Фатеева Екатерина Александровна
План по самообразованию учителя-логопеда в старшей группе детского сада
▼ Скачать + Заказать документы
Тема самообразования : «Коррекция нарушения слоговой структуры слова у детей старшего дошкольного возраста».
Время работы над темой: сентябрь 2019 – май 2020 года.
Цель: разработать систему коррекционно-логопедической работы по преодолению нарушений слоговой структуры слов у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи:
1. Изучить и проанализировать литературу по проблеме преодоления нарушений слоговой структуры слов у детей
2. Ознакомиться с опытом работы коллег в сетевых сообществах по данной теме.
Публикация «План по самообразованию учителя-логопеда в старшей группе детского сада» размещена в разделах
- Логопедическая работа. Самообразование
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Планирование. Планы работ
- Работа логопеда. Логопедия
- Самообразование, саморазвитие
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2020
3. Провести диагностику нарушений слоговой структуры слов у детей старшего дошкольного возраста.
4. Пополнить развивающую среду кабинета пособиями, направленных на коррекцию слоговой структуры слов.
5. Расширить комплекс педагогических средств, способствующих формированию навыков правильного формирования слоговой структуры слов у детей.
План работы
№ п/п Содержание Сроки
1 Изучение литературы по выбранной теме. в течение года
2 Диагностика нарушений слоговой структуры слов у детей старшей группы август - сентябрь
3 Подобрать дидактический материал по коррекции нарушений слоговой структуры слов.
сентябрь - октябрь
4 Систематизировать практический материал по данной теме. ноябрь
5 Изучать опыт работы логопедов по данной теме через интернет - ресурсы. в течение года
6 Подготовить материал по теме для отчёта январь - май
7 Распространение опыта работы (публикация материала по теме на личном мини-сайте). май
8 Подготовить отчет для педсовета. май
Опыт работы по теме: «Коррекция нарушения слоговой структуры слова у детей старшего дошкольного возраста».
Развитие речи, включающее умение четко произносить звуки и различать их, владеть артикуляционным аппаратом и слоговым составом слова, правильно строить предложения и т. д., одна из насущных проблем, стоящих перед дошкольным образованием.
Правильная речь – один из показателей готовности ребенка к обучению в школе, залог успешного усвоения грамоты и чтения: письменная речь формируется на основе устной, и у детей, имеющих нарушения слоговой структуры слова, с большой степенью вероятности могут проявиться в школьном возрасте нарушения письма и чтения.
С каждым годом увеличивается число детей, страдающих различными нарушениями речи. У большинства из них в той или иной степени присутствует нарушение слоговой структуры слова. В логопедической работе с детьми часто на первый план выдвигается преодоление недостатков звукопроизношения и недооценивается значение развития ССС. Затруднения в произнесении отдельных звуков, а также акцентирование внимания на их преодолении ведут к тому, что звук, а не слог становится единицей произношения. Это в некоторой степени противоречит естественному процессу развития речи. Поэтому особую важность приобретает определение правильного соотношения между развитием звукопроизношения и овладением слоговой структурой слова.
Поскольку данная тема недостаточно изучена и освещена в учебно-методической литературе, учителя-логопеды испытывают трудности в организации работы по формированию слоговой структуры слова: в систематизации и подборе речевого дидактического материала, обеспечении занятий лексической насыщенностью.
А. К. Маркова выделяет следующие типы нарушений слоговой структуры слова:
1. Нарушение количества слогов:
Сокращение (пропуск) слога: «моток» — молоток;
Опускание слогообразующей гласной: «пинино» — пианино;
Увеличение числа слогов за счет вставки гласных в стечения согласных: «команата» — комната;
2. Нарушение последовательности слогов в слове:
Перестановка слогов: «деворе» — дерево;
Перестановка звуков соседних слогов: «гебемот» — бегемот;
3. Искажение структуры отдельного слога:
Сокращение стечений согласных: «тул» — стул;
Вставки согласных в слог: «лимонт» — лимон;
4. Уподобление слогов: «кококосы» — абрикосы;
5. Персеверации (циклическое повторение одного слога).
6. Антиципации (замена предшествующих звуков последующими) : «нананасы» — ананасы;
7. Контаминации (смешение элементов слов) : «кабудка» — конура + будка.
Этапы работы над слоговой структурой слова
Для становления слоговой структуры слова значимыми являются такие неречевые процессы, как оптико-пространственная ориентация, возможности темпо-ритмической организации движений и действий, способность к серийно-последовательной обработке информации. Эти неречевые процессы являются базовыми предпосылками усвоения слоговой структуры слова.
Выбору методов и приёмов коррекционной работы по устранению нарушения слоговой структуры слов у детей предшествует обследование ребёнка-логопата, которое проводилось по традиционной схеме. Затем составлялся индивидуально-перспективный план и, согласно ему выстраивалась коррекционная работа.
Конкретный вид работы выбирался в зависимости от уровня речевого и интеллектуального развития ребёнка, его возраста и вида речевой патологии. Параллельно с работой над слоговой структурой слов велась и работа над звуконаполняемостью слов, коррекцией звукопроизношения.
Коррекционная работа по преодолению нарушений слоговой структуры слов складывалась из развития речеслухового восприятия и речедвигательных навыков и проводилась в два этапа.
Подготовительный этап (работа проводилась на невербальном материале).
Цель: подготовить ребёнка к усвоению ритмической структуры слова.
На этом этапе ребё нку предлагается выполнить следующие виды работ:
1) Игры и упражнения на развитие концентрации слухового внимания, слухового гнозиса и слуховой памяти на материале неречевых звуков.
Примеры игр и упражнений:
«Где позвонили», «Узнай музыкальный инструмент по звуку», «Сколько раз ударили в барабан?», «По звуку угадай действие», «Кто кричал?», «Как стучали громко или тихо?»
2) Работа над ритмом.
Примеры и упражнения:
Сравнение ритмов: узнавание ритмов и соотнесение их с определённым ритмическим рисунком; воспроизведение определённого ритма по образцу логопеда, по заданному ритмическому рисунку; задания с использованием ударения для выделения части ритмического рисунка; произвольное воспроизведение ритма ребёнком с последующей записью ритмического рисунка символам.
Выше перечисленные виды заданий выполняются с помощью следующих способов:
1. Отхлопывание в ладоши.
2. Отстукивание ладонью по столу.
3. Оттопывание ногой.
3) Воспроизведение долгих звуков (дудка, губная гармошка) и коротких (барабан, бубен).
4) Формирование общей координаций движений под ритмическую музыку.
Примеры игр и упражнений:
«Делай как я», «Танцующие снежинки», «Передай привет», «Загадки от зверят», «Танцующие листочки», «Бабочки и цветы».
5) Формирование координации движений пальцев рук.
• развитие переключаемости движений пальцев рук;
• развитие темпоральных, ритмических параметров движений пальцев рук;
• формирование пространственной организации движений пальцев рук.
6) Формирование координации пальцев рук и органов артикуляции при выполнении совместных движений.
Примеры артикуляционных упражнений: «улыбка», «трубочка», «заборчик», «лопатка», «иголка», «горка», «парус», «грибок», «лошадка».
Перед ребёнком раскладываются картинки-символы с изображением артикуляционных упражнений. Логопед осуществляет показ чередующихся движений: губы растягиваются в улыбке, указательный палец касается нужной картинки; губы вытягиваются трубочкой, третий палец касается нужной картинки и т. д. Ребёнок повторяет упражнение.
Примеры упражнений по совершенствованию статистической и динамической координации движений пальцев рук.
«Качели»
Вариант 1. Рот широко открыт, язык приподнимается вверх, затем опускается вниз. Прямые руки двигаются одновременно с языком в тех же направлениях.
Вариант 2. Язык производит те же движения, руки двигаются в противоположных направлениях.
«Часики»
Вариант 1. Рот открыт, губы растянуты в улыбку, кончик языка попеременно касается уголков рта. Указательные пальцы рук выполняют синхронные движения «влево-вправо», направление движений пальцев совпадает с движениями языка.
Вариант 2. Органы артикуляции производят те же движения. Указательные пальцы рук синхронно двигаются в противоположном направлении и т. д.
7) Упражнения на развитие реципрокной координации рук.
Примеры выполнения одновременных движений:
- кулак (левая рука) – ребро (правая рука)
- ладонь левой руки опущена вниз – ладонь правой руки поднята вверх
- ладонь левой руки опущена вниз – правая рука – ребро
- кулак – левая рука, ладонь – правая рука
Результативность:
- развивается слуховая память, слуховое восприятие;
- формируется общая координация движений;
-формируется умение воспроизводить, сравнивать и узнавать ритм.
Коррекционный этап (работа велась на вербальном материале).
Цель: непосредственная коррекция дефектов слоговой структуры у конкретного ребёнка.
Отработка слоговой структуры слова проводилась на следующих этапах:
• уровень гласных звуков
• уровень слогов
• уровень слов
• уровень предложений, фраз, стихов и чистоговорок.
1) Коррекционная работа на уровне гласных звуков.
Виды заданий и упражнений:
1. Пропевание серии звуков с чёткой артикуляцией, повторение звуков, чтение букв.
2. Те же задания с выделением ударного звука.
3. Узнавание серии звуков по беззвучной артикуляции и произнесения их голосом.
4. Отстукивание ритма ребёнком по образцу данным логопедом с разноударным произнесением звука.
2) Коррекционная работа на уровне слогов.
Виды заданий и упражнений:
1. Сосчитать сколько слогов произнесено (слоги прямые, обратные, со стечением согласных).
2. Наращивание количества слогов: «Скажи на один слог больше, чем я».
3. Уменьшение количества слогов: «Скажи на один слог меньше, чем я».
4. Проговаривание цепочек слогов.
5. Проговаривание и повторение серии слогов.
6. Проговаривание слогов со стечением согласных.
7. Игра с мячом- «скажи наоборот» : са – ас, тса –аст, со – ос, тсо – ост, су – уст.
3) Коррекционная работа на уровне слов.
При отработке слов различной слоговой структуры учитывалось следующее :
• структура слова расширяется за счёт конструкций, уже имеющихся в речи ребёнка;
• формирование слоговой структуры слов ведётся на основе определённых схем слов, которые закрепляются как изолированно, так и в составе фразы;
• в наиболее тяжёлых случаях работу необходимо начинать с вызывания или закрепления имеющихся слов-звукоподражаний. Особое внимание уделялось повторению звукоподражаний, что создаст определённые возможности для усвоения слогового ряда (например, ав-ав-ав);
• переход к двусложным словам осуществлялся с помощью уже усвоенных простых слоговых конструкций. Детям предлагались двусложные слова типа: СГ + СГ с одинаковыми повторяющимися слогами (мама, баба).
Виды заданий и упражнений:
1. Игра «Телеграф».
2. Игры на деление слов на слоги.
3. Упражнение на деление слов на слоги, произнесение слогов с одновременным выполнением действия.
4. Упражнение на разбор слова по схеме:
сколько слогов; какой первый; какой последний; какой слог стоит перед слогом ….; какой слог стоит после слога ….; какой слог стоит между слогами ….
5. Игра «Муравей - почтальон».
6. Игра с мячом: дети передают друг другу мяч и одновременно называют слог какого-то слова (ко… козы, ко… корова, ма… машина).
7. Упражнение: объясни значение слова.
8. Упражнение: исправь ошибку в словах: мотолок, моколо, полоток….
9. Упражнение: ребёнку предлагается ряд картинок (слов) - выбрать из них:
самое длинное слово; самое короткое слово; назвать одинаковые по количеству слогов слова.
10. Упражнение: логопед называет пары слов, которые рифмуются и которые не рифмуются.
Инструкция: найди слова, какие рифмуются, а какие нет, определи количество слогов в них.
11. Упражнение: даны слова: рады, сосна, лыжи.
Инструкция: поменяй слоги местами, составь новое слово.
12. Задание: придумать родственные слова к слову.
