Токбаева Дана Муаедовна
План-программа кружка «По дороге к азбуке»
▼ Скачать + Заказать документы
План-программа кружка
Пояснительная записка.
Дополнительная программа по обучению дошкольников грамоте является целостной, интегрированной по подготовке детей к школе, развитию умственных способностей и познавательной активности дошкольников. Программа разработана в соответствии с действующими Федеральными государственными образовательными стандартами к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N1155).
Публикация «План-программа кружка „По дороге к азбуке“» размещена в разделах
- Планирование. Планы работ
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2024
Актуальность тематики обусловлена тем, что полноценное овладение родным языком является основополагающим фактором формирования личности ребенка и представляет большие возможности для решения многих задач умственного, эстетического и нравственного воспитания. Функции речи – многообразны, интеграционны. Обучение родному языку в детском саду осуществляется в разных видах деятельности детей: на занятиях по ознакомлению с художественной литературой, с явлениями окружающей действительности, по обучению грамоте, на всех остальных занятиях, а также вне их – в игровой и художественной деятельности, в повседневной жизни. Речь используется для установления контактов с окружающими, привлечения внимания к себе, своим делам и переживаниям, для взаимопонимания, воздействия на поведение, мысли и чувства партнера, для организации собственной деятельности, координирования действий своих и товарищей по игре. Речь служит важным источником знаний об окружающем, средством фиксации представлений о природе, мире вещей и мире людей, средством познавательной деятельности. Речь для ребенка является и самостоятельным объектом исследования: ее он познает, играя со словами, звуками, рифмами, смыслами. Для удовлетворения своих деловых, познавательных и личностных потребностей ребенок использует ситуативные непроизвольные высказывания, неречевые средства (жесты, мимику, движения, контекстную (понятную на основе использованных языковых средств) речь. Все виды и формы речи сосуществуют, создавая неповторимый индивидуальный портрет языковой личности.
Основная задача речевого развития ребенка дошкольного возраста – это овладение нормами и правилами родного языка, определяемыми для каждого возрастного этапа. Исследования лингвистов, психологов, педагогов показали, что самым продуктивным в смысле
«языковой одаренности» является пятый год в жизни ребенка. В старшей группе дети приобретают навыки звукового анализа слов различной звуковой конструкции, дифференциации гласных, твердых и мягких согласных звуков. Они получают знания о слоговом строении слов, о словесном ударении. В подготовительной группе дети знакомятся со всеми буквами русского алфавита и правилами их написания, овладевают слоговым и слитным способами чтения.
Новизна обучение грамоте носит общеразвивающий характер, способствует развитию активной мыслительной деятельности, работоспособности, нравственно-волевых и эстетических качеств личности ребенка. На основе этого был организован кружок «По дороге к Азбуке» по обучению дошкольников грамоте.
Цель работы: подготовка детей к школе, сформировать у дошкольников полноценную фонетическую систему языка, развивать фонематическое восприятие и первоначальные навыки звукового анализа, автоматизировать грамматически правильную речи, обучение родному языку.
Задачи:
Образовательная область («Речевое развитие»).
1. Активизировать знания детей о звуковом строении слова;
2. Закреплять умения делить слова на слоги (части, называть последовательность слогов, называть из каких звуков состоит слог, слово;
3. Закреплять знания детей о строении предложения: уметь называть слова с указанием последовательности, строить схемы предложений;
4. Развивать связную речь, расширять словарный запас;
5. Способствовать развитию любознательности, познавательной активности.
6. Учить планировать свои действия в игровой ситуации, выполнять правила игры. 7. Продолжать работу по развитию речевого дыхания.
8. Обучать детей разгадыванию ребусов, решению кроссвордов, изографов.
9. Упражнять в составлении букв из палочек, шнуров, лепке букв из пластилина, вырезании из бумаги, рисовании в воздухе.
2. Образовательная область («Физическое развитие»).
1. Формировать у детей потребность в ежедневной, активной двигательной деятельности.
2. Формировать правильную осанку.
3. Воспитывать выдержку, настойчивость в достижении результатов.
4. Развивать глазомер.
5. Совершенствовать основные движения, путем введения новых сложно координированных видов.
3. Образовательная область («Художественно – эстетическое развитие»).
1. Совершенствовать технические навыки и умения в создании новых цветовых тонов и оттенков.
