Елена Никитина
План профессионального самообразования «Сенсорное воспитание посредством дидактических игр»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности.
Задачи: работа над программой профессионального самообразования поможет мне :
- научить детей различать и называть цвета;
- познакомить детей с величиной и формой предметов;
- сформировать навыки самостоятельной деятельности;
- повысить самооценку детей;
- развить тактильные ощущения и мелкую моторику.
Работа с детьми Предметно-развивающая среда Информационно-педагогическая работа Работа с родителями
Публикация «План профессионального самообразования „Сенсорное воспитание посредством дидактических игр“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Дидактические игры
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Планирование. Планы работ
- Самообразование, саморазвитие
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Сенсорное развитие. Самообразование
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2016
Сентябрь Выявление уровня развития детей в области сенсорных эталонов цвета, формы, величины на начало года дидактического материала. Сбор дидактического материала по теме;
Изготовление дидактических игр и пособий.
Оформление в группе уголка сенсорики. Обмен информации по данной теме. Анкета «Что такое сенсорика?»
Цель: выявление интересов и уровня знаний родителей по вопросам сенсорного развития и воспитания дошкольников.
Октябрь Д/И «Ниточки для шариков».
Цель: учить различать цвета, запоминать названия основных четырех цветов.
Карточки с нарисованными разноцветными ниточками; вырезанные разноцветные шарики из картона. Предложить коллегам изучить данный план и дать оценку. Консультация на тему: «Какие игрушки нужны малышам?».
Порекомендовать родителям ознакомиться с книгой Л. А. Венгера «Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников».
Д/И «Летят листочки, большие и маленькие».
Цель: учить сравнивать предметы по величине, по принципу «такой – не такой».
Листочки из бумаги большие и маленькие (одинаковой формы).
Д/И «Прокати бумажный шарик в воротики».
Цель: учить детей скатывать шарик из бумаги, путем сминания листа бумаги, нужного размера (для маленьких ворот – маленький шарик, для больших большой); Закрепить понятие «круглый». Развитие тактильных ощущений. Игрушечные воротики разных размеров (маленькие и большие, листы разноцветной бумаги.
Ноябрь Д/И «Катушечки».
Цель: Познакомить детей с нитками, научить наматывать нитки на катушечку, действуя двумя руками одновременно.
Закрепить знание основных цветов;
Развивать тактильные ощущения. Деревянные катушечки, толстые нитки четырех основных цветов. Изучение опыта работы сетевых сообществ по данной теме. Консультация на тему: «Развитие сенсорных способностей у детей раннего возраста в домашних условиях».
Д/И «спрячь медвежат за мячами».
Цель: Соотносить предметы по размеру (прятать медвежат за соответствующий мяч). Мячи и медвежата разных размеров (по 2 – 3 шт.)
«Игры с прищепками».
Цель: Учить использовать цветовую гамму прищепок, ориентируясь на цвет предмета; развитие мелкой моторики и тактильных ощущений. Разноцветные ёжики (основных цветов) без колючек, солнышко без лучей, морковка без хвостика, тучки, прищепки разных цветов.
Декабрь Д/И «Спрячь пирамидку под платочек».
Подвести к пониманию того, что та пирамидка, которая не помещается под платочек – большая, а та которая поместилась – маленькая. Пирамидки большая и маленькая, платочек. Консультация на тему: «Как провести выходные с ребенком».
Привлечь родителей к изготовлению пособий по сенсорному развитию.
Д/И «Собери гирлянду для украшения ёлочки».
Цель: учить детей собирать гирлянду по памяти из разноцветных кружков в соответствии с образцом. Карточки с нарисованной веревочкой, круги (или другие геометрический фигуры) основных цветов, образец.
Игра «Вспомни ощущения».
Цель: задача ребенка запомнить ощущение и отгадать предмет, которым дотрагивались до ладошки. Предметы различные по фактуре (пёрышко, шишка, еловая веточка, наждачная бумага).
Игра малой подвижности «Дорожка из геометрических фигур».
Цель: «Закрепление знаний геометрических фигур». Плоскостные геометрические фигуры разложенные на полу (по которым ребенок по заданию передвигается прыжками).
Январь Д/И «Тактильные крышечки».
Цель: развивать у детей тактильное восприятие; обогащать словарь, мелкую моторику.
Задача ребенка: находить одинаковые или разные по тактильным ощущениям крышечки; находить ассоциации тактильным крышечкам (пушистая как кошечка). Крышечки на которые приклеены кусочки ткани различной фактуры (мех, кожа, шёлк,) и другие материалы (бисер, крупы,).
Мастер-класс по изготовлению пособий по сенсорике из поролоновых салфеточек.
