе развития речи формируются все компоненты речевой системы. Развиваются и совершенствуются психические процессы, которые в свою очередь активизируют мыслительную деятельность, формируют у детей языковое чутье.
Творческие игры со словом помогают повысить уровень речевого развития ребенка, что имеет важное значение, так как развитие словаря и речи ребенка, овладение богатствами родного языка, является одним из основных элементов формирования полноценной личности, способом освоения выработанных ценностей национальной культуры.
Использование приемов технологий ТРИЗ позволяют воспитать личность с широкими интеллектуальными, творческими возможностями, а также научить детей рассказывать, запоминать, придумывать. Овладение простыми приемами фантазирования, словотворчества, придумывания позволяют с простейшего уровня перейти на творческие работы более сложного уровня.
Творческая игра со словом помогает формировать правильную артикуляцию, тренирует дикцию.
В данной программе используются общедидактические принципы.
1. принцип систематичности- непрерывность, регулярность занятий;
2. принцип активности и сознательности- активное отношение педагога и ребенка к своей деятельности;
3. принцип наглядности- взаимодействие всех анализаторов, использование дидактических пособий;
4. принцип доступности и индивидуализации- учет возрастных особенностей.
Цель:
-научить детей дошкольного возраста работать со словом, рифмой слова, применять их в различных игровых ситуациях (моментах);
-развивать воображение, творческие способности, мышление- мыслительные операции детей, ведущие к объяснению смысла;
-учить детей владеть словом, правильно применять, изменять формы слов;
-развивать быстроту языкового восприятия, словарный запас детей;
-учить создавать игровое пространство для развития речи в целом;
-воспитывать положительные личностные качества, чувство коллективизма, умение находить себя в различных видах деятельности, доброжелательно относится друг к другу.
Данная работа содержит следующие разделы:
1. Работа со словом (Обогащение словаря детей).
2. Сравнение предметов (Развитие психических процессов).
3. Описательные рассказы (Глаголики).
4. Теория решения изобретательных задач (ТРИЗ).
5. Составление загадок (Использование трех моделей).
6. Словотворчество (Работа со словом, рифмующим словом).
7. Словесные речевые игры.
П л а н р а б о т ы факультатива «Г Л А Г О Л И К И»
Месяца Содержание работы Цели
Октябрь
1 неделя
2 неделя
3 неделя
4 неделя
Работа со словом.
Игра «Живое - неживое».
Игра «Отвечай быстро».
Игра «Назови слова».
Игра «Фантазии о…»
Признаки объектов.
Игра «Цепочка».
Игра «Угадай по описанию».
Игра «Я назову признак, а вы перечислите значения».
Игра «Что (кто) делает так же»
Изменение слов.
Игра «Закончи предложение».
Игра «1-2-5-7 со словами».
Игра «Измени слово»
Работа над предложением.
Игра «Распространи предложе-ние»
Игра «Составь предложение с заданными словами»
Знакомить с понятиями «одушевленный» и «неодушевленный» предмет. Учить находить свойства любого предмета.
Находить слово названному местоимению. Развивать воображение. Связную образную речь.
Учить выделять признаки объектов.
По описанию определять объект. Учить подбирать разные значения к одному объекту. Выявлять признаки объекта.
Учить детей владеть словом, правильно изменять слова, расширять словарный запас, учить склонять числительные с существительными.
Учить составлять предложения по схеме, используя правильность построения предложения. Составлять предложения с заданными словами.
Ноябрь
1 неделя
2 неделя
3 неделя
4 неделя
Сравнение предметов.
Игра «У кого, какой предмет»
Игра «Сравнилки»
Игра «Кляксы»
ТРИЗ (теория решения изобретательных задач).
Игра «Хорошо - плохо».
Игра «Полезно – вредно».
Игра «Ласковые имена».
Составление рифм.
Игра «Четвертый лишний».
Игра «Где мы были, вам не скажем, а что делали- покажем».
Игра «Придумаем рифмован-ные строчки».
Игра «Придумай рифмованное слово».
Игра «Складные картинки»
Познакомить с видами сравнений (моделью составления сравнений, развивать речь, воображение, мышление.
Учить сравнивать объекты, фантазировать, придумывать необычные имена, используя схему.
Развивать речь, мышление, фантазию, находчивость в непринужденной игровой форме.
Учить подбирать рифмы, используя наглядность.
Декабрь
1 неделя
2 неделя
3 неделя
4 неделя
Январь
3 неделя
4 неделя
Составление описательных рассказов (глаголиков).
Глаголик про детей.
Глаголик про сказочных героев.
Глаголик (по желанию детей).
ТРИЗ (теория решения изобретательных задач)
Несуществующее животное (придумывание имен).
Игра «Фантастическое имя»
Игра «Инопланетная сказка»
Игра «Космическая фантазия»
Учить детей словотворить, составлять глаголики, используя последовательность «жил- был (объект)- какой? – что делал? – с кем общался?.
Развивать речь, воображение, творческие способности.
Использовать наглядность по выбору детей.
Учить детей фантазировать
Придумывать несуществующие имена космическим животным, учить высказываться, анализировать переживания, передавать эмоциональные переживания в образах, сопереживать герою. Продолжать использовать наглядный материал.
Февраль
1 неделя
2 неделя
3 неделя
4 неделя
Составление загадки по первой модели:
Какой? – Что бывает таким же?
Составление загадки по второй модели:
Что делает? – Кто делает также?
Развивать мыслительные операции детей, учить составлять загадки, используя модели. Подбирать образные характеристики по цвету, форме, действиям, признаку.
Март
1 неделя
2 неделя
3 неделя
4 неделя
Словотворчество (рифмующие слова).
Игра «Дразнилка».
Игра «Доскажи словечко».
Игра «Склад- несклад».
Игра «Исправь меня».
Игра «Сочиним и запишем»
Игра «Продолжи стих дальше»
Обобщение материала. Учить подбирать рифмую-щиеся между собой слова и словосочетания с суффиксами, «подразнить» какой-либо предмет рукотворного мира. Преобразование свойства объекта в слова и словосочетания с уменьшительно- ласкательным суффиксом- «-лка» (поддразнивание бантика- украшалка, потерялка).
Апрель
1 неделя
2 неделя
3 неделя
4 неделя
Словесные речевые игры.
Местоимения с существительными.
Образование суффикса существительных.
Приставочные глаголы.
Слово из двух составляющих слов. Учить называть слова, соответствующие данному местоимению. Образовывать уменьшительно-ласковое значение (увеличивающее) Учить подбирать подходящее начало. Из двух слов собрать одно.
Май
1 неделя
2 неделя
3 неделя
4 неделя
Игры соревновательного характера.
«Интересная загадка».
«Необычное имя».
Глаголики (описательные рассказы)
Работа с детьми по закреплению пройденного.
Конкурс
рисунков
«Лучшая история».
«Что хочу я рассказать».
Совместная работа родителей с детьми.
Используемая литература:
1. Бондаренко А. К. Словесные игры в детском саду. Пособие для воспитателей детского сада. - М., 1977.
2. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. - М., 1999.
3. Жинкин Н. И. Механизмы речи. – М., 1988.
4. Д. Родари. Грамматика фантазии: введение в искусство придумывания истории – М., 1978.
5. Хоменко Н. Н. Теория решения изобретательных задач. – Челябинск, 1999.