Селезнева Анна
План по самообразованию «Развитие звуковой культуры речи у детей раннего возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие речи играет основополагающую роль, является важным показателем уровня развития вообще. Речь – это основное средство достижения целей и желаний личности, один из способов самовыражения и самореализации. Без развития речи невозможна полноценная коммуникация человека в обществе. Гармоничное развитие речи лежит в основе успешного обучения ребенка, подростка, взрослого. Вот почему так важно уделять особое внимание речи ребенка именно с раннего возраста. Успешное овладение речевыми навыками ребенком в младшем возрасте позволит ему в дальнейшем более легко и быстро освоить программу детского сада, а затем и школьную, быть успешным среди сверстников и взрослых.
Публикация «План по самообразованию „Развитие звуковой культуры речи у детей раннего возраста“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Младшая группа
- Планирование. Планы работ
- Развитие речи. Самообразование
- Самообразование, саморазвитие
- Темочки
Именно поэтому в своей педагогической деятельности я уделяю большое внимание работе над темой: «Развитие звуковой культуры речи у детей раннего возраста через дидактические игры и в совместной образовательной деятельности».
Звуковая культура речи – это умение правильно, в соответствии с содержанием излагаемого, с учетом условий речевого общения и цели высказывания, пользоваться всеми языковыми средствами (интонацией, лексическим запасом, грамматическими формами). Дети дошкольного возраста овладевают ею в процессе общения с окружающими их людьми. Большое влияние на формирование высокой культуры речи у детей оказывает воспитатель.
У детей раннего возраста отмечается неправильное произношение отдельных звуков, особенно шипящих, перестановка или пропуск звуков и слогов в слове. У некоторых детей наблюдается быстрая, нечеткая речь, при которой ребенок недостаточно открывает рот, слабо артикулирует звуки. Есть свои особенности и у речевого дыхания детей : оно поверхностное, с шумными частыми вдохами, без пауз.
Недостатки звуковой культуры речи неблагоприятно отражаются на личности ребенка: он становится замкнутым, резким, неусидчивым, у него падает любознательность, может возникнуть умственное отставание. Вот почему с особой важностью к развитию звуковой культуры речи нужно подходить именно в раннем дошкольном возрасте.
ЦЕЛЬ: способствовать формированию звуковой культуры речи у детей раннего возраста через дидактические игры и в совместной образовательной деятельности.
ЗАДАЧИ:
развивать артикуляционный аппарат;
упражнять в отчетливом произношении изолированных гласных и согласных звуков (кроме шипящих и сонорных, звукоподражании;
работать над речевым дыханием, т. е. воспитывать умение производить короткий вдох, чтобы иметь возможность говорить фразами;
воспитывать речевой слух детей, постепенно развивая его основные компоненты: слуховое внимание, фонематический слух, способность воспринимать данный темп и ритм речи;
развивать умение регулировать громкость голоса в соответствии с условиями общения.
ПРИНЦИПЫ РАБОТЫ:
строю работу так, чтобы каждый ребенок мог принять в ней посильное участие;
придерживаюсь системности в работе, опираюсь на доступность, наглядность, научность;
слежу за соответствием уровня трудности материала к возрастным и индивидуально-психологическим особенностям детей;
организую педагогический процесс так, чтобы между мной и ребенком были отношения сотрудничества.
ПЛАН РАБОТЫ :
Сентябрь Изучить необходимую научно-методическую литературу по развитию звуковой культуры речи у детей раннего возраста. Подобрать необходимый материал по данной теме. Анкетирование для родителей на тему: «Оцените уровень развития речи вашего ребенка».
Октябрь Постановка цели и задач по теме самообразования. Индивидуальные беседы.
Консультация «Речевые игры. Способы их проведения».
Ноябрь Подготовка предметно-пространственной развивающей среды. Индивидуальные беседы.
Родительское собрание: «Развитие речи младших дошкольников в процессе ознакомления с окружающим миром через игровую деятельность».
Декабрь Подобрать комплекс артикуляционной гимнастики для детей раннего возраста. Индивидуальные беседы.
Разработать рекомендации для родителей по проведению артикуляционной гимнастики.
Январь Работа с песенками, потешками. Индивидуальные беседы.
Буклет «Как нужно с детьми учить стихи».
Февраль Работа над звукоподражанием. Индивидуальные беседы
Консультация для родителей «Роль семьи в развитии речи ребенка».
Март Работа с играми на развитие слухового внимания, фонематического слуха. Индивидуальные беседы.
Оформление папки-передвижки «Игры на развитие речевого слуха. Условия их проведения».
Апрель Работа над развитием умения регулировать громкость голоса. Работа над интонацией. Индивидуальные беседы.
Пополнение речевого уголка играми сделанными своими руками родителями и детьми.
Май Самоанализ плана по самообразованию. Проведение открытого занятия по развитию звуковой культуры речи. Индивидуальные беседы.
Презентация отчета о проделанной работе за прошедший год.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Гербова В. В. Развитие речи в детском саду. Программа и методические рекомендации. Издательство: Мозаика-Синтез, 2010.
2. Гербова В. В. Занятия по развитию речи в первой младшей группе детского сада. Издательство: Мозаика-Синтез, 2008.
3. Развитие речи в картинках : занятия для детей. Демонстрационный материал. М., 2009.
4. Развитие речи. Младшая группа. Занимательные материалы. / Сост. О. И. Бочкарева. – Волгоград: ИТД «Корифей», 2012.
5. Рудик О. С. Развитие речи детей 2 – 4 лет в свободной деятельности. М., 2009.
6. Рыжова Н. В. Развитие речи в детском саду. Конспекты занятий в младшей, средней и старшей группах. Издательство: Академия Развития, 2010.
7. От рождения до школы. Основная образовательная программа дошкольного образования. / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. – М. : Мозаика-Синтез, 2016.
8. Ушакова О. С., Арушанова А. Г., Максаков Ф. И. и др. Занятия по развитию речи в детском саду. Издательство: «Совершенство», 2011.