Получи документы

План-программа кружка «По дороге к Азбуке»

Токбаева Дана Муаедовна
План-программа кружка «По дороге к Азбуке»

«Департамент образования Местной администрации г. о. Нальчик

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

МКОУ «Лицей №2» г. о. Нальчик

Утверждаю

И. О директора МКОУ «Лицей № 2»

Пешкова Л. М ___

План – программа кружка

«По дороге к Азбуке»

(для детей старшего дошкольного возраста от 5 до 7 лет)

Руководитель: Боготова М. М.

г. о. Нальчик

Паспорт кружка.

Наименование программы Кружковая работа «По дороге к Азбуке»

Руководитель кружка Воспитатель высшей квалификационной категории

Цель кружка Формирование первоначальных навыков чтения и письма у детей 5-7 лет как предпосылка успешного обучения в школе и развития коммуникативных способностей.

Направленность кружка познавательно-речевая

Срок реализации 2 года

Ожидаемые конечные результаты Знать:

• все звуки и буквы русского языка;

• понятия «звук», «слог», «слово», «предложение»;

• что в слове один слог – главный, ударный;

• классификации звуков (гласный – согласный, твердый – мягкий, звонкий – глухой).

Уметь:

• выделять слова в предложении, определять их место;

• проводить звуковой анализ слов из 3-5-ти звуков на слух;

• выделять звуки в слове, давать им характеристику (гласный-согласный, твёрдый - мягкий, звонкий - глухой);

• делить слова на слоги, считать слоги в слове.

• составлять рассказ по картинке из 5-6 предложений;

• пересказывать небольшие тексты;

• правильно пользоваться карандашом, а также другими графическими материалами;

Владеть:

• понятиями: звук, буква, слог, слово;

• терминами: согласные и гласные звуки, твёрдые и мягкие согласные, звонкие и глухие, шипящие и свистящие;

• связной, грамматически и фонетически правильной речью.

Программа кружка разработана для старших дошкольников (5-7 лет) в соответствии ФГОС и составлена с учетом реализации межпредметных связей по разделам:

1. «Познавательное развитие». Расширяются знание детей о понятии «звук», «слог», «слово», «предложение»; о основных свойствах фонематического (звукового) строения слова; формируются навыки работать с моделями (схемами) слов и предложений, специальными символами для обозначения звуков;

2. «Физическое развитие». Используются упражнения на релаксацию, подвижные физминутки, артикуляционные гимнастики, пальчиковые упражнения.

3. «Художественно-эстетическое развитие». Использование на занятиях художественного слова, использование малого фольклора (загадок, потешек, закличек, заучивание стихотворений, чистоговорок, сковоговорок. Умение ориентироваться на листе, на широкой строке. Развитие мелкой моторики рук. Овладение пишущим инструментом и некоторыми графическими умениями. Использование альбомов с практическими заданиями (штриховать, закрашивать, соединять, дорисовывать и т. д.).

4. Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие». Используются игры с детьми и игровые упражнения с использованием наглядного материала, игрушек. Использование настольных, дидактических игр с буквами, со словами; чтение книжек, отгадывание кроссвордов, схем, решение ребусов.

5. «Речевое развитие». Используются стихотворные тексты для эстетического воспитания и развития речи, и для формирования и совершенствования речевого слуха; упражнения выделять интонационно звук в слове, слово в предложении. Формирование мелодики речи, навыков постановки логического ударения, умение управлять темпом и ритмом речи, научить ребенка выделять значимую информацию, точно передавать в речи свои мысли и чувства.

Пояснительная записка.

Дополнительная программа по обучению дошкольников грамоте является целостной, интегрированной по подготовке детей к школе, развитию умственных способностей и познавательной активности дошкольников. Программа разработана в соответствии с действующими Федеральными государственными образовательными стандартами к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N1155).

1. Направленность программы.

Направленность программы: познавательно-речевая.

2. Новизна программы.

Новизна данной программы заключается в том, что она предполагает использование современных технологий - интерактивная доска, ноутбук, презентации, позволяющие активизировать мыслительные процессы ребёнка, включить его в изменившуюся социальную среду и формировать интерес к школьной жизни.

3. Актуальность программы.

Современные дети живут и развиваются в эпоху информационной цивилизации, новых компьютерных технологий. В этих условиях особую ценность приобретает развитие способности у ребенка самостоятельно и творчески мыслить. С этой целью целесообразно сочетать обучение детей на занятиях по обучению грамоте и реализацию ребенком полученных знаний и сформированных умений в новых нестандартных ситуациях.