13. Задание: придумай куклам имена, состоящие из двух слогов, из трёх слогов. Подари им вещи, состоящие из двух слогов из трёх слогов.
Все задания подбирались с постепенным усложнением вербальных и невербальных средств. С целью преодоления нарушений слоговой структуры слов у детей, основные акценты ставились на совершенствовании умений правильно структурировать слова.
Результативность:
- формируется умение проводить фонематический и слоговой анализ слов;
- формируется умение управлять словами сложной слоговой структуры;
- развивается умение анализировать и синтезировать слова;
4) Коррекционная работа на уровне фраз, чистоговорок, текстов.
Виды заданий и упражнений:
1. Заучивание чистоговорок (с различными типами слогов в словах).
2. Придумать чистоговорку самому.
3. Заучивание речёвок, выполнение движений в процессе речи.
4. Проговаривание слогов, слов, стихотворений, чистоговорок, предложений, текстов сопряжено с взрослым.
5. Игра «Телеграф» : передать другому телеграмму.
6. Рассказывание коротких стихотворений с отстукиванием ритма.
7. Пропевание распевок с чёткой ритмической структурой.
8. Договорить предложение за взрослым и повторить его целиком.
9. Составление предложений со словами сложной слоговой структуры по предметным и сюжетным картинкам.
10. Упражнение на управление словами сложной слоговой структуры.
11. Выбрать из трёх слов то, которое подходит по рифме и повторить фразу целиком.
Шепчет ночью мне на ушко, сказки разные… (перина, подушка, рубашка).
12. Придумать рифму к рифмованным строкам самостоятельно :
Где весною было пусто, летом выросла (капуста).
13. Чтение предложения по слогам.
Сводные данные, полученные в ходе обследования слоговой структуры слова детей 5-6 лет (12 человек) до и после коррекционного воздействия
Название блока диагностической методики Начало учебного года Конец учебного года
Данные сформированности слоговой структуры слова
Данные обследования сопряженного произношения слов различной структурной сложности Высокий уровень – 21% Высокий уровень – 21%
Средний уровень – 56% Средний уровень – 72%
Низкий уровень – 21% Низкий уровень – 7%
Данные обследования отраженного произношения слов различной структурной сложности Высокий уровень – 7% Высокий уровень – 7%
Средний уровень – 49% Средний уровень – 70%
Низкий уровень – 56% Низкий уровень – 21%
Данные обследования восприятия лексических единиц Высокий уровень – 21% Высокий уровень – 35%
Средний уровень – 56% Средний уровень – 58%
Низкий уровень – 21% Низкий уровень – 7%
Таким образом, мы видим определенную динамику в развитии предпосылок формирования слоговой структуры слова у испытуемых 5-6 лет с нарушением речи. Дети справляются с определением количества структурных элементов слоговой последовательности, завершением начатого слова до конца. Могут самостоятельно выполнять задания без помощи учителя-логопеда. Более точно воспроизводят предложенную последовательность движений, допускают меньше ошибок в пространственной координации.
Список литературы:
1. Агранович З. Е. Логопедическая работа по преодолению нарушений слоговой структуры слов у детей. СПб: Детство-Пресс, 2000.
2. Большакова С. Е. Преодоление нарушений слоговой структуры слова у детей. Москва: Сфера, 2007.
3. Волина В. В. Учимся играя. Екатеринбург: Арго,1996.
4. Козырева Л. М. Мы читаем по слогам. Комплекс игр и упражнений для детей 5 – 7 лет. Москва: Гном и Д, 2006.
5. Курдвановская Н. В., Ванюкова Л. С. Формирование слоговой структуры слова. Москва: Сфера, 2007.
6. Лалаева Р. И., Серебрякова Н. В. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников. СПб: Союз,1999.
7. Ткаченко Т. А. Коррекция нарушений слоговой структуры слова. Москва: Гном и Д, 2001.
8. Филичева Т. Б., Чиркина Г. В. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада. Москва: 1991.
9. Нищева Н. В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с ОНР. СПб., 2004.
10. Четверушкина Н. С. Слоговая структура слова. Москва: Гном и Д, 2001.