Залия Сагитова
План работы по самообразованию «Экологическое воспитание старших дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность
Экологическое воспитание и образование детей – чрезвычайно актуальная проблема настоящего времени. Мир природы таит в себе большие возможности для всестороннего развития детей. Продуманная организация обучения, прогулок, специальных наблюдений развивает их мышление, способность видеть и чувствовать красочное многообразие явлений природы, замечать большие и маленькие изменения окружающего мира. Размышляя о природе под влиянием взрослого, дошкольник обогащает свои знания, чувства, у него формируется правильное отношение к живому, желание созидать, а не разрушать.
Публикация «План работы по самообразованию „Экологическое воспитание старших дошкольников“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Планирование. Планы работ
- Самообразование, саморазвитие
- Старшая группа
- Экологическое воспитание. Самообразование
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Охрана окружающей среды - одна из наиболее актуальных проблем современности. Научно-технический прогресс и усиление антропогенного давления на природную среду неизбежно приводит к ухудшению экологической ситуации. В последние годы напряженность экологической обстановки возрастает с каждым днем. Высоким остается уровень загрязнения поверхностных вод, почв, атмосферного воздуха. Быстро снижается биологическое разнообразие природы России: гибнут экосистемы лесов, многие виды растений и животных находятся на грани исчезновения. На долю нынешнего поколения выпадает решение задачи экологического оздоровления России, Башкортостана и планеты Земля в целом.
Необходимо научиться гуманно и бережно относиться к природе. Для этого надо воспитывать экологическое сознание и ответственность за состояние окружающей среды с дошкольного возраста.
Любовь к природе и заботливое отношение к ней закладывается у детей только тогда, когда они видят примеры ежедневного, внимательного и заботливого отношения со стороны взрослых - воспитателей и родителей.
Наиболее эффективными формами взаимодействия педагога с детьми по экологическому образованию считаются такие формы, в которых дошкольники получают возможность непосредственного контакта с природой. В этом случае у детей формируются не только экологические знания, но и опыт использования этих знаний в практической деятельности. К таким формам взаимодействия можно отнести прогулки, экспериментирование, наблюдения, различные экологические акции и проекты.
Цель саморазвития :
• повысить свой профессиональный уровень, систематизировать работу;
• повышать профессиональное мастерство и компетентность в работе над формированием экологической культуры у детей дошкольного возраста;
• развивать творческую активность, инициативу в инновационной, научно-методической, опытно-экспериментальной деятельности при воспитании детей в современных условиях;
• создать условия для развития экологически воспитанной личности, формирования гуманного отношения к природе
Задачи:
• повышение профессионального уровня и педагогического мастерства;
• изучения учебной, справочной и научно-методической литературы;
• обеспечить собственное непрерывное профессиональное образование;
• создание методических наработок и внедрение эффективного педагогического опыта в работу с дошкольниками;
• формировать знания, умения и навыки воспитанников;
План методической работы воспитателя
по экологическому воспитанию
1. Овладение современными методами диагностики всестороннего развития дошкольников;
2. Планирование индивидуальной работы с воспитанниками по результатам диагностики;
3. Изучения учебной, справочной и научно-методической литературы;
4. Изучение инновационных технологий по обучению детей экологическому воспитанию;
5. Периодическое изучение нового материала по экологии на педагогических сайтах;
• изучение нормативно-правовых документов;
• участие в деловых играх, профессиональных конкурсах, вебинарах, выставках, участие в семинарах и мастер-классах;
• ознакомление с публикациями в печатных изданиях;
6. Создание эколого-развивающей среды (уголки природы).
7. Составление картотеки дидактических игр по экологии для дошкольников.
8. Создание электронной версии методической копилки с использованием ИКТ – технологий;
9. Составление картотеки методического демонстрационного, раздаточного материала по экологии;
10. Разработка конспекта занятия по экологическому воспитанию;
11. Проведение открытого занятия;
12. Выпуск экологической стенгазеты на тему «Берегите природу».
13. Проведение досугов, экологических, народных праздников.
14. Изготовление экологического лэпбука.
15. Участие в конкурсах.
16. Мониторинг на конец учебного года, вывод по диагностики.
План работы с детьми
1. Образовательная деятельность по экологическому воспитанию :
• моделирование ситуаций;
• игровая деятельность (сюжетно-ролевые, дидактические);
• опытно-исследовательская деятельность;
• разучивание песен, стихов, пословиц, поговорок;
• просмотр мультфильмов;
• экологические спектакли
2. Досуги, экологические, народные праздники и развлечения:
• «Масленица»;
• «Пасха»;
• «День Земли»;
• «День птиц»;
• «День посадки деревьев»;
• «Всемирный день охраны окружающей среды».
3. Проведение сезонных выставок поделок;
4. Участие в дистанционных всероссийских конкурсах, олимпиадах, турнирах в сети интернет;
5. Беседы с использованием компьютерных презентаций на темы:
• «Значение воды в жизни людей»;
• «Зеленая аптека»;
• «Синичкин день»;
• «Покормим птиц зимой»;
• «Значение почвы и воды в жизни всего живого»;
• «Морские млекопитающие»;
• «Естественные водоемы Земли»;
• «Что такое заповедник»;
• «Путешествие по заповедникам»;
• «Мы друзья природы»;
• «Лес и наше здоровье»;
• «Поможем природе»;
• «Овощи и фрукты – лучшие продукты»
6. Проекты:
• «Огород на подоконнике»;
• «Цветущий участок»
7. Экологические акции :
• «Птичья столовая»;
• «Скворушка»
8. Чтение художественной литературы:
• В. Бианки «Как муравьишка спешил домой»;
• Д. Н. Мамин-Сибиряк «Про комара Комаровича»;
• Д. Н. Мамин-Сибиряк «Серая шейка»;
• С. Кирсанов «Что значишь ты без трав и птиц»;
• Г. Серебрецкий «Берегите птиц»;
• В. Варанжин «Как ежик зиму перезимовал»;
• Л. Гальперштейн «Моя первая энциклопедия»;
• Ю. Демянская «Дом Земли»;
• Н. Т. Бромлей «Охотник»
9. Заучивание наизусть:
• Николай Забило «Любимый край, моя земля»;
• В. Орлов «Общий дом»;
• П. Воронько «Журавль»
10. Организация наблюдений, целевых прогулок, экскурсий.
11. Организация труда на прогулках, как средство экологического воспитания.
План работы с родителями
1. Анкетирование родителей по экологии.
2. Разработка плана – программы взаимодействия с семьями воспитанников.
3. Разработка и проведение консультаций для родителей:
• «Экология и мы»;
• «Родители – пример для детей в соблюдении экологической культуры»
• «Игры экологического содержания»;
• «Ребенок и природа»;
• «Птичья столовая»;
• «Прогулки на природу – основа здоровья ребёнка».
• «Чистая планета Земля»
4. Памятки для родителей:
• «В каких продуктах «живут» витамины»;
• «Синичкин день»;
• «Экологическое воспитание»;
• «Берегите природу»;
• «Мы против мусора»;
• «День Земли»;
• «День птиц»;
• «День посадки деревьев»;
• «Зеленая весна»;
• «Всемирный день окружающей среды»
5. Участие родителей в изготовлении поделок вместе с детьми для групповых выставок;
6. Помощь родителей в изготовлении кормушек. В рамках экологической акции «Птичья столовая»;
7. Участие родителей с детьми в проектах, акциях, выставках, конкурсах;
8. Привлечь родителей к участию по изготовлению атрибутов и костюмов к праздникам и экологическим спектаклям;
9. Привлечение родителей для участия с детьми на дистанционных всероссийских конкурсах, олимпиадах, турнирах по интернету.
10. Помощь родителей в изготовлении скворечников. В рамках экологической акции «Скворушка»;
11. Привлечение родителей к созданию альбомов:
• «Растения нашего края»;
• «Берегите природу»;
• «Дикие животные России»
12. Экологические акции :
• «Птичья столовая».
• «Зеленая весна 2021»
13. Совместное изготовление атрибутов к с/р, дидактическим играм. Подбор и изготовление игрового оборудования.
14. Привлечение родителей к организации воспитательно – образовательной работе с детьми по формированию экологической культуры.
Месяц Методическая работа воспитателя Работа с детьми Работа с родителями
Сентябрь
1. Изучения учебной, справочной и научно-методической литературы;
2. Изучение нового материала по экологии на педагогических сайтах, ознакомление с публикациями в печатных изданиях 1. Игровая деятельность.
2. Беседа с использованием компьютерной презентации «Значение воды в жизни людей»;
3. Чтение Д. Н. Мамин-Сибиряк «Про комара Комаровича»; 1. Анкетирование родителей по экологии.
2. Разработка плана – программы взаимодействия с семьями воспитанников.
