Федорова Анна Викторовна
План работы кружка «Колесо истории» (средний дошкольный возраст)
▼ Скачать + Заказать документы
Сентябрь
Тема Разделы Литература
«Происхождение Земли»
Задачи:
- познакомить детей с историей происхождения Земли;
- дать представление о первых растениях и животных. 1. Рождение Земли. Жизнь зародилась в океане (первые растения и животные). Стр. 8-14 (№1)
Стр. 16-32 (№1)
2. Эра динозавров. Стр. 40-64 (№1)
• Рассматривание макета Земли (в разрезе);
• Рассматривание альбомов, атласов, книг из серии «Что было до нашей эры»;
• Игра «Живая – неживая природа» ( например: цветок – живая природа, камень – неживая природа).
Публикация «План работы кружка „Колесо истории“ (средний дошкольный возраст)» размещена в разделах
Октябрь
Тема Разделы Литература
«Первобытный человек»
Задачи:
- продолжать формировать представления о первобытном человеке, его образе жизни, жилище, орудиях труда и их совершенствовании:
- совершенствовать связную речь в процессе активных действий по установлению причинно-следственных связей. 1. Первобытный человек (образ жизни, внешность, поведение). Стр. 130-138 (№1)
См. №3
2. Инструменты и их совершенствование. Роль огня в жизни человека. Стр. 142-144 (№1)
Стр. 148-150 (№1)
См. №3
• Игра «Что нам рассказал бивень мамонта?»;
• Рассматривание макета «Стоянка первобытных людей»;
• Игра «От пещеры до небоскребов»;
• Игра «Разложи по порядку» (орудия труда – от древних до современных).
Ноябрь
Тема Разделы Литература
Продолжение темы:
«Первобытный человек»
Задачи:
- дать представление об охоте первобытных людей, охотничьих принадлежностях, о развитии пещерного искусства, возникновении религиозных предпосылок;
приручение животных.
1. Охота. Использование продуктов охоты: шкуры, кости, мясо, жир. Стр. 152 (№1)
Стр. 160-161 (№1)
См. №3
2. Пещерное искусство. Религия. Стр. 154-155 (№1)
Стр. 160-164 (№1)
См. №3
• Творческая деятельность (рисование в технике ТРИЗ «свеча») «Наскальные рисунки»;
• Рассматривание с детьми изображений древних орудий труда;
• Игра «Что сначала – что потом?» (орудия труда);
• Изготовление украшений древних людей с использованием природного и бросового материала.
Декабрь
Тема Разделы Литература
«Древний Египет. Греция. Мифы и легенды древней Греции»
Задачи:
- познакомить с Древним Египтом, дать представление о развитии труда, о возникновении профессий, письменности, книгоиздания;
- знакомить с легендами и мифами Древней Греции.
1. Древний Египет. Профессии древних египтян. Воины. Письменность, книгопечатание, иероглифы. Стр. 39-40 (№4)
Стр. 62 (№4)
Стр. 41-45 (№4)
Стр. 80 (№4)
См. №3
2. Религия (фараоны, храмы, гробницы).
Мифы и легенды Древней Греции. Стр. 43-45 (№4)
См. №3
Стр. 102 (№5)
Стр. 14 (№5)
Примечание: знакомство с мифами и легендами Древней Греции проходит в течение декабря.
• Рассматривание иллюстраций книги «Чудеса древнего мира»;
• Настольная игра «Олимпийские игры»;
• Задания «Расшифруй слово» (иероглифы заменяются соответствующими буквами, прочтение полученных слов);
• Лабиринт «Пройди к фараону».
Январь
Тема Разделы Литература
«История Отечества»
Задачи:
- формировать у детей представления об истории Отечества;
- древние славяне – их религия, ремесла;
- дать представления о возникновении первых городов.
1. Древние славяне – наши предки. Верования древних славян Стр. 5-11 (№2)
Стр. 17-31 (№2)
2. Славяне – ремесленники и творцы. От поселков к славянским городам. Стр. 31-41 (№2)
Стр. 41-45 (№2)
• Рассматривание иллюстраций к русским народным сказкам, где в традициях древних славян изображены предметы быта («По щучьему велению», «Гуси-лебеди» и др.);
• Раскрашивание контурных изображений нарядов древних славян:
- Головные уборы
- Сарафаны;
- Обувь и т. д. (самостоятельно или по предложенному образцу);
• Задание «Сравни бабушек» (№15 стр. 4, 9);
• «2 колобка» (стр. 5, 13);
• «Куда спрятался колобок?» (стр. 6, 19);
• Изготовление изображений древнеславянских божеств («Солнце», «Леший» и т. д.).
Февраль
Тема Разделы Литература
Продолжение темы:
«История Отечества»
Задачи:
- формировать у детей основы нравственно-патриотического воспитания, любовь и уважение к истории своего города, его героическому прошлому;
- Великая Отечественная война: «Сталинградская битва». 1. Великая Отечественная война. Стр. 8-14 (№2)
Стр. 166-168 (№10)
2. Сталинградская битва Стр. 15 (№11)
Стр. 339-347 (№2)
• Рассматривание альбома «Волгоград – город-герой»;
• Дидактические игры из серии «Люби и знай свой край»;
• Авторские игры «Прогулка по Волгограду», «Царицын-Сталинград-Волгоград» и др. ;
• Разрезные картинки «Мой город»;
• Рисование на тему: «Волгоград – город-красавец», «Дети на войне», «Мир на земле» и т. д. ;
• Разучивание стихов волгоградских авторов о городе, о мире и войне;
• Изготовление поделок ко 2 февраля, к 23 февраля.
Март
Тема Разделы Литература
«Технический прогресс»
Задачи:
- развивать представления детей о техническом прогрессе: развитие мореплавания, строительство, возникновение электричества.
1. От лодок до кораблей.
2. От пещер до небоскребов. Стр. 195 (№12)
Стр. 95-97 (№6)
Стр. 37 (№11)
Стр. 166-168 (№10)
См. №3
Стр. 120-123 (№6)
Стр. 58 (№11)
См. №3
3. Электричество было не всегда. Стр. 56-57 (№6)
Стр. 128-130 (№10)
Стр. 74-76 (№2)
Стр. 42 (№10)
См. №3
Примечание: знакомство с достижениями технического прогресса идет во взаимосвязи с профессиями
• Игра «Что сначала – что потом» (последовательное расположение изображений жилищ, плавательных средств);
• Разрезные картинки «Что было раньше»;
• Раскрашивание контурных изображений из серии «История мореплавания»;
• Игра «Что не так?» (нарушение хронологии событий).
Апрель
Тема Разделы Литература
Продолжение темы:
«Технический прогресс»
Задачи:
- продолжать знакомить детей с письменностью, книгами, искусством, профессиями и современными достижениями.
1. Письменность и книги. Искусство (музыка, театр, танцы и др.)
Стр. 113-116 (№6)
Стр. 80-82 (№6)
Стр. 183 (№12)
Стр. 185 (№12)
Стр. 82-88 (№3)
Стр. 75-77 (№3)
Стр. 77-78 (№3)
2. Современные профессии и достижения (радио, компьютер, телевидение и т. д.). Стр. 100-122 (№6)
Стр. 97-103 (№6)
Стр. 12(№11)
Стр. 26 (№11)
См. №3
• Рассматривание иллюстраций «Древнегреческий театр»;
• Игра «Угадай выражение лица» (№16, стр. 20);
• Игра «Гладиаторы» (Древний Рим) (№16, стр. 21);
• Игра «Угадай знак» (Древний Египет - иероглифы);
• Игра «Что сначала – что потом» (последовательное расположение первых книг, папирус и т. д.);
Рассматривание иллюстраций «Современные достижения» - энциклопедия «РОСМЭН»;
• Игра «Угадай профессию» (№16, стр. 3);
• Рассматривание альбома «История одежды».
Май
Тема Разделы Литература
«История в литературе»
Задачи:
- продолжать знакомить детей с историей на основе художественного слова; посредством литературы расширять представления детей об истории развития человека и человеческого общества: былины, мифы, сказки.
1. Устное народное творчество – былины: «Илья Муромец»
«Илья Муромец и соловей разбойник»
«Добрыня Никитич» и др.
См. №8
2. Сказки народов мира. См. №9
Примечание: при ознакомлении детей с былинами, сказками и их героями, для наглядности, рекомендуется использовать репродукции картин Васнецова («Богатыри», «Алёнушка» и др.).
Чтение былин, сказок можно использовать в течение всего года, а также в летний период.
Используемая литература:
1. Энциклопедия «Что было до нашей эры».
2. Справочник дошкольника «История».
3. Детская энциклопедия «РОСМЭН».
4. «Русский праздничный народный костюм» (раскраски).
5. В. В. Успенский «Легенды и мифы Древней Греции».
6. О. В. Дыбина «Что было до…».
7. «Вчера и сегодня» (журнал).
8. Л. Н. Толстой «Былины».
9. Сказки народов мира.
10. Г. Н. Данилина «Дошкольнику об истории и культуре России».
11. Т. В. Потапова «Беседы с дошкольниками о профессиях».
12. Н. В. Алёшина «Ознакомление дошкольников с окружающей и социальной действительностью» (старший возраст).
13. О. С. Ушакова «Развитие речи и творчества дошкольников».
14. Л. Н. Галигузова «Чудеса древнего мира».