Надия Аитова
План по самообразованию «Использование схем и моделей для развития речи детей старшего дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
План
Тема: «Использование схем и моделей для развития речи детей
старшего дошкольного возраста»
Цель: Развитие связной речи детей с помощью схем описаний и мнемотехники, повышение уровня речевой активности детей.
Публикация «План по самообразованию „Использование схем и моделей для развития речи детей старшего дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Планирование. Планы работ
- Развитие речи. Самообразование
- Самообразование, саморазвитие
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2024
Задачи: • Развитие связной монологической речи, обогащение словарного запаса детей.
• Формирование умения составлять рассказы по лексическим темам с помощью схем описаний.
• Развитие у детей умений с помощью мнемотаблиц рассказывать знакомые сказки, рассказы, стихи, скороговорки, отгадывать и загадывать загадки с помощью мнемотаблиц.
• Развитие у детей активности, сообразительности, наблюдательности, умения сравнивать, выделение существенных признаков. • Развитие у детей психических процессов: мышления, внимания, воображения, памяти.
Актуальность.
Актуальность изучения проблемы развития связной речи обусловлена тем, что в деятельности людей нет такой области, где не употреблялась бы речь, она нужна везде, и особенно, на этапе обучения. От качества речи зависит успешность обучения. При помощи речи, общения ребёнок легко и незаметно для себя входит в окружающий его мир, узнаёт много нового, интересного, может выразить свои мысли, желания, требования. Речь - это деятельность, в процессе которой люди общаются друг с другом посредством родного языка. Развитие связной речи – высшей формы мыслительной деятельности – определяет уровень речевого и умственного развития ребёнка. Именно в связной речи реализуется основная, коммуникативная, функция речи. Но, к сожалению, в настоящее время у детей всё чаще наблюдаются речевые нарушения, которые резко ограничивают их общение с окружающими людьми. Образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольников - явление очень редкое.
В речи детей существуют множество проблем: недостаточный словарный запас и как следствие, неспособность составить распространенное предложение; бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить ответ; бедная монологическая речь: неспособность составить сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказать текст. Мы знаем, что овладение связной устной речью – важнейшее условие успешной подготовки детей к обучению в школе. Взяв в основу мнение великих педагогов, увидев эффективность наглядного материала, пользуясь готовыми схемами педагогов, но изменяя и совершенствуя их по-своему, использую в работе по обучению детей связной речи приёмы мнемотехники.
Мнемотехника - в переводе с греческого - «искусство запоминания». Это система методов и приемов, обеспечивающих успешное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа, и, конечно, развитие речи. Я считаю, что, если в работе по обучению детей связной речи использовать приёмы мнемотехники, то это поможет ребёнку быть более общительным, расширится его словарный запас, ребенок научится связно говорить, рассказывать, выражать свои мысли.
Раздел Сроки Содержание работы Практические выходы
Изучение методической литературы Сентябрь - май Изучить статью на тему «Учим стихи — развиваем память», автор Широких Т. Д. / Ребёнок в детском саду. 2004. №2. С. 59- 62. Изучить статью на тему: «Мнемотехника как прием в обучении детей связной речи». Изучить статью на тему «Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи», автор Омельченко Л. В. / Логопед. 2008. №4. С. 102 - 115.
Формирование умения детей составлять связный рассказ по картинке с помощью схемы, пополнять и активизировать словарный запас детей.
Учить детей заучивать стихотворения с помощью схем-моделей. Работать над выразительным чтением стихотворения перед слушателями. Пополнять и активизировать в речи словарный запас детей.
Работа над пересказами с использованием опорных схем. Обучение связному последовательному пересказу с наглядной опорой в виде графических схем, активизация и обогащение словарного запаса детей.
Обучение сочинению сказок. Учить детей сочинять сказку по модели – схеме; последовательно и связно рассказывать друг другу свои сказки; учить придумывать название сказке.
Работа по составлению рассказов по картине. Учить детей рассматривать картину и выделять ее главные характеристики; учить детей составлять связный рассказ по картине с опорой на схему. составление рассказа по картине «Осень»
Работа с родителями Октябрь Консультации для родителей на тему: «Использование мнемотехники в развитии речи детей».
Предметно – развивающая среда Октябрь - апрель Схемы Схемы для занятий
Самореализация Май Отчет о проделанной работе Отчёт
Литература
1. Ткаченко Т. Использование схем в составлении описательных рассказов//Дошкольное воспитание. – 1990. – №10
2. О. С. Ушакова Развитие речи дошкольников Москва — 2001
3. Развитие познавательных способностей в процессе дошкольного воспитания Под редакцией Л. А. Венгера Москва «Педагогика» 1986
4. Развитие речи детей дошкольного возраста. Под ред. Ф. А. Сохина. – М. : Просвещение, 1984.
5. Ефименкова Л. Н. Формирование речи у дошкольников. – М. : Просвещение, 1985.
6. Ткаченко Т. А. Большая книга заданий и упражнений на развитие связной речи малыша. М. ; Эксмо, 2006г.
Итоговый отчет по самообразованию
Должность: воспитатель
Тема. «Использование схем и моделей для развития речи детей старшего дошкольного возраста».
Срок работы над темой. 2021-2022 год
Цель самообразования по теме. Создание условий для развития связной речи детей с помощью схем описаний и мнемотехники, повышение уровня речевой активности детей. Повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности.
Задачи самообразования.
• Развитие связной монологической речи, обогащение словарного запаса детей.
• Формирование умения составлять рассказы по лексическим темам с помощью схем описаний.
• Развитие у детей умений с помощью мнемотаблиц рассказывать знакомые сказки, рассказы, стихи, скороговорки, отгадывать и загадывать загадки с помощью мнемотаблиц.
• Развитие у детей активности, сообразительности, наблюдательности, умения сравнивать, выделение существенных признаков. • Развитие у детей психических процессов: мышления, внимания, воображения, памяти.
Деятельность по теме. Анализ методической литературы. Познакомить детей с мнемотаблицами, формировать умение детей составлять рассказы с помощью схем описаний. Используя схемы расширить словарный запас, научить ребенка связно разговаривать, рассказывать, выражать свои мысли.
Наработанный материал. Подготовлены консультации для родителей, изготовлены схемы описаний, мнемотаблицы.
Форма предоставления материалов. Итоговый отчет по самообразованию. Оформление консультаций, памяток, для родителей по данной теме.