2. Продолжать развивать мелкую моторику в пальчиковой гимнастике, занимательных упражнениях, в работе с мозаиками, конструкторами, трафаретами, обводками по контуру.
3. Развивать художественное восприятие произведений искусству.
Расписание непосредственно образовательной деятельности кружка «По дороге к Азбуке»
№
Группа
Длительность одного мероприятия Максимальный объ м
образовательной нагрузки в неделю
Время в режиме дня
1 Старшая (5-6 лет)
25 минут
25минут Среда 15.30-15.55
2 Подготовительная к школе группа (6-7лет)
30 минут
30 минут Четверг 15.30-16.00
Принципы построения и реализации программы.
• Концентрический принцип построения каждая новая ступень вбирает в себя основное содержание предыдущее, раскрывая его на уровне сложности.
• Принцип систематичности и последовательности.
• Блочно- тематический принцип планирования содержания.
• Основные разделы программы группируются вокруг единой темы.
• Принцип «занимательного общения»-использование эврических методы преподнесения материала.
• Принцип обогащения сенсорно- чувственного опыта.
• Принцип индивидуального и дифференцированного подхода. Формы, методы, принципы образовательной деятельности с детьми.
• Игры (дидактические, развивающие, словесные).
• Рассматривание картин.
• Использование мелких игрушек.
• Прослушивание аудиозаписи, использование технических средств.
• Использование рассказов, стихов, загадок, потешек, считалок.
• Решение сканвордов и кроссвордов.
• Упражнения по дикции (артикуляционная гимнастика).
• Задания для развития речевой интонационной выразительности.
• Задания для развития мелкой моторики.
Формы работы с родителями.
• Совместные мероприятия родителей и детей: тематическая и интегрированная образовательная деятельность.
• Интерактивное общение.
• Наглядная пропаганда.
• Досуг
• Изучение и обобщение опыта работы с семь й.
• Педагогическая пропаганда через СМИ.
• Изготовление игр, пособий.
• Практикумы, мастер-класс.
• Изготовление стенгазет.
Создание условий для речевого развития
Процесс обучения грамоте будет легким, если станет для детей ярким, захватывающим, наполненным живыми образами, звуками, мелодиями. Для этого изготовлены игры, игровые модули, которые обязательно красочно оформлены и имеют эстетический вид. В непосредственно образовательной деятельности применяется иллюстрированный материал: предметы, игрушки, картинки, раздаточный материал. В совместной деятельности с детьми используются различные формы организации педагогического процесса: развлечения, путешествия, соревнования, открытые вопросы, проблемные ситуации. Для успешного развития детей в группе создана речевая зона. Она представлена театральным и книжным уголками. В этой зоне дети могут посмотреть любимые книги и иллюстрации к художественным произведениям, рассказать и показать любимую сказку при помощи различных видов театра, масок, шапочек, ручных кукол. Используется фланелеграф, на котором дети могут самостоятельно составить рассказ по серии сюжетных картинок, определять место звука в слове, составлять схемы предложений и по данной схеме составлять предложение. В речевом уголке детям предложены следующие игры: «Маленькие слова», «Что сначала, что потом», «Забавные истории», «Стань другом природы» и другие. Также речевая зона представлена картотеками - картотека пальчиковой гимнастики; - картотека физминуток; - картотека потешек; данная работа направлена на развитие речи детей. Организуя работу по подготовке детей к обучению грамоте, учитываются особенности реб нка, его интересы, потребности. Игры, разнообразны, носят обучающий и развивающий характер. Эти игры помогают открыть детям удивительный мир, связанный со словом и звуковыми явлениями. Игры и игровые задания используются не только в непосредственно образовательной деятельности по каждому направлению, но и в других видах детской деятельности и режимных моментах. Также используются как при м на прогулках.
Система работы по обучению детей грамоте.
Старшая группа:
1. Работа над предложением, связной речью.
1) Составление распространенных предложений.
2) Составление небольших рассказов по картине, серии сюжетных картинок. 3)Составление описательных рассказов.
4) Придумывание начала, середины и конца сказки.
5) Изменение сюжета сказки, введение новых героев.
2. Выделение звука.
1) Выделение первого звука в слоге, слове.
2) Подбор слов на заданный звук.
Подготовительная группа.
1. Выделение звука.
1) Выделение звука в начале, в середине, в конце слова. Для этого используется схематическое изображение: полоска бумаги + круг, на которой дети показывают место звука в слове.
2) Придумывание слов с заданным звуком в начале, в середине, в конце слова. 3)Составление слов из начальных букв названий предметов, например: ЛЕВ,ИГЛА,СЛОН,АИСТ (ЛИСА)
2. Работа над предложением. 1)Составление описательных рассказов. 2)Работа над пересказом.
3) Драматизация.
4) Формирование умений строить схему предложения: а) подсч т количества слов в
предложении, определение первого, второго и т. д. слов; знакомство детей с тем, что первое слово в предложении пишется с большой буквы, слова пишутся отдельно, в конце предложения ставится точка. б) строить схемы предложений на столе и фланелеграфе из готовых полосок. в) строить предложения из заданного количества слов (без схемы и по схеме). г) знакомство с правилом - имена, клички животных пишутся с большой буквы; составление схем
предложений, применяя данное правило. д) составление предложений по заданной схеме. е) введение понятия «предлог» или «маленькое слово».
3. Деление слов на части (слоги).
1) Деление двухсложных слов, например: ка-ша, ши-на;трехсложных слов на слоги, например: ма-ши-на.
2) Деление слов на слоги с Ь – знаком, например: мед-ведь.
3) Деление слов на слоги, где гласный является одной из частей слова, например: о-гу-рец, у- лит-ка.
4. Постановка ударения в словах.
1) Учить произносить слово, выделяя «ударный слог» голосом звать слово.
2) Формировать умение находить ударный слог в словах.
3) Упражнять в составлении слов из слогов.
№ Тема Дата Цель
Материал: 1
План образовательной деятельности кружка
«По дороге к Азбуке» в старшей группе.
Тема:Знакомство с термином «слово».
сентябрь
Цель: Развитие представлений о многообразии слов. Знакомство с термином «слово». Кукла, мишка, цыпленок, крокодил, слон, заяц, мяч, машина, фишки.
2
Тема: Длинные- короткие слова.
сентябрь
Цель:Развивать представление о слове. Развитие умения сравнивать слова по звучанию, измерять их по протяженности (длинные-короткие).
Материал: Пособие «Звуковые часы», мяч, фишки.
3
Тема:Знакомство с терминами «слог», «звук».
сентябрь
Цель:Познакомить с терминами «слог», «звук». Развивать умения определять количество слогов в словах, интонационно выделять звуки в слове. Совершенствовать умение подбирать слова с заданным звуком.
Материал: Фланелеграф, предметные картинки с изображением мяча, кота, рыбы, саней, гусей, машины, коровы, вороны, фишки.
4
Тема:Деление слов на слоги. Найди звук.
сентябрь
Цель:Развитие умения определять количество слогов в словах, интонационно выделять заданный звук в слове. Совершенствовать умения подбирать слова с заданным звуком.
Материал: Фланелеграф, предметные картинки с изображением кота, лисы, медведя. Зайца, фишки.
5
Тема:Звуковой анализ слов.
октябрь
Цель:
Цель:Развивать умение проводить звуковой анализ слова мак, составление схемы звукового состава слова, определение количества слогов в словах. Знакомство с графической записью слогов.
Материал: Картинка-схема слова мак, фишки, бумага, карандаши.
6
Тема:Звуковой анализ слова.
октябрь
Цель:Продолжать развивать умение проводить звуковой анализ слова дом. Совершенствовать умения подбирать слова с заданным звуком.
Материал:Картинка-схема слова дом, фишки.
7
Тема:Звуковой анализ слов.
октябрь
Цель: Продолжать проводить звуковой анализ слов дом и дым, Сравнение слов по звуковому составу. Знакомство со смыслоразличительной функцией звука. Совершенствовать умение подбирать слова с заданным звуком.
Материал:Картинки-схемы слов дом и дым, фишки.
8
Тема: Звуковой анализ слов.
октябрь
Цель:Продолжать звуковой анализ слова лук. Знакомство со смыслоразличительной функцией звука. Совершенствовать умения подбирать слова с заданным звуком.
Материал: Картинка-схема слова лук, фишки
9
Тема: Звуковой анализ слова.
ноябрь
Цель: Продолжать звуковой анализ слова лес. Знакомство со смыслоразличительной функцией звука. Совершенствовать умения подбирать слова с заданным звуком.