ФГОС ставит перед нами задачи – обеспечить каждому ребенку равные стартовые возможности для успешного обучения и развития, в связи с этим возникла потребность в обучении элементарным навыкам чтения и первоначальных навыков письма для дальнейшего успешного обучения в школе. Главная задача взрослых – это создание условий для формирования правильной устной речи детей на основе овладения ими литературным языком своего народа. Важнейшей предпосылкой для решения речевых задач является правильная организация обстановки, в которой бы у детей появилось желание говорить, называть окружающее, вступить в речевое общение.

Программа строится на расширении представлений о предметном мире и ознакомлении их с окружающим. Важное место занимает и развитие мышления, ведь развитие речи тесно связано с познавательной основой личности. Решение этих задач строится в программе с помощью изучения основных компонентов языка и речи: проводится работа по воспитанию звуковой культуры речи и подготовке детей к обучению грамоте и письма. Много внимания уделяется грамматической стороне речи.

4. Отличительные особенности программы.

В процессе осуществления работы проходит воспитание личных качеств: общительность, вежливость, приветливость, гуманное отношение к живому, патриотизм и уважение к старшим. Важным в данном случае становится не сила убеждения и назидание, а личный пример положительных героев из детских книг и произведений устного народного творчества.

В программе находят место и развивающие элементы. Использование игровых приёмов, упражнений, дидактических материалов, занимательных заданий способствует развитию мыслительных процессов у детей: зрительное и слуховое восприятие, память, логика, аналитическое и абстрактное мышление, творческие способности, внимательность, волевые механизмы. Кроме этого осуществляется развитие мелкой моторики пальцев рук путём работы с карандашом, ручкой, магнитной азбукой, кассой букв и слогов, игры с природным и бросовым материалом (веточки, пуговички, крупа и пр.) выполнения графических заданий, пальчиковых игр, обводок и штриховок.

Содержание программы способствует практической подготовки детей к обучению чтению, письму и ведет работу по совершенствованию устной речи.

5. Педагогическая целесообразность программы.

Программа разработана с учетом основных принципов:

• последовательности (все задачи решаются методом усвоения материала «от простого к сложному», в соответствии с познавательными возрастными возможностями детей;

• доступности (заключается в простоте изложения и понимания материала);

• наглядности (предлагает наличие большого количества наглядного, раздаточного материала, наличие дидактических игр и пособий);

• индивидуализации (учитывает психологические особенности дошкольников);

• результативности (обеспечивает соответствие целей программы и возможностей их достижения);

• межпредметности (предполагает связь с другими предметами: окружающим миром, развитием речи.)

6. Цель программы.

Формирование первоначальных навыков чтения и письма у детей 6-7 лет как предпосылка создания успешного обучения в школе и развитие коммуникативных способностей.

7. Задачи программы.

Обучающие:

• Формирование и развитие фонематического слуха.

• Учить детей владеть звуковой стороной речи темпом, интонацией.

• Знакомство со слоговой структурой слова.

• Формирование умения правильно строить предложение, использовать предлоги, распространять предложение.

• Формирование умение пересказывать, составлять небольшие рассказы по картинкам, используя простые предложения.

• Расширение словарного запаса детей.

• Обучение чтению.

• Формирование и развитие звукового анализа слов.

• Подготовка руки ребёнка к письму.

Развивающие:

• Развитие слухового восприятия.

• Развитие графических навыков.

• Развитие мелкой моторики.

Воспитательные:

• Воспитание самостоятельности при выполнении заданий.

• Воспитание нравственных качеств, а именно терпимости, доброжелательности по отношению к окружающим.

8. Возраст детей.

Данная программа предназначена для детей 5-7 летнего возраста.

9. Срок реализации программы - 2 года

10. Форма детского образовательного объединения: кружок.

Расписание непосредственно образовательной деятельности кружка «По дороге к Азбуке»

№ Группа Длительность одного мероприятия Максимальный объём

образовательной нагрузки в неделю Время в режиме дня

1 Старшая

(5-6 лет) 25 минут 25минут Вторник

15.30-15.55

2 Подготовительная к школе группа (6-7лет) 30 минут 30 минут Четверг

15.30-16.00

Кол-во занятий в неделю -1

Продолжительность занятия – 25 - 30 минут

Продолжительность обучения – 2 год

Кол-во занятий в год – 36

Всего занятий - 72

11. Ожидаемые результаты и способы их проверки.

Предлагаемая программа предусматривает, что по окончании курса обучающиеся будут:

знать:

• все звуки и буквы русского языка;

• понятия «звук», «слог», «слово», «предложение»;

• что в слове один слог – главный, ударный;

• классификации звуков (гласный – согласный, твердый – мягкий, звонкий – глухой);

уметь:

• выделять слова в предложении, определять их место;

• проводить звуковой анализ слов из 3-5-ти звуков на слух;

• выделять звуки в слове, давать им характеристику (гласный-согласный, твёрдый - мягкий, звонкий - глухой);

• делить слова на слоги, считать слоги в слове;

• составлять рассказ по картинке из 5-6 предложений;

• пересказывать небольшие тексты;

• дифференцировать понятия «звук» и «буква»;

• правильно пользоваться карандашом, а также другими графическими материалами;

владеть:

• понятиями: звук, буква, слог, слово;

• терминами: согласные и гласные звуки, твёрдые и мягкие согласные, звонкие и глухие, шипящие и свистящие;

• связной, грамматически и фонетически правильной речью.

Критерии достижения цели программы.

• системность диагностики познавательного роста обучающихся в области изучения русского языка и детской литературы, произведений устного и народного творчества;

• изучение личного роста (нравственная воспитанность, приоритет духовных ценностей, способность проявлять чувства – сопереживание, негодование и т. д.);

• система оценки обученности детей и система контроля за знаниями и умениями. (графические отметки успеха – неуспеха, символы победы, отличия в проводимом конкурсе, викторине – флаг, цветок, игрушка);

• эффективность обучения по программе. Обретение высокого уровня освоения содержания программы (владением грамматическим строем речи, развитой диалогической и монологической речью, знаком со средством выразительности);

• повышение уровня воспитанности;

• интерес к занятиям;

• мотивация на дальнейшее обучение;

Уровни усвоения программы.

Низкий – Словарный запас беден. Допускает грамматические ошибки в звукопроизношении. Речь невыразительна. Допускает ошибки при звуковом анализе слов и делении на слоги. Затрудняется в определении ударения. Путается в понятиях: слог, звук, буква. Не знает точного названия букв. Не владеет навыком чтения. Быстро утомляется, поэтому работа в тетради недостаточна.

Средний – Проявляет интерес к речевому общению, но недостаточно активен в нём. В построении предложений не затрудняется, грамматические ошибки редки. Речь чистая, правильная; ребёнок может испытывать затруднения в произношении отдельных звуков. Выполняет звуковой анализ коротких слов и читает их. Составляет предложения из 3-4 слов.

Высокий – В общении инициативен – задаёт вопросы, делится впечатлениями, привлекает к общению детей. Замечает речевые ошибки детей, исправляет их. Имеет богатый словарный запас. Читает предложения. Владеет всеми средствами звукового анализа слов, определяет характеристики звуков слове (гласный – согласный, твёрдый – мягкий, ударный – безударный, место звука в слове). Составляет сложные предложения.

12. Форма подведения итогов:

• диагностирование детей по выявлению уровня сформированности общих и специализированных умений и навыков в форме опроса, игры, викторины конкурса;

• организация практической деятельности с учётом программного содержания каждого года обучения и индивидуальных особенностей детей;

• анкетирование родителей с целью исследования динамики роста ребёнка заинтересованности к изучаемой дисциплине.

Публикации по теме:

Конспект НОД по обучению грамоте «По дороге к Азбуке. Сопоставление звуков [C] и [Ш]» в старшей группеКонспект НОД по обучению грамоте «По дороге к Азбуке. Сопоставление звуков [C] и [Ш]» в старшей группе Цель: Учить детей различать звуки [C] – [Ш] на слух и в произношении; произносить их правильно, на одном выдохе; отчетливо и внятно произносить.

Конспект проведения НОД по курсу «По дороге к Азбуке» в подготовительной группе на тему «Веселые задания из Простоквашино» Программное содержание: образовательные задачи: - закрепить понятия «гласный» и «согласный» звуки, распознавать звуки на слух; - учить отвечать.

План программа дополнительного образования по познавательно-речевому направлен в ДОУ кружка «Почемучки» для детей 4–5 лет Цель программы: Развитие познавательных процессов у детей дошкольного возраста посредством игр и упражнений. Задачи. Обучающие: 1. Приобретение.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
План-программа кружка «По дороге к Азбуке»
Опубликовано: 31 октября 2024 в 09:24
+13Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «План-программа кружка «По дороге к Азбуке»» (включая файлы) размещена пользователем Токбаева Дана Муаедовна в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
4 ноября. День народного единства. Передвижка

День народного единства – один из самых юных государственных праздников. Сегодня вспоминаем о тех далёких событиях и о том, что единство и дружба народов – единственно верный путь.

31 октября. День рождения пешеходного перехода

31 октября во многих странах мира, в том числе и в России, отмечается День рождения пешеходного перехода. 


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД