Ольга Марченко
План работы кружка «Маленькие исследователи»
▼ Скачать
План работы кружка «Маленькие исследователи»
Ольга Марченко
г. Новосибирск
Опытно – экспериментальная деятельность в старшей группе «Капитошки»
Актуальность программы. Исследовать, открыть, изучить - значит сделать шаг в неизведанное. Ребёнок с самого рождения уже является исследователем. Малыш с младенчества проявляет поисковую и исследовательскую деятельность по отношению к предметам, сам добывает информацию о явлениях и объектах. Задача воспитателей – подвести ребёнка к получению знаний, помочь развитию его творческой активности, а не донести её в готовом виде. В современный век компьютерных технологий от человека требуется не только владение знаниями, но и умение добывать эти знания самому и использовать их в жизненных ситуациях.
Публикация «План работы кружка „Маленькие исследователи“» размещена в разделах
Одним из эффективных методов работы в данной сфере является поисковая деятельность или экспериментирование. Именно в познавательно-исследовательской деятельности дошкольник получает возможность самому добывать информацию о явлениях или объектах, напрямую удовлетворить присущую ему любознательность.
В дошкольном возрасте экспериментирование является ведущим, а впервые три года практически единственным способом познания мира. Именно исследовательская деятельность помогает дошкольнику соответствовать требованиям ФОП.
Таким образом, детская экспериментальная деятельность направлена на выработку самостоятельных исследовательских умений, способствует развитию творческих способностей и логического мышления.
Цель: создание условий для формирования у дошкольников познавательно - исследовательской деятельности.
Для решения поставленной цели намечены следующие задачи:
1. Развивать познавательный интерес у детей к самостоятельному познанию объектов окружающего мира в процессе организации элементарных исследований, экспериментов, наблюдений и опытов;
2. Обучать детей строить гипотезы, искать ответы на вопросы и делать простейшие умозаключения, анализируя результат экспериментальной деятельности;
3. Продолжать учить детей использовать приемы экспериментирования для познания объектов живой и неживой природы, их свойств и качеств.
4. Расширять и систематизировать представления о многообразии объектов окружающего мира:
5. Поддерживать у детей инициативу, сообразительность, пытливость, любознательность, самостоятельность.
6. Развивать у детей коммуникабельность, наблюдательность, самоконтроль своих действий.
Ожидаемые результа ты:
ребёнок испытывает познавательный интерес к событиям, находящимся за рамками личного опыта, фантазирует, предлагает пути решения проблем, имеет представления о предметном и природном мире; ребёнок устанавливает закономерности причинно-следственного характера, приводит логические высказывания; проявляет любознательность;
Оборудование для исследовательской деятельности:
1. Прозрачные и непрозрачные ёмкости.
2. Мерные ложки, ситечки, воронки разного размера, резиновые перчатки.
3. Пипетки, шприцы пластиковые (без игл).
4. Лупы, зеркала
5. Пластиковые трубочки.
6. Деревянные палочки, лопаточки.
7. Пластиковые контейнеры.
8. Рулетка, линейка.
9. Весы, компас, фонарик, микроскоп, свечи, термометр.
10. Фартуки, щётки, совки.
11. Цветные прозрачные стёклышки.
12. Лопатки, лейки.
13. Магниты, скрепки.
14. Схемы этапов работы, заранее приготовленные карточки для самостоятельной исследовательской деятельности.
Материал, подлежащий исследованию:
1. Пищевые материалы: сахар, соль, мука, кофе, чай.
2. Растворимые ароматические вещества (соли для ванн, детские шампуни, пенка для ванн).
3. Йод, марганец, зелень бриллиантовая, гуашь, акварель.
4. Природные материалы: камешки, жёлуди, кора деревьев, веточки, мел, почва, глина, семена, шишки, перья, ракушки, скорлупки орехов.
5. Бросовый материал: бумага разной фактуры и цвета, поролон, кусочки ткани, меха, пробки, вата, салфетки, нитки, резина.
График работы кружка
Количество занятий – 1 раз в неделю
Продолжительность занятия -25 минут
Количество детей – 8 человек
Занятия проводятся во вторую половину дня среда или четверг
Календарно-тематическое планирование работы кружка «Маленькие исследователи» в старшей группе «Капитошки»
октябрь
Живой кусочек
- Установить, что в корнеплодах есть запас питательных веществ для растения.
Зачем репейнику крючки?
-Выявить взаимосвязь строения плодов со способом их распространения.
Почему цветы осенью вянут? Почему листья желтеют?
-Установить зависимость роста растений от температуры влаги в почве, температуры воздуха.
Очень красная морковка!
-Обучение технике проведения исследований в ходе познавательно-исследовательской деятельности.
-Формировать умения находить информацию по плану, фиксировать её в папке исследователя, составлять рассказ (доклад) по плану.
- Учить работать с картами исследователей.
-Расширять представления детей о морковке и её пользе.
- Воспитывать умение работать в паре и коллективно, умение понимать учебную задачу и выполнять её.
ноябрь
Можно ли носить воду в решете?
-Познакомиться со свойствами поверхности воды.
-Учить отстаивать свою точку зрения.
«Фильтр для воды»
-Познакомить детей со способами очистки воды при помощи различных материалов.
Умная галка (Помощница вода)
-Познакомить с тем, что уровень воды повышается, если в воду класть предметы.
Волшебное сито
-Познакомить детей со способом отделения камешков от песка, мелкой крупы от крупной с помощью сита.
-Развивать самостоятельность.
Почему снег белый?
-Расширять у детей представления о явлениях неживой природы зимой.
-Учить устанавливать связь между температурой воздуха и агрегатным состоянием воды.
декабрь
Взаимодействие воды и снега
-Определить, что лед тает от тепла, от надавливания; что в горячей воде он тает быстрее; что вода на холоде замерзает, а также принимает форму емкости, в которой находится.
Открываем секрет незамерзающей воды
-Учить понимать, как и почему происходят многие природные явления.
Ледяные бомбочки
-Познакомить детей со льдом и его свойствами (гладкий, прозрачный, холодный, твердый).
-Учить устанавливать элементарные причинно-следственные связи: снег в тепле тает и превращается в воду; на морозе вода замерзает и превращается в лед.
Спорим о том, сколько воды получится из снега
-Расширить представление детей о снеге и его свойствах, о зимних явлениях.
Почему медведь зимой спит под снегом и не мерзнет. «Теплый» сугроб" -Расширить представления об окружающем мире.
-Дать представление ребёнку о свойствах воздуха и воды.
-Развивать логическое мышление и внимание.
Чистый лед
-Дать представление ребёнку о свойствах воды.
-Учить отстаивать свою точку зрения.
январь
Снежные цветы Замораживаем мыльные пузыри
-Учить понимать, как и почему происходят многие природные явления.
Почему из пластилина можно лепить?
-Развивать моторику пальцев, формировать воображение и улучшать память. -Учить детей фантазировать.
Цветной песок
-Познакомить детей со способом изготовления цветного песка (перемешав его с цветным мелом).
-Научить пользоваться теркой.
Сколько ушей?
-Определить значимость расположения ушей по обеим сторонам головы человека.
-Познакомить со строением уха, его ролью для ориентировки в пространстве.
февраль
Проверка зрения
-Выявить зависимость видения объекта от расстояния до него.
Необычная скрепкаПритягиваются — не притягиваются
-Определить способность металлических предметов намагничиваться.
- Найти предметы, взаимодействующие с магнитом.
-Определить материалы, не притягивающиеся к магниту.
Необычные кораблики
-Познакомить со свойствами стеклянных предметов.
-Развивать наблюдательность, любознательность, смекалку.
-Учить соблюдать правила безопасности при обращении с предметами из стекла.
Грузовичок и легковушка (трение)
-Познакомить с понятием сила трения, выяснив причину её возникновения. -Экспериментально установить, что такое сила трения.
Можно ли менять форму камня и глины?
-Выявить свойства глины (пластилин) (можно изменять форму, делить на части, лепить и камня (твёрдый, нельзя лепить, разделить на части).
- Развивать смекалку, наблюдательность.
март
Цветная сосулька
-Расширить представления об окружающем мире.
-Дать представление ребёнку о свойствах воздуха и воды.
-Развивать логическое мышление и внимание.
Что отражается в зеркале
-Познакомить детей с понятием «отражение», найти предметы, способные отражать.
Уличные тени
-Понять, как образуется тень, ее зависимость от источника света и предмета, их взаиморасположение.
Чудо-прическа
-Познакомить с проявлением статического электричества и возможностью снятия его с предметов.
апрель
Вершки — корешки. Что потом?
-Выяснить, что раньше появляется из семени.
-Систематизировать знания о циклах развития всех растений.
Что внутри?
-Установить, почему стебель может проводить воду к листьям.
- Подтвердить, что строение стебля обусловлено его функциями.
Вращающаяся Земля
- Представить, как Земля вращается вокруг своей оси.
Тёмный космос
-Узнать, почему в космосе темно.
Взаимодействие с родителями:
•Изготовление, сбор материала, оборудования для уголка экспериментирования.
• Буклеты для родителей.
• Открытый показ кружковой работы.
• Консультация «Детские вопросы – взрослые ответы».
• Фоторепортажи о кружковой работе.
• Рекомендации родителям о проведении экспериментов в летний период.
• Рекомендации родителям о проведении экспериментов в домашних условиях.
• Выступление на родительском собрании.
Методическая литература
1) Дыбина О. В. Неизведанное рядом: Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников.
2) Тугушева Г. П., Чистякова А. Е. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста. «Детство-пресс» методическое пособие.
3) Дыбина О. В. Из чего сделаны предметы?
4) А. И. Иванова «Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду»
5) Е. В. Марудова «Ознакомление дошкольников с окружающим миром. Экспериментирование».
6) Л. Н. Менщикова Экспериментальная деятельность детей 4-6 лет
7) В. В. Москаленко, Н. И. Крылова «Опытно - экспериментальная деятельность».
8) Н. В. Нищеева. Опыты, эксперименты, игры.
9) Л. Н. Прохорова «Организация экспериментальной деятельности дошкольников».
10) Н. А. Рыжова «Маленький исследователь в детском саду