Родительское собрание на тему «Игра – путешествие по стране «Сенсорики».
Д/И «Узнай фигуру».
Цель: на ощупь находить в мешочке пары одинаковых фигур. Мешочек, геометрические фигуры.
Д/И «Подбери цвет предмету».
Цель: Закрепить знания детей цветов; развивать умение подбирать нужный цвет предмету. Карточки с вырезанными силуэтами различных предметов, карточки из цветного картона.
Д/И «Найди клад».
Цель: развитие тактильных ощущений. Емкость, любая крупа, мелкие игрушки.
Февраль Д/И «Самая длинная, самая короткая».
Ель: учить детей раскладывать разноцветные ленты от самой короткой до самой длинной. Три, пять лент разной длины. Посещение городских метод. объединений. Консультация на тему «развитие тактильных ощущений у детей младшего дошкольного возраста».
Д/И «Какой геометрической фигуры не стало».
Цель: закрепление знаний геометрических фигур. Разноцветные геометрические фигуры.
Д/И «Наряди снеговичка».
Цель: упражнять в различении и названии основных цветов (одного дополнительного). Карточки со снеговиками, ведёрки, лопатки, пуговки- кружочки (из картона).
Д/И «Формы и вкладыши».
Цель: развивать умение соотносить по форме, цвету и размеру прорези и вкладыши; закреплять знания геометрических фигур. Жесткие салфетки из тонкого поролона, с вырезанными в них геометрическими фигурами и другими формами.
Д/И «Тактильные полосочки».
Цель: Развитие тактильных ощущений. Листы картона с наклеенными на них полосками из различных материалов и тканей.
Март Д/И «Встали куколки с утра, одеваться им пора».
Цель: Учить детей соотносить предметы по величине. Бумажные куколки разных размеров, комплекты одежды для них. Поделиться впечатлениями с коллегами о книге Н. Н. Поддьяковой, В. Н. Аванесова «Сенсорное воспитание в детском саду». Привлечь родителей к пополнению сыпучих веществ для рисования пальчиком.
Мастер-класс по изготовлению игр, на развитие сенсорных способностей детей, из подручного материала.
Д/И «Бусы для мамы».
Цель: учить детей нанизывать бусины на шнурок, чередуя их по цвету и размеру, соблюдая последовательность, опираясь на образец. Бусины различных размеров и цветов, шнурочки
Д/И «Найди предмет такой же формы».
Цель: учить детей находить и выделять форму в конкретных предметах окружающей обстановки.
Рисование сыпучими веществами (манкой, гречкой, рисом, песком).
Цель: развитие тактильных ощущений, мелкой моторики, творческих способностей детей. Лоточки или подносики, различные сыпучие вещества.
Апрель Д/И «Научи веревочку пролезать в баночку»
Цель: закреплять знания цветов; развитие мелкой моторики рук. Разноцветные баночки с узким горлышком, веревочки или шнурочки соответствующих цветов. Предложить родителям поучаствовать в конкурсе на лучшую самодельную игру для развития сенсорных способностей.
Д/И «Из каких фигур состоит предмет».
Цель: определить по рисунку из каких геометрических фигур состоит предмет и сколько их. Картинки с изображенными на них предметами, состоящими из геометрических фигур.
Д/И «Почини зонтики».
Цель: Закрепление знаний цветов и геометрических фигур. Карточки с разноцветными зонтиками. На зонтиках «дырочки» в виде геометрических фигур. Геометрические фигуры – заплатки.
Лека из солёного теста «Гусеничка».
Цель: закрепление знаний цветов, развитие тактильных ощцщений, мелкой моторки. Солёное тесто, досочки.
Май Д/И «Геометрическая мозайка».
Цель: учить детей составлять предмет из геометрических фигур, опираясь на образец, закреплять знания геометрических фигур. Плоскостные геометрические фигуры, карточки – образцы. Фотовыставка пособий уголка сенсорики для родителей и коллег.
Д/И «подбери пёрышко петушку».
Цель: учить детей подбирать по цвету пёрышки к хвосту петушка по образцу и названию цветов, развитие тактильных ощущений. Картинки с петушками, разноцветные пёрышки.
Диагностика с целью выявления уровня развития детей в области сенсорных эталонов цвета, формы, величины на конец учебного года.
Использованная литература:
- Аксарина Н. М. «Воспитание детей раннего возраста»;
- Варант Н. П. «Сенсорное развитие дошкольников»;
- Венгер Л. А. «Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников»;
- Мушина В. С. «Сенсорное развитие дошкольника»;
- Сакулина Н. П., Поддьякова Н. Н. «Сенсорное воспитание в детском саду»;
- Пилюгина Э. Г. «Сенсорные способности малыша».