Материал: Картинки-схема слова лес, мяч, фишки.
10
Тема: Звуковой анализ слова.
ноябрь
Цель:Продолжать проводить звуковой анализ слова-кит. Определять протяженность слов и составлять их графическую запись. Совершенствовать умение подбирать слова с заданным звуком.
Материал:Картинка-схема слова кит, фишки, бумага, карандаши.
11
Тема:Знакомство с гласными звуками.
ноябрь
Цель:Познакомить детей с гласными звуками. Совершенствовать умения подбирать слова с заданным звуком.
Материал:Картинки-схемы слов дом, дым, мак, лук, лес, кит. Фишки.
12
Тема:Согласные звуки- твердые и мягкие.
ноябрь
Цель:Освоение звукового анализа слов луна и лиса. Развитие представлений о гласных звуках. Знакомство с дифференциацией согласных звуков на твердые и мягкие. Обучение умению проводить графические линии.
Материал:Картинки-схемы слов луна и лиса, фишки, мяч, фломастеры, ручки, карандаши, тетради.
13
Тема:Согласные звуки- твердые и мягкие.
Декабрь
Цель:Освоение звукового анализа слов луна и лиса. Развитие представлений о гласных звуках. Знакомство с дифференциацией согласных звуков на твердые и мягкие. Обучение умению проводить графические линии.
Материал:Картинки-схемы слов луна и лиса, фишки, мяч, фломастеры, ручки, карандаши, тетради.
14
Тема:Гласные звуки. Согласные твердые и мягкие звуки.
декабрь
Цель:Освоение звукового анализа слова сани. Закрепление умения подбирать слова с заданным звуком. Различие гласных и согласных звуков (твердые и мягкие). Обучение проводить
графические линии.
Материал:Картинка-схема слова сани, фишки, тетради, фломастеры, карандаши, ручки.
15
Тема:Гласные звуки. Согласные твердые и мягкие.
Декабрь
Цель:Освоение звукового анализа слова утки. Различие гласных и согласных твердых и мягких.
Материал:Картинка-схема слова утки, фишки, тетради, карандаши.
16
Тема:Гласные и согласные звуки.
декабрь
Цель:Освоение звукового анализа слова аист. Различение гласных и согласных звуков (твердые и мягкие). Развитие представления о смыслоразличительной функции звука. Развитие способности соотносить слова, состоящие из 3-4 звуков, с заданной схемой. Обучение умению проводить графические линии.
Материал:Картинка-схема слова аист, фишки, схемы слов состоящих из 3-4 звуков, предметные картинки, тетради, ручки, карандаши.
17
Тема:Гласные и согласные звуки.
январь
Цель:Освоение звукового анализа слова лист. Различие гласных и согласных звуков (твердых и мягких). Развитие представлений о смыслоразличительной функции звука.
Совершенствование умения подбирать слова с заданным звуком. Обучение умению проводить графические линии.
Материал:Картинка-схема слова лист, фишки, мяч, тетради, карандаши, фломастеры, карандаши.
18
Тема:Гласные и согласные звуки.
январь
Цель:Освоение звукового анализа слова слон. Различие гласных и согласных звуков. Развитие представлений о смыслоразличительной функции звука. Совершенствование умения подбирать слова с заданным звуком. Обучение умению проводить графические линии.
Материал:Картинка-схема слова слон, фишки. Тетради, карандаши, фломастеры.
19
Тема:Гласные и согласные звуки.
февраль
Цель:Освоение звукового анализа слова юла. Различие гласных и согласных звуков (твердые и мягкие). Совершенствовать умения подбирать слова с заданным звуком. Обучение умению проводить графические линии.
Материал:Картинка-схема слова юла, фишки, тетради, карандаши, ручки, фломастеры.
20
Тема:Звуковой анализ слова, подбери слова к схеме.
февраль
Цель:Освоение звукового анализа слова паук. Различие гласных и согласных звуков (твердые и мягкие). Развитие представлений о смыслоразличительной роли звука. Развитие способности соотносить слова. Состоящие из 3-4 звуков, с заданной схемой. Обучение умению проводить графические линии.
Материал:Картинка- схема слова паук, фишки, предметные картинки, тетради, карандаши, ручки, фломастеры.
21
Тема:Различие звуков.
февраль
Цель:Освоение звукового анализа слова клей. Различие звуков по их качественной характеристике. Развитие представлений о смыслоразличительной роли звука.