Октябрь
1. Овладение современными методами диагностики всестороннего развития дошкольников;
2. Создание эколого-развивающей среды (уголок природы). 1. Опытно-экспериментальная деятельность «Извержение вулкана»;
2. Чтение В. Бианки «Как муравьишка спешил домой»;
3. Чтение С. Кирсанов «Что значишь ты без трав и птиц»;
4. Беседа с использованием компьютерной презентации на тему: «Лес и наше здоровье» 1. Консультация: «Экология и мы»;
2. Участие родителей в изготовлении поделок вместе с детьми из природного материала «Праздник урожая»
Ноябрь
1. Изучение инновационных технологий по обучению детей экологическому воспитанию;
2. Изучения учебной, справочной и научно-методической литературы
1. Беседа с использованием компьютерной презентации на тему:
«Синичкин день» : «Зеленая аптека»; «Овощи и фрукты – лучшие продукты»
2. Заучивание: П. Воронько «Журавль» 1. Памятка: «В каких продуктах «живут» витамины»;
2. Памятка для родителей «Синичкин день»
Месяц Методическая работа воспитателя Работа с детьми Работа с родителями
Декабрь Изучение нового материала по экологии на педагогических сайтах, ознакомление с публикациями в печатных изданиях.
1. Беседа с использованием компьютерной презентации на тему: «Покормим птиц зимой»;
2. Чтение Г. Серебрецкий «Берегите птиц»;
3. Игровая деятельность;
4. Зимняя выставка поделок «Рождественские чудеса» 1. Изготовлении кормушек в рамках экологической акции «Птичья столовая»;
2. Памятка «Экологическое воспитание»;
3. Изготовление поделок с детьми «Рождественские чудеса»
Январь
Составление картотеки дидактических игр по экологии для дошкольников 1. Беседы с использованием компьютерных презентаций на темы:
«Что такое заповедник»;
«Путешествие по заповедникам»;
2. Чтение Л. Гальперштейн «Моя первая энциклопедия» 1. Разработка и проведение консультаций для родителей: «Птичья столовая»; «Родители – пример для детей в соблюдении экологической культуры»;
Памятка: «Мы против мусора»;
Февраль
1. Составление картотеки методического демонстрационного, раздаточного материала по экологии;
2. Изучение нового материала по экологии;
3. Изготовление экологического лэпбука 1. Беседа с использованием компьютерной презентации на тему: «Морские млекопитающие»
2. Начало реализации проекта «Огород на подоконнике» 1. Разработка и проведение консультаций для родителей: «Экологическое воспитание»;
2. Совместная работа по созданию альбома; «Растения нашего края»;
3. Памятка: «Берегите природу».
Месяц Методическая работа воспитателя Работа с детьми Работа с родителями
Март
1. Разработка конспекта открытого занятия;
2. Выпуск экологической стенгазеты на тему «Берегите природу». 1. Беседы с использованием компьютерной презентации: «Естественные водоемы Земли»;
«Значение почвы и воды в жизни всего живого»;
2. Чтение В. Варанжин «Как ежик зиму перезимовал»; 1. Помощь в изготовлении скворечников в рамках экологической акции «Скворушка»;
2. Разработка и проведение консультации для родителей: «Прогулки на природу – основа здоровья ребёнка»;
3. Памятка: «День птиц»
Апрель
1. Создание электронной версии методической копилки с использованием ИКТ – технологий;
2. Проведение открытого занятия 1. Досуги, экологические, народные праздники и развлечения:
«День птиц»;
«Пасха»;
«День Земли»;
«День посадки деревьев»;
2. Завершение проекта «Огород на подоконнике» и начало проекта «Цветущий участок» 1. Привлечение родителей к участию по изготовлению атрибутов и костюмов к праздникам и экологическим спектаклям;
2. Привлечение родителей к участию в экологической акции «Зеленая весна 2021»;
3. Памятка: «День Земли»; «День посадки деревьев»
Май
1. Мониторинг на конец учебного года, вывод по диагностики;
2. Родительское собрание : «Наши успехи!» 1. Работа над проектом : «Цветущий участок»;
2. Беседы с использованием компьютерной презентации: «Поможем природе» 1. Разработка и проведение консультации для родителей: «Чистая планета Земля»;
2. Совместная работа по созданию альбома; «Берегите природу»; «Дикие животные России»
Месяц Методическая работа воспитателя Работа с детьми Работа с родителями
Июнь
1. Подведение итого работы по плану саморазвития;
2. Вывод
Июль
1. Изучения учебной, справочной и научно-методической литературы;
2. Изучение нового материала по экологии на педагогических сайтах, ознакомление с публикациями в печатных изданиях
Август
Разработка плана по самообразованию на следующий год, изучение справочной литературы.