Полосухина Мария
План по самообразованию воспитателя «Экологическое воспитание детей в ДОУ» старший дошкольный возраст
План по самообразованию воспитателя
Тема: «Экологическое воспитание детей в ДОУ» старший дошкольный возраст
Цель саморазвития:
• повысить свой профессиональный уровень, систематизировать работу по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста;
• повышать профессиональное мастерство и компетентность в работе над формированием экологической культуры у детей дошкольного возраста;
• развивать творческую активность, инициативу в инновационной, научно-методической, опытно-экспериментальной деятельности при воспитании детей в современных условиях;
• создать условия для развития экологически воспитанной личности, формирования гуманного отношения к природе;
• привлекать родителей в воспитание экологической культуры поведения у детей.
Задачи:
• повышение профессионального уровня и педагогического мастерства;
• изучения учебной, справочной и научно-методической литературы;
• обеспечить собственное непрерывное профессиональное образование;
• создание методических наработок и внедрение эффективного педагогического опыта в работу с дошкольниками;
• поддерживать и развивать детскую любознательность, познавательную активность и формировать эмоциональную активность. Воспитывать у детей доброе отношение к природе родного края. Воспитывать бережное и заботливое отношение ко всему живому, любовь к природе средствами труда.
• привлекать родителей воспитанников к активному взаимодействию по обогащению развивающей предметно-пространственной среды группы.
Этап работы над темой самообразования: на 2023-2024 учебный год
Актуальность
«Всё хорошее в людях – из детства!
Как истоки добра пробудить?
Прикоснуться к природе всем
сердцем
Удивиться, узнать, полюбить!
Мы хотим, чтоб земля расцветала,
И росли, как цветы, малыши,
Чтоб для них экология стала,
Не наукой, а частью души!»
Экологическое воспитание и образование детей – чрезвычайно актуальная проблема настоящего времени. Мир природы таит в себе большие возможности для всестороннего развития детей. Продуманная организация обучения, прогулок, специальных наблюдений развивает их мышление, способность видеть и чувствовать красочное многообразие явлений природы, замечать большие и маленькие изменения окружающего мира. Размышляя о природе под влиянием взрослого, дошкольник обогащает свои знания, чувства, у него формируется правильное отношение к живому, желание созидать, а не разрушать.
Охрана окружающей среды - одна из наиболее актуальных проблем современности. Научно-технический прогресс и усиление антропогенного давления на природную среду неизбежно приводит к ухудшению экологической ситуации. В последние годы напряженность экологической обстановки возрастает с каждым днем. Высоким остается уровень загрязнения поверхностных вод, почв, атмосферного воздуха. Быстро снижается биологическое разнообразие природы России: гибнут экосистемы лесов, многие виды растений и животных находятся на грани исчезновения.
На долю нынешнего поколения выпадает решение задачи экологического оздоровления России и планеты Земля в целом.
1. Необходимо научиться гуманно и бережно относиться к природе. Для этого надо воспитывать экологическое сознание и ответственность за состояние окружающей среды с дошкольного возраста.
2. Любовь к природе и заботливое отношение к ней закладывается у детей только тогда, когда они видят примеры ежедневного, внимательного и заботливого отношения со стороны взрослых - воспитателей и родителей.
3. Наиболее эффективными формами взаимодействия педагога с детьми по экологическому образованию считаются такие формы, в которых дошкольники получают возможность непосредственного контакта с природой. В этом случае у детей формируются не только экологические знания, но и опыт использования этих знаний в практической деятельности.
4. К таким формам взаимодействия можно отнести прогулки, экспериментирование, наблюдения, различные экологические акции и проекты.
План методической работы воспитателя по экологическому воспитанию.
1. Овладение современными методами диагностики всестороннего развития дошкольников;
2. Планирование индивидуальной работы с воспитанниками по результатам диагностики;
3. Изучения учебной, справочной и научно-методической литературы;
4. Изучение инновационных технологий по обучению детей экологическому воспитанию;
5. Периодическое изучение нового материала по экологии на педагогических сайтах;
6. Создание эколого-развивающей среды (центр природы).
7. Составление картотеки дидактических игр по экологии для дошкольников.
8. Создание электронной версии методической копилки с использованием ИКТ – технологий;
9. Составление картотеки методического демонстрационного, раздаточного материала по экологии;
10. Выпуск экологической стенгазеты на тему «Берегите природу».
11. Проведение досугов, экологических, народных праздников.
12. Изготовление экологического лэпбука. Формы работы с детьми: совместная деятельность воспитателя с детьми: индивидуальная работа с детьми свободная самостоятельная деятельность детей. Формы работы с родителями: анкетирование родителей консультации индивидуальные и групповые беседы оформление наглядной информации (стенды, папки-передвижки)привлечение к обогащению развивающей предметно-развивающей среды группы и др. Используемые технологии: здоровье сберегающие, игровые, информационно-коммуникационные, личностно-ориентированные, технология проектной деятельности, исследовательской деятельности, технология проблемного обучения (необходимым условием реализации данной технологии является наличие проблемной ситуации, которая подразумевает состояние умственного затруднения детей, вызванное недостаточностью ранее усвоенных ими знаний и способов деятельности для решения познавательной задачи. В основе любой проблемной ситуации должно лежать противоречие.)