Совершенствовать умения подбирать слов с заданным звуком. Обучение умению проводить графические линии в пространстве рабочей строки.
Материал:Четырехзвуковая схема слова, фишки, ручки, карандаши. Тетради.
22
Тема:Ударный звук.
февраль
Цель:Освоение звукового анализа слова мама. Умение выделять ударный звук в слове. Развитие представлений о смыслоразличительной функции звука. Обучение умению проводить графические линии в пространстве рабочей строки.
Материал:Четырехзвучная схема слова, фишки, карандаши, тетради.
23
Тема:Закреплять умение выделять ударный звук.
март
Цель:Освоение звукового анализа слова гуси. Различие звуков по их качественной характеристике. Развитие умения выделять ударный звук в слове. Обучение умению проводить графические линии в пространстве рабочей строки.
Материал:Картинка-схема со словом гуси, фишки, тетради, ручки, карандаши.
24
Тема:Закреплять умения выделять ударный звук.
март
Цель:азвивать способности проводить звуковой анализ слова мука, качественно характеризовать звуки. Освоение умения выделять ударный звук.
Материал:Четырехзвуковая схема слов, фишки, тетради, карандаши.
25
Тема:Составление слов из слогов.
март
Цель:Развивать умение проводить звуковой анализ слова игла, качественно характеризовать звуки, выделять ударный звук.
Предметные картинки с изображением дом, сом, рак, лось, волк, шкаф, роза, шары.
Материал:Четырехзвуковая схема слов, фишки, тетради, карандаши.
26
Тема:Подбери слова с заданным звуком.
март
Цель:Развивать умение проводить звуковой анализ слова шуба, качественно характеризовать звуки, выделять ударный звук. Совершенствовать умение подбирать слова с заданным звуком. Материал:Картинка-схема слова шуба, фишки, карандаши, тетради.
27
Тема:Побери слова с заданным звуком.
апрель
Цель:Развивать умение проводить звуковой анализ слова жуки, качественно характеризовать звуки, выделять ударный звук. Совершенствовать умение подбирать слова с заданным звуком. Материал:Картинка-схема слова жуки, фишки, карандаши, тетради.
28
Тема:Побери слова с заданным звуком.
апрель
Цель:Развивать умение проводить звуковой анализ слова мишка, качественно характеризовать звуки, выделять ударный звук. Совершенствовать умение подбирать слова с заданным звуком. Материал:Картинка-схема слова мишка, фишки, карандаши, тетради.
29
Тема:Найди звук.
апрель
Цель:Развивать умение проводить звуковой анализ слова мышка, качественно характеризовать звуки, выделять ударный звук. Совершенствовать умение подбирать слова с заданным звуком.
Материал:Картинка-схема слова мышка, фишки, ручки, фломастеры, карандаши, тетради.
30
Тема:Представление о роли звука.
апрель
Цель:Развивать умение проводить звуковой анализ слова слива, качественно характеризовать звуки, выделять ударный звук. Развивать способности соотносить слова из трех, четырех, пяти звуков.
Материал:Схема-слова слива, фишки, картинки с изображением лес, душ, мыло, коза, мишка, кукла, карандаши, ручки, рабочие тетради.
31
Тема:Представление о роли звука.
май
Цель:Развивать умение проводить звуковой анализ слова замок и качественно характеризовать звуки. Освоение умения выделять ударный звук в слове. Закреплять представления о
смыслоразличительной роли звука. Совершенствовать умение подбирать слова с заданным звуком. Обучение умению проводить графические линии в пространстве строки.
Материал:Пятизвуковая схема слова, фишки, фломастеры, карандаши, тетради.
32
Тема:Закрепление представления о роли звука.
май
Цель:Развивать способности проводить звуковой анализ слова лейка, качественно характеризовать звуки. Освоение умения выделять ударный звук в слове. Закрепление
представлений о смыслоразличительной роли звука. Развитие способности соотносить слова из трех, четырех, пяти звуков с заданными схемами. Обучение умению проводить графические линии в пространстве рабочей строки.
Материал:Пятизвуковая схема слова, фишки, фломастеры, карандаши, ручки, тетради.
№ Тема Дата Цели
План образовательной деятельности кружка
«По дороге к Азбуке»
в подготовительной школе группе.
Материал 1