Ожидаемые результаты для детей:
Предполагается получить результаты в области воспитания и обучения, а значит, развития ребенка: воспитание эмоционального, бережного отношения к объектам окружающего мира, умения видеть красоту окружающего мира, формирование представлений о некоторых природных объектах, явлениях, закономерностях; привитие навыков экологически грамотного поведения в природе и в быту; умения прогнозировать свои действия по отношению к окружающей среде; желания предпринимать определенные действия по ее сохранению и улучшению.
Кроме того, предполагается эмоциональное развитие ребенка в целом, формирование умения логически мыслить, самостоятельно делать обобщения (умственное развитие, обогащение словаря, развитие наблюдательности, любознательности, интереса к познавательной деятельности, ассоциативного мышления.
Ожидаемые результаты для педагога и родителей воспитанников:
• повышение профессионального уровня и педагогической компетентности педагога по теме самообразования;
• повышение компетентности родителей воспитанников в вопросах экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста
Продукты педагогической деятельности в рамках самообразования по теме:
• Буклеты, памятки, брошюры, консультации и рекомендации для родителей;
• Реализация и презентация проектной деятельности;
• Презентация и обобщение опыта педагога по теме самообразования;.
• Личное участие в творческих конкурсах на разных уровнях.
План деятельности воспитателя по теме самообразования
Методическая работа воспитателя
Сентябрь 1. Изучения учебной, справочной и научно-методической литературы; 2. Изучение нового материала по экологии на педагогических сайтах, ознакомление с публикациями в печатных изданиях. Октябрь 1. Овладение современными методами диагностики всестороннего развития дошкольников; 2. Создание эколого-развивающей среды. Ноябрь 1. Изучение инновационных технологий по обучению детей экологическому воспитанию; 2. Изготовление дидактической игры «Четвертый лишний» Декабрь Изучение нового материала по экологии на педагогических сайтах, ознакомление с публикациями в печатных изданиях. Январь Составление картотеки дидактических игр по экологии для дошкольников Февраль 1. Составление картотеки методического демонстрационного, раздаточного материала по экологии;2. Изучение нового материала по экологии. Март 1. Разработка конспекта занятия; 2. Выпуск экологической стенгазеты на тему «Берегите природу». Апрель 1. Изготовление экологического лэмпбука. Май 1. Мониторинг на конец учебного года.
Работа с детьми
Сентябрь
1. Игровая деятельность.
2. Беседа с использованием компьютерной презентации «Значение воды в жизни людей»;
3. ЧтениеД. Н. Мамин-Сибиряк «Про комара Комаровича»;
4. Лепка «Овощи и фрукты».
Октябрь
1. Опытно-исследовательская деятельность;
2. Рисование «Осенний лес»;
3. Чтение С. Кирсанов «Что значишь ты без трав и птиц»;
4. Беседа на тему: «Лес и наше здоровье»
5. Лепка «Грибы для белочки»
Ноябрь 1. Беседа «Синичкин день»: «Зеленая аптека»; «Овощи и фрукты – лучшие продукты»
2. Заучивание: П. Воронько «Журавль»
3. Худ. труд. «Птичка-невелика»
Декабрь
1. Беседа с использованием компьютерной презентации на тему: «Покормим птиц зимой»;
2. Чтение Г. Серебрецкий «Берегите птиц»;
3. Зимняя выставка поделок: «Рождественские чудеса» Январь 1. Беседы с использованием компьютерных презентаций на темы:«Что такое заповедник»;«Путешествие по заповедникам»; 2. Чтение Л. Гальперштейн «Моя первая энциклопедия» Февраль 1. Проведение народного праздника «Масленица»; 2. Беседа с использованием компьютерной презентации на тему: «Морские млекопитающие» 3. Начало реализации проекта «Огород на подоконнике» .Беседы с использованием компьютерной презентации: «Естественные водоемы Земли»;
Март 1.«Значение почвы и воды в жизни всего живого»;
2. Чтение В. Варанжин «Как ежик зиму перезимовал»; Апрель 1.«День Земли»;
2. Завершение проекта «Огород на подоконнике» Май Беседы с использованием компьютерной презентации: «Поможем природе»
Работа с родителями
Сентябрь
1. Анкетирование родителей по экологии.
2. Разработка плана – программы взаимодействия с семьями воспитанников.
Октябрь 1 Анкета: «Формирование экологической культуры детей дошкольного возраста средствами экспериментальной деятельности».;
2. Участие родителей в изготовлении поделок вместе с детьми из природного материала «Осенний вальс»
Ноябрь 1. Анкета: «Экологическое воспитание»;
2. Консультация:: «Синичкин день» Декабрь 1. Изготовлении кормушек. В рамках экологической акции «Птичья столовая»:
2. Изготовление поделок с детьми «Рождественские чудеса» Январь 1. Разработка и проведение консультаций для родителей: «Родители – пример для детей в соблюдении экологической культуры»;
Памятка: «Мы против мусора»; Февраль 1. Разработка и проведение консультаций для родителей: «Экологическое воспитание»;
2. Памятка: «Берегите природу»; Март 1. Разработка и проведение консультации для родителей:
«Прогулки на природу – основа здоровья ребёнка».
2. 2. Памятка: «День птиц» Апрель 1. Привлечение родителей к участию
2.«День посадки огорода»;
3. Памятка: «День Земли»; Май 1. Разработка и проведение консультации для родителей: «Чистая планета Земля»;
2. Совместная работа по созданию альбома; «Берегите природу»; «Дикие